Источник фото : u-f.ru
Астраханские татары — это уникальный народ, проживающий на территории Астраханской области на юге России. Их культура и история тесно связаны с этим регионом, который является одним из важных центров татарской культуры в России.
Несмотря на то что астраханские татары живут на территории России уже несколько веков, они всегда сохраняли свою национальную и историческую идентичность.
В этническом формировании астраханских татар приняли участие хазары, кипчаки, приазовские болгары, ногайцы, а также отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки и другие группы. Также происходило взаимодействие с калмыками и казахами.
Определяющую роль в консолидации астраханских татар сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после её распада Астраханское ханство и Ногайская Орда.
Большое влияние на этнокультурное развитие астраханских татар оказали поволжско-приуральские татары, переселившиеся в XVII – начале XX вв. в Астраханскую губернию. В конце XVIII в. их доля в Астраханской губернии составляла 13,2 %, в 30-х гг. XIX в. — 17,4 %, а в начале XX в. превысила треть общей численности татарского населения.
Во второй половине XIX – начале XX в. астраханские татары вместе с поволжско-приуральскими и сибирскими татарами вошли в состав единой татарской нации.

Источник фото : posredi.ru
Согласно переписи населения 2020 года, в Российской Федерации насчитывается 29 астраханских татар. В основном (13 человек) они проживают в Астраханской области.

Источник фото : pikabu.ru
Верующие астраханские татары — мусульмане-сунниты.
Сегодня большинство астраханских татар исповедуют ислам. При этом в местных верованиях сохранились элементы, отличающиеся от классических мусульманских представлений. В процессе исламизации языческие поверья постепенно отошли на второй план, но оставили следы в религиозной практике.

Источник фото : dumrt.ru
Большинство астраханских татар разговаривают на татарском языке. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с X века по 1927 год основывалась на арабской графике, с 1928 по 1939 год использовалась латиница, с 1939–1940 годов — кириллица.
Согласно данным переписи населения 2020 года, в Российской Федерации татарским языком владеют 3 261 155 человек.
Традиционная национальная одежда астраханских татар включает множество элементов восточной одежды: пышные юбки, жакеты, платки и шали. Женщины традиционно покрывают голову, что символизирует уважение к семейным и общинным ценностям.

Источник фото : www.astrobl.ru
Костюм дополняли многочисленные, преимущественно металлические, украшения.
По сравнению с поволжско-приуральскими татарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные украшения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения и др.), но и традиции их использования. Например, кольцевые серьги служили также в качестве носовых колец; накосные украшения были принадлежностью исключительно девичьего костюма; матерчатые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались как в женской, так и в мужской одежде.
Головной убор девушки включал два платка: концы одного свободно спадали назад, у другого завязывались спереди узелком. Замужние женщины прятали волосы под лёгкую накидку — хасине, поверх которой могло накрываться шёлковое покрывало. Свадебная накидка называлась бирэзэ. Второй частью головного убора были шапки, надевавшиеся поверх платков и покрывал. Праздничным головным убором богатых женщин была меховая (из соболя или каракуля) высокая шапка — кундуз, которую надевали поверх лёгкой шёлковой накидки хасине.
Астраханские татары носили сапожки (ату) из жёлтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументной отделкой. Узорные сапожки казанской работы (ичиги), а также головные уборы казанских татар — бархатные калфаки — были характерны для городского костюма рубежа XIX–XX веков.

Источник фото : organizator.ru
Астраханские татары высоко ценят татарский фольклор. Среди его особенностей можно выделить:
• разделение существ на обитающих в водной среде и на суше;
• веру в домовых, населяющих жилые дома и леса;
• веру в джиннов.
В фольклоре также встречаются драконы. Например, юха считается самым известным из них. По преданию, он способен превратиться в красивую девушку, чтобы влюбить в себя мужчину и высасывать из него жизненные силы. Другим существом, напоминающим вампира, является убыр. Считается, что на него можно наткнуться, заблудившись в лесу. Его обычное жилище — небольшая изба, а сам он принимает облик старухи, способной нанести болезненный укус. Однако к убыру иногда обращались за помощью, например, чтобы найти что-то ценное.
Некоторые существа из русского фольклора перешли и в татарский. К ним относится шурале, наиболее похожий на лешего. Он появляется в человеческом облике. С ним нельзя разговаривать, иначе он может увести человека. Шурале можно перехитрить, попросив его вставить палец в расщелину дерева. Если в этот момент вбить клин и резко убрать руку, существо окажется в ловушке. Перед такой «игрой» татарин должен представиться как «былтыром» («прошлый год»). Когда шурале позовёт на помощь, его братья-лешие спросят, кто его поймал. Услышав «прошлый год», они не поверят, ведь никто не может поймать прошлое.
Джинны у татар воспринимаются не как добрые духи, исполняющие желания, а как опасные и коварные существа. Они не причиняют прямого вреда, но могут вызывать сомнения, навевать дурные мысли и подталкивать к плохим поступкам. В Коране говорится, что джинны были подобны людям и стремились к ангельскому состоянию, но им было запрещено проникать в небесный мир, предназначенный только для людей. Не вынеся этого, джинны возгордились, за что были наказаны, однако часть из них до сих пор живёт среди людей.

Источник фото : edu.mouhta.ru
Многие традиции астраханских татар связаны с семейным бытом. Важным событием всегда считалось рождение ребёнка. Женщину, находящуюся в преддверии родов, ставили в центр комнаты, и вокруг неё начинала кружиться старшая родственница. Было важно, чтобы её одежда слегка задевала роженицу — согласно поверьям, такой «танец» облегчал роды. Во время родов женщине запрещалось кричать. Первым звуком должна была быть крик новорождённого — так добрые духи узнавали о пополнении в семье.
Когда раздавался крик малыша, к повитухе спешил дед ребёнка и спрашивал, кто родился. Если мальчик — семья устраивала праздник, а дед дарил новорождённому тёлку, корову или иногда лошадь. Если же рождалась девочка, отцу доброжелательно говорили: «Не огорчайся — свадебного пирога наешься!» Это отсылало к традиции дарить сытные пироги семье невесты во время сватовства и свадьбы; самый большой пирог преподносился отцу девушки.
В татарских обычаях много житейской мудрости. Например, до достижения ребёнком 40-дневного возраста его купала опытная родственница, которая одновременно обучала молодую мать уходу за малышом.
Через несколько дней после рождения проводился ритуал «бишек туй» («праздник колыбели»). В назначенный день семья приглашала муллу, который читал молитву над люлькой и на ухо младенцу произносил его имя. Чтобы у ребёнка была удачная жизнь, бабушка опускала его в детскую арбу и катала по всей комнате.
Свадебные традиции астраханских татар имеют свою специфику:
• За невесту назначался выкуп, значительно превышавший суммы в других этнических группах.
• Для проведения обряда использовалась специальная свадебная юрта.
• На свадебном пиршестве молодожёны в первую очередь ели плов и пироги.

Источник фото : weddingsharm.ru
Традиции астраханских татар претерпели значительные изменения вследствие русификации. С середины прошлого века началась урбанизация населения, что привело к частичной утрате традиционных обычаев.
Для защиты от зла и искушений в сумерках и ночью рекомендуется прочесть 36-ю суру Корана. Также астраханские татары носят догу — особый талисман в виде треугольного кожаного мешочка, в который вшит текст молитвы из Корана.
Чтобы шайтан не похитил душу умершего, в могилу к покойному кладут острый металлический предмет (нож, ножницы). Считается, что такие предметы отпугивают злых сил.
Фольклорные пляски астраханских татар обладают богатой историей и культурой.
Выделяют два вида фольклорных плясок: обрядовые и необрядовые. К обрядовым относятся свадебные (исполняются на свадьбах), календарные (на праздниках) и рекрутские. Необрядовые — игровые, разделённые по возрастным группам. Каждый вид делится на три подвида: коллективный, сольный и парный.

Источник фото : cepia.ru
Обрядовые танцы, особенно мужские, обычно исполняются с широко раскрытыми руками. В парных танцах мужчина и женщина стоят лицом к лицу или обходят друг друга спереди или сзади. Мужчина не касается женщины, вытягивается вперёд, подавая грудь, как в кавказских танцах. Женщина, напротив, не смотрит мужчине в глаза и может прикрывать лицо кончиком платка или рукой.
Основными музыкальными инструментами у астраханских татар, юртовцев и карагашей были саратовская гармошка (саз), бубен (кобал), иногда скрипка. В более ранние времена использовались кобыз, сорнай, сыбызгы и домбра.

Источник фото : traveleru.com
Особо почитаются мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Ураза-байрам — день разговения после священного месяца Рамадан. Его начинают отмечать на закате. В этот день важно собрать всех родных и друзей, провести время в семейном кругу, дарить подарки и угощать традиционными блюдами. Праздник отмечается радостно и с надеждой на счастливое будущее.
Курбан-байрам — «праздник жертвы», приходящийся на десятый день двенадцатого месяца мусульманского календаря. В течение десяти дней до праздника мусульмане соблюдают пост. Согласно преданию, Аллах испытал пророка Ибрахима, повелев ему принести в жертву своего сына. Пророк повиновался, но в последний момент сын был заменён ягнёнком. Символ праздника — подчинение воле Аллаха. В Курбан-байрам с утра верующие идут в мечеть, совершают намаз и приносят в жертву барашка. Одну треть мяса оставляют семье, остальное раздают бедным и угощают соседей и друзей поровну.
Новогодний праздник Навруз у астраханских татар известен под названием «әмәл» и отмечался 10 марта по старому стилю как праздник наступления весны. В этот день выходили в поле, совершали намаз, ели обрядовую кашу и устраивали состязания: конные скачки, борьбу и др.

Источник фото : duma-astrakhan.ru
Потомки переселенцев-мишарей отмечали весенний праздник «Кызыл йомырка» («Красное яйцо»), приуроченный к первому дню Пасхи. Осенью, после сбора и продажи арбузов, устраивали праздник «Зыярат бәйрәме» («Кладбищенский праздник»): мужчины собирались на кладбище для коллективной молитвы, затем в деревне проходила общая трапеза, состязания — конные скачки, борьба, стрельба из ружей, бег в мешках и т.п., пели песни, играли на гармони (саз), скрипке (нахра), домбре, били в бубен и плясали; молодёжь водила хороводы.

Источник фото : folc.ru
Основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, преимущественно в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. Основной культурой было просо; посевы пшеницы, ржи и овса были невелики. Обмолот снопов проводился с помощью лошадей или волов.
В южных уездах края возделывали преимущественно бахчевые культуры (арбузы, дыни), практиковали лиманное земледелие с естественным орошением, а также развивали огородничество, садоводство и виноградарство.
Ведущей отраслью хозяйства астраханских татар было животноводство с элементами полукочевого скотоводства: лошади и овцы круглый год находились на подножном корму.
Для населения, живущего в дельте Волги и прикаспийских районах, большое значение имело рыболовство — для одних как временное занятие, для других — как основной промысел. Рыбу и икру в основном сдавали перекупщикам в Астрахани или везли в Ставрополь, где обменивали на зерно и муку.
Традиционное татарское искусство отражает историю и культуру народа.
Астраханские татары известны мастерами-ремесленниками, владеющими множеством навыков. Среди популярных видов искусства — художественная вышивка, гончарное дело, резьба по дереву и металлу, ковка, шелковая вышивка по коврам, каллиграфия и другие. Мастерство передаётся из поколения в поколение, и ремесленники стремятся сохранить традиции и знания.
Поселения (аулы) застраивались по квартально-уличному типу, преимущественно обширными усадьбами, рассчитанными на проживание больших семей (до 20–25 человек) и содержание крупного поголовья скота.
Наиболее архаичными формами жилья астраханских татар были временные постройки типа шалаша (хаша) на бахчах и пастбищах, а также юрты (тирмә, карач өй, киез өй).
Астраханские татары обходились без амбаров, редко строили клети, но повсеместно возводили летние кухни и сооружали летние очаги (тышкы учак, казанлык) для приготовления пищи в котлах. В зимних домах из брёвен для обогрева и готовки использовалась хлебопекарная печь (татар миче), совмещённая с очагом и вмазанным над ним котлом.
Основными предметами интерьера были: многофункциональные нары (сәке, тахтамбит), низкие столы (куна), дощатые полки, сундуки. Одновременно утилитарную и декоративную роль играли тростниковые циновки (җикән, чаган), шерстяные и войлочные паласы, ковры, занавеси (чаршау) и занавески (фәрлә), пологи (чыбылдых) для обрамления спальных мест, вышитые полотенца и др.

Источник фото : ifaba.ru

Источник фото : life.ru
Традиционная кухня астраханских татар включает множество блюд восточной кухни: лагман, манты, чебуреки. Популярным напитком является компот из сухофруктов. Также в регион были привнесены национальные блюда, такие как чак-чак и беляш.


Источник фото : portalonline.ru , fb.ru
Основные занятия — скотоводство, земледелие и рыболовство — способствовали формированию разнообразной и вкусной кухни и особых приёмов приготовления пищи.
Например, осетрину вялили, а зелёный чай пили с солью и маслом, иногда смешивая этот питательный напиток с вареньем. Астраханские татары знают рецепты варенья из различных овощей — это одна из немногих народностей, которая готовит варенье из томатов или грецких орехов.
Особой любовью пользуются пироги с разными начинками. Большое внимание уделяется тесту. Мастера кулинарии охотно перенимают рецепты у других народов, в том числе у евреев, немцев, калмыков и армян.

Источник фото : beznen.ru
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения