2684
Аварцы

Источник фото : s30631779044.mirtesen.ru

Название народа, принятое в русском языке – аварцы. Название для мужчины – аварец, для женщины – аварка. Самоназвание на аварском языке – маарулал или магIарулал.

История

Большинство аварцев исторически проживало во внутреннегорных и высокогорных районах, а в 1940-60-е годы часть населения переселилась на равнину. В Северном Азербайджане они компактно населяют Закатальский и Белоканский районы. Происхождение аварцев связывают с племенами легов, гелов, каспиев и утиев, а также с савирами. С V века эти земли были известны как царство Серир - крупнейшее государственное образование средневекового Дагестана, а с XIV века в местных хрониках эта территория называется Аварией. Само название «аварцы» происходит, вероятно, от имени правителя Серира - Авара (VI в.). Аварцы в разное время входили в состав Аварского и Мехтулинского ханств, которое образовалось в XVIII веке, а также примерно сорока «вольных обществ» - союзов сельских общин (джамаат). Подобные объединения существовали и у закавказских аварцев. Все эти политические образования, обладавшие собственными культурными особенностями и диалектами, поддерживали союзнические отношения, основанные на договорах и нормах обычного права (адата). С XV века повсеместно распространяется ислам. Среди крупных исламских ученых того периода - Шахбан из Обода, Мухаммед из Кудутля, Дамадан из Мегеба и Мухаммед Тахир аль-Карахи. Консолидации аварского народа способствовала совместная борьба за независимость против внешних врагов. После Гюлистанского мирного договора 1813 года Дагестан вошел в состав России. В 1860-е годы аварцы были административно разделены между Аварским, Андийским и Гунибским округами. Постепенная интеграция в состав России способствовала развитию товарно-денежных отношений, расширению торговли, появлению промышленных рабочих, национальной интеллигенции и купечества. В 1921 году аварские селения вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 года - Республика Дагестан). По данным переписи населения 2020-2021 года 38% всех аварцев являются городскими жителями, 62% - проживают в сельской местности.

Avartsy.jpg

Источник фото : dzen.ru

Территориальное расположение и численность

Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. аварцами назвали себя 1,012 млн. человек. Большая часть аварцев проживает в Республике Дагестан – около 956 тыс. человек. Аварцы живут в моноэтничных юго-западных районах горной части Дагестана, а также в северных прикаспийских районах республики – Бабаюртовском, Кизлярском и Тарумовском, где составляют значительную часть населения. Субъекты, в которых также проживает значительная аварская община – это Ставропольский край (10 тыс.), Чеченская Республика (4 тыс.), Республика Калмыкия (2,5 тыс.).

Религия

Подавляющее большинство верующих аварцев исповедуют ислам суннитской ветви шафиитского толка. Начиная с середины VII века, ислам постепенно распространялся по территории Дагестана, начав с района Дербента. Религия последовательно охватывала одно селение за другим, пока к XV веку не утвердилась даже в самых отдалённых горных регионах. Среди верующих аварцев-мусульман широкое распространение получили суфийские тарикаты - накшбандия, шазилия и кадирия.

Язык

Аварский язык – авар мацI, магIарул мацI (буквально – горный, горский язык») представляет собой ответвление аваро-андо-цезской подгруппы нахско-дагестанской языковой семьи. Диалекты аварского языка разделяются на две группы - северную и южную. К северной группе относят западный (салатавский), восточный и центральный (хунзахский) диалекты. Южная группа включает андалальский, анцухский, гидский, карахский, батлухский, закатальский (джарский), кусурский и кахибский диалекты. При этом батлухский диалект занимает переходное положение между группами. Лингвисты фиксируют между диалектными группами устойчивые различия в области фонетики, морфологии и словарного состава.

В XVII-XIX вв. на базе северного наречия (в особенности – хунзахского диалекта) сложилась устная форма языка междиалектного общения болмацI («народный, общий язык»; по другой версии – «язык войска, ополчения»), которая легла в основу современного литературного языка. Древнейший из дошедших до нас образцов записи аварской речи датируется 1485 годом. Первый печатный текст на аварском языке, записанный арабскими буквами (аджам), был издан в 1884 году в Стамбуле. С того момента и вплоть до 1917 года было опубликовано около сотни книг, в основном религиозного содержания. В 1928 году для языка был введён алфавит на латинской основе, который в 1938 году сменила письменность на основе кириллицы. Современный аварский алфавит насчитывает 46 букв. Для обозначения специфических звуков используются диграфы с участием знаков «ъ», «ь» и «I». Кроме того, долгие согласные на письме передаются удвоенными буквами, но преимущественно в случаях, где это различает значения слов (например, «махх» - «железо» и «мах» - «берёза»), а также в корнях глаголов.

Традиционная и современная культура

Духовная культура

Фольклор аварцев богат и разнообразен. Он включает исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, а также песни - колыбельные, лирические и героические, такие как «О сражении с Надир-шахом», «Хочбар», «Ахульго» и другие. Их исполняли как без аккомпанемента, так и с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты: чагъана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (разновидность свирели), зурна, бубен, барабан. Танцевальная культура была представлена многообразными формами: существовали как быстрые (годоб), так и медленные (хIерен), а также специализированные мужские и женские танцы, парные и коллективные танцы.

Народные и фольклорные праздники

Одним из важнейших народных праздников для горных аварцев являлся день первой борозды (оцбай), открывавший сезон весенних полевых работ. Торжества состояли из ритуальной пахоты, магических церемоний, а также массового пиршества, конных состязаний и разнообразных народных игр. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало, отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий, начиная с середины марта. До совершения обряда выхода плуга никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду, поэтому первым пахарем старались выбрать человека удачливого, известного «легкостью руки», опытного земледельца, состоятельного хозяина. Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. Пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывернутую мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, сопровождающие его представители духовенства, а также все остальные сельчане шли на место проведения первой борозды. Вывороченная шуба пахаря символизировала пожелание густых всходов и обильного урожая. При выходе пахаря из дома в спину ему горстями бросали муку. Когда процессия шла по селению, женщины из домов поливали ее водой, произнося благопожелания. Выйдя на заранее выбранный участок земли у селения, пахарь, иногда вместе с ним и почетные старики или духовенство селения, проводил несколько борозд. Пахарь или присутствующие зрители в это время также произносили пожелания хорошего урожая злаков в полях и трав на сенокосах. Особую роль в этом празднике играл особый ряженый, которого называли гизмадул бац «шуточный волк», си-баца «медведь-волк». Он одевался в вывернутый наизнанку тулуп, на голове у него была маска из овчины с прорезями для глаз и рта. Часто такие ряженые должны были разыгрывать разные пантомимы. После проведения ритуальной запашки начинались общественные игры и соревнования, в которые входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метание камней и борьба.

Хабиб_Нурмагомедов17.jpg

Источник фото : fb.ru

Традиционная одежда

Традиционный костюм аварцев включал несколько элементов и был адаптирован к горным условиям жизни. 
Мужской костюм состоял из туникообразной рубахи, штанов, бешмета (гужгат) - стёганого приталенного кафтана, и черкески (чуха) с нашитыми газырницами. Обязательной деталью был кожаный пояс, иногда с металлическими украшениями. Головные уборы включали папаху, башлык и войлочную шляпу. В холодное время года использовались овчинные шубы - как накидки, так и приталенные модели с рукавами, а также бурки. Обувь различалась по назначению: повседневной обувью служили чарыки из сыромятной кожи, которые носили с вязаными носками. Для особых случаев и верховой езды использовали сафьяновые, войлочные или шерстяные сапоги, а также кожаные чувяки с ноговицами.

Женский костюм состоял из штанов, платья-рубахи и распашного платья (хабалай) с двойными рукавами. Зимой носили овчинные шубы, аналогичные мужским по крою, и наплечные накидки. Головные уборы замужних женщин включали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), поверх которого надевали покрывало (мучу) или фабричный платок. Налобная часть чохто украшалась вышивкой, бисером, серебряными монетами и ажурными подвесками. Женская обувь состояла из кожаных чувяк, туфель (мачуял), башмаков и сапог. Женские вязаные носки и сапоги были выше и богаче орнаментированной, чем мужские. Женские украшения включали серебряные цепи, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты и кольца, которые несли также обережную функцию.

В настоящее время определенные элементы традиционного костюма и украшений надеваются на праздники и свадьбы.

Источник фото : showslide.ru , народы74.рф , odezhda.modnica.club

Быт

Традиционное поселение и жилище

Селения аварцев являются ярким примером приспособления к горным условиям. Характер поселений (на аварском – росу) зависел от высоты местности: в высокогорьях располагались небольшие аулы из 30-50 домов, обычно основанные вблизи рек. В горах встречались как крупные поселения из 300-500 дворов, расположенные на горных склонах и краях обрывов, так и средние по размеру, устроенные на труднодоступных хребтах и скальных уступах. Все поселения росу были ориентированы на южную сторону, что обеспечивало оптимальное солнечное освещение.

Планировка традиционных аулов отличалась скученностью и имела оборонительный характер. Дома тесно примыкали друг к другу, образуя сплошную стену вдоль узких и извилистых улиц. Многие улицы были крытыми и напоминали туннели. Оборонную систему дополняли боевые башни в самих поселениях и сигнальные башни на окружающих высотах, которые использовались для предупреждения об опасности.

аварцы9.jpg

Источник фото : www.togdazine.ru

Общественный центр включал площадь для собраний и мечеть. Крупные селения исторически разделялись на кварталы по принципу родственных объединений - тухумов.

Традиционное аварское жилище рукъ (рукъзал) представляло собой каменное многоэтажное строение (от двух до пяти этажей), где каждый этаж часто имел отдельный вход. На нижних этажах размещались хозяйственные помещения, верхние этажи использовались для проживания. Такая конструкция придавала домам оборонительные качества.

Внутреннее устройство дома имело символическое значение. В центральной Аварии главное жилое помещение было крупным, с открытым очагом в центре и большим деревянным хранилищем (цагур) во всю стену. Опорный столб хранилища украшался резьбой. Очаг и несущий столб рассматривались как важные элементы, символизирующие семейное благополучие и единство рода. Для приема гостей и торжественных мероприятий использовалось отдельное помещение с камином.

С конца XIX века в архитектуре произошли изменения: стали строить дома из тесаного камня с широкими окнами, деревянными полами, верандами и двускатными железными крышами. Фасады украшались резьбой по камню, петроглифами и декоративными розетками. Современное жилище аварцев представляет собой одно- или двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или шиферной крышей и застекленной террасой, что отражает эволюцию традиционных форм в сторону большего комфорта.

Традиционные занятия

Традиционное хозяйство и ремесла аварцев представляли собой стройную сложившуюся систему, которая обеспечивала жизнедеятельность в горных условиях и способствовала развитию их материальной культуры. Основу традиционного хозяйства аварцев составляло комплексное земледелие и скотоводство. Данные археологии и письменные источники указывают на древнее происхождение земледелия у аварцев и его высокую для своего времени степень развития.

Для ведения сельского хозяйства в горах аварцы создавали террасные поля. Эти террасы, расположенные на склонах, укреплялись подпорными стенами из камня, который укладывался без использования раствора. Террасирование сочеталось с системой дренажа для отвода воды. С целью рационального использования ограниченных земельных ресурсов применялась трёхъярусная система землепользования: под фруктовыми деревьями высаживалась кукуруза, а в междурядьях размещались бобовые, картофель и другие овощные культуры. Использовались методы беспарового севооборота и регулярного чередования культур. Для удобрения почвы применялись навоз и зола.

Driving-sheep-in-the-Caucasus-00.jpg

Источник фото : jp.pinterest.com

Для орошения земель в долинах была построена сеть каналов и водоводов. Для подъёма воды использовались деревянные колёса-самокатки. Выращивались зерновые культуры: ячмень, пшеница, рожь, овес, просо, а также бобовые, кукуруза и картофель. Из технических культур возделывались лён и конопля. Помол зерна производился на водяных мельницах с горизонтальным колесом.

В горных долинах было развито садоводство и виноградарство. Выращивались местные сорта фруктов: яблоки, груши, черешня, алыча, персики, абрикосы и виноград. Часть урожая сушилась для собственных нужд, а с конца XIX века началась переработка фруктов на небольших консервных производствах и их экспорт. Из винограда производилось вино на продажу.

Скотоводство являлось важной частью хозяйственного комплекса. Разводился мелкий и крупный рогатый скот, а также лошади, ослы и мулы. Наибольшее распространение, особенно в высокогорье, получило овцеводство, которое с XVI века приобрело товарный характер с четким географическим разделением труда. Выделялось три системы содержания скота: отгонное животноводство в высокогорье, стойлово-пастбищное содержание в сочетании с отгонным – в горной зоне, стойлово-пастбищное содержание – в предгорьях. 

Второстепенную роль играли охота (на диких коз, оленей, туров, лисиц) и пчеловодство (в садоводческих районах).

Домашние промыслы и ремесла делились на мужские и женские. К женским ремеслам относились ткачество (производство сукна и ковров), вязание шерстяных изделий, изготовление войлока, бурок и вышивка. Аварское сукно, известное с древних времен, считалось одним из лучших в Дагестане и пользовалось высоким спросом за его пределами. Было развито ковроткачество. Производились ворсовые и безворсовые ковры, паласы, узорные войлочные ковры и циновки.

Мужские ремесла включали обработку кожи, резьбу по камню и дереву, кузнечное, оружейное и ювелирное дело. Значительного развития достигло серебряное дело. В таких центрах, как Гоцатль, Чох, Согратль, Ругуджа, изготавливали украшения, оружие, конскую сбрую и предметы быта. Использовались техники гравировки, чернения, филиграни и насечки. С конца XIX века получили известность унцукульские изделия из кизилового дерева с тонкой металлической насечкой. Резьбой по дереву украшались архитектурные элементы домов, мебель и утварь. Резьба по камню применялась для оформления фасадов зданий и надгробий. В орнаменте использовались стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные и ленточные узоры.

Кухня

Основу традиционного рациона аварцев составляли мучные, мясные и молочные продукты. Несмотря на ограниченный набор основных компонентов, их приготовление отличалось разнообразием. Центральное место в питании занимал хинкал, который готовили из различной муки и подавали с отварным мясом, брынзой, простоквашей и приправами. Это блюдо служило основой питания и сочеталось с разными добавками.

Аварский_хинкал.jpg

Источник фото : dzen.ru

Помимо хинкала, в рацион входили мучные каши, супы из бобовых, вареники с начинкой из трав, а также смесь из вареных зерен пшеницы, кукурузы и фасоли, заправленная жиром. Была развита выпечка: хлеб на закваске, пресные лепешки, блины на сыворотке. Особое место занимали пироги чуду с разнообразными начинками, которые употребляли как в повседневном питании, так и по праздникам.

чуду.jpeg

Источник фото : menunedeli.ru

Мясо (преимущественно баранина и говядина) заготавливали разными способами: сушили, коптили и использовали для приготовления колбас. Молочные продукты включали молоко, масло и творог, которые обычно производились в домашнем хозяйстве.

Из традиционных напитков следует отметить слабоалкогольный напиток чӀагӀа, приготовляемый путем брожения из солода и толокна голозерного ячменя. В предгорных районах было распространено виноделие.

Общероссийскую известность приобрел урбеч (по-аварски – хьон) - густая пастообразная масса, получаемая путем перетирания семян (льна, конопли, подсолнечника, тыквы) или ядер (абрикосовых косточек, орехов). В дагестанской кухне урбеч служит основой для одноименного питательного десерта с добавлением меда и масла, а также используется в качестве общеукрепляющего средства и вспомогательного продукта при лечении различных заболеваний.

Современная кухня аварцев сохранила традиционную основу и пополнилась новыми блюдами: чаем, соленьями, вареньями, макаронными изделиями и др. Традиционная кухня продолжает развиваться, включает в себя новые заимствованные элементы.

 

Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения