362
Бесермяне

Бесермяне — финно-угорский малочисленный народ России. Проживают среди русских, татар и удмуртов. В основном располагаются в Удмуртии (около 10 поселений мононациональны).

Территориальное расположение и численность

Согласно данным переписи 1897 года, на территории России проживали 10 800 бесермян, в 1926 году их уже было 10 000 и в 2002 году всего лишь 3 100 человек. Такое значительное падение количества бесермян произошло из-за того, что с 1930-х годов и вплоть до распада Советского союза их причисляли к удмуртам. Такую национальность указывали в их паспортах и при проведении всесоюзной переписи. Только в 1992 году Президиумом Верховного Совета Республики Удмуртия было принято решение восстановить историческое имя бесермянского народа. По проведенной в 2010 году переписи населения, всего в мире проживал 2 101 представитель этой народности.

По данным 2020 года в Российской Федерации зафиксировано 2 036 бессермян. Преимущественно проживают: Удмуртская Республика – 1903 чел., Свердловская область – 25 чел., Пермский край – 20 чел., г. Москва – 13 чел., Кировская область – 13 чел.

Религия

Религии бесермян присущ сложный синкретизм. В XVIII веке большая часть народа приняла православие, при этом сохранили традиционные верования и ислам. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. У бесермян также развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

В настоящее время бесермяне исповедуют православие. Религия народа очень близка к народной религии удмуртов, включает элементы исламского происхождения. У народа издавна присутствовали мифические верования. Верили в существование бога творца Инмара и различных хозяев определенных пространств:

Вукузё, хозяин воды. Перед праздником Покрова люди приносили ему в жертву гуся на реке, расположенной близко к селению;

Коркакузё, хозяин дома. На праздник нового урожая, который отмечается осенью, в подполье ему приносили в жертву гуся и просили защитить этих птиц в период высиживания яиц, когда их заносят в дом;

Бакчакузё, хозяин огорода;

Межакузё (Межамумы), хозяин поля. Обходит в полдень свои владения и может быть опасен. Люди перед началом сева зарывали для него в пашню крашеное яйцо, приносили в жертву хлеб и пиво в период, когда колосилась рожь. После посева озимых культур приносили ему на меже барана в качестве пожертвования. После жатвы под последним снопом оставляли для Межакузё хлеб с маслом;

Гидькузё, хозяин двора. В Покровскую субботу в хлеву ему приносили в жертву барана;

Нюлэс бабам (Чашшакузе, Лудкузё), хозяин леса, присматривает за пасущимся скотом. В полдень Нюлэс бабам обходит свои владения и может быть опасен. Передвигается он в виде вихря, который поднимает столбы пыли. Имя его вслух говорить нельзя. Если человек срубит принадлежавшее хозяину леса дерево, обязательно заболеет. Накануне дня Кузьмы и Демьяна ему в жертву приносят гуся в священной роще.

Язык

Народ говорит на особом наречии удмуртского языка, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Морфологически наречие схоже с северными говорами удмуртского языка, фонетически близко к южным.

Язык бесермян является наречием удмуртского языка, в котором прослеживается тюркское влияние.

IMG_0320.jpg
Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Особое место в традициях бесермян занимают свадебные обряды. Издавна среди представителей этого народа было принято заключать браки с соплеменниками. Даже если татарские или русские селения находились рядом, в поисках невесты или жениха родственники семейства отправлялись за много километров. Бесермяне хотели породниться лишь со своим народом.

Найдя невесту для молодого человека, его родственники несколько раз отправляли к ней сватов, которые договаривались о свадьбе и планировали торжество. Если девушка жила слишком далеко, то процедуру сватовства несколько упрощали, обсуждая все вопросы за один раз.

Кроме того, оба семейства, которым предстояло породниться, выясняли, не являются ли жених и невеста родственниками. Нельзя было заключать брак с крестником или крестницей – это также приравнивалось к родству.

После свадебной церемонии молодая пара оставалась жить в доме жениха. Случаи, когда семья поселялась в доме невесты, крайне редки. При этом не имело значения, откуда родом невеста – жених в любом случае должен был предоставить ей свой дом.

Традиции при рождении ребенка

Появление ребенка было важнейшим событием в жизни семьи. Бесермяне и сегодня верят, что рождение или отсутствие детей у женщины решается высшими божествами и небесными силами.

В старину бесплодие было принято лечить с помощью магических ритуалов. Кроме того, в случае бесплодия супруга имела право «украсть» ребенка, а именно – вступить в связь с мужчиной, что уже стал отцом, причем такое положение вещей изменой не считали.

В первые моменты жизни новорожденного ребенка бесермяне проводили сложные ритуалы, главой в которых выступала повитуха. Она обращалась к предкам рода малыша, прося их защитить хрупкую душу ребенка, только появившегося на свет. В дальнейшем проводился обряд крещения. После него накрывали большой праздничный стол, за которым должно было присутствовать нечетное количество человек.

Фольклор

Песни являются одним из основных богатств культуры бесермян. У них свой стиль пения, который называется крезь. Существуют напевы для любого случая: на свадьбу, календарные праздники, во время тяжелой работы. Текста как такового у крези нет, это скорее интонации и слоги, которые передают то, что на душе у человека. Женщины поют вместе, у каждой свое переживание, своя партия. Благодаря этому мелодии оживают. Развиты были и другие жанры фольклора: загадки, сказки, семейно-бытовые и календарные песни.
Самым популярным музыкальным инструментом у бесермян является волынка «быз». Делали ее с воздушным резервуаром из шкуры или кожи, двумя, тремя или несколькими трубками. На конце бурдонных трубок иногда крепили раструб, сделанный из бересты или рога коровы. Музыканты с волынками были обязательными участниками свадебных обрядов. Еще один инструмент колотушка (чолпан). Делали его из бревна, очищенного от веток, которое устанавливали на специальные стойки. Колотушки для инструмента делали из сучьев.

Также один из самых известных музыкальных инструментов среди бесермян — это ятаган. Это струнный инструмент с двумя струнами, на котором играют с помощью смычка. Ятаган используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанирования песням и танцам.

Другим популярным инструментом является цеедьга. Это духовой инструмент, который напоминает флейту. Цеедьга играется преимущественно на свадьбах и других торжественных мероприятиях, и используется для сопровождения танцевальной музыки.

Также используются такие инструменты как: ложки, круговые бубны, губные гармошки.

Каждый инструмент имеет свою уникальную звуковую палитру, и используется для создания определенной атмосферы в музыке.

быз.jpg

Национальные праздники

У бесермян существуют различные праздники, которые в большинстве своем схожи с праздниками православных христиан, но присутствуют и тюрко-мусульманские реликты. Популярные праздники народа:

Вербное воскресенье — Вэрва нунал;

Пасха, или Великдень — Паска, Великтэм. На праздник красят яйца, которым издавна приписывают апотропеические функции, считают, что они защищают от зла. В этот праздник строили качели;

Покровская суббота, последние в году поминки. Часто к этому дню был приурочен и осенний праздник нового хлеба, проводилось жертвоприношение в честь Хозяина двора;

Великий четверг — Бурсинь кэрттон, «завязывание шелковых ниток». Вечером накануне праздника гадают на будущий брак и ветками можжевельника защищают свой дом и хозяйство от злых духов. Утром проводится ритуальное очищение — дом окуривают можжевельником, топят баню и прыгают через костер. Утром рано дети обходили всю деревню, им в каждом доме повязывали на запястье шелковую нитку или лоскуты ткани, желали здоровья, угощали блинами. Эти нитки дети носили до праздника Акашка. В этот день бросали нитки в воду и верили, что они уносят болезни;

Лазарева Суббота — Вэрба Суббота («вербная суббота»). Проводились посиделки, для которых готовили брагу и пиво. После посиделок люди друг друга хлестали ветками вербы;

Кузьминки осенние, окончание аграрного года. В священной роще, принадлежащей Хозяину леса, проводилось моление. Приносили жертвоприношение, которое могут осуществлять только мужчины и в полном молчании. Оставляли жертвенную пищу в коробе из бересты под елью.

Besermyane-nemnogochislennyy-narod-s-samobytnoy-kulturoy-udmddn.ru_.jpgПраздник Корбан.jpg

Национальный костюм

Традиционный костюм бесермянских женщин состоит из рубахи туникообразного покроя, которую богато украшали вышивкой, тесьмой и аппликацией на рукавах и груди. На подоле делали широкую оборку. В вышивке использовались в основном красные, оранжевые и синие цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Черным на одежде выделяли контур. Штаны носили до щиколоток с широким шагом, передник без нагрудника. С нагрудником этот предмет одежды носили только пожилые женщины. Верхняя одежда бесермян — распашной халат. Из украшений носили шейные, нагрудные, чересплечные из раковин каури, бисера, коралла и монет, кольца и браслеты.

Девушки носили остроконечную небольшую шапочку, украшенную монетами, раковинами каури, бисером. Для невесты покрывало для головы шили из красной ткани, обшивали его тесьмой с длинными кистями, которые закрывали лицо. Женщины в качестве головного убора носили полотенце из белого тонкого холста, шлемообразные шапочки, украшенные бисером и монетами. Сверху надевали платок из ситца, атласа или кашемира.
Мужчины носили костюм, который имел много общего с удмуртской и русской одеждой. Шили ее из сукна и домотканой пестряди. Примечательно, что по отдельным предметам одежды бесермян можно определить возраст, материальное положение и статус человека.

традиционный костюм.jpgimg_7573.jpg

Быт

Жизнь

Основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали лен, овес, ячмень, озимую рожь, коноплю, брюкву, капусту, морковь, огурцы, репу. Немаловажным было и животноводство, занимались бортничеством — добычей меда из ульев диких пчел и разведением пчел в дуплах. Распространены были отхожие промыслы, извоз и сельскохозяйственные работы.

Жилище

Жилище бесермян — срубные избы из бревен с двускатными крышами. В доме были холодные сени, у входа делали крытое крыльцо. Планировка жилья очень схожа с удмуртской. Окна украшали резными наличниками, на воротах тоже делали резьбу. Внутреннему убранству придавали колорит скатерти, занавески, различные предметы обихода с яркой художественной выразительностью.
Во дворе возводили амбар, часто из двух этажей. Амбары были бревенчатые с крытой галереей. На первом этаже хранили утварь и продукты, на втором — одежду. Летом в амбаре спали. На территории усадьбы располагался двор для скота, баня, хлев, культовое святилище куала.
Традиционные типы поселений народа — деревни уличной планировки, которые были расположены вблизи рек на возвышенностях. До 20 века у народа существовали сельские общины. Семьи были малые и больше неразделенные.

традиционное жилище.jpg

Кухня

Традиционно рацион бесермян состоит в основном из хлеба «нянь» и хлебобулочных изделий, пекут шаньги и пироги с разными начинками, варят супы и каши. Мясо едят по праздникам, готовят пресные ватрушки с мясом «перепечи», пельмени, суп с мясом и взбитым яйцом, колбасу из конины «курлой», пироги с кониной. До начала 20 века свинина у бесермян была под запретом. Ели больше конину и птицу. И по сей день народ старается не включать в рацион свиное мясо. Из напитков употребляют квас «сюкась», брагу, кумышку и пиво «сур».

1.jpg8036de8786575908794c3ad1057df942.jpg
Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.