Бесермяне — финно-угорский малочисленный народ России. Проживают среди русских, татар и удмуртов. В основном расселены в Удмуртии (около 10 поселений являются мононациональными).
Этноним «бесермян» происходит из тюркского языка и переводится как «бусурман», «чужак». На самом деле это слово означает «мусульманин» и, скорее всего, было заимствовано предками бесермян — удмуртами — у соседей-тюрок, когда они проживали в Заказанье, на территории округа Арска.
Бесермяне упоминаются среди жителей Волжской Булгарии под названием «берсула» на основе местного индоиранского (сарматского) компонента и одного из пришлых тюркоязычных народов. С началом монголо-татарского нашествия берсула вынуждены были переселиться в бассейн реки Чепцы, изменив название на «бесермяне». Происхождение народа до сих пор не изучено до конца. Существуют две основные гипотезы: согласно первой, этот народ имеет тюркское происхождение, согласно второй — удмуртское. Генетические данные указывают на смешанное удмурто-тюркское происхождение бесермян.
Русские летописи XIII–XV вв. фиксируют народ под названием бесермян на Волге и в нижнем течении Камы; письменные документы XVII века отмечают бесермян в бассейне реки Чепцы. После падения Волжской Булгарии бесермяне переселились от монголо-татар в вятские леса и с тех пор живут среди северных удмуртов.
В писцовых книгах с 1615 года указывается расселение бесермян на Вятской земле. Каринские селения: Большой Погост, Нижний Погост, Шамарданово, Мочагино — основные деревни, откуда большое количество бесермян в XVII–XVIII веках переселилось на территорию современной Удмуртии. Реки вновь заселенных мест были богаты рыбой. Затопляемые весной речные берега давали траву и служили пастбищем для скота летом. В лесах, покрывавших значительную часть новых земель, водились звери. Очищенные от леса возвышенности были удобны для хлебопашества. Эти природные богатства явились одной из причин переселения. Основными занятиями бесермян были земледелие, охота и рыболовство.


Источник фото : fishki.net , susanin.news
Согласно данным переписи 1897 года, на территории России проживали 10 800 бесермян, в 1926 году их было 10 000, а в 2002 году — 3 100 человек. Такое значительное снижение численности произошло из-за того, что с 1930-х годов и вплоть до распада Советского Союза их причисляли к удмуртам. Эту национальность указывали в паспортах и при проведении всесоюзной переписи. Только в 1992 году Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял решение восстановить историческое имя бесермянского народа. По переписи 2010 года, всего в мире проживало 2 101 представитель этой народности.
По данным 2020 года, в Российской Федерации зафиксировано 2 036 бесермян. Преимущественно они проживают: Удмуртская Республика — 1903 чел., Свердловская область — 25 чел., Пермский край — 20 чел., г. Москва — 13 чел., Кировская область — 13 чел.
Религия бесермян отличается сложным синкретизмом. В XVIII веке большая часть народа приняла православие, сохранив при этом традиционные верования и некоторые исламские элементы. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, его присутствие считалось необходимым на похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. У бесермян также развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.
В настоящее время бесермяне исповедуют православие. Их религия очень близка к народной религии удмуртов и включает элементы исламского происхождения. У народа издавна присутствовали мифические верования. Верили в существование бога-творца Инмара и различных хозяев определенных пространств:
• Вукузё, хозяин воды. Перед праздником Покрова люди приносили ему в жертву гуся на реке близ селения;
• Коркакузё, хозяин дома. На праздник нового урожая осенью в подполье ему приносили в жертву гуся и просили защитить этих птиц в период высиживания яиц;
• Бакчакузё, хозяин огорода;
• Межакузё (Межамумы), хозяин поля. Считалось, что он обходит в полдень свои владения и может быть опасен. Перед началом сева для него зарывали в пашню крашеное яйцо, приносили в жертву хлеб и пиво, когда колосилась рожь. После посева озимых на меже приносили в жертву барана. После жатвы под последним снопом оставляли для Межакузё хлеб с маслом;
• Гидькузё, хозяин двора. В Покровскую субботу в хлеву ему приносили в жертву барана;
• Нюлэс бабам (Чашшакузе, Лудкузё), хозяин леса, присматривающий за пасущимся скотом. Считалось, что в полдень он обходит свои владения и может быть опасен. Передвигается он в виде вихря, имя его вслух нельзя произносить. Существовало поверье, что если срубить принадлежавшее ему дерево, человек заболеет. Накануне дня Кузьмы и Демьяна ему в жертву приносили гуся в священной роще.
Бесермяне говорят на особом наречии удмуртского языка, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Морфологически наречие схоже с северными говорами удмуртского языка, фонетически близко к южным. В языке бесермян прослеживается тюркское влияние.

Источник фото : ресурсныйцентр-анр.рф
Особое место в традициях бесермян занимают свадебные обряды. Издавна среди представителей этого народа было принято заключать браки с соплеменниками. Даже если татарские или русские селения находились рядом, в поисках невесты или жениха родственники отправлялись за много километров. Бесермяне стремились породниться лишь со своим народом.
Найдя невесту для молодого человека, его родственники несколько раз отправляли к ней сватов, которые договаривались о свадьбе и планировали торжество. Если девушка жила далеко, процедуру сватовства могли упростить, обсудив все вопросы за один раз.
Оба семейства, которым предстояло породниться, выясняли, не являются ли жених и невеста родственниками. Нельзя было заключать брак с крестником или крестницей — это также приравнивалось к родству.
После свадебной церемонии молодая пара оставалась жить в доме жениха. Случаи, когда семья поселялась в доме невесты, крайне редки. Жених в любом случае должен был предоставить невесте свой дом.
Появление ребенка было важнейшим событием в жизни семьи. Бесермяне и сегодня верят, что рождение детей у женщины решается высшими божествами и небесными силами.
В первые моменты жизни новорожденного проводили сложные ритуалы, главной в которых выступала повитуха. Она обращалась к предкам рода малыша, прося их защитить хрупкую душу ребенка. В дальнейшем проводился обряд крещения. После него накрывали большой праздничный стол, за которым должно было присутствовать нечетное количество человек.
Песни являются одним из основных богатств культуры бесермян. У них свой стиль пения, который называется крезь. Существуют напевы для любого случая: на свадьбу, календарные праздники, во время тяжелой работы. Текста как такового у крези нет, это скорее интонации и слоги, которые передают душевное состояние человека. Женщины поют вместе, у каждой свое переживание, своя партия. Благодаря этому мелодии оживают. Развиты были и другие жанры фольклора: загадки, сказки, семейно-бытовые и календарные песни.
Самым популярным музыкальным инструментом у бесермян является волынка «быз». Её делали с воздушным резервуаром из шкуры или кожи, двумя, тремя или несколькими трубками. На конце бурдонных трубок иногда крепили раструб из бересты или коровьего рога. Музыканты с волынками были обязательными участниками свадебных обрядов. Еще один инструмент — колотушка («чолпан»). Его делали из очищенного от веток бревна, которое устанавливали на специальные стойки. Колотушки для инструмента делали из сучьев.
Также один из известных музыкальных инструментов среди бесермян — ятаган. Это струнный инструмент с двумя струнами, на котором играют с помощью смычка. Ятаган используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанемента песням и танцам.
Другим популярным инструментом является цеедьга. Это духовой инструмент, напоминающий флейту. Цеедьгу играют преимущественно на свадьбах и других торжественных мероприятиях для сопровождения танцевальной музыки.
Также используются такие инструменты, как: ложки, круговые бубны, губные гармошки.
Каждый инструмент имеет свою уникальную звуковую палитру и используется для создания определенной атмосферы в музыке.

Источник фото : online-karta.ru
У бесермян существуют различные праздники, которые в большинстве своем схожи с праздниками православных христиан, но присутствуют и тюрко-мусульманские реликты. Популярные праздники народа:
• Вербное воскресенье — Вэрва нунал;
• Пасха, или Великдень — Паска, Великтэм. На праздник красят яйца, которым издавна приписывают защитные функции, считают, что они оберегают от зла. В этот праздник строили качели;
• Покровская суббота, последние в году поминки. Часто к этому дню был приурочен и осенний праздник нового хлеба, проводилось жертвоприношение в честь Хозяина двора;
• Великий четверг — Бурсинь кэрттон, «завязывание шелковых ниток». Вечером накануне праздника гадают на будущий брак и ветками можжевельника защищают дом и хозяйство от злых духов. Утром проводится ритуальное очищение — дом окуривают можжевельником, топят баню и прыгают через костер. Дети обходили всю деревню, им в каждом доме повязывали на запястье шелковую нитку или лоскуты ткани, желали здоровья, угощали блинами. Эти нитки носили до праздника Акашка, после чего бросали в воду, веря, что они уносят болезни;
• Лазарева Суббота — Вэрба Суббота («вербная суббота»). Проводились посиделки, для которых готовили брагу и пиво. После посиделок люди хлестали друг друга ветками вербы;
• Кузьминки осенние, окончание аграрного года. В священной роще, принадлежащей Хозяину леса, проводилось моление. Приносили жертвоприношение, которое могли осуществлять только мужчины и в полном молчании. Жертвенную пищу оставляли в коробе из бересты под елью.


Источник фото : dzen.ru , izhlife.ru
Традиционный костюм бесермянских женщин состоит из рубахи туникообразного покроя, которую богато украшали вышивкой, тесьмой и аппликацией на рукавах и груди. На подоле делали широкую оборку. В вышивке использовались в основном красные, оранжевые и синие цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Черным на одежде выделяли контур. Штаны носили до щиколоток с широким шагом, передник — без нагрудника. С нагрудником этот предмет одежды носили только пожилые женщины. Верхняя одежда бесермян — распашной халат. Из украшений носили шейные, нагрудные, чересплечные украшения из раковин каури, бисера, коралла и монет, кольца и браслеты.
Девушки носили остроконечную небольшую шапочку, украшенную монетами, раковинами каури, бисером. Для невесты покрывало для головы шили из красной ткани, обшивали его тесьмой с длинными кистями, которые закрывали лицо. Женщины в качестве головного убора носили полотенце из белого тонкого холста, шлемообразные шапочки, украшенные бисером и монетами. Сверху надевали платок из ситца, атласа или кашемира.
Мужчины носили костюм, который имел много общего с удмуртской и русской одеждой. Его шили из сукна и домотканой пестряди. Примечательно, что по отдельным предметам одежды бесермян можно было определить возраст, материальное положение и статус человека.


Источник фото : www.culture.ru , dzen.ru
Основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали лен, овес, ячмень, озимую рожь, коноплю, брюкву, капусту, морковь, огурцы, репу. Немаловажным было и животноводство, занимались бортничеством — добычей меда из ульев диких пчел и разведением пчел в дуплах. Были распространены отхожие промыслы, извоз и сельскохозяйственные работы.
Жилище бесермян — срубные избы из бревен с двускатными крышами. В доме были холодные сени, у входа делали крытое крыльцо. Планировка жилья очень схожа с удмуртской. Окна украшали резными наличниками, на воротах тоже делали резьбу. Внутреннему убранству придавали колорит скатерти, занавески, различные предметы обихода с яркой художественной выразительностью.
Во дворе возводили амбар, часто двухэтажный. Амбары были бревенчатые с крытой галереей. На первом этаже хранили утварь и продукты, на втором — одежду. Летом в амбаре спали. На территории усадьбы располагался двор для скота, баня, хлев, культовое святилище куала.
Традиционные типы поселений народа — деревни уличной планировки, расположенные вблизи рек на возвышенностях. До XX века у народа существовали сельские общины. Семьи были малые и большие неразделенные.

Источник фото : absolutetravel.ru
Традиционно рацион бесермян состоит в основном из хлеба «нянь» и хлебобулочных изделий, пекут шаньги и пироги с разными начинками, варят супы и каши. Мясо едят по праздникам, готовят пресные ватрушки с мясом «перепечи», пельмени, суп с мясом и взбитым яйцом, колбасу из конины «курлой», пироги с кониной. До начала XX века свинина у бесермян была под запретом. Ели больше конину и птицу. И по сей день многие стараются не включать в рацион свинину. Из напитков употребляют квас «сюкась», брагу, кумышку и пиво «сур».


Источник фото : eparhia10.ru , www.culture.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения