527
Абазины

Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.

Территориальное расположение и численность

Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.

По переписи 2010 года в России не менее 43 000 абазин, а по данным переписи населения 2020 года - 41 793. Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесии, большее количество в Абазинском районе и г. Черкесск.

Число абазин в других регионах России:

Ставропольский край – 2 470;

Тюменская область – 382;

Кабардино-Балкарская Республика – 297;

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 230;

Ямало-Ненецкий автономный округ – 147;

Краснодарский край – 177;

Москва — 153.

В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии, Израиле. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.

Религия

В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи, которые могли навредить или помочь. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота, ткацкого ремесла. Младенческую смерть приписывали злой ведьме в женском обличье уыд, а до умопомешательства людей доводили шайтаны.

Согласно библейским преданиям, в начале первого века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный: вплоть до XV-XVII столетий народ исповедовал христианство. В 1762 году французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель утверждал, что «религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее, народ признаёт себя благочестивыми христианами».

Однако позже абазины поддались влиянию своих мусульманских соседей и сегодня исповедуют ислам суннитского толка.

Язык

Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.

Некоторые ученые считают, что предки абазов создали ашуйскую письменность, которая повлияла на финикийское письмо, а, следовательно, и на создание латинского алфавита.

Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году – на кириллицу.

Сейчас на территории РФ насчитывается 30 194 человека, владеющих абазинским языком.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди. По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.

Праздничные наряды опускались ниже колен на 10-15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду темных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки. На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент — пояс, на который закрепляли нож, кинжал.

Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.

Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком. Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею. Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.

sdgiqhn5u8wvsgwyxgopmx71ldw19ve4.jpg1660367015_14-uhd-name-p-natsionalnii-kostyum-kabardintsev-devushka-22.jpg1615879900_50-p-natsionalnaya-odezhda-abazinov-56.jpg

Культура

Культура абазин богата на предания, песни и сказки. Главные герои – люди обычных профессий: пастухи, вышивальщицы, охотники, сказки всегда заканчиваются победой добра над злом. Большинство песен и обычаев построены вокруг годового земледельческого цикла.

Среди музыкальных инструментов выделялись: род балалайки (мышӏкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), дудка из оружейного ствола (кӏыжкӏыж), деревянные трещотки (пхьарчӏакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка и свирель.

Одной из наиболее развитых областей абазинского народного художественного творчества является декоративно-прикладное искусство. Творчества абазинских мастеров отличаются высоким художественным совершенством: гармоничность пропорций, изящные линии и большое количество орнаментов. Всё это можно увидеть и в национальном костюме, и в тонкой резьбе на изделиях из дерева, и в узорах плетения и вязания, и в ювелирных изделиях.

Вышиванием занимались женщины и девушки всех социальных слоев. Вышивали шерстяными и шелковыми нитками, канителью. Канителью вышивали не только костюмы, головные уборы, но и такие предметы быта, как кожаные сумки и конское снаряжение. Самобытным видом декоративно-прикладного искусства была и художественная обработка металла - железа, меди, серебра.

1615879875_8-p-natsionalnaya-odezhda-abazinov-9.jpg

Быт

Семейный уклад жизни

У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:

  1. Не навещать своих родных минимум год после свадьбы.
  2. Избегание свекров. Невестка не имела права разговаривать с родителями мужа, оставаться с ними наедине, поднимать на них глаза, есть за одним столом, сидеть в их присутствии. Избегание свекрови заканчивалось в срок от недели до нескольких месяцев, свекр мог продолжать молчание годами или всю жизнь.
  3. Супруги не называли друг друга по имени, использовали прозвища или местоимения. Для мужчины считалось позорным говорить что-либо про свою жену в присутствии других. Когда того требовала ситуация, употреблял слова «моя жена», «мать моих детей», «дочь того-то».
  4. В дневное время супругам нельзя находиться в одной комнате наедине.
  5. Мужчинам запрещалось прилюдно проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.

В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.

Современные абазины практически не придерживаются старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкрами у них сохранился только в сельской местности. В большинстве семей невестке больше не возбраняется разговаривать со свекром и обедать с ним за одним столом. Супруги более свободно общаются, чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам разрешается не покрывать голову платком в кругу родных.

1615879908_26-p-natsionalnaya-odezhda-abazinov-28.png

Жилище

До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.

На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.

XNALIw1YDi.jpg

Жизнь

Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.

Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.

Кухня

Уникальная абазинская кухня создавалась на протяжении веков. Она отличается своей простотой. Современные кулинарные традиции кавказских народов смешались, однако по сей день абазинки имеют в своей кулинарной книге рецепты, по которым готовили их прабабушки.

Основу питания этого народа составляют продукты традиционного промысла – мясо, птица, молочные продукты, крупы, мед, ягоды и фрукты. Фишкой абазинской кухни являются различные специи. Острый перец, чесночная соль, тмин, чабрец, укроп и прочие сухие пряные травы – без них не обходится ни один кулинарный шедевр.

Шашлык – традиционное блюдо у всех кавказских народов, однако абазины имеют свои кулинарные секреты его приготовления, он заключается в особой мариновке мяса. Из индейки готовится традиционное повседневное блюдо «кту дзырдза» с пикантной острой подливкой.

На гарнир обычно подается мамалыга, каша «баста» из кукурузы и пшеницы, а также картофельное пюре, приправленное жареным луком, сладким перцем и специями. В качестве закуски в домах абазин часто готовится «кати зарапха» – фаршированная рисом баранья кишка.
Традиционные хлеб и лепешки абазины пекут преимущественно из ячменной муки. Пирожки «ачаш» с сыром – местный вариант хачапури. Творожный сыр, кстати, готовится в больших количествах. Он выступает в качестве закуски, а также дополнением к другим блюдам. Его часто заготавливают на зиму. У каждой абазинки есть свой секрет приготовления древнего слабоалкогольного напитка «бахсыма» из кукурузной муки, меда, солода и хмеля.

При этом, очень интересен этикет абазин в плане приема пищи. Если у многих народов принято сначала подавать на первое супы, а затем вторые блюда, то абазины придерживаются других традиций. Как правило, в начале трапезы они едят вареное мясо с соусом, а затем запивают его смешанным с кислым молоком бульоном.

Гостя потчуют только самыми лучшими яствами, поскольку день, когда в дом пришел гость, считается праздником. Подают угощения гостю маленькими порциями, но предлагают большое разнообразие блюд. Отказываться от угощения нельзя, но и съедать все до последней крошки – тоже неприлично.

Жъы‑рыдз мыцала.jpgачаш.jpegбаста.jpg
Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.