Босния и Герцеговина - государство на Балканском полуострове. На севере и западе граничит с Хорватией, на востоке и юго-востоке – с Сербией и Черногорией. Имеет выход к Адриатическому морю. Протяженность береговой линии 20 км. С 1878 входила в состав Австро-Венгрии, с 1918 – Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 – Королевства Югославия, с 1945 до апреля 1992 – Социалистической Федеративной Республики Югославии. Наибольшее количество боснийцев проживает в Боснии и Герцеговине (3 219 415 чел.). Живут также на западе Сербии, востоке Черногории, в Хорватии, Македонии, а также в Австрии, Германии, Турции, США. Общая численность во всем мире около 3 миллионов человек.
В Российской Федерации боснийцев проживает около 100 человек: г. Москва – 26 чел., Краснодарский край – 15 чел., Республика Татарстан – 8 чел., Самарская область – 6 чел., Московская область – 5 чел.
Вплоть до 10 в. население большей части Боснии было язычниками, хотя в Герцеговине принятие христианства произошло довольно рано. В 12—14 веках на территории Боснии и Герцеговины существовали две христианские религии: православная и католическая. Преимущественно католическими были север и центр Боснии, а южное княжество Хум (Герцеговина), в 1168—1326 гг. входившее в состав Сербии, находилось в юрисдикции Сербской Православной Церкви и с 1219 г. было подчинено непосредственно сербскому архиепископу. Средневековое боснийское государство (12–15 вв.) было центром богомильства. Последние боснийские цари были католиками и способствовали усилению влияния францисканского ордена. Самые восточные районы средневекового государства, особенно восточной части Герцеговины, оставались в основном православными.
Завоевание Боснии турками в 15–16 вв. сопровождалось массовым обращением населения в ислам. Многие боснийские дворяне (сербы или хорваты), чтобы сохранить имущество, привилегии и господствующее положение, вынуждены были пойти на этот шаг. Однако большинство боснийских сербов и хорватов остались христианами.
На рубеже 1520—1530 годов, по данным турецкого историка Омера Лютфи Баркана, в Боснийском санджаке население уже на 38,7 % составляли мусульмане. В Герцеговине, завоеванной турками только в 1482 году, исламизация шла менее активно.
В настоящее время приверженность к той, или иной конфессии определяется в основном национальностью: сербы — исповедуют православие (31%), хорваты — католицизм (15%). Славяне, исповедующие ислам, называют себя бошняками (боснийцами), либо муслиманами (40%).
В графе «язык Боснии и Герцеговины» чаще всего написано: боснийский, сербский, хорватский. Но это не значит, что нужно выучить три языка, чтобы жить в Боснии и Герцеговине, не испытывая трудностей перевода.
Во время существования Югославии все народы, живущие ныне на территории Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Черногории говорили на одном языке – сербско-хорватском или хорватско-сербском. В разных частях государства существовали разные диалекты и говоры. По данным 2020 года в РФ сербскохорватским владеют 5 708 чел., но используют его в повседневной жизни только 2 399.
После распада Югославии каждая часть решила выделиться и ввести свой национальный язык: сербский, боснийский, хорватский и черногорский. На деле же все друг друга понимают и спокойно общаются, не изучая ничего нового. Да, некоторые слова могут отличаться (это как британский английский и американский английский), но в целом все понятно.
Язык очень похож на русский, поэтому основную мысль вашего собеседника в 70% случаев вы поймете без переводчика. Чем южнее и ближе к границам с Хорватией и Черногорией, тем больше людей понимают русский, развитие туризма мотивирует население учить язык. Поэтому в некоторых частях страны не придется напрягаться с переводом. Некогда популярный русский практически забыт и его использование возможно только в общении с представителями старшего поколения на территории Сербской республики.
Хорваты и босняки используют латинский алфавит, а на территории Сербии принята кириллица. При этом на территории Федерации Боснии и Герцеговины используется до тридцати диалектных вариантов, отраженных и в письменной форме.
Исторически босняки были одним из самых веротерпимых народов Европы - вокруг них жили православные христиане, католики, протестанты, иудеи и другие религиозные конфессии, и со всеми ними босняки поддерживали ровные добрососедские отношения. Искусство и архитектура босняков как в зеркале отразили это разнообразие.
Отношение к самим иностранцам в большинстве случаев довольно настороженное. И это при том, что сами по себе местные жители невероятно дружелюбны и гостеприимны! Балканское умение принимать гостей всегда славилось даже среди народов, возводящих этот обычай в культ.
В мусульманских районах страны приняты традиционные для исламских стран нормы приличия - при входе в дом нужно снять, нельзя обходить молящихся спереди. Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Брать пищу, деньги и вещи следует правой рукой. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). При этом боснийцы несколько отличаются от своих единоверцев довольно демократичными нормами в одежде и в быту - женщины имеют равные права с мужчинами и свободно носят одежду западного стиля (хотя многие обязательно покрывают голову, особенно в случаях религиозных мероприятий), некоторые босняки даже свободно употребляют алкоголь, который в исламе официально запрещен.
При встрече местные жители, независимо от вероисповедания, приветствуют друг друга вполне по-европейски - рукопожатием. В некоторых южных районах при встрече хорошо знакомых людей допускаются объятия и поцелуи, с незнакомыми людьми это недопустимо. При посещении чьего-либо дома общеприняты небольшие подарки (цветы таковыми презентами обычно не считаются).
Большинство жителей страны - заядлые курильщики. Даже на транспорте и в общественных заведениях постоянно можно встретить курящих. Также местные очень любят выпить. Встретить мужчину, потягивающего пиво в жаркий день на рабочем месте вполне возможно. После пары рюмок они могу спокойно сесть за руль и ехать домой. Естественно, это карается законом и очень небезопасно, поэтому нужно быть крайне бдительными, если ловите попутные машины.
Среди фольклорных жанров – сказки и притчи (в т. ч. цикл о Ходже Насреддине). Песни, танцы (в т. ч. круговой танец коло), инструментальная музыка сельской традиции имеют славянскую основу (систему жанров и др.).
В селах популярны героические юнацкие песни, в отдаленных местностях встречались мастера сольного эпического пения (южно-славянская традиция пения в сопровождении гуслы). Распространено многоголосие (локально встречается архаическое 2-голосие с секундовой основой, в северо-западной Боснии – «девичьи песни» со скрещивающимися голосами). В горных районах едва ли не каждое село имеет свой стиль пения, разнообразием звукоизвлечения отличается пение пастухов (в т. ч. «ойканье»); характерны аэрофоны. В городской традиции сказалось влияние, опосредованно связанное с мусульманской культурой (музицируют главным образом в доме, пение исключительно одноголосное, в ходу струнные инструменты и др.).
Среди инструментов: флейты (в т. ч. парные – «двойнице»), трубы, язычковые (рожок, волынка, зурна), однострунный смычковый (гусла), щипковые (тамбура, саз, шаргия), мембранофоны (в т. ч. барабан «бубань»), идиофоны.
Основные элементы традиционного костюма босняков и его покрой сохранились такими же, какими они представлены у соседних с босняками групп сербов и хорватов. В то же время в боснийской одежде прослеживается и турецкое влияние.
Мусульманская одежда, такая как фески или шаровары, распространялась в южнославянских землях и среди христианского населения, вплоть до того, что христианки в городах стали закрывать лицо при выходе на улицу (данный обычай у части христиан боснийских городов сохранялся до рубежа XIX—XX веков). Ношение чадры или паранджи (босн. zar) боснийскими мусульманками соблюдалось главным образом в городах, прежде всего, в знатных семьях.
В селах, а особенно в селах горной местности, женщины редко закрывали лицо. Вместо паранджи сельские женщины-мусульманки закрывали лицо платком (босн. bošča), носившимся на голове. В горных районах Боснии и Герцеговины как христианки, так и мусульманки, носили длинную рубаху (босн. кошуља), передник (босн. pregača), широкие шаровары (димије; христианки носили черные шаровары, в то время как незамужние мусульманки — пастельных цветов, таких как розовый или зелёный; замужние, в свою очередь носили шаровары более темных цветов: бордового, темно-зеленого или фиолетового), безрукавки: елек, идентичный мужской безрукавке и ечерма с широким вырезом и доходящая до низа груди (босн. ječerma); жакет-либаду из бархата темных цветов (босн. libade), и кафтаны-антерии (антерија) с длинными рукавами и широким вырезом, надевавшиеся на платье (босн. haljina) или рубаху с шароварами.
Одинаков был и мужской костюм, в который входили рубаха, безрукавка-фермен (босн. fermen), суконные штаны темных цветов с широким задом (босн. čakšire), различные куртки, широкий тканый пояс (у военных также был широкий кожаный пояс со множеством карманов, куда клали оружие и аммуницию (босн. bensilah), а также фески (босн. fes), обмотанные чалмой. Женские фески (босн. fesić) были ниже мужских, мусульманки покрывали их платками (босн. šamije), а незамужние христианки зачастую носили фески на голую голову. Богатые мусульманки носили фески, украшенные металлической вставкой и бисером (босн. tepeluk). Незначительные отличия касались лишь материала, покроя и цвета элементов традиционного костюма. Небогатые люди носили одежду из шерсти и сукна, а богачи — из шелка, атласа, бархата и сатина.
Обувью селянам служили опанки — постолы из телячьей кожи, горожане носили сапоги (босн. čizme) и туфли (босн. cipele, firale), женщины носили тканые туфельки терлуке (босн. terluke), украшавшиеся вышивкой, бисером или кисточками), дома носили тапочки (босн. papuče), а мужчины — также и кожаные полусапожки местве (босн. mestve) с плоской подошвой. В хаммаме и во дворе у женской половины дома женщины носили нануле — деревянные сандалии с двумя высокими каблуками.
Народная одежда босняков, как и одежда сербов и хорватов, сохранялась до середины XX века и то, только в сельской местности. В настоящее время городская одежда вытеснила народную, исчезли также и какие-либо конфессиональные различия в одежде.
Традиционно основой многих южно-славянских хозяйств была «задруга», представляющая собой общину родственных семей, которые вместе вели хозяйство на каком-то участке земли (причем земля не была общей в привычном понимании этого слова - у каждого надела был хозяин, но обрабатывались они все вместе). Таким образом в хозяйстве всегда хватало рабочих рук, а разделение труда позволяло вовлекать в работу почти всех членов общины. Естественно, что и досуг, и различные церемонии проводились также вместе. Сегодня, хотя более половины населения страны живет в городах, а количество детей в семье редко превышает двух, этот обычай сохранился - бабушки и дедушки зачастую живут вместе со своими взрослыми детьми, занимаются внуками, в то время как родители работают и обеспечивают достаток. Детей с малых лет учат заботиться о старших или нуждающихся родственниках, и с уважением относиться к другим членам общины, даже не имеющим с ними родственных связей. И в то же время, даже дальние родственники или просто друзья семьи, с удовольствием помогают в воспитании детей. Соответственно, рядом проживающие семейства также полагают необходимым поддерживать хорошие отношения с соседями или другими членами общины.
Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Европы, испытала сильное влияние народов Передней Азии: в архитектуре городов (выступающие верхние этажи домов, крытые галереи, глухие каменные ограды, ремесленные кварталы, базары-чаршии, турецкие бани) и сел (деление на кварталы-махалы, мечеть с кладбищем в центре), планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины, закрытые дворики) и их интерьере (низкая мебель, ковры, нарядная посуда, места для омовений в спальнях), одежде (фески, широкие пояса у мужчин, шаровары-димие, жилеты-антерия; обычай закрывать лицо у женщин соблюдался в основном в городах, но официально был отменен только в 1950), кухне (пловы, блюда из баранины, сладкие каши с сиропом, восточные сладости, кофе), семейной жизни (такие обычаи, как многоженство, браки между родственниками, были распространены только среди знати). Сохраняются некоторые христианские обычаи (зажигание бадняка на Рождество, скотоводческие обряды на Преображение и др.). Были развиты кузнечное, оружейное, шорное, гончарное, ювелирное ремесла, ковроткачество, золотое шитье, плетение кружев.
Фирменные блюда зависят от того, в какой части страны ты находишься. У бошняков, сербов и хорватов разные национальные яства. В целом, еда простая, но очень жирная и калорийная. В блюдах очень много теста и мяса. И, естественно, не обойтись без сладостей.
Кухня Боснии и Герцеговины искусно взяла по чуть-чуть отовсюду: от турок — кебабы и прочие блюда из рубленого мяса, от соседей по Средиземному морю — обилие овощей и зелени, от славян — массу молочных продуктов и сыров. Из мяса больше прочего используют говядину и баранину, а также свинину; способ приготовления — тушение с овощами или жарение на гриле. Рыба не слишком популярна ввиду крошечного выхода страны к морю, но в прибрежных районах непременно стоит попробовать рыбный гуляш, пироги с рыбой и морепродукты. Мостар, к примеру, славен «пастрмкой» — блюдом из форели.
В качестве легкого перекуса подойдет «чевап» — местный вариант кебаба, подается с хлебом или питой или «бурек» — привычный нам чебурек с мясом (собственно «бурек»), сыром («симица»), шпинатом («зельяница»), картофелем («кромпируса») или яблоком («ябуковаца»).
Для более основательной трапезы стоит заказать мясное жаркое с овощами «босански лонас», шашлык «шиш», тушеное с рисом и овощами мясо «гювеч», жареную на гриле отбивную «гайдук», внушительных размеров котлеты «плескавица», голубцы «жапрак». На стол всегда ставят овощной салат, самый популярный вид называется сербским и состоит из помидоров, сладкого и острого перца, лука и ароматических трав. Трапезу запивают пивом, которое в Боснии и Герцеговине отменного качества, хмельным напитком из проса «буза» и белым или красным вином — местные сорта замечательно вкусны и ароматны.
На десерт непременно стоит взять «околотурецкие» сладости — пахлаву, лукумы и халву, рассыпчатое печенье «гурабье» и печенье с лесными орехами «суджук». Впрочем, и славянским традициям здесь нашлось место: многочисленные пироги с яблоками, ягодами и творожной начинкой не дадут почувствовать себя на чужбине. Их можно употреблять с турецким кофе или чаем с ароматическими травами.
Что касается напитков, здесь очень любят вино. И сами его делают в южной части страны. У многих семей даже есть собственные винодельни! Там же в стране делают и ракию – очень крепкий алкоголь. Но так как в стране очень много мусульманского населения, которое не выпивает, есть места, где вы не сможете заказать себе алкогольные напитки: только кофе, воду и соки. А кофе здесь пьют везде и все. Принято подавать его в турке и с рахат-лукумом.
Также из блюд стоит выделить ягненка на вертеле и каймак - это очень нежный сыр, который можно намазывать на хлеб. «Молодой» каймак (то есть свежий, недавно приготовленный) буквально тает во рту. «Старый» каймак более терпкий, жирный, немножко даже горчит и кислит одновременно.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.