Источник фото : old.bigenc.ru
Бежтинцы — коренные жители западной части Дагестана. Их относят к цезским народам. В некоторых аварских местностях их называют «хьванал», что означает «лошадники» или «занимающиеся лошадьми». Большинство бежтинцев проживает на территории России, не более тысячи представителей народа живут в Грузии.
Предположительно, горские этносы Дагестана начали формироваться на основе племён дидойцев в I тысячелетии до н.э. Примерно в III тысячелетии до н.э. на основе субэтнических общностей стали складываться восточно-кавказские этнокультурные сообщества. В Средние века из конфедерации дидойцев образовались самостоятельные этнические группы, в том числе и бежтинцы.
Согласно запискам средневековых авторов, бежтинцы вместе с различными народами Кавказской Албании участвовали в борьбе против иранской экспансии в Закавказье. Некоторые источники указывают, что для участия в войне бежтинцы могли предоставлять значительное количество обученных воинов.
В отдельные периоды истории бежтинцы находились под властью Грузии. Например, в 1089 году во время правления Давида IV, при централизованном управлении государством, или в 1184 году при царице Тамаре. Горные народности, находясь под властью Грузии, обязаны были платить налоги, что иногда вызывало недовольство и выступления, которые быстро подавлялись.
Однако такое положение продолжалось недолго. В начале XIII века в Грузию вторглись войска Чингисхана, а позже — Тимура, что значительно ослабило грузинское влияние. Это способствовало освобождению горных народов Дагестана от грузинского владычества.
В XV веке военно-политический союз дидойцев распался из-за внутренних и внешних социально-политических разногласий. После распада началось формирование самостоятельных сельских общин и городских федераций. Одним из наиболее влиятельных сельских объединений был Анцухо-Капучинский союз, в который входили бежтинцы вместе с другими народами Западного Дагестана. Однако союз вскоре распался на два политических общества — Анцухское и Капучинское.
В позднее Средневековье взаимоотношения между горцами и Грузией носили мирный и экономически выгодный характер для обеих сторон. Например, бежтинцы вели торговлю в Кахетии и работали по найму в приграничных районах Грузии. На зиму они перегоняли стада на пастбища Алазанской долины, которые арендовали на холодный период. Наиболее напряжёнными периодами в отношениях с Грузией стали времена ирано-турецкой экспансии на Кавказе и колониальная политика царизма.
В XIX веке начались восстания северо-восточных горских народов Кавказа против царской власти. Бежтинцы изначально занимали нейтральную позицию. Однако в условиях ухудшения условий жизни, ограничений в торговле и взаимодействии с другими народами горцы северо-западного Дагестана в 1840 году объединились под предводительством Шамиля.
После завершения Кавказской войны земли бежтинцев вошли в состав Российской империи. Они населяют территорию, которая впоследствии стала автономным Бежтинским округом в Дагестанской области. В 1861 году и вплоть до образования СССР народ проживал в Бежтинском наибстве Гунибского округа. Во времена СССР бежтинцы, как и другие горские народности, вошли в состав Цунтинского района Дагестанской АССР. После распада СССР был образован Бежтинский участок Цунтинского района в Республике Дагестан.
Бежтинцы расселились преимущественно двумя способами:
— горные поселения — компактное расселение;
— равнинные поселения — смешанное расселение.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживает 6 890 бежтинцев. Подавляющее большинство — 6 858 человек — проживает в Республике Дагестан.
Этнические бежтинцы компактно проживают в Западном Дагестане по левобережью реки Аварское Койсу, а также в высокогорье Большого Кавказа и на Богосском хребте.
Их соседи: на юго-западе — дидойцы, цезы, гунзибцы и гинухцы; на юге — дидойцы и цезы; на востоке — аварцы. Главными бежтинскими поселениями считаются сёла Бежта, Тлядал и Хашархота, а также прилегающая территория. В Грузии, по данным 2009 года, проживает около 850 человек в Кварельском районе, в селе Чантлискури. Также в Дагестане, в Бабаюртовском и Кизлярском районах, проживает часть этноса, переселившаяся туда ещё в советское время.
Бежтинцы исповедуют ислам суннитского толка.
Часть обычаев и традиций утрачена, однако в настоящее время наблюдается стремление к их восстановлению и распространению. Наиболее значимыми праздниками считаются:
— Ураза-байрам — день окончания мусульманского поста;
— Курбан-байрам — праздник жертвоприношения;
— Мавлид ан-Наби — день рождения пророка Мухаммада.
Каждый праздник сопровождается обильным угощением, совместными молитвами, а также раздачей еды нуждающимся. В эти дни принято навещать родных и близких с подарками.
Язык бежтинцев относится к цезской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Вместе с гунзибским языком входит в восточно-цезскую группу цезских языков. В бежтинском языке выделяют три диалекта:
— классический бежтинский;
— тлядальский;
— хашархотинский.
Современных бежтинцев часто причисляют к аварцам, хотя большинство из них свободно владеет бежтинским языком. Все бежтинцы говорят по-русски, многие — также на аварском.
В сёлах и хуторах бежтинский язык используется в семьях и для общения с соседями и родственниками. Родители традиционно обучают детей родному языку, поэтому дошкольники преимущественно говорят только на бежтинском. В школе они изучают русский язык как государственный. Современная молодёжь, переезжая в города, всё чаще использует русский или аварский языки и реже — родной бежтинский.
В зависимости от места проживания бежтинцы владеют одним или несколькими из следующих языков: русским, аварским, грузинским, гинухским и гунзибским. Наиболее распространённым языком общения с родственными этносами является аварский. Для взаимодействия с другими народами Дагестана традиционно используется русский язык. Бежтинцы, проживающие в Грузии, свободно владеют грузинским языком. Лишь некоторые из них используют гунзибский и гинухский на бытовом уровне. Бежтинцы и гунзибцы чаще всего общаются между собой на бежтинском языке.
К культурному наследию бежтинцев относится богатый фольклор: пословицы и поговорки, песни и баллады, сказки и плачи-причитания. Основная часть произведений создана на бежтинском языке, некоторые — на аварском. Народ разработал собственный сельскохозяйственный календарь и систему отсчёта времени.
Для лечения различных недугов использовались методы, основанные на многовековом опыте. Преобладали рациональные подходы к терапии. 
Источник фото : vestikavkaza.ru
Во время свадьбы родственники невесты соблюдали ряд предосторожностей, связанных с народными верованиями. Считалось, что на молодых могли навести порчу, например, постукивая в бубен или барабан с внутренней стороны, посыпая солью пространство вокруг невесты или комнату молодожёнов, подбрасывая в углы комнаты испорченные фрукты. Также существовало поверье, что порчу можно навести, измельчив и высушив определённый вид ящерицы и посыпав полученным порошком одежду невесты. Считалось недопустимым принимать пищу без произнесения «бисмиллах», а также отрывать пуговицы от своей одежды и подкладывать их в обувь.
Существовали особые обычаи, связанные с рождением детей и поведением беременных женщин. Например, новорождённого мальчика омывали водой, а затем купали в молоке ослицы, полагая, что это укрепит его мужскую силу в зрелом возрасте. Аналогичную процедуру проводили и с девочкой, считая, что это сделает её необычайно красивой. Часто плачущего мальчика укладывали рядом с девочкой, а часто плачущую девочку посыпали лепестками цветка, растущего в скалах. Чтобы ребёнок родился крепким и здоровым, будущей матери рекомендовалось часто смотреть на отражение неба в водоёме.
После рождения девочки родственники или соседи, приходя с поздравлениями, воткнули иголку в притолоку комнаты, где спал ребёнок. Через девять месяцев одна из старших родственниц (старшая сестра, тётя или бабушка) собирала иголки и закапывала их вместе с лошадиным навозом за пределами селения. Считалось, что это защищает девочку от злых духов на всю жизнь.
При первых шагах ребёнка отец слегка похлопывал его, чтобы тот упал. Если после этого ребёнок вставал и снова пытался идти, устраивали праздник: пекли лепёшки и раздавали их соседям. Если ребёнок плакал и не поднимался, его на некоторое время отдавали жить к родственникам или близким друзьям. Через неделю он возвращался домой, и процедура повторялась до тех пор, пока малыш не вставал самостоятельно.
Традиционная одежда бежтинцев отражает вековые обычаи, обусловленные условиями жизни, основными занятиями, бытом и межэтническими связями.
Мужской костюм включал штаны на подтяжках, длинную рубаху, зимой — овчинную шубу, полукруглые папахи из овчины, а также бешметы и черкески. Популярной обувью были вязаные из шерсти сапоги, а также изделия из дерева или войлока. За поясом всегда носили кинжал. Голова мужчин была тщательно выбрита; допускались борода или усы.
Женщины носили платья в виде длинной рубахи, а также платья-бешметы или отрезные. Под платье надевали узкие штаны, на поясе — пояс из ткани, на голове — накосник-чепец (чухта), платок или шаль. Обувь изготавливалась из войлока, дерева или вязаной овчины; кожаную обувь не использовали. Женщины украшали себя серьгами, кулонами, кольцами и браслетами.
Современные бежтинцы носят преимущественно одежду, общую для всех горских народов, или обычную российскую повседневную одежду. Мужчины среднего и пожилого возраста иногда надевают папахи, штаны-галифе и кожаные сапоги с небольшим каблуком. Женщины редко используют традиционные рубахи или чухту, чаще сохраняя лишь серебряные украшения.
Источник фото : montefm.ru
Основные традиционные занятия — отгонное животноводство (преимущественно овцеводство, также разведение крупного рогатого скота, коз и лошадей) и пашенное земледелие (выращивание ячменя, ржи, пшеницы, полбы, овса, бобовых, чеснока, табака). В советский период увеличились посевные площади под зерновые, получили развитие садоводство и овощеводство (в основном на Кумыкской равнине).
Бежтинцы входили в Капучинский союз сельских общин — военно-политическое объединение, действовавшее как единое целое в случае внешней угрозы. В таких ситуациях собиралось общее ополчение из вооружённых мужчин всех джамаатов под командованием выборного военачальника. Вопросы, касающиеся всего союза (объявление войны, организация обороны, заключение мира, споры о границах, угодьях, имущественные претензии между джамаатами и т.д.), решались на собраниях представителей обществ, советах старейшин или общих сходах мужчин-воинов в зависимости от важности вопроса.
Союз состоял из равноправных общин, каждая из которых имела свою территорию, органы сельского управления и свод обычных норм — адатов. Общины (джамааты) были социально однородными. Как и в других союзах Дагестана, они включали узденские семьи — независимые хозяйства, владевшие пашнями, сенокосами, домами с постройками, домашним имуществом и скотом. Пастбища, часть сенокосов, леса, водоёмы, источники и пустоши находились в коллективной собственности джамаата. В среде бежтинцев выделялась прослойка, связанная с сельским управлением, а также зажиточные скотоводы и земледельцы.
Традиционно для бежтинцев характерна малая простая семья. До первых десятилетий XX века сохранялся пережиточный тип большой семьи — совместное проживание отца с несколькими женатыми сыновьями, ведущими общее хозяйство. Однако подобная форма семьи в XIX–XX веках объяснялась не столько архаичными традициями, сколько практической целесообразностью при малоземельном, многоотраслевом хозяйстве с отгоном скота на летние альпийские и зимние грузинские пастбища, а также развитым отходничеством.
Как и в наши дни, в XIX — начале XX века семья бежтинцев состояла главным образом из родителей и их детей. В неё могли также входить родители мужа, иногда его несовершеннолетние брат и сестра. Традиционно и сегодня бежтинская семья в основном среднедетная: в большинстве семей двое–трое детей, встречаются семьи с четырьмя–пятью детьми, а также однодетные семьи.
Преобладающей формой брака было сватовство по инициативе родителей. Реже встречались такие формы, как умыкание, побег молодых, обменный брак, отработочный брак, левират и сорорат. Изредка практиковалось многожёнство, преимущественно двоежёнство. В XIX веке у бежтинцев иногда встречались люлечное и утробное обручение.
В семье господствовали патриархальные отношения. Подчинение жены мужу было скорее традиционным, чем абсолютным. Роль хозяйки, несущей основную нагрузку по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, была очень высока. Практически все важные семейные решения (женитьба сына, выдача замуж дочери, строительство дома, покупка или продажа имущества и т.д.) принимались с учётом мнения жены. Подарки от родственников при замужестве — земельные участки, скот и другое имущество — составляли личную собственность жены, что обеспечивало ей уважение, уверенность и значительную степень свободы в семье.
Главой семьи считался мужчина — муж и отец. Как и у многих народов Кавказа, у бежтинцев существовали нормы поведения, известные в этнографии как «избегания» и семейные запреты. Эти обычаи, утратив изначальный смысл, со временем превратились в морально-этические нормы.
Традиционно бежтинцы селились компактно, с большим количеством дворов на небольшой территории. Поселения делились на кварталы. В каждом селе обязательно имелись мечеть, кладбище и площадка для сходов. Исторически каждое поселение имело свой хутор для содержания овец и другого скота. Вокруг хутора располагались пашни и сенокосы.
С общественно-политической точки зрения поселения бежтинцев представляли собой общинные сообщества раннефеодального типа, объединённые в союзы. Со временем часть населения стала переселяться на равнины и открытые участки земли.
Жилище бежтинцев — каменная или деревянная постройка в один или два этажа. Крыши традиционно покрывали черепицей. В древности дома строили с большой лоджией, позже — с верандой. Сегодня крыши чаще покрывают жестяными листами или шифером. Форма и тип современных домов разнообразны, однако в них прослеживаются исторические традиции. Внутренняя обстановка также изменилась: в традиционном доме мебель не использовалась, большую часть времени семья проводила у камина или на лоджии, а отдельные помещения служили кладовыми и хранилищами.
Современный интерьер мало отличается от типичного городского: меблированные комнаты с бытовой техникой, на кухне — газовая плита и другие атрибуты современного быта. 
Источник фото : russiafederation.ru
Национальная кухня бежтинцев основана преимущественно на мучных, мясных и молочных блюдах. В приготовлении пищи используются сыр, молоко, масло, мука, крупы, толокно, мясо, жир и курдюк. К традиционным блюдам относятся:
— хинкали с мясом, сыром или чесночной подливой;
— лепёшки;
— кислый или пресный хлеб;
— каши;
— пироги с мясом, творогом или зеленью;
— тесло из толокна;
— мясные или молочные супы;
— отварное мясо.
Современные бежтинцы сохраняют кулинарные традиции своего народа. Некоторые рецепты соусов, котлет, голубцов и плова были заимствованы у соседних народов.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения