Источник фото : ru.pinterest.com
Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Главным предметом материальной культуры, прославившим народ на века, стала традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.
Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III–II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры и содержатся в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II Ассирийского. В нём сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей.
В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:
— обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами;
— занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племён, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.
В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин и народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или по местным судебникам; в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы Кавказской войны андийцы встали под знамёна идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР.
В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесённая цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.
Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтёнными оказались андийцы соседнего наибства в населённых пунктах Кванхидатль и Муни.
Сегодня андийцы располагаются в основном в северо-западном Дагестане. С юго-востока андийцы граничат с другими народностями андийской языковой подгруппы и аварцами, с северо-запада — с аварцами и чеченцами. Историческая область компактного расселения андийцев — Андия, обширный котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами. Белоснежный скальный хребет Бахарган занимает всю северную границу, ограждая территорию от холодных ветров и смягчая её климат. Андия во внутренней части — сильно эродированная область. Раньше она была покрыта лесами, однако хозяйственная деятельность, особенно пастбищное скотоводство, сильно изменила её ландшафт. Андия считалась труднодоступной страной; дороги, соединявшие её с внешним миром, запирались оборонительными сооружениями: на юге — Мунинской башней, на севере — крепостью Буцурха. По территории андийцев протекает речка Унсалъен с тремя притоками, вдоль которых расположены андийские сёла. Ныне во все сёла андийцев проложены автодороги.
По данным переписи 2020 года, численность андийцев в РФ составляет порядка 16 758 человек. Большинство (16 245 человек) проживает в северо-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.

Источник фото : islam-today.ru
Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов и злыми духами-вредителями.
Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.
Согласно старинному верованию андийцев, Унтул эбел — существо в тряпках, полуплоть, полудух, женщина огромного роста; её лицо со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход её предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить её и уберечь себя от бед, следует оставить выкуп — жертвоприношение, еду или старую одежду.
В каждом селении есть своя мечеть. Служитель культа — дибир, служитель мечети — будун. В начале XX века при мечетях работали медресе, где обучали одарённых детей.
Андийцы — народ, говорящий на нескольких диалектах андийского языка. Он относится к ветви северокавказской языковой семьи. Делится на два говора, каждый из которых можно отнести к самостоятельному языку по разным признакам:
— верхнеандийский;
— нижнеандийский.
Исторически письменность андийцев была схожа с арабской или аварской; сейчас используется преимущественно кириллица. Первым «адаптацию» арабских букв под аварский язык произвёл просветитель и религиозный деятель Али-Мирза ал Анди в XV в. Сейчас в начальных школах ведётся преподавание аварского языка.
По данным переписи 2020 года, в Российской Федерации андийским языком владеют 18 133 человека.
Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.
Отличительная особенность женского наряда — головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты обивали красным шёлком, среднюю — лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», её желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.



Источник фото : dzen.ru , www.culture.ru , makarova-beauty.ru
Андийская бурка — символ горцев Кавказа; в XIX столетии она стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов; символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облачённым в национальный андийский костюм.
Источник фото : russian7.ru
Бурка — наплечная одежда, свалянная из шерсти уникальных андийских коз чёрного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застёжек и широким подолом, способным укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойдённые свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец. Секрет валяния шерсти и породу овец, чья шерсть используется, андийцы передают по наследству.
Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, её невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в чёрных одеждах упоминали ещё античные источники; об исключительных свойствах наряда знали по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.
Бурка играла важную роль в повседневной жизни и традициях, сопровождая мужчину до самой смерти: традиционную накидку из белой шерсти использовали вместо савана. Во время дуэлей бурку бросали на пол под ноги противникам: проигравшим считался заступивший на землю. Считалось правильным поделиться собственной буркой с дуэлянтом, вышедшим в бой без неё.

Источник фото : dzen.ru
Говоря о духовной культуре андийцев, следует подчеркнуть, что музыкальный фольклор у них своеобразен, но наиболее близок к аварскому. Танцевальное искусство близко к чеченскому. Старинный, уже забытый андийский танец кьибдил имел только ему присущий рисунок.
Андийцы в Дагестане известны как мастера меткого слова, как люди, которые ценят юмор и сочиняют анекдоты, любят беседы и новеллический жанр устной литературы.
Андийцы также славятся своим ремеслом. Они умеют создавать настоящие произведения искусства из различных материалов. Некоторые из самых известных ремёсел включают создание пончо, личинок, ювелирных изделий, деревянной посуды и игрушек, а также создание и украшение тканей.

Источник фото : adm-gruzino.ru
Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счёт по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями — двух- или трёхпоколёнными; однако понятия взаимопомощи, родовой чести, почтения старших были чрезвычайно важны.
В подавляющем большинстве семей практиковалась моногамия; полигамные отношения встречались редко. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение брака внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7–8, допускались браки между дальними родственниками, вплоть до кузенов. Существовало три способа заключения брака:
1. По сговору со сватовством;
2. Умыканием;
3. Уходом из дома.
Последние два варианта не приветствовались и считались позорными. В прошлом такие ситуации могли вызывать серьёзные конфликты. Особенно рискованным был подобный шаг для девушки: иногда случалось, что родители жениха не принимали невесту. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, мог отказаться от девушки. Вернуться домой она тоже не могла, поэтому единственным выходом мог быть побег в другие земли.
Ригьин — заключение брака — сопровождалось трёхдневным торжеством — ловзар. Традиционные свадьбы начинались со сватовства; калым не предусматривался, приданое оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха к её родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.
Молодожёнов селили в отдельном доме или в отдельных комнатах, которые выделял отец жениха. Современные городские андийцы могут вступать в брак с представителями других национальностей, но внутрисемейная иерархия во многом придерживается старого уклада. В случае развода мальчики оставались жить с отцом. Имущественные права детей оговаривались при заключении брака. Младший сын всегда оставался жить с родителями и наследовал отцовский дом.
Жизнь в Андийском котловане, окружённом горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством и пытались обрабатывать каменистую землю террасами. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству и огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками дохода были продажа бурок и соли.
Традиционное половозрастное разделение труда у андийцев сохраняется и в наше время. Земледельческие работы, за исключением пахоты и молотьбы, выполняют женщины; они заняты молочным хозяйством, промыслами и домашней работой: кухня, уборка, шитьё, уход за детьми. Женщины также занимаются мелкой коммерцией; их в качестве продавцов и покупателей можно видеть чаще, чем мужчин, на еженедельном базаре. Наиболее тяжёлые работы выполняли мужчины: доставка лесоматериалов, пахота и обмолот урожая, содержание скота и уход за ним на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних участках, перевоз сена и т.д. Состоятельные андийцы нанимали для этих целей сезонных рабочих из соседних аварских селений. По традиции, мужчинам полагалось быть свободными и посвящать своё время военно-спортивным упражнениям и общественно-политическим делам, что объяснялось образом жизни в условиях самоуправления и гражданской общины в прошлом.

Источник фото : uraltransklimat.ru
Андиец — национальность, для представителей которой высшими ценностями выступают добродетель, правдивость и обходительность. Национальный характер андийцев во многом схож с чеченским. Андийцы ценят в общении вежливость, уравновешенность и красноречие, любят беседовать.
Один из древнейших праздников андийцев — праздник первой борозды, который называется куомболь гъIаблол игьир или унсо булIолъир («ввести быка»). Андийцы готовили фигурные хлеба-баранки гимура, чтобы надеть их на рога быков во время первой вспашки.
Как и везде в Дагестане, современное жилище имеет свободную планировку, со скатными крышами, покрытыми современными материалами. Распространены дома в один–два этажа с двором, галереями и отдельным или нижним этажом для скота.
В традиционном жилье андийцев был центральный столб и тавхан — большой камин, отделанный декором из лепной глины. Посуду прятали во встроенные ниши или шкафы. Современный интерьер такой же, как у других народов региона. Сохранена комната для гостя — традиция, оставшаяся от предков.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения