Источник фото : ufa.bezformata.com
Название народа в литературном русском языке – башкиры, название для мужчины – башкир, для женщины – башкирка.
Самоназвание народа на башкирском языке – башҡорт, башҡорттар. Название башкир – башкорт – известно с IX века и существует более двух десятков толкований этого слова. Сегодня большинство исследователей считают, что оно происходит от слов баш – «голова, главный» и корт/курт – «волк» и означает – «главный волк» или «волк-вожак», что связано с культом волка и образом волка в мифологии древних тюрок. Долгое время среди части башкир северо-западного Приуралья сохранялось название иштəк/истəк, возможно, связанное с прежним угорским населением.
В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена, пришедшие на Южный Урал из приаральско-сырдарьинских степей, куда в свою очередь откочевали из Южной Сибири. С конца IX – начала X вв. они жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах, где данные племена и были зафиксированы письменными источниками.
Ещё в древности, находясь в регионах Сибири, Саяно-Алтайского нагорья и Центральной Азии, предки башкир подверглись определённому влиянию со стороны тунгусов, маньчжуров и монгольских народов. Это воздействие заметно проявилось в названиях родов и племён, особенностях языка. Переселившись позднее на территорию Южного Урала, они частично оттеснили, а частично поглотили местные финно-угорские и иранские народы. Вероятно, именно здесь произошло взаимодействие древних башкир с мадьярскими племенами, которое впоследствии стало одной из причин смешивания башкир с венграми частью средневековых арабских и европейских авторов. Формирование этнокультурного облика башкир завершилось примерно к XIV веку.
В X - начале XIII вв. башкиры находились под влиянием Волжской Булгарии. Именно тогда среди башкир стал распространяться ислам, окончательно утвердившийся в качестве основной религии к XIV веку: об этом свидетельствует сохранившиеся памятники материальной культуры тех времён: мусульманские мавзолеи и надгробные надписи. Одновременно с принятием ислама башкиры освоили арабское письмо, начали приобщаться также к персидской и тюркоязычной письменной культуре.
В середине XVI века башкиры приняли российское подданство. В 1789 году в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России, ведавшее регистрацией актов гражданского состояния, решением семейных споров, образованием в религиозных школах при мечетях. В XIX веке, хозяйство башкир развивалось, число населения значительно выросло и достигло миллиона человек к концу века. Вторая половина XIX и начало XX веков отмечены ростом образования, усилением чувства национальной самобытности.
В 1922 года в результате слияния Башкирской Советской Республики и Уфимской губернии была создана Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (Башҡорт Автономиялы Совет Социалистик Республикаһы). В 1990 году БАССР была преобразована в Башкирскую ССР-Башкортостан (с 25 февраля 1992 года - Республика Башкортостан (Башҡортостан Республикаһы). Со второй половины ХХ века постепенно нарастают темпы урбанизации среди башкир, и сегодня около половины башкир России проживает в городах, а другая половина — в сельской местности.

Источник фото : www.kp.ru
Согласно переписи 2020-2021 гг. башкир в России проживает свыше 1 млн. 571 тыс. человек. В Республике Башкортостан проживают более 1 млн. 268 тыс. башкир, 128 тыс. башкир проживают в северо-восточных районах Челябинской области, 36 тыс. – в районах Оренбургской области, примыкающих к Башкирии, 29 тыс. – в Ханты-Мансийском автономном округе, 17 тыс. – в Свердловской области, 16 тыс. – в южных районах Пермского края, 11 тыс. – в Татарстане, преимущественно в крупных городах – Казани и Набережных Челнах, 8 тыс. – в западных районах Курганской области, 6 тыс. – в Ямало-Ненецком автономном округе.
Башкирский язык (башҡорт теле, башҡортса) входит в поволжско-кыпчакскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Выделяют три диалекта: восточный, северо-западный и южный. Современный литературный башкирский язык сложился в на основе восточного и южного диалектов советский период после образования Башкирской АССР. Представленный ранее многочисленными рукописными и немногими печатными башкирскими текстами XVI – начала XX веков письменный язык на арабской графической основе не имел единых норм, развивался под сильным влиянием поволжского варианта письменного языка тюрки́ и был сильно оторван от народного разговорного башкирского языка. В 1923 году утверждается стандартизированный алфавит на основе арабской графики, который в 1929 году сменяется латиницей (яңалиф), а в 1939-м была утверждена орфография башкирского литературного языка на основе кириллицы. Современный башкирский алфавит состоит из 42 букв, 9 из которых обозначают специфические звуки башкирского языка (гласные - Әә, Өө, Үү, согласные - Ғғ, Ҡҡ, Ҙҙ, Ҫҫ, Ңң, Һһ).
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимают кубаиры (ҡобайыр) – героические эпические песни. Различаются три вида кубаиров: эпические – сказания, воспевающие батыров («Урал- батыр», «Карасакал», «Юлай и Салават», «Акбузат»); лирические («Ай, Урал мой, Урал мой», «Смерть высокой горы») и дидактические. Для обозначения жанровых разновидностей башкирского народного эпоса используют также термины хикаят и кисса, пришедшие из арабского языка. В хикаятах рассказывается о событиях, которые якобы произошли в реальности в давние времена. К ним относятся сказания «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кара-юрга». Кисса – название для любовных произведений, полных невероятных приключений и драматических ситуаций, часто с трагическим финалом: «Тахир и Зухра», «Бузъегет», «Сайфелмулюк». Творцами и хранителями эпических произведений были народные сказители – сэсэны, искусство которых всегда пользовалось особым уважением в народе и передавалось из поколения в поколение.
Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
В башкирском фольклоре богато и разнообразно песенное-музыкальное творчество: лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак), плясовые мелодии. Характерным приемом башкирских исполнителей является өзләү (узляу) – двухголосное пение, когда певец одновременно извлекает два звука: нижний, гортанный, и верхний, производный от нижнего, мелодический свист. Первоначально өзләү выполняло обрядово-магическую функцию, но современные узляисты исполняют различные песенные и инструментальные мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты - курай (род свирели из стебля одноименного тростникового растения, медной или деревянной трубки), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный в виде продолговатой пластины и металлический в виде дужки с язычком). С конца 19 в. получили распространение скрипка, гармонь, мандолина. Фольклорные традиции стали основой профессионального искусства и литературы.



Источник фото : www.banket-moskva.ru
Главные традиционные праздники проводились весной и летом. Когда прилетали грачи, отмечали каргатуй – грачиный праздник. Раньше участниками были преимущественно женщины и молодежь, которые угощали друг друга специальной кашей, чаем, танцевали хороводы, участвовали в беговых соревнованиях, а остаток еды оставляли на деревьях и камнях, говоря: «Пусть поедят и грачи, путь год будет плодоносным, жизнь благополучной». Этот обычай сохранился и сегодня. Перед началом полевых работ, иногда после завершения, устраивался праздник плуга – сабантуй, hабантуй. Для праздника закалывали животное (кобылу, барана или корову), приглашали соседей из близлежащих селений, после общего застолья организовывали спортивные состязания, такие как борьба (көрөш), конные скачки (бәйге), беговые гонки, стрельбы из лука, а также весёлые конкурсы вроде перетягивания канатов, боя мешками и разбивания горшка вслепую. Важной частью торжества было посещение кладбища для молитвы. В июле традиционно проходил джиин (йыйын) – мероприятие, объединяющие жителей нескольких поселений или даже районов Башкирии. Ранее каждая область региона проводила собственный йыйын, где обсуждались важные социальные вопросы, проводились масштабные гуляния и соревнования. Если возникала необходимость решить особо значимый вопрос, то созывались общебашкирские джиины. Эти дни знаменовались торговыми сделками, сватовством и проведением ярмарок. Сегодня сабантуи и джиины широко распространены во многих селениях и являются любимыми праздниками народов Башкортостана. В 2006 году в республике установили новый праздник «Шәжәрә байрамы» - народный историко-этнографический праздник, посвящённый изучению родословной. Традиционно в шежере башкиры записывали имена всех родственников по мужской линии в хронологическом порядке, но помимо этого включали туда изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени.

Источник фото : ru.pinterest.com
Башкирская народная одежда формировалась в условиях кочевого быта и скотоводческого хозяйства, что наложило отпечаток на ее состав и материалы, из которых она шилась. Основу как мужского, так и женского традиционного костюма, которые изначально были близки между собой по составу и крою, составляли рубаха туникообразного кроя, штаны с широким шагом и верхняя распашная халатообразная одежда. Рубаха күлдәк кроилась просторной и длинной. В прошлом мужские рубахи ирҙәр күлдәге доходили до колен и ниже, женские рубахи-платья ҡатын-ҡыҙ күлдәге шили до пят. В отличие от русских и финно-угорских соседей башкиры не подпоясывали свои рубахи. Поясной нательной одеждой мужчин и женщин были штаны ыштан из холста или сукна с кроем, приспособленным к верховой езде. Поверх нижних штанов мужчины также носили верхние – салбар, которые повторяли покрой нижних штанов, но были очень широкими. Неотъемлемым элементом костюма был тканевый халат елән – верхняя распашная одежда мужчин и женщин, которую шили преимущественно из покупных тканей черного цвета на подкладке. Женские еляны, особенно праздничные, богато украшались вышивкой, аппликациями, позументом и монетами. В дальнейшем женская рубаха превратилась в длинное отрезное в талии платье с оборками итәкле күлдәк, которое стали носить с передником алъяпҡыс и камзолом, которые шили из покупных фабричных тканей и украшали позументом, монетами, декоративными строчками. Долго сохранялись старинные женские головные уборы: головное полотенце таҫтар, поверх которого в праздники надевали ҡашмау в виде чепца, плотно облегающего голову, с овальным отверстием на затылке, к которому сзади пришивалась длинная лопасть шириной в ладонь. Вся поверхность ҡашмау покрывалась нитями кораллов, лопасть также зашивали кораллами, бисером, раковинами каури. Женский костюм дополнялся украшениями из кораллов и серебряных монет: массивными нагрудниками, лентами-перевязями, ожерельями из монет и кораллов. Комплекты украшений дополняли браслеты, кольца, серьги, ювелирные подвески и застежки, косоплетки и накосники, подбородочные ленты для головных покрывал с нашитыми монетами или кораллами.
Мужчины традиционно одевались в широкие рубашки и штаны, сверху надевали лёгкий халат или камзол, тулуп. На головы надевали тюбетейку, круглые шапки из меха, зимой - малахаи ҡолаҡсын. Из обуви башкиры предпочитали сапоги, ичиги, бахилы, также носили плетеные из лыка лапти сабата.

Источник фото : umcistra.ru
Исторически традиционный уклад хозяйствования башкир строился на полукочевом скотоводстве. Основное внимание уделялось разведению лошадей, также широко разводили овец, крупный рогатый скот, а в некоторых регионах – верблюдов. В тёплый период вся живность паслась на природных пастбищах, а сами жители перемещались вслед за стадами, периодически меняя места временных поселений. Осень знаменовала возвращение в постоянные селения – аулы – но большинство животных оставлялись зимовать на открытых пространствах, добывая себе пищу из под снега самостоятельно (тебеневка). Заготавливалось лишь ограниченное количество корма – исключительно для наиболее ценных животных вроде рабочих лошадей, молочных коров и новорождённого приплода. Скот размещался в специальных загонах, молодняк иногда держали прямо внутри домов либо в отдельных землянках.
Кроме скотоводства, башкиры занимались охотой и рыболовством, бортничеством, сбором дикоросов. Охота велась различными способами: в равнинных зонах использовалась групповая охота верхом, в горных лесах ставились разнообразные капканы и силки, повсеместно использовались самострелы.
C XVII в. возрастает роль земледелия; на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. Основными земледельческими культурами служили просо, ячмень, полба, пшеница и конопля. Землю обрабатывали деревянными плугами на колёсах – сабан, бороной-суковаткой и борона с железными зубьями – тырма. На рубеже XIX и XX веков входят в обиход фабричные плуги и первые сельскохозяйственные машины.
Издавна башкиры славились своим мастерством в обработке продуктов животноводства, производстве тканей, работе с деревом. Осуществлялась добыча железа, серебра, соли.
С XVII–XVIII веков начинается интенсивная индустриализация региона, связанная с разработкой местных полезных ископаемых. Башкиры активно привлекаются к разработке шахт, лесозаготовкам, добыче древесного угля.
В 1933 году заработала первая нефтяная скважина близ Ишимбая, вскоре последовали открытия новых крупных месторождений нефти. Благодаря этому регион быстро превратился в один из важнейших центров нефтедобычи СССР. Появляются предприятия нефтегазового комплекса, производятся химические вещества, оборудование, автомобили, металлорежущие станки, электроизделия и многое другое.
Традиционный тип поселения – аул (ауыл), расположенный на берегу реки или озера. Из-за традиционной полукочевой скотоводческой системы хозяйства каждый ауыл имел еще несколько временных поселений: зимние (ҡышлау), весенние (яҙғы йорт), летние (йәйләу), осенние (көҙгө йорт). Постепенный переход к оседлому образу жизни привёл к появлению постоянных поселений, зачастую возникающих на месте зимних стоянок. В XVIII-XIX вв. стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные улицы и кварталы – родственники селились компактно, нередко за общей оградой.


Источник фото : www.pnp.ru , dk160.esgms.ru
Традиционное жилище башкир – войлочная юрта (тирмә) со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне - срубные избы с сенями, пятистенки. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. Архитектура башкир испытывала сильное влияние русской народной архитектуры и традиций соседних народов Урала и Поволжья.
Во внутреннем убранстве башкирских изб вплоть до середины ХХ века было заметно влияние интерьера кочевых жилищ. Отличительным элементом был деревянный дощатый настил – нары һике, урындыҡ. В районах, где долго сохранялся кочевой быт, нары были особенно широкими – до 2 м. Нары застилали войлоками кейеҙ, поверх которых клали безворсовые ковры буй балаҫ, стеганые подстилки и одеяла буй юрған, түр юрған. На нарах совершали молитвы, устраивали трапезы, а ночью на них стелили постели. Особое место занимал сундук со сложенной поверх него горкой постельных принадлежностей урын, который обозначал уголок невестки килен – женщины, пришедшей в дом родителей мужа. На стене рядом с постелью висела ее парадная одежда, украшения, праздничные платки и шали. Украшением жилища также служили вышитые и тканые полотенца таҫтамал, растянутые на стене молитвенные коврики.


Источник фото : nknrb.ru , ru.pinterest.com
Основу питания башкир составляли мясо и молочные продукты, дополняемые дарами природы: дичью, рыбой, медом, ягодами и травами. К традиционным блюдам относятся мелко нарезанное мясо лошадей или овец с бульоном (бишбармаҡ, ҡуллама), сушеная колбаса из конины (ҡазы), разнообразные виды сыра и творога (эремсек, әжекәй, ҡорот) и каши из разных видов зерна (просо, ячмень, полба, пшеница). Широко распространенной была лапша на мясном или молочном отваре (hалма), супы из круп (өйрә). Из хлеба предпочитали пресные лепешки, позже появился кислый хлеб. Картофель и овощи стали частью рациона в XVIII-XIX веках. Среди традиционных напитков особо выделяют знаменитый кумыс (ҡымыҙ) из кобыльего молока, буҙа (из пророщенных зерен ячменя и полбы), бал (более крепкий напиток из меда и сахара). Повседневным напитком было кислое разбавленное молоко – айран. Использовались разные методы сохранения продуктов животного происхождения, ягод и фруктов: вяление, копчение, сушка.

Источник фото : ru.pinterest.com
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения