892
Ахвахцы

Источник фото : weddingsharm.ru

История

Государства, к которым относились ахвахцы, сменяли друг друга на протяжении веков, но этот небольшой кавказский народ сохранил свою самобытность. 

Ахвахцы жили на территории Кавказской Албании, а после её упадка — в составе княжества Серир. Вероятно, ахвахцы входили в состав Дидоэтии, а в X–XII веках могли перейти под власть Серира. Также они находились в зависимости от Казикумухского шамхальства.

В XV–XVI веках образовалось Ахвахское вольное общество. В XVII веке южные ахвахцы вошли в аварский Гидатль. Селения Ратлу-Азваха сохраняли относительную самостоятельность и самостоятельно распоряжались пастбищами. В XVII–XVIII веках часть аварцев поселилась на северных землях нынешнего Азербайджана.

Ахвахцам приходилось защищать свою независимость в конфликтах с иранскими и турецкими войсками. В середине XIX века они присоединились к отрядам Шамиля в ходе Кавказской войны против Российской империи.

Территориальное расположение и численность
-1-e1416943245110.jpg

Источник фото : www.lingvafestivalo.info

По данным переписи 2020 года, в Российской Федерации насчитывается 5 282 ахвахца. Большинство из них проживает в Западном Дагестане, на западных и восточных склонах Богосского хребта — 5 266 человек. 

Также ахвахцы живут в Загатальском районе Азербайджана, куда они переселились ещё в XVII–XVIII веках. Выходцы из Нижнего Ахваха основали в Азербайджане селение Ахахдере.

Религия

Ахвахцы являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба. Исламизация народа завершилась во второй половине XVIII века. Сегодня они следуют мусульманским канонам, знают молитвы и соблюдают религиозные ритуалы. В каждом ахвахском селении имеются молельные дома и мечети. Сохранились также элементы древних верований, связанные с анимистическими представлениями: культ земли, неба, небесных светил, огня, молнии и грома, горных вершин, лесов и водоёмов. Существуют поверья о добрых и злых духах.

Язык

Ахвахский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье и входит в андийскую группу аваро-андийской подветви (аваро-андо-цезская ветвь). Наиболее близок к каратинскому языку. В ахвахском языке выделяют два диалекта:
— южный;
— северный.

Проживающие в Азербайджане ахвахцы говорят на северноахвахском диалекте. В южном диалекте различают цегобский и тлянубский говоры.

До начала XXI века у ахвахского языка не было письменности; для письма использовались русский и аварский языки. Ахвахский алфавит на основе кириллицы был разработан в 2000-х годах, однако применяется крайне редко. В 2007 году был составлен ахвахско-русский словарь.

Согласно переписи 2020 года, в Российской Федерации ахвахским языком владеют 5 019 человек.

Традиционная и современная культура

Традиции

Ахвахцы с глубоким уважением относятся к старшим, всегда оказывают помощь родственникам и соседям, бережно хранят обычаи куначества, гостеприимства и тухумной солидарности. 

Браки традиционно заключались по инициативе родителей, однако молодёжь часто имела возможность выбора. Девушки могли выбирать себе спутника жизни из нескольких претендентов. Существовал обычай, при котором парни и холостые мужчины собирались под окном, где находились девушки, и бросали свои папахи. Девушка ловила их по очереди и оставляла себе головной убор того, кто ей нравился; остальные папахи возвращались обратно. 

Были распространены браки посредством похищения или побега молодых, а также практиковались сорорат (брак с сестрой умершей жены) и левират (брак с женой умершего брата). Иногда женщина переходила в дом мужчины без формального сватовства. В отдельных случаях браки могли инициироваться сельской администрацией — например, мужчине, даже женатому, могли предложить взять в жёны девушку или вдову. 

После сватовства и сговора жених и невеста получали право встречаться в любое время, им разрешалось даже спать в одной постели, однако жених не имел права касаться тела девушки ниже пояса до официального заключения брака. Согласно преданию, во времена правления Шамиля девушка убила своего жениха кинжалом за нарушение этого адата (обычая), и её не только не наказали, но и выразили одобрение её поступку. Традиционно свадьбы играли осенью, после завершения полевых работ.

Выбор жениха.jpg

Источник фото : reshenie-tut.ru

Национальный костюм

Мужской костюм включал шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразную рубаху, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеску, несколько видов шуб, войлочную бурку, а также конусообразную или полусферическую овчинную папаху. Обувь состояла из чарыков (постолов) из одного куска сыромятной кожи, кожаных галош, войлочных или комбинированных (с кожаным низом) чувяк, башмаков без задника и сапог с мягкой подошвой (с конца XIX — начала XX века — с твёрдой подошвой и каблуком), а также ноговиц (кожаных или войлочных). На поясе носили кинжал (до XX века). Голову мужчины брили, оставляя бороду и усы. С XIX века суконные ткани постепенно вытеснялись фабричными (ситец, сатин, полотно и др.). 

Женская одежда включала туникообразные и отрезные по талии рубахи, нарядные платья типа «полуша» и «къабалай», безрукавки, платки и тёплые шали, а также чепец-накосник — чухту. Носили узкие длинные штаны. Женская обувь в целом совпадала с мужской, за исключением сапог и ноговиц. Костюм дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, а также налобные, височные, нашейные и нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетали в косы; женщины старшего поколения стригли волосы на затылке. 

В одежде ахвахцев присутствовали заимствования: шубу с пелериной и ложными рукавами переняли у лакцев, платье типа «къабалай» — у кумыков, «кавказскую» рубаху — у народов Северного Кавказа, чабанские войлочные шляпы — также у северокавказских народов, а папахи типа «бухара» — у народов Средней Азии. 
Современная одежда ахвахцев — преимущественно городская, европейского типа. Отдельные элементы традиционного костюма встречаются у представителей старшего поколения.

6.jpg

Источник фото : travelask.ru

Быт

Жизнь

Традиционными занятиями ахвахцев были животноводство (преимущественно овцеводство) и земледелие — пашенное, террасное и частично орошаемое. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, овёс, бобовые, табак, лук и чеснок. С XIX века начали культивировать картофель и кукурузу. 

Из ремёсел были распространены обработка дерева, камня и овчины, выделка кож, кузнечное дело. Ахвахцы торговали сукном, шерстью, сушёным мясом, топлёным маслом и сырами. Торговые связи с соседними народами, включая чеченцев и азербайджанцев, существовали издавна. 

Ахвахцы жили общинами — джамаатами, состоящими из скотоводов и земледельцев, и придерживались патриархальных кровнородственных объединений (тухумов). Преобладала малая семья из родителей и детей. После женитьбы сына старались отделить от родительской семьи, чтобы он мог проявить самостоятельность. До начала XX века встречались и неразделённые семьи, включавшие родителей и нескольких женатых сыновей с семьями, живших под одной крышей и ведших общее хозяйство. 

В семьях соблюдались обычаи уважения и иерархии: младшие подчинялись старшим, женщины — мужчинам, а все члены семьи — главе дома. Женщина, выполнявшая основную часть домашней работы, обладала собственным имуществом — приданым и свадебными подарками от родственников (скот, пашни, земельные участки, утварь, одежда, серебряные украшения) — и пользовалась уважением в семье, имела относительную свободу и самостоятельность, почиталась детьми. 

В семье обычно было 2–3 ребёнка, реже — 4 и более. С 5–6 лет детей обучали чтению и письму, заучиванию сур из Корана. Мальчиков и девочек обучали раздельно — в школах при мечетях. После этого юноши могли продолжить обучение в медресе, а затем на несколько лет становились учениками известных арабистов. Дома мальчиков учили ухаживать за скотом, заниматься земледелием, работать с топором и молотком, обрабатывать древесину, возводить стены, ездить верхом. Девочек с раннего возраста приучали к полевым работам, ведению домашнего хозяйства, шитью, ткачеству, вязанию, стирке, доению коров и переработке молока. 

После Октябрьской революции в Ахвахе были открыты начальные школы, в которых обучались не только дети, но и взрослые — в рамках кампании по ликвидации неграмотности. Постепенно появились семилетние и средние школы. Сегодня ахвахские дети учатся в школах-десятилетках и школах-интернатах; многие после окончания продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

5.jpg

Источник фото : weddingsharm.ru

Жилище

Ахвахцы проживают в горных районах на высоте 1 500 метров и выше, в местностях, расчленённых долинами и ущельями. Дома и хозяйственные постройки возводили на скалах и участках, непригодных для обработки. 

Традиционным жилищем была одноэтажная сакля из камня с прилегающим двором. Зажиточные ахвахцы строили двух- или трёхэтажные сакли: на первом этаже располагались хлев, сарай и подсобные помещения; на втором — комнаты для хозяев и гостей. Вдоль всего дома тянулась терраса. Вместо окон в стенах делали проёмы без рам и стёкол; аналогичные отверстия имелись и в потолке над встроенным в стену камином для выхода дыма. Полы были глиняными, дверные проёмы — узкими, со створчатыми дверями. В стенах устраивали ниши для хранения вещей. Отдельной кухни не было — пищу готовили в общей комнате, летом иногда — во дворе. 

Мебели в традиционных жилищах было мало: низкие треногие стульчики и деревянные скамьи-лежанки (появились в XIX веке). Одна из комнат обставлялась особенно торжественно и служила для приёма гостей: на полу и стенах расстилали и развешивали лучшие ковры, шкуры зверей, нарядную сбрую, дорогое оружие, бурки; в нишах и на полках расставляли редкую посуду. Другая комната с очагом (пристроенным камином) была основной для повседневного пользования — здесь семья собиралась за трапезой, отдыхала и спала. В отдельных помещениях хранили утварь и продовольственные запасы. Одежду развешивали на деревянных кольях, вбитых в стены, или на суковатой палке, свешенной с потолка. В нишах и на полках хранили медно-бронзовую, керамическую и деревянную посуду. 

С конца XIX — начала XX века в домах ахвахцев начали появляться современные кровати, столы, стулья, шкафы, буфеты и другая мебель; позже — радио, телевизоры, книги и современная посуда. Хозяйственные помещения стали занимать меньшую часть жилищного комплекса и часто выносятся за пределы дома, строятся отдельно. Несмотря на разнообразие современных жилищ по форме и типу, связь с традиционной культурой строительства сохраняется.

Жилище.jpg

Источник фото : old.bigenc.ru

Кухня

Основу рациона составляли хлеб и мучные изделия, в том числе лепёшки. Готовили на треноге с тонкой каменной плитой. В медных и чугунных котлах варили хинкал, готовили вяленое и свежее мясо. Одно из национальных блюд — суп «гъоди», который готовят из кукурузы, фасоли, чёрных бобов и брынзы. Готовые блюда заправляли кусочками курдюка, мяса и домашней колбасы. Из поджаренного ячменя мололи муку и готовили блюдо «ракъва», смешивая её с кипятком. Во время походов и дальних переходов питались курдюком, хинкалом из поджаренного ячменя и вяленым мясом. Хлеба часто не хватало, поэтому его обменивали или покупали у чеченцев. 

Овощей в рационе было мало, их заменяли дикорастущими растениями: черемшой, мятой, крапивой, тмином, конским щавелем, лопухом, борщевиком. Из них делали начинки для хинкала. С появлением картофеля рацион существенно разнообразился. Из молока производили масло, сыры, брынзу и сметану. В XX веке начали выращивать овощи, которые заняли важное место в питании. Из круп варили каши на воде, сыворотке и молоке.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения