Кемеровская область - Областной летний лингвистический лагерь для детей мигрантов «Белый журавль»

Изучение русского языка как государственного в многонациональной стране – сегодня одна из самых актуальных тем в педагогике, поскольку в учебной аудитории язык становится не только помощником успешной коммуникации, но и средством погружения ребенка в национальную специфику социума, средством его адаптации к новой для него культурной среды. В образовательных учреждениях Кемеровской области обучаются более тысячи детей- мигрантов.

С целью интеграции данной категории учеников в школы и усиления в образовательных учреждениях работы по воспитанию детей в духе толерантности в 2009 году министерством культуры и национальной политики Кузбасса совместно с Новокузнецким институтом (филиалом) ФГБОУ ВО “Кемеровский государственный университет» была разработана специальная областная программа для детей - мигрантов и детей - новых соотечественников «Русский язык как неродной». Программа стала основой для работы по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Кемеровской области и создания в 2009 году летнего областного лингвистического лагеря для детей мигрантов «Белый журавль».

Деятельность лагеря направлена на поддержку детей мигрантов, их языковой и социокультурной адаптации. Данный проект реализуется в каникулярное время на базе городских лагерей дневного пребывания - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» (г.Кемерово), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97» (г.Новокузнецк).

Основная цель лагеря – организация учебных занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий для детей и подростков разных национальностей-учащихся школ, обеспечение адаптации и интеграции детей мигрантов в среде русскоязычных детских коллективов, организация и проведение учебных занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий для детей и подростков разных национальностей-учащихся школ. В программе обучения:

  • занятия по русскому языку с использованием вариативных форм обучения работы (в парах, группах, проектная деятельность, ведение дневника, подготовка собственных текстов и др.);
  • занятия по культуре речи, музыке, народному прикладному творчеству, изучение народных музыкальных инструментов, традиций и обрядов народов проживающих в Кемеровской области, а также спортивные игры, изучение и дегустация национальной кухни, театральные постановки по мотивам народных сказок, конкурс чтецов;
  • проектная деятельность, квест-игры, лингвистические турниры, мастер-классы по фотомастерству, телесъемке, групповые тренинги по созданию визуального образа на основе художественного текста и многое другое. Большая роль отводится на посещение театров и музеев, тематических экскурсий, участию в праздничных культурных и спортивных мероприятиях. Также программа лагеря предусматривает помощь родителям – мигрантам через консультации с учителями русского языка, совместное проведение занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий.

За годы реализации проекта участниками лагеря были дети самых разных национальностей – таджики, узбеки, армяне, азербайджанцы, киргизы, грузины, казахи, а также дети цыганской национальности.

Ежегодно в лагерной смене для детей-мигрантов и новых соотечественников принимают участие 100 детей.

Занятия по языку организуются по принципу увлекательности, игры, чтобы не вызвать отторжения и негативного отношения к языку. Педагоги реализуют сразу две педагогические задачи: создают условия для социальной адаптации детей мигрантов и разрабатывают специально организованный дополнительный методический материал: исследуют речевое развитие детей, разрабатывают тестовый материал, дидактические игры и т.д. К числу таких материалов можно отнести Дневник лагеря, в котором зафиксированы общие для всех лагерных смен «моменты»: график работы лагеря, государственная символика, фотографии и иллюстрации из русского народного быта и культуры и т.д. Основное пространство дневника представлено разлинованными листами для выполнения письменных заданий. Логика дневника – это знакомство на каждом занятии с бытом и культурой России через предметы, народные промыслы, героев былин и сказок.

Для детей с продвинутым уровнем владения русским языком работает школа журналиста и тележурналистики.

Отдельная структура, сопровождающая лагерь – «корпус вожатых» из числа студентов разных национальностей факультета русского языка и литературы НФИ КемГУ. Именно на корпус вожатых возложены основные задачи по реализации программы: проведение занятий, разработка дидактического обеспечения, проведение экскурсий и т.д. Работа в лагере помогает будущим педагогам проанализировать основные трудности общения с детьми других национальностей, глубже узнать культуры стран-бывших республик СНГ, что, в конечном итоге, формирует компетенции, связанные с деятельностью педагога в многонациональном классе, учебной группе.

Формирование толерантности – еще одна значимая задача лингвистического лагеря. Проекты «Фестиваль имен», «День национальной сказки», «Особенности национальной кухни», «Мой город», игры-тренинги помогают детям открывать многообразие культур, воспитывают уважение к культуре и традициям разных народов.

В качестве оценки эффективности проекта выступает мнение родителей и детей. Анкетирование детей и родителей по итогам работы лингвистического лагеря свидетельствует о том, что они удовлетворены работой лагеря и считают целесообразным дальнейшую реализацию данной программы не только в течение каникулярного времени, но и целого учебного года.