Республика Татарстан - Республиканский праздник мордовской культуры «Балтай»

Праздник справляется через неделю после Троицы. В его основе - языческие моления в честь хозяина леса – медведя. В этот день всей деревней принято идти в лес и наряжать медвежью семейку – медведя, медведицу, медвежонка. Головной убор делают из папоротника и украшают цветами. Тело обвязывают кленовыми ветками. И при этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, об обычаях выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. 

После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выводят на большую поляну, водят вокруг медведей хороводы, благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры. Затем все вместе направляются в деревню, во главе - «медведи» в кленовых «шубах», которых за веревку ведут самые красивые девушки, а следом за ними с песнями вся праздничная процессия. Песнями, угощениями, обливаниями задабриваются языческие боги, просятся обильные дожди и богатые урожаи. 

Обойдя все село, участники процессии «раздевали» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею друг друга. Ведь по преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. А если ветку смочить колодезной водой, то и того больше. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликовал народ. А молодежь и дети обливали друг друга водой. Это символизировало обилие дождей, а значит хороший урожай. 

В Лениногорском районе этот праздник проходит в селе Мордовская Кармалка. По преданию в 1902 году, в лесу у деревни появился дед-отшельник по имени Балтай, который однажды, чтобы порадовать ребятишек, нарядил себя кленовыми ветками и прошелся по деревне. Так и закрепилось за праздником название «Балтай». 

В других местах компактного проживания мордвы его так же называют «Овто чи», «Медень чи». Сегодняшний «Балтай» является прямым продолжением древнего мордовского праздника. Он не приближен к стандарту «массовых мероприятий». Организаторы стараются сохранить все лучшее от традиционного ритуала, и проводят в соответствии со сроками проведения этого праздника и в порядке, установленном когда-то предками. И все участники праздника вовлекаются в обрядовую часть праздника. Нет не режиссера, ни сценариста, только распорядитель, который следит за исполнением обряда. 

Ежегодно праздник «Балтай» собирает фольклорные мордовские коллективы из разных районов Республики Татарстан - это Альметьевский, Бугульминский, Черемшанский, Лениногорский муниципальные районы, г.г. Казань, Набережные Челны. 

В 2019 году Республиканский праздник мордовской культуры «Балтай» вновь прошел в с. Мордовская Кармалка Лениногорского района 23 июня.