1217
Армяне

Источник фото : vestikavkaza.ru

Армяне — один из древнейших народов Передней Азии, сложившийся на территории Армянского нагорья. Находясь на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, Армения не раз становилась ареной столкновений политических интересов, опустошительных войн и насильственных переселений. Однако древний народ сумел сохранить аутентичную культуру благодаря уникальному языку, богатым традициям и стремлению к сохранению национальной идентичности.

История

Армяне (самоназвание: хай, гай) — основное население Армении. Общая численность в мире — свыше 10 млн человек. Компактно расселены в Нагорном Карабахе и Грузии. Живут более чем в 70 странах мира, в том числе во Франции, США, Иране, Ливане, Турции, Сирии.

Первые упоминания термина «армянин» встречаются уже в ранних греческих источниках VI–V веков до н. э., авторами которых были Геродот и Ксенофонт. Термин также фигурирует в трёхъязычной Бехистунской надписи 522 года до н. э. и в вавилонском тексте надписи.

Человек появился на Армянском нагорье ещё в каменном веке (эпоха палеолита). Благодаря богатым недрам территория стала крупным центром металлургии и экспортером меди, свинца, бронзы, а также золота и серебра. На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры среди племён складывались классовые отношения и племенные союзы: Хайаса–Аззи, Исува, Алше (или Алзи), Уруатри, Дайаени, Диауехи и др., ставшие небольшими центрами зарождения государственности.

Этническое формирование древнеармянской народности происходило в IX–VI вв. до н. э. в рамках государства Урарту, сумевшего объединить разрозненные княжества Армянского нагорья. После падения Урарту в начале VI века до н. э. Армянское нагорье некоторое время находилось под властью Мидии, а затем было подчинено Ахеменидами.

Армянская народность укреплялась и развивалась в условиях непрерывной борьбы с внешними завоевателями — персами, римлянами, парфянами, арабами, турками-сельджуками.

В 480 году до н. э. армяне участвовали в походе Ксеркса I против Греции. Позже, во второй половине IV в. до н. э., Армения стала добычей преемников Александра Македонского. В 190 г. до н. э. армянские князья Арташес и Зарех восстали и полностью освободили страну. С III–II веков до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа постепенно переместился в Закавказье, в пределы Араратской долины.

Правитель Арташес I в 189 году до н. э. возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём, основав государство Великая Армения. Самый выдающийся представитель династии Арташесидов — Тигран Великий (95–55 гг. до н. э.) — расширил владения Великой Армении и создал обширную империю от Каспийского моря до Чёрного и на юге до Средиземного. Началось бурное развитие экономики Армении и подъём духовной жизни народа.

В 1 году н. э., после убийства царя Тиграна IV и отречения от трона его сестры Эрато, пала царская династия Арташесидов, и в Армении начался период междуцарствия.

В первые годы IV века Великая Армения приняла христианство в качестве государственной религии. Однако в результате захватнической политики Сасанидов и Рима ко второй половине 370-х годов армянское государство значительно ослабло, что привело к его разделу между Римом и Персией в 387 году. В IV–V веках армяне переживали период разложения рабовладельческих и зарождения феодальных отношений. Ещё одним важным культурно-историческим событием стало создание примерно в 405 году армянского алфавита Месропом Маштоцем. Это обеспечило духовную независимость армян от соседних стран. В 428 году была упразднена царская власть в восточной части Армении, после чего страна управлялась марзпанами.

В мае 451 года произошла Аварайрская битва, завершившаяся пирровой победой персов, но не приведшая к осуществлению их намерения по дехристианизации армян.

С конца VI века Армения перешла под контроль Византии, фактически став вассальным государством. В период правления Тиберия и Маврикия происходили насильственные депортации на византийские земли. Так, в 578 году не менее 10 тыс. армян были депортированы на Кипр.

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. В 653 году Армения заключила соглашение с Халифатом, по которому страна переходила в политическую сферу арабов, однако получила полную внутреннюю самостоятельность. В течение VIII–IX веков армяне многократно восставали против арабского владычества.

После победы армян в сражении с 860 года Армения вновь обрела фактическую независимость. Апогеем национального подъёма стал 885 год, когда Арабский Халифат признал независимость Армении.

С конца IX века династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъёму, обозначив новый золотой век в армянской истории. В 885 году Армения была признана суверенным царством. С начала X века Византийская империя признала политическую гегемонию Армении в Закавказье. С 1020 года она постепенно шла к упадку и была окончательно захвачена Византийской империей в 1045 году.

С начала XI века Армения подверглась интенсивным нашествиям тюрко-сельджукских племён, что привело к тяжёлым последствиям для армянского этноса. Начался многовековой процесс изгнания. В конце XII — начале XIII века армяно-грузинские войска освободили Восточную Армению от сельджукского господства. Однако уже в 1236–1243 годах регион был захвачен монголами, а армянская государственность ликвидирована. Огромных масштабов достиг процесс эмиграции армян из исторических земель.

В конце XIV века Армения подверглась разорительным походам Тохтамыша, а затем Тамерлана. В XV веке страна находилась в пределах государств кочевых племён Кара-Коюнлу и Аг-Коюнлу. Эта эпоха также сопровождалась эмиграцией армян, массовыми разрушениями и сокращением населения. В XVI–XVII веках Армения стала ареной ожесточённых войн между Османской империей и государством Сефевидов. В 1604–1605 годах персидский шах Аббас организовал насильственную депортацию населения Закавказской Армении, в ходе которой в глубь Персии было изгнано свыше 250 тыс. человек. Событие вошло в историю как «Мец сургун» — Великое изгнание — и привело к резкому сокращению армянского населения Восточной Армении.

В конце XVII — начале XVIII столетия главной фигурой национально-освободительной борьбы становится Исраэль Ори, искавший политических союзников сначала в Западной Европе, затем в России. В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства и сумели на несколько лет свергнуть его.

Важнейшим историческим событием нового времени стало присоединение Восточной Армении к России в начале XIX века. Процесс окончательно завершился в 1828 году подписанием между Персией и Россией Туркманчайского мирного договора, по которому к России присоединились Эриванское и Нахичеванское ханства. В 1829 году, после русско-турецкой войны, был подписан Адрианопольский мирный договор, по которому Россия возвращала Османской империи почти все территории, занятые ею в Западной Армении. Несмотря на планы армянской политической элиты России (Лазаревы, Аргутинские-Долгорукие) создать автономное армянское княжество под русским протекторатом, империя образовала здесь лишь Армянскую область.

В середине XIX века начался новый подъём армянской общественно-политической мысли, усилилось армянское национальное движение. В 1860 году османский султан подписал Армянскую национальную конституцию. Уже в 1880-е годы при режиме султана Абдул-Гамида II она была отменена. После русско-турецкой войны 1877–1878 годов, во время которой армяне активно помогали русской армии, Карс и окраинные области были присоединены к России. В 1885 году была создана первая армянская политическая партия «Арменакан».

В 1908 году в Османской империи к власти пришли младотурки, провозгласившие конституционное правительство. Однако с самого начала они начали проводить крайне националистическую политику. В 1909 году произошла резня армян в Киликии, унёсшая жизни десятков тысяч человек.

В первой четверти XIX века Восточная Армения вошла в состав Российской империи. До Первой мировой войны здесь проживало около 1,5 млн армян. В течение 1915–1918 годов и последующих послевоенных лет властями Османской империи в Малой Азии, на Армянском нагорье и в Закавказье был организован и осуществлён Геноцид армян — Мец Егерн, в ходе которого, по преобладающему мнению, погибло от 1 до 1,5 млн армян. Сотни тысяч армян вынужденно эмигрировали в разные страны мира. В мае 1918 года в Закавказской Армении была провозглашена независимая Республика Армения.

В 1920 году в Армении была установлена советская власть, образована Армянская ССР со столицей Ереван. Первая Республика Армении прекратила своё существование в конце 1920 года под ударами Турции и большевиков.

В 1921 году был подписан Московский договор, по которому определялась граница между Арменией и Турцией. В 1920–1940-х гг. Армения подверглась репрессиям, характерным для сталинского режима. Были депортированы в Среднюю Азию 25 тыс. армян. В 1941–1945 гг. 450 тыс. армян приняли участие в Великой Отечественной войне, из них 106 были удостоены звания Героя Советского Союза; в рядах советской армии служили более 60 генералов-армян, а также 4 маршала.
21 сентября 1991 года по результатам референдума была провозглашена независимость Армении от СССР. Таким образом Армения восстановила свой суверенитет, утраченный в 1920 году. В октябре того же года первым президентом Армении был избран Левон Тер-Петросян. С начала 1991 года карабахский конфликт перерос в полномасштабную войну, продлившуюся почти четыре года и завершившуюся в мае 1994 года военной победой армянских сил.

Территориальное расположение и численность

В начале VII века до н. э. ареал расселения армян занимал территории в Анатолии, Закавказье и на Ближнем Востоке, которые впоследствии стали известны как Армения.

Начиная с VII века, складываются многочисленные армянские колонии за пределами исторической родины. Основные причины их образования — непрерывные войны на территории Армении, национальные и религиозные преследования, массовые переселения армян завоевателями. Самая массовая миграция из Турецкой Армении в 1915–1916 гг. была вызвана геноцидом, учинённым османскими властями.
В Киевской Руси первые колонии армян появились в X веке в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах. Они состояли в основном из ремесленников, купцов, врачей и сыграли большую роль в установлении торговых и культурных связей Руси с Закавказьем.

В XI веке армянские поселения зафиксированы в Крыму и Поволжье; в XIV веке — в Москве; в XVIII веке — в Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе и в низовьях Дона (с конца XVIII века); на Черноморском побережье Кавказа — с 1870-х годов.

В настоящее время основная масса армян, преимущественно вследствие геноцида 1915 года, проживает за пределами исторической Армении. По разным оценкам, численность армян в мире составляет от 12 до 14 миллионов человек, из которых лишь меньшая часть проживает в Республике Армения (около 3 млн человек).

В Российской Федерации проживает свыше 946 000 армян: в Краснодарском крае — 211 132 чел., в Ставропольском крае — 135 384 чел., в Ростовской области — 86 265 чел., в Московской области — 70 199 чел., в Москве — 68 018 чел., в Самарской области — 19 732 чел., в Саратовской области — 18 465 чел., в Волгоградской области — 15 891 чел.

Религия

С середины I тысячелетия до н. э. армяне почитали божеств зороастрийского пантеона: Ахура-Мазду — отца всех богов и творца мира, Михру — бога солнца, Анахиту — богиню мудрости и плодородия. Анахита пользовалась особым почитанием в Армении, её считали великой матерью. Менее значимыми богами были Вахагн — бог войны, Астгик — богиня любви, Тир — бог науки и писец Ахура-Мазды. Многие божества появились в Армении также под влиянием греко-римской культуры.

Дохристианская армянская религия носила синкретический, смешанный характер. Христианизация в начале IV века не смогла полностью вытеснить языческие корни, поэтому некоторые элементы до сих пор сохраняются в народных традициях.

Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей мира. В начале IV века (301 год) при царе Трдате III Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии, став первым в истории христианским государством. Примерно в 404 году на Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит, перевести на армянский язык Библию и отказаться от греческой и сирийской письменности. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 405–406 годах Месропом Маштоцем. В 506 году на Двинском церковном соборе Армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской догматики и стала независимой.

Сегодня Армения является практически моноконфессиональной страной. Свыше 90 % населения считают себя приверженцами Армянской апостольской церкви.

3243818.jpg

Источник фото : dzen.ru

Язык

Армянский язык принадлежит к особой группе индоевропейской языковой семьи, в рамках которой не сохранилось других живых языков. Уже на рубеже I века до н. э. — I века н. э. всё население Армении говорило на одном языке — армянском.

Алфавит был создан в 405 году учёным и священником Месропом Маштоцем. Изначально он состоял из 36 букв. На протяжении более 1600 лет армянский алфавит существует почти без изменений. В Европе только грузины и армяне имеют собственный алфавит; остальные народы используют либо латиницу, либо кириллицу.

На сегодняшний день существует два основных литературных варианта плюрицентрического армянского языка: западный (в основном используется в диаспоре) и восточный (ныне официальный язык Республики Армения). Ведутся дискуссии о признании западного варианта наряду с восточным официальным языком.

В армянском языке различают свыше 40 диалектов. Ввиду значительного рассеяния армян среди них со времён Средневековья широко распространено двуязычие. На территории самой Армении вторым языком традиционно является русский. Согласно переписи 2020 года, на армянском языке говорит более 500 000 граждан России. 

Традиционная и современная культура

Традиции

Для армянской культуры характерны гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку.

Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важное событие. Раньше её праздновали целую неделю, причём участвовало всё село. Сегодня свадьбы отмечают скромнее, но всё равно с размахом. В традиции армянской свадьбы — выбор крёстных родителей («крестных»), которых подбирают исходя из характера. Крёстные должны быть похожи на молодожёнов и становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крёстный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости также приносят дары, которые преподносятся особым образом. На свадьбу принято дарить драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.

imgpreview.jpg

Источник фото : ast-ohota.ru

Примечательна традиция покачивания ребёнка. Невеста обязательно должна держать на руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесте красное яблоко, символизирующее её чистоту.

Большие семьи в Армении — не редкость, особенно среди сельских жителей, большинство из которых многодетны. У армян принято не показывать новорождённого в течение 40 дней после рождения. Его могут видеть только близкие. Интересно, что как при рождении ребёнка, так и при любом другом радостном событии у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем принято в других культурах. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.

Праздники

Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез — праздник, символизирующий поклонение огню. Хотя он имеет языческие корни, сегодня его отмечают обычно при церкви. Во время Трндеза разжигают большой костёр, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодожёнов.

С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время праздника люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из неё венки для детей.

С наступлением лета приходит Вардавар — праздник, символизирующий победу над засухой. По традиции армяне обливаются водой, что связано с древними обрядами. Девушки за три дня до праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в неё пшеницу и овёс. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.

Национальный костюм

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки мужчины носили архалух (тип длинного сюртука) или короткие открытые жилеты и куртки. Поверх надевались разчухи — черкески, подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников и зажиточных крестьян пояса украшались массивными серебряными бляхами. Женщины носили расшитый передник.

armeniya-1.jpg

Источник фото : aatour.ru

Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные или тканевые шапки. Женщины покрывали голову накидками, дополняемыми ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни (сшитые из куска сыромятной кожи, собранные на щиколотке ремешком), туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

1578864072-4jpg.jpg

Источник фото : ast-ohota.ru

С конца XIX века эти формы национального костюма постепенно вытесняются одеждой европейского покроя.

41186edd9768a06191cc469760c46cd9.jpg

Источник фото : dzen.ru

Танцы

Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всём мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.

62ac792dc3f03.webp

Источник фото : bgtrk.ru

Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьёзной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в два этажа. Такая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.

62ac798db0734.webp

Источник фото : dzen.ru

Трахаг предполагает ещё более сложную подготовку, так как танец включает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше он исполнялся воинами.

Невесты танцуют узундару — сольную композицию, родившуюся в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Движения неизменно плавные и требуют от девушки значительной гибкости.

У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространён среди кавказских народов. Особенность танца — в составе исполнителей: двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.

62ac7959901f0.webp

Источник фото : turclim.ru

Фольклор

Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: народные сказки, песни, анекдоты, пословицы.

Большой интерес представляют мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном. Мировую известность получил героический эпос «Давид Сасунский». Из старинных песен выделяются трудовые песни и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпосы и песни исполняются народными певцами — гусанами.

a27417498f8b1d9cbdcdb61b4b171a64.jpeg

Источник фото : ubikvart.ru

Музыка

Музыкальная культура армян опирается на многовековые традиции. До сегодняшнего дня используются такие древние музыкальные инструменты, как кяманча, кямани (смычковые), саз, чонгур, уд, тар и канон (щипковые), блул, дудук, зурна (духовые), даф, нагара, сантур (ударные).

62ac79734b8b8.webp

Источник фото : dzen.ru

Быт

Основная масса армян на исконно этнической территории вплоть до XX века сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, лён, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство было пастбищным либо отгонным; специализация — выращивание крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, а также тяглового скота (буйволов, мулов и ослов).

Были развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) ремёсла.

армянские ковры.jpeg

Источник фото : fb.ru

Для армянской диаспоры основными сферами деятельности в прошлом и настоящем остаются торговля, финансы, наука и культура.

Жилище

Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре.

Жилая и хозяйственная части могли располагаться как под одной кровлей, так и раздельно (в тёплых районах). Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари).

Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно и нередко в целях обороны соединялись тайными ходами. В горах крыша одного дома могла служить двориком другого.

В конце XIX века в деревню проникают городские виды построек — полутора- или двухэтажные, с большими окнами, черепичной кровлей и открытой верандой. В середине XX века в Армении уже преобладает двухэтажный, многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, печным или водяным отоплением и другими современными удобствами.

В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, но выносится за пределы дома в особую пристройку.

Armyanskiy-narod-1-768x559.jpg

Источник фото : dzen.ru

Кухня
armenian-dishes.jpg

Источник фото : experience.tripster.ru

На сегодня этническая специфика армян ярче всего отражается в национальной кухне. Армянская кухня — одна из древнейших в Азии и самая древняя в Закавказье. Её характерные черты сложились ещё, по крайней мере, за тысячелетие до нашей эры в период формирования армянского народа и сохраняются в значительной степени на протяжении более трёх тысячелетий.

В основе традиционной пищи — зерновые продукты. Из пшеничной, а в прошлом и ячменной муки в печах-тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают тонкую лапшу — аршта, слоёные пирожки с мясом — пури самса, традиционное сладкое печенье — гата, хурабиа. Хлеб у армян имел сакральное значение. Как символ благополучия, он играл важную роль в обрядах жизненного цикла армянского народа.

Плов.jpg

Источник фото : dzen.ru

Из круп варят каши, заправляют ими супы, делают различные виды плова. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Широко распространены молочные продукты — сыры (панир, чечил), топлёное масло (юх). Кислое молоко (мацун) и пахта (тан) употребляются как прохладительные напитки и как основа для приготовления супов. Из молока готовят молочный суп — катнапур.

В обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам — жареное. По-прежнему большой популярностью пользуются люля-кебаб и особенно шашлык (хороваи), который по старинным обычаям заворачивается в лаваш. Сохранилось приготовление традиционной колбасы — суджук, а также вяленого в специях мяса — бастурмы.

Бастурма.jpegШашлык.jpg

Источник фото : adygsalt.ru , sovet-ok.ru

Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — пшеничная каша с разваренной курятиной, кюфта — мясно-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы из виноградных листьев с мясно-крупяным фаршем. В различных видах готовится красная и зелёная фасоль (лоби). Самое национальное рыбное блюдо армян — севанская форель в различных видах. 
Очень широк набор консервов, приготовляемых из винограда и фруктов.

Характерно использование пряных трав в свежем и сушеном виде. Из огромного перечня ягод и фруктов, произрастающих в Армении, самыми вкусными считаются абрикос и виноград.

Интересно, что названия многих армянских блюд связаны не с составом продуктов, как это принято у народов Европы, а с названием посуды, в которой их готовят. Таковы, например, путук, кчуч, тапак — все это одновременно и виды глиняной посуды, и названия блюд. Эта армянская традиция перешла и к соседним народам — грузинам и азербайджанцам.

Виноградники.jpeg

Источник фото : www.armmuseum.ru

Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого ремесла были известны ещё в древнюю эпоху. По легенде, первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времён Урарту.

Для изготовления вина используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который вкапывали в землю. Виноград давили босыми ногами, выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность — в них содержится много сахара, что способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина. 
Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в XIX веке. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в этом ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен — именно он в значительной мере влияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года, а затем разбавлять родниковой водой. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без неё букет коньяка не будет достаточно насыщенным.

Перед тем как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идёт о марочных сортах — до трёх лет. Столь скрупулёзное отношение к винам и коньякам уже оценили во всём мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения