1769
Алюторцы

Алюторцы — этнографическая группа коряков. Проживают на севере Корякского округа. Длительное время представляли самое крупное по численности этнокультурное подразделение коряков. Делились на оседлых и кочевых. Оседлые жили в селениях на восточном побережье Камчатского перешейка — от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге.

История

Этногенез алюторцев, как и других коряков, восходит к древнекорякской археологической культуре, получившей развитие с середины I тыс. н. э. в северной части Охотского побережья. Культура имела хозяйственную ориентацию на морской зверобойный промысел и приморское собирательство. Оседлый образ жизни и занятия морским зверобойным промыслом ограничивали контакты между коряками и способствовали обособлению их отдельных групп. В этот период происходило дробление древнего корякского языка на диалекты.

Приобщение коряков к оленеводству произошло, предположительно, в XI–XVI вв. в результате заимствования этой формы хозяйствования у тунгусов. Первыми освоили оленеводство коряки, проживавшие в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающем к Чукотке. Это подтверждает близость диалектов оленных коряков и чукчей с пенжинскими и апукинскими береговыми коряками. Что же касается алюторцев, то они стали заниматься оленеводством несколько позже — только в XIX – начале XX вв.

Исторические документы и памятники фольклора и мифологии алюторцев свидетельствуют об их контактах с эскимосами, чукчами, юкагирами, эвенами. Существуют мнения о том, что некоторое обособление алюторцев от других групп коряков происходило под влиянием эскимосов, с которыми алюторцы имели постоянные языковые и культурные контакты. Занятие алюторцев морским зверобойным промыслом также, по-видимому, связано с эскимосским влиянием. Как считал историк и этнограф И. С. Вдовин, коряки освоили культуру морского зверобойного промысла благодаря контактам с эскимосами, от которых к ним также перешли некоторые обряды и праздники, связанные с этим промыслом. Эскимосско-корякские контакты нашли отражение в топонимике и прикладном искусстве этих народов.

Фольклор алюторцев содержит упоминания о столкновениях с чукчами и русскими. Такие конфликты действительно имели место. Стебницкий отмечал, что алюторцы — «самые воинственные из нымыланов». Со временем взаимоотношения алюторцев с соседними народами приобрели добрососедский характер.

Территориальное расположение и численность

Живут на севере Камчатского края. Большая часть оседлых алюторцев проживает в селе Вывенка Олюторского района, а также в посёлках Тымлат, Кичига, Анапка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино, Ветвей — на восточном побережье Камчатского перешейка от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге; на западном побережье — посёлок Рекинники. Кочевые алюторцы живут как на западном, так и на восточном побережье Камчатского перешейка.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2020 года насчитывается 96 алюторцев. Из них 88 человек проживает в Камчатском крае. 

Религия

Традиционные религиозные представления алюторцев основаны на палеоазиатском варианте шаманизма с развитыми культами предков и духов-хозяев природных объектов, а также духов морских промыслов. Христианизация алюторцев началась с середины XVIII в., однако реальных успехов православная миссия достигла лишь в начале XX в. с открытием приходской школы в посёлке Тилички.

Отрывок из «Рукописи села Маркова» (автор — А. Е. Дьячков, 1893 г.):
«Коряки, которые живут по берегу Олюторского моря, называются олюторцами. Они более всех склонны к принятию христианства и начали креститься в начале нынешнего столетия. Крещение производилось священниками Дракинского селения на Камчатке».

Язык

Алюторский язык принадлежит чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ранее считался нымыланским диалектом корякского языка, ныне рассматривается как самостоятельный. Использование корякской грамматики затруднено фонетическими расхождениями между корякским и алюторским языками. В составе алюторского языка выделяют три диалекта, наиболее изучен собственный алюторский диалект. На данный момент алюторским языком владеют 172 человека, из них 162 используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Праздники

Праздники, преимущественно сезонные и промысловые. Во время праздников широко практиковались жертвоприношения.

В конце декабря — середине января оленеводы праздновали «Возвращение солнца». В феврале продолжением праздника становился массовый забой оленей, после которого хозяин стойбища устраивал гонки на оленях и другие спортивные состязания.

У береговых жителей главные праздники проводились осенью, когда у морских охотников заканчивался промысловый сезон. В фольклоре алюторцев упоминаются праздники, посвящённые киту. Популярным был праздник проводов нерпы. На праздниках проводились специальные обряды, сопровождавшиеся играми, плясками и пением.праздник.jpg

Источник фото : kamgov.ru 

Традиции

В группу семейно-бытовых обрядов входят ритуалы, связанные с заключением брака, рождением и смертью человека.

Традиционной формой заключения брака была отработка за невесту, представлявшая компенсацию её родственникам за потерю работницы. По окончании срока отработки устраивался обряд «хватания невесты».

Для беременной женщины и её окружения существовали особые правила и предписания. Женщина рожала в закрытом пологе, роды принимали старшие женщины. Во время родов женщине запрещалось кричать, чтобы не привлекать внимание злых духов. На следующий день после рождения ребёнка благодарили Верховное божество, приносили в жертву собаку или оленью важенку, приглашали гостей и устраивали гонки на оленях. Имя новорождённому определяли с помощью гадального камня — аняпеля. Если ребёнок болел, ему нередко меняли имя.

Умерших хоронили в специальной погребальной одежде белого цвета, сшитой из шкур личных молодых оленей. Спать в помещении, где находился умерший, запрещалось. Умершему старались общаться, как с живым: ставили у его изголовья продукты, «играли» с ним в карты.

Основным способом погребения было трупосожжение. Вместе с умершим на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и подарки, предназначенные умершим родственникам. У кочевых алюторцев важным элементом поминального обряда считался забой личных оленей умершего. После проведения годовых поминок места погребения посещали редко.

Национальный костюм

К концу XIX — началу XX в. основным материалом для изготовления одежды у алюторцев служили специально обработанные оленьи шкуры. Реже для пошива одежды использовались шкуры собак и тюленей.нац. одежда алюторцы.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com 

Меховая одежда алюторцев относится к глухому типу, распространённому у арктических народов. Она не имеет разреза спереди и надевается как рубаха или комбинезон. Одежда подразделялась на зимнюю и летнюю, повседневную и праздничную, нижнюю и верхнюю. Нижнюю одежду носили мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу.

алюторец в национальной одежде.jpg

Источник фото : artyx.ru 

Зимняя мужская одежда включала двойную меховую рубаху (ямочгын) — кухлянку длиной до колен, двойные штаны, достигавшие щиколоток, коническую шапку-ушанку «малахай» и обувь из оленьих камусов, сшитых мехом наружу. Кухлянка обычно имела капюшон. Отправляясь в дорогу, поверх кухлянки надевали камлейку — широкую ровдужную рубаху, защищавшую меховую одежду от снега. Меховые рукавицы использовали главным образом пастухи.

Женская зимняя одежда включала двойной меховой комбинезон — керкер, поверх которого надевали широкую и длинную меховую рубаху, сшитую мехом внутрь и имевшую капюшон.

Летняя одежда изготавливалась из оленьих шкур со стрижёным мехом или из ровдуги — оленьей замши, а также из тюленьих и собачьих шкур. Мужчины носили рубахи и штаны из этих материалов, женщины — ровдужные комбинезоны. 
Одежда была богато украшена меховой мозаикой и разноцветным бисером. Особенно отличалась обилием украшений праздничная одежда. Использовались геометрический, растительный и животный орнаменты. Широко распространены были браслеты, серьги, подвески и другие художественные изделия. Многие из них считались оберегами. Магические охранительные свойства приписывались татуировкам и прическам.

Особые отличия имела погребальная одежда. Ей был присущ характерный орнамент и белый или светло-серый цвет меха.

К началу XX в. в местах расселения коренных жителей Камчатки получила распространение привозная одежда и фабричные ткани, используемые населением (преимущественно оседлым) для её пошива. Мужчины под меховой одеждой стали носить матерчатые рубахи. У женщин получили популярность платки и платья, сшитые по русскому образцу.

Быт

Жизнь

Образ жизни кочевых и оседлых алюторцев различался. 
У оседлых алюторцев главными хозяйственными занятиями были рыболовство и морская охота (обычно — на лахтака и нерпу); охотились также на пушного зверя. Кочевые алюторцы больше занимались оленеводством.

Рыбу ловили с половины июня до половины сентября. Во время нерестового хода и оседлые, и кочевые алюторцы переселялись на устья рек, куда приплывала с моря кета, горбуша и другие породы лосося. Ловили рыбу неводами, объединяясь в артели. Традиционно такие объединения создавались по принципу родства и свойства. Артели организовывались и для проведения морской охоты. Практиковался и единоличный способ лова рыбы с использованием ставных сетей. Рыбу использовали в основном для приготовления юколы.ловля наваги сачковыми сетями. Село Рекинники.jpg

Источник фото : atlaskmns.ru 

Морским зверобойным промыслом алюторцы занимались весной и осенью. Весенний охотничий сезон продолжался с середины марта до середины июня. На нартах, запряжённых собаками, охотники выезжали на морской лёд. В артель охотников входило обычно 7–8 человек. Для охоты использовали ружья, копья, гарпуны. Мясо и жир убитого морского зверя делились поровну между всеми жителями посёлка. Прибытие в посёлок охотников с добычей сопровождалось специальным обрядовым праздником.

Осенний морской промысел продолжался с конца сентября до конца ноября. Он производился на прибрежной полосе Берингова моря. На байдарах, сшитых из лахтачьих шкур, охотники выходили в море. Артель охотников включала 6–9 человек. Как и весной, для охоты использовали гарпуны и копья. Осенний сезон морской охоты заканчивался «нерпичьим праздником», посвящённым проводам душ убитых на охоте зверей обратно в море. Нерпичий праздник считался главнейшим праздником алюторцев.

Зимой алюторцы охотились на пушного зверя: лису, росомаху, выдру, зайца, горностая. Выезжали на юго-запад группами в 4–5 человек для охоты на соболя. Избегали убивать волков, считая волка зверем-шаманом.

Оленеводство алюторцев — мелкотабунное. Их табуны не превышали 1000 оленей. Алюторский табун до начала коллективизации являлся общей собственностью четырёх–шести хозяев, связанных узами родства или свойства.

Характерно, что у оленных алюторцев главным транспортным животным была собака, а не олень. Каждая семья оленеводов имела одну или несколько собачьих упряжек. На оленьих упряжках передвигались лишь на небольшие расстояния.

Ремесла

Алюторцы традиционно изготавливали украшения, такие как браслеты, кольца, серьги и ожерелья. Они умело применяли технологию холодной ковки, которая позволяла создавать изделия с неповторимым рисунком и формой.

Над созданием каждого украшения алюторцы трудились несколько дней. Использовали различные инструменты, такие как молотки и наковальни, чтобы сформировать нужную форму. Затем изделие подвергалось обработке, чтобы придать ему блеск и сделать ещё более привлекательным.

Украшения алюторцев — это не просто предметы декора, они имеют символическое значение для этого народа. Каждый узор и символ на изделиях имеет своё значение, и считается, что при ношении украшения алюторцы получают защиту.

Искусство изготовления украшений передавалось в семьях в течение многих поколений. Мастерство передавалось от старших к младшим, чтобы сохранить ценные традиции алюторцев.

быт.png

Источник фото : pokazuha.ru

Жилище 

Типы жилища у кочевого и оседлого населения различались. У кочевников как зимним, так и летним жилищем служила яранга — большая круглая палатка с каркасным остовом из жердей, покрытых оленьими шкурами. В диаметре большая яранга достигала десяти, а в высоту — четырёх метров. Крыша жилища имела куполообразную форму. Внутри яранги к её стенкам прикреплялись спальные пологи из оленьих шкур, имевшие вид ящиков, перевёрнутых отверстиями вниз. Высота полога была около полутора метров, длина достигала четырёх метров. Пространство под пологом устилалось оленьими шкурами. В каждой яранге размещалось от трёх до пяти пологов. Максимальное число обитателей яранги в конце XIX — начале XX в. доходило до 25 человек. Стойбище кочевых алюторцев насчитывало от двух до пяти яранг.быт. жилище - яранга.jpg

Источник фото : pokazuha.ru 

У оседлых алюторцев одним из распространённых типов жилища была восьмиугольная полуземлянка — лымгыян или яяна. Такое жилище было углублено в землю до полутора метров, имело длину около 15 м, ширину — около 12 м, высоту — 3–7 м. Внутри помещения алюторцы сооружали пологи. Крышу делали из жердей и плах. К одной из стен полуземлянки пристраивали коридор, в крыше которого имелось дымовое отверстие, открывавшееся при разжигании костра. Через коридор в жилище входили в период промысла на морских животных — с мая по конец октября; зимой же для входа использовали дымовое отверстие и специально сооружённые для этого бревна с зарубками. В полуземлянке проживало три–пять семей (22–25 человек).

В конце XIX — начале XX века многие семьи оседлых алюторцев жили в бревенчатых избах, появившихся под влиянием русских.

Средства передвижения  

И кочевые, и оседлые алюторцы передвигались главным образом на собачьих упряжках. На оленьих упряжках ездили только на короткие расстояния. В каждую упряжку впрягали цугом от трёх до семи пар собак. Для понукания и остановки собак использовали палку с длинным остриём. Упряжное собаководство сохранялось на Камчатке вплоть до середины 1950-х годов.

У оседлых алюторцев были распространены различные виды водного транспорта: кожаные байдары, долбленые баты и каюки. На байдарах, для изготовления которых использовали лахтачьи шкуры, выходили в море для охоты на морских животных. На долбленых батах, достигавших в длину 12 м, плавали по мелководным и каменистым рекам, используя вместо вёсел шесты для отталкивания от дна.

Зимой средством передвижения также служили лыжи — ступательные (ракетные) и скользящие. Ступательные лыжи использовали для передвижения по снегу и прокладывания пути для собачьей упряжки. На скользящих лыжах «тигыт», подклеенных оленьим камусом или нерпьей шкурой, передвигались по рыхлому снегу.

Традиционные виды транспорта вышли из широкого употребления в 1960–1970-е годы. С 1990 года наблюдается тенденция возрождения упряжного собаководства и других архаичных транспортных средств.

на оленьих гонках, с. Тымлат 1970.jpg

Источник фото : atlaskmns.ru 

Кухня

У оседлых и у части кочевых алюторцев основу пищевого рациона составляла рыба. Высушенную на солнце потрошёную рыбу (юколу) складывали в шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Юкола была основной пищей в течение всего года. Ею также кормили ездовых собак. Заготавливали квашеную в ямах рыбу, которой кормили собак и которую ели сами. «Кислые головки» алюторцы считали лакомством. Мясо и жир добытого морского зверя либо сразу же употребляли в пищу, либо запасали впрок.

Главным пищевым продуктом оленных алюторцев было мясо оленей. Оленину употребляли преимущественно в варёном виде. Из вяленой оленины готовили особое блюдо — толкушу (тылкытыл), добавляя в растёртое мясо коренья, жир и ягоды. Сырым (замороженным) мясом зимой питались в дороге. Сырыми ели также свежие почки, хрящи и костный мозг оленей, считавшиеся лакомством.

Оленные алюторцы, совмещавшие оленеводство с рыболовством и морским зверобойным промыслом, употребляли в пищу, помимо мяса оленя, рыбу и продукты морской охоты. Питались также мясом добытых на охоте диких оленей, горных баранов, бурых медведей, диких уток, куропаток и др.

Традиционным блюдом алюторцев-оленеводов была толкуша, которую готовили, растирая в деревянных корытцах вяленое мясо с добавлением жира и ягод. Свежие почки, хрящи и костный мозг оленя съедались сырыми. Зимой ели также строганину — тонко наструганную мороженую рыбу.

кухня. толкуша.webp

Источник фото : food.ru 

Все алюторцы широко употребляли в пищу продукты собирательства: корни сараны, дикого щавеля, свежие листья, корни и стволы кипрея, сладкий борщевик и другие травы. Из ягод собирали бруснику, шикшу, голубику, морошку, рябину, шиповник и др. На зиму запасали орехи кедрового стланика.

Привозные продукты (мука, крупы, чай, сахар и др.) начали использоваться алюторцами в конце XIX — начале XX вв. В настоящее время эти продукты употребляются повсеместно.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения