1270
Боснийцы

Источник фото : sport-video.ru

История

Босни́йцы, бошняки (самоназвание — бошняки, муслимане) — жители Боснии и Герцеговины, сформировавшиеся как народность в результате обращения в ислам части славянского населения Боснии во время её нахождения в составе Османской империи. В переписях населения Югославии в 1960-е и 1970-е годы вместо термина «боснийцы» употреблялся термин «славяне-мусульмане».   

Территория Боснии и Герцеговины, где сформировалась основная часть босняцкого этноса, была заселена славянскими племенами в VI—VII веках. Вплоть до X века население большей части Боснии оставалось языческим, хотя в Герцеговине христианство распространилось довольно рано. В VIII—X вв. восточная часть современной Боснии и Герцеговины входила в Сербское княжество Властимировичей. Области Захумье и Босния (между реками Босна и Дрина) были заселены сербскими племенами. После распада Сербского княжества в середине X века Босния стала самостоятельной. Для сохранения независимости правящим банам приходилось опираться на поддержку более сильных соседних государств — то Венгрии, то Сербии или Византии. В XII веке появился термин «бошняки». Затем наряду с ним жителей этого региона именовали «боснийцами».   

В XV веке Босния вошла в состав Османской империи. Регион считался стратегически важным, отчасти из-за наличия нескольких важных портов на побережье, отчасти потому, что отсюда было легко контролировать всю западную часть Балкан. Согласно законам османских властей, мусульмане занимали более привилегированное положение в обществе: они платили меньше налогов, чем христиане, а их показания в судебных разбирательствах считались более весомыми. Это побуждало часть христианского населения Боснии принимать ислам. Однако большинство боснийских сербов и хорватов сохранили христианскую веру. На территории Боснии и Герцеговины сосуществовали различные религиозные течения — православие, католицизм и богомильство.   

Хотя основу современного боснийского этноса составило местное славянское население, в его формировании участвовали и неславянские народы. На протяжении всего периода османского правления на территорию южнославянских земель переселялись чиновники, духовенство и ремесленники из разных частей империи, главным образом в города. Это были не только турки, но и арабы, курды, выходцы с Кавказа и другие народы. Сохраняя свою религию и обычаи, переселенцы довольно быстро переходили на южнославянские диалекты. Кроме того, начиная с XVII века, по мере освобождения земель от османского владычества, мусульманское население из Венгрии, Славонии, Далмации, Сербии и других территорий переселялось в Боснию и Герцеговину. Только в 1863 году из Сербии в Боснию бежало до 20 тысяч мусульман. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1878 году привела к значительному оттоку босняков в Турцию, на территорию Малой Азии.   

События в стране в 1990-х годах привели к созданию одной из самых сложных в Европе систем государственного устройства и многообразию политических партий общегосударственного и республиканского уровней.   

В 1908 году территория Боснии и Герцеговины была аннексирована Австро-Венгрией. Это вызвало волну протестов и привело к Боснийскому кризису 1908—1909 годов. Убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда послужило поводом к началу Первой мировой войны. В 1918 году, после распада Австро-Венгрии, Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия). Во время Второй мировой войны была включена в Независимое государство Хорватия. На территории Боснии и Герцеговины развернулись основные бои народно-освободительной войны в Югославии. После освобождения Югославии в 1945 году Босния и Герцеговина вошла в Федеративную Народную Республику Югославия на правах народной республики; с 1963 года — социалистическая республика.

Провозглашение независимости Боснии и Герцеговины в марте 1992 года и её выход из состава Югославии сопровождались межэтническим вооруженным конфликтом (1992—1995).   

С 2006 года влияние международных административных структур в Боснии и Герцеговине начало сокращаться. Главной проблемой остается фундаментальное противоречие интересов её государствообразующих народов.   

Россия признала независимость Боснии и Герцеговины в 1992 году. Дипломатические отношения установлены в 1996 году после завершения вооруженного конфликта и начала реализации Дейтонских соглашений, в числе гарантов которых была и Россия. В 2012 году в городе Баня-Лука открыт Информационный центр Фонда «Русский мир» по популяризации российской культуры и русского языка в Боснии и Герцеговине. Осуществляются поездки студентов из Боснии и Герцеговины в Россию для изучения русского языка.   
Bosnien_Volkstrachten.JPG

Источник фото : ru.wikipedia.org

Территориальное расположение и численность

Босния и Герцеговина — государство на Балканском полуострове. На севере и западе граничит с Хорватией, на востоке и юго-востоке — с Сербией и Черногорией. Имеет выход к Адриатическому морю. Протяженность береговой линии — 20 км. С 1878 года входила в состав Австро-Венгрии, с 1918 года — Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 года — Королевства Югославия, с 1945 до апреля 1992 года — Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Наибольшее количество боснийцев проживает в Боснии и Герцеговине (3 219 415 чел.). Они также живут на западе Сербии, востоке Черногории, в Хорватии, Македонии, а также в Австрии, Германии, Турции, США. Общая численность во всем мире — около 3 миллионов человек.

В Российской Федерации боснийцев проживает около 100 человек: г. Москва — 26 чел., Краснодарский край — 15 чел., Республика Татарстан — 8 чел., Самарская область — 6 чел., Московская область — 5 чел.

Религия

Вплоть до X века население большей части Боснии было языческим, хотя в Герцеговине христианство распространилось довольно рано. В XII—XIV веках на территории Боснии и Герцеговины существовали две христианские конфессии: православие и католицизм. Преимущественно католическими были север и центр Боснии, а южное княжество Хум (Герцеговина), в 1168—1326 годах входившее в состав Сербии, находилось в юрисдикции Сербской Православной Церкви и с 1219 года было подчинено непосредственно сербскому архиепископу. Средневековое боснийское государство (XII—XV вв.) было центром богомильства. Последние боснийские цари были католиками и способствовали усилению влияния францисканского ордена. Самые восточные районы средневекового государства, особенно восточной части Герцеговины, оставались в основном православными.

Завоевание Боснии османами в XV—XVI веках сопровождалось распространением ислама. Многие боснийские дворяне, чтобы сохранить имущество, привилегии и социальное положение, принимали ислам. Однако большинство боснийских сербов и хорватов остались христианами.
На рубеже 1520—1530 годов, по данным турецкого историка Омера Лютфи Баркана, в Боснийском санджаке мусульмане составляли уже 38,7 % населения. В Герцеговине, завоеванной османами только в 1482 году, исламизация шла менее интенсивно.

В настоящее время конфессиональная принадлежность в значительной степени связана с национальностью: сербы в основном исповедуют православие (31%), хорваты — католицизм (15%). Славяне, исповедующие ислам, называют себя бошняками (боснийцами) либо муслиманами (40%).

Язык

В графе «язык Боснии и Герцеговины» чаще всего указываются: боснийский, сербский, хорватский. Однако это не означает необходимости изучать три языка для жизни в Боснии и Герцеговине без языковых трудностей.
Во время существования Югославии народы, проживающие ныне на территории Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Черногории, говорили на сербско-хорватском или хорватско-сербском языке. В разных частях государства существовали различные диалекты и говоры. По данным 2020 года, в РФ сербскохорватским языком владеют 5 708 человек, но используют его в повседневной жизни только 2 399.

После распада Югославии каждая из республик ввела свой национальный язык: сербский, боснийский, хорватский и черногорский. На практике носители этих языков понимают друг друга и свободно общаются. Некоторые слова могут отличаться, но в целом взаимопонимание сохраняется.

Язык очень похож на русский, поэтому основную мысль собеседника во многих случаях можно понять без переводчика. Чем южнее и ближе к границам с Хорватией и Черногорией, тем больше людей понимают русский язык; развитие туризма также мотивирует население изучать его. Некогда популярный русский язык сейчас используется в основном в общении с представителями старшего поколения на территории Сербской Республики.

Хорваты и босняки используют латинский алфавит, а на территории Сербии принята кириллица. При этом на территории Федерации Боснии и Герцеговины используется до тридцати диалектных вариантов, что отражается и в письменной форме.

Традиционная и современная культура

Традиции и обычаи

Исторически босняки отличались веротерпимостью — рядом с ними жили православные христиане, католики, протестанты, иудеи и представители других религиозных конфессий, и со всеми ними босняки поддерживали добрососедские отношения. Искусство и архитектура босняков отразили это разнообразие. 

Отношение к иностранцам в большинстве случаев доброжелательное. Местные жители известны своим дружелюбием и гостеприимством. Умение принимать гостей всегда было одной из notable черт балканских народов. 

В мусульманских районах страны соблюдаются традиционные для исламских стран нормы приличия: при входе в дом принято снимать обувь, не следует обходить молящихся спереди. Не принято есть стоя или на ходу, а также пристально смотреть на человека, занятого едой. Брать пищу, деньги и вещи следует правой рукой. Не следует направлять подошвы ног в сторону людей. Во время рукопожатия не принято пристально смотреть в глаза собеседнику, также не следует держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею. При этом боснийцы отличаются довольно демократичными нормами в одежде и в быту — женщины имеют равные права с мужчинами и свободно носят одежду западного стиля (хотя многие покрывают голову, особенно во время религиозных мероприятий). 

При встрече местные жители, независимо от вероисповедания, приветствуют друг друга рукопожатием. В некоторых южных районах при встрече хорошо знакомых людей допускаются объятия и поцелуи, с незнакомыми людьми это недопустимо. При посещении чьего-либо дома общеприняты небольшие подарки (цветы обычно не считаются таковыми).

Устное творчество

Среди фольклорных жанров — сказки и притчи (в т. ч. цикл о Ходже Насреддине). Песни, танцы (в т. ч. круговой танец коло), инструментальная музыка сельской традиции имеют славянскую основу (систему жанров и др.). В сёлах популярны героические юнацкие песни, в отдалённых местностях встречались мастера сольного эпического пения (южнославянская традиция пения в сопровождении гуслы). Распространено многоголосие (локально встречается архаическое двухголосие с секундовой основой, в северо-западной Боснии — «девичьи песни» со скрещивающимися голосами). В горных районах едва ли не каждое село имеет свой стиль пения, разнообразием звукоизвлечения отличается пение пастухов (в т. ч. «ойканье»); характерны аэрофоны. В городской традиции сказалось влияние, опосредованно связанное с мусульманской культурой (музицируют главным образом в доме, пение исключительно одноголосное, в ходу струнные инструменты и др.). Среди инструментов: флейты (в т. ч. парные — «двойнице»), трубы, язычковые (рожок, волынка, зурна), однострунный смычковый (гусла), щипковые (тамбура, саз, шаргия), мембранофоны (в т. ч. барабан «бубань»), идиофоны.

боснийские танцы.jpg

Источник фото : cafe-maxim.ru

Национальный костюм

Основные элементы традиционного костюма босняков и его покрой сохранились такими же, какими они представлены у соседних групп сербов и хорватов. В то же время в боснийской одежде прослеживается турецкое влияние. 

Мусульманская одежда, такая как фески или шаровары, распространялась в южнославянских землях и среди христианского населения, вплоть до того, что христианки в городах стали закрывать лицо при выходе на улицу (данный обычай у части христиан боснийских городов сохранялся до рубежа XIX—XX веков). Ношение чадры или паранджи боснийскими мусульманками соблюдалось главным образом в городах, прежде всего в знатных семьях. В сёлах, а особенно в горной местности, женщины редко закрывали лицо. Вместо паранджи сельские женщины-мусульманки закрывали лицо платком (bošča), носившимся на голове. В горных районах Боснии и Герцеговины как христианки, так и мусульманки носили длинную рубаху (кошуља), передник (pregača), широкие шаровары (димије; христианки носили черные шаровары, в то время как незамужние мусульманки — пастельных цветов, таких как розовый или зелёный; замужние, в свою очередь, носили шаровары более тёмных цветов: бордового, тёмно-зелёного или фиолетового), безрукавки: елек, идентичный мужской безрукавке, и ечерму с широким вырезом, доходящую до низа груди (ječerma); жакет-либаду из бархата тёмных цветов (libade) и кафтаны-антерии (антерија) с длинными рукавами и широким вырезом, надевавшиеся на платье (haljina) или рубаху с шароварами.

1615886300_60-p-natsionalnaya-odezhda-v-bosnii-i-gertsegov-67.jpg

Источник фото : dzen.ru

Одинаков был и мужской костюм, в который входили рубаха, безрукавка-фермен (fermen), суконные штаны тёмных цветов с широким задом (čakšire), различные куртки, широкий тканый пояс (у военных также был широкий кожаный пояс со множеством карманов, куда клали оружие и амуницию — bensilah), а также фески (fes), обмотанные чалмой. Женские фески (fesić) были ниже мужских, мусульманки покрывали их платками (šamije), а незамужние христианки зачастую носили фески на голую голову. Богатые мусульманки носили фески, украшенные металлической вставкой и бисером (tepeluk). Незначительные отличия касались лишь материала, покроя и цвета элементов традиционного костюма. Небогатые люди носили одежду из шерсти и сукна, а богачи — из шёлка, атласа, бархата и сатина. 

Обувью селянам служили опанки — постолы из телячьей кожи, горожане носили сапоги (čizme) и туфли (cipele, firale), женщины носили тканые туфельки терлуке (terluke), украшавшиеся вышивкой, бисером или кисточками), дома носили тапочки (papuče), а мужчины — также и кожаные полусапожки местве (mestve) с плоской подошвой. В хаммаме и во дворе у женской половины дома женщины носили нануле — деревянные сандалии с двумя высокими каблуками. 

Народная одежда босняков, как и одежда сербов и хорватов, сохранялась до середины XX века, и то только в сельской местности. В настоящее время городская одежда вытеснила народную, исчезли также и какие-либо конфессиональные различия в одежде.

s4he9XvI81o.jpg

Источник фото : novisad.travel

Быт

Традиционно основой многих южнославянских хозяйств была «задруга» — община родственных семей, которые совместно вели хозяйство на определённом участке земли (при этом земля не была общей в привычном понимании — у каждого надела был хозяин, но обрабатывались они все вместе). Таким образом, в хозяйстве всегда хватало рабочих рук, а разделение труда позволяло вовлекать в работу почти всех членов общины. Естественно, что досуг и различные церемонии также проводились совместно. Сегодня, хотя более половины населения страны живёт в городах, а количество детей в семье редко превышает двух, этот обычай сохранился — бабушки и дедушки зачастую живут вместе со своими взрослыми детьми, занимаются внуками, в то время как родители работают и обеспечивают достаток. Детей с малых лет учат заботиться о старших или нуждающихся родственниках и с уважением относиться к другим членам общины, даже не имеющим с ними родственных связей. Даже дальние родственники или друзья семьи с удовольствием помогают в воспитании детей. Соответственно, соседние семейства также считают необходимым поддерживать хорошие отношения с соседями или другими членами общины.

ELIE3-rXsAARjzE.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Европы, испытала сильное влияние народов Передней Азии: в архитектуре городов (выступающие верхние этажи домов, крытые галереи, глухие каменные ограды, ремесленные кварталы, базары-чаршии, турецкие бани) и сёл (деление на кварталы-махалы, мечеть с кладбищем в центре), планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины, закрытые дворики) и их интерьере (низкая мебель, ковры, нарядная посуда, места для омовений в спальнях), одежде (фески, широкие пояса у мужчин, шаровары-димие, жилеты-антерия; обычай закрывать лицо у женщин соблюдался в основном в городах, но официально был отменён только в 1950 году), кухне (пловы, блюда из баранины, сладкие каши с сиропом, восточные сладости, кофе), семейной жизни (такие обычаи, как многожёнство, браки между родственниками, были распространены только среди знати). Сохраняются некоторые христианские обычаи (зажигание бадняка на Рождество, скотоводческие обряды на Преображение и др.). Были развиты кузнечное, оружейное, шорное, гончарное, ювелирное ремёсла, ковроткачество, золотое шитьё, плетение кружев.

старинная усадьба богатой семьи 17-18 века.webp

Источник фото : bih-ru.com

Кухня
1ecd97e10e9800a4c15ce7fba9d7547f.jpg

Источник фото : de.pinterest.com

Национальные блюда зависят от того, в какой части страны ты находишься. У бошняков, сербов и хорватов разные традиционные яства. В целом, еда простая, но сытная и калорийная. В блюдах часто используется тесто и мясо. И, естественно, широко представлены сладости. 

Кухня Боснии и Герцеговины вобрала в себя влияния разных культур: от турок — кебабы и другие блюда из рубленого мяса, от соседей по Средиземноморью — обилие овощей и зелени, от славян — множество молочных продуктов и сыров. Из мяса чаще всего используют говядину и баранину, а также свинину; способ приготовления — тушение с овощами или жарение на гриле. Рыба не слишком популярна из-за небольшого выхода страны к морю, но в прибрежных районах можно попробовать рыбный гуляш, пироги с рыбой и морепродукты. Мостар, к примеру, славится «пастрмкой» — блюдом из форели. 

В качестве лёгкой закуски подойдёт «чевап» — местный вариант кебаба, который подаётся с хлебом или питой, или «бурек» — пирог с мясом (собственно «бурек»), сыром («симица»), шпинатом («зельяница»), картофелем («кромпируса») или яблоком («ябуковаца»). 

Для более основательной трапезы стоит заказать мясное жаркое с овощами «босански лонас», шашлык «шиш», тушёное с рисом и овощами мясо «гювеч», жареную на гриле отбивную «гайдук», крупные котлеты «плескавица», голубцы «жапрак». На стол часто подают овощной салат, самый популярный вид называется сербским и состоит из помидоров, сладкого и острого перца, лука и ароматических трав. Трапезу сопровождают пивом, которое в Боснии и Герцеговине отличается отменным качеством, хмельным напитком из проса «буза» и белым или красным вином — местные сорта обладают замечательным вкусом и ароматом.

Боснийское мясное ассорти, в состав которого, помимо прочего, входит чевапи.jpg

Источник фото : thailand-good.ru

На десерт стоит попробовать сладости, близкие к турецким, — пахлаву, лукум и халву, рассыпчатое печенье «гурабье» и печенье с лесными орехами «суджук». Также сохранились славянские традиции: многочисленные пироги с яблоками, ягодами и творожной начинкой. Их можно употреблять с турецким кофе или чаем с травами.

боснийские-десерты.jpg

Источник фото : coffmachines.ru

Что касается напитков, здесь популярно вино. Его производят в южной части страны. У многих семей даже есть собственные винодельни! Также в стране делают ракию — крепкий алкогольный напиток. Однако, учитывая значительную долю мусульманского населения, которое не употребляет алкоголь, есть места, где алкогольные напитки не подаются: только кофе, вода и соки. Кофе здесь пьют повсеместно. Его принято подавать в турке и с рахат-лукумом. 

Также среди блюд стоит выделить ягнёнка на вертеле и каймак — нежный сливочный продукт, который можно намазывать на хлеб. «Молодой» каймак (свежий, недавно приготовленный) буквально тает во рту. «Старый» каймак более терпкий, жирный, с характерным вкусом.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения