976
Ботлихцы

Ботлихцы — одна из малочисленных народностей Дагестана. Проживают преимущественно в двух населённых пунктах — селениях Ботлих и Миарсо, расположенных в долине реки Андийское Койсу, а также в двух хуторах — Ашино и Анхо.

История

Установить время заселения ботлихской котловины сложно, так как данная местность археологически практически не изучена. Учёные (М. Пикуль, Д. Атаев) выявили здесь отдельные бытовые памятники, однако они остались без чёткого хронологического определения. В частности, известно поселение под народным названием Шогалъи гъани («Гончарный аул»), расположенное в местности Шогалърекъа. Здесь были обнаружены остатки гончарных печей, керамических изделий, а также следы разрушенных строений. Керамика ботлихцев (красноглиняная со штрихами) типична для Дагестана и бытовала на протяжении всей средневековой эпохи. Других бытовых памятников, способных засвидетельствовать время заселения территории древними поселенцами, пока не обнаружено.

В устной традиции сохранилось предание о судьбе этого поселения. В далёком прошлом в Ботлихской котловине существовали два аула: Буй-ха (Ботлих) и, в 2–3 км от него, Шогалъи гьани. Согласно преданию, здесь жили «балхъал» (некоторые исследователи считают их предками современных балкарцев). Между ботлихцами и балхъал возникали постоянные стычки из-за земли и воды, особенно за обладание плодородным участком в местности ГьачIибе («Ровное место»). В итоге ботлихцы одержали победу, а жители Шогалъи гьани вынуждены были покинуть эту территорию. Эти события, вероятно, относятся к домусульманскому периоду, о чём свидетельствует наличие могильника, который исследователи датируют языческим временем.

Что касается происхождения ботлихцев, по этому вопросу существуют различные точки зрения. В исторической науке утвердилось мнение об их южном происхождении. Считается, что современная андо-дидойская группа народностей мигрировала из Передней Азии. В пользу этой гипотезы говорит также топонимический материал Восточной Грузии (Кахетии), через которую, по-видимому, проходила основная магистраль их переселения. И. А. Джавахишвили утверждал, что «чечено-дагестанские племена в доисторическую эпоху должны были жить в Закавказье, на территории Грузии». Располагаясь на стратегически важной территории, ботлихцы принимали активное участие в политических событиях Дагестана и Закавказья.

В XIV–XV веках в политической структуре населения Западного Дагестана произошли крупные изменения. К этому периоду относится активизация процессов объединения сельских общин: отдельные общества стали создавать союзы для борьбы против местных феодалов и иноземных завоевателей. Один из таких союзов возник на территории нынешнего Ботлихского района и получил название Технуцал. По сравнению с другими союзами Западного Дагестана, Технуцал был этнически разнородным социально-политическим объединением. В его состав входили девять сельских общин, населённых различными этносами: ботлихцами, годоберинцами, андийцами, аварцами и чеченцами. Общее число дымов, согласно переписи 1886 года, составляло 1839, а численность населения — 7715 человек. Центром Технуцальского союза сельских общин являлся Ботлих.

Ботлихцы вместе с жителями Западного Дагестана на протяжении всего средневековья вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом. Однако после присоединения Грузии к России в 1801 году была введена торгово-экономическая блокада, суть которой заключалась в ограничении или полном запрете торговли горцев на территории Грузии.

Тем не менее жители Технуцальского и Андийского обществ нередко тайно, в тяжелейших условиях, доставляли свой товар в Грузию. Такая торговля обходилась им очень дорого: часто товар конфисковали, а сами торговцы нередко расплачивались за нарушение запрета собственной жизнью. Будучи заинтересованными в развитии торговых связей, ботлихцы и другие сельские общества неоднократно выражали готовность выполнить все условия царского командования и обращались с просьбами о принятии их в подданство России, что, по их мнению, сняло бы торговые барьеры. В 1809 году ботлихцы приняли присягу на верность России. Однако это не принесло ожидаемых результатов: им, как и другим жителям Технуцала, по-прежнему не разрешалось выезжать по торговым делам в Грузию. Такая политика царизма привела к тому, что общества Западного Дагестана, ранее ориентировавшиеся на Россию, начали постепенно отдаляться от неё. В 1840-е годы царское командование окончательно запретило жителям этого края поддерживать связи с Грузией и равнинной частью Дагестана. В этих условиях ботлихцы стали активными участниками национально-освободительного движения горцев под руководством Шамиля. Достаточно сказать, что Ботлих в ранний период движения, имея 446 мужчин, выставил 300 пехотинцев и 30 всадников.

После покорения Дагестана князь Барятинский, осознавая стратегическое значение Ботлиха, приступил к строительству Преображенского укрепления, а в самом селении был размещён гарнизон царских войск. Хотя это и сдерживало ботлихцев от антиколониальных выступлений, они всё же приняли активное участие в движениях, разгоревшихся в регионе в 1861, 1862, 1863 и 1867 годах.

После окончания Кавказской войны Ботлих стал экономическим и культурным центром Западного Дагестана. В 1861 году из Терской области в Дагестанскую область были переданы общества Ункратль, Чамалал, Технуцал, Андия, Гумбет, и был образован Андийский округ с центром в Ботлихе. В 1891 году в селении открылось первое в Нагорном Дагестане светское училище, сыгравшее огромную роль в подготовке местных кадров.

После присоединения Дагестана к России царская администрация развернула масштабные работы по строительству колёсных дорог, мостов и других коммуникаций, имевших большое значение для возрождения края.

Территориальное расположение и численность

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в Российской Федерации проживают 3788 ботлихцев. Все они проживают в Республике Дагестан, преимущественно в селении Ботлих — районном центре Ботлихского района, а также в селении Миарсо, расположенном в долине реки Андийское Койсу, и в двух хуторах — Ашино и Анхо.

ботлих 3.jpg

Источник фото : mebstroy.com

Религия

Ботлихцы — мусульмане-сунниты.

В исторических источниках упоминается, что в конце XIV века часть представителей этого народа исповедовала христианство, а другая придерживалась языческих верований. Ислам постепенно проникал в среду горцев. К XIII веку Кумух стал центром распространения ислама в Дагестане. Казикумухские «газии» — воины веры — проникали в горные районы. Благодаря их усилиям мусульманская религия утвердилась в Хунзахе, который уже к XV веку стал форпостом ислама в этом регионе. Вероятно, ислам начал проникать в Ботлих через Хунзах в XV веке и окончательно утвердился во второй половине XVI века. Об этом свидетельствует запись в конце переписанной от руки арабской книги «Минхадат-талибия»: «Законная переписка настоящего экземпляра книги от рук грешного беспомощного раба Божьего, нуждающегося в Его милосердии и прощении Асхаба, сына Хусейна, в медресе кадия Омара, сына Хаджи... в селении Ботлих, подвластном нуцалу, в 1027 году хиджры» (1618 год).

Язык

Язык ботлихцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи. В повседневном общении, как в быту, так и на работе, предпочтение, как правило, отдаётся аварскому или русскому языку. В письменности полностью используется русская кириллица. До внедрения русской письменности применялась аджамская письменность, которая позже была заменена кириллицей.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России ботлихским языком владеют 5244 человека, из них 5115 используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Национальные праздники

Тхени — новогодний праздник, связанный с системой поливного земледелия. Он заменяет праздник первой борозды, характерный для других земледельческих народов Кавказа, и приходится на дни весеннего равноденствия. 

Этайхаб Зив — праздник поливной воды, когда прочищаются поливные каналы. Отмечается в конце марта — начале апреля в выходной день. Праздник сохранился даже в советское время: в эти дни председатель колхоза делал годовой отчёт. 

День «ЦIайя мигьи бацIаб зив» — название буквально означает «когда солнце достигло звезды», то есть время между зимним и весенним солнцестоянием, около 6 февраля. В этот день глашатай объявлял о наступлении праздника и добавлял: «Кто разводится — разводитесь, а кто женится — женитесь». Это объяснялось тем, что в прежние времена к этому времени могли иссякнуть продовольственные запасы, и новые семейные союзы помогали выжить.

Свадебные традиции

На свадьбе ботлихцев присутствовали ряженые — хIохIокIобалъи, которые выступали с шуточными номерами. Они обильно обмазывали лица сажей, стараясь остаться неузнанными. Одеждой для них служила вывернутая наизнанку шуба, на голову надевали чабанскую папаху, а вместо пояса использовали грубую верёвку. На свадьбу они приходили обычно по приглашению хозяев торжества. 

Примечательно, что в ботлихской свадьбе роль ряженого хIохIокъ могла исполнять и женщина, что отличает эту традицию от распространённого в других культурах Северного Кавказа табу на участие женщин в подобных обрядах. 

Фольклор

Фольклор ботлихцев в XIX — начале XX века был двуязычным, что являлось следствием длительного бытового двуязычия. Одна часть фольклорных произведений — плачи, пословицы, поговорки, прозаические жанры, детский фольклор, связанные с историей Ботлиха и его жителей, а также сказки — бытовала на родном ботлихском языке; другая — на аварском. Преобладали лирические жанры, особенно необрядовые, а также пословицы и поговорки. Третья часть фольклорных произведений — это материал, существовавший одновременно на ботлихском и аварском языках и исполнявшийся в зависимости от конкретной ситуации, места и аудитории (например, сюжетная проза). К этой категории относятся пословицы, поговорки, плачи. В XIX — начале XX века появился своеобразный жанр обрядовой поэзии, в котором половина строк в песне или плаче исполнялась на ботлихском языке, а половина — на аварском. 

Национальный костюм

Национальная одежда ботлихцев схожа с костюмами других народов аваро-андо-цезской группы, за исключением женского головного убора — «рогатой чухты». В мужской костюм входили нательная рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы разнообразной формы, бурка и папаха. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи — полуботинки с ноговицами и без них, войлочные тёплые сапоги, деревянные башмаки, а также лёгкая летняя обувь с ноговицами и без них.

ботлихцы.jpg

Источник фото : mamm-mdf.ru

Женщины носили нательную рубаху, платья, подчёркивающие талию, штаны, головной убор кIаштIа и платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздничные дни поверх рубахи надевали хъабало — отрезное шелковое платье с рукавами, разрезанными у локтя. Многочисленные украшения, по поверьям, оберегали женщину и привлекали изобилие.

ботлихцы 2.jpg

Источник фото : russian7.ru

Быт

Жизнь

Сохранившиеся до наших дней террасы свидетельствуют об интенсивной и высокоразвитой культуре земледелия. Сад, огород и пашня в этом районе составляли единое целое. 

Основными возделываемыми зерновыми культурами были пшеница (яровая и озимая), ячмень, рожь, кукуруза и овёс; из технических культур сеяли коноплю и лён. 

Ведущее место в хозяйстве ботлихцев занимало садоводство. Здесь выращивали одиннадцать сортов абрикосов, столько же сортов груш, девять сортов яблок, а также персики. Кроме того, культивировали хурму (мелкую и крупную), черешню, вишню и инжир. Древней доходной культурой были грецкие орехи. 

Из огородных культур выращивали лук, чеснок, тыкву, дыню, арбуз и другие; со второй половины XIX века — капусту, помидоры, картофель и огурцы. Из бобовых возделывали фасоль и горох. 

Одной из древних культур был виноград (имеет собственное название — кIикIи). Ботлихцам были известны девять сортов винограда, включая выведенные ими самими. 

Следует отметить и своеобразную систему ирригации. Она регулировала очерёдность полива, которая в прошлом устанавливалась раз и навсегда. С нарушителя порядка полива взимался бык в пользу общества или же его лишали права на полив, что считалось крайне суровым наказанием для землевладельца. 

Традиционной отраслью хозяйства было также животноводство, игравшее в основном вспомогательную роль. Главная причина этого — отсутствие обширных пастбищ и слабо развитый товарный характер садоводства. Благоприятные природные условия способствовали распространению пчеловодства. 

Ботлихцы, как и другие горцы, занимались кустарными промыслами. В небольших объёмах были распространены шерстяное прядение и ткачество (паласы, сукно и др.), валяние шерсти (войлок, бурки), обработка кожи, производство папах и обуви. 

Важное значение в экономической жизни ботлихцев имела торговля. Обмен продуктами садоводства и ремесленными изделиями происходил на узловом базаре в Ботлихе — крупном торговом центре Западного Дагестана, куда съезжались жители Дагестана и Чечни. Ботлихцы поддерживали оживлённые торговые связи не только со странами Закавказья, но и с Персией (через Дербент). Во второй половине XIX века, особенно к его концу, стали развиваться товарно-денежные отношения, чему способствовали также торговые лавки, где реализовывались российские фабричные изделия. 

Торговля не ограничивалась ботлихским базаром. Будучи садоводами, ботлихцы вместе с другими жителями долин Андийского Койсу снабжали фруктами, овощами и виноградом население высокогорных районов. В обществе существовала прослойка профессиональных торговцев — базарганы.

одежда.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Жилье

Жилище ботлихцев имело четырёхугольную, прямоугольную и Г-образную формы. Наиболее распространёнными были двухэтажные одно-, двух- и трёхкамерные каменные дома с плоской земляной крышей. Жилые помещения располагались на втором этаже, а на первом размещались помещения для скота, часть кормов и хозяйственный инвентарь. Сараи для сена строили на окраине селения, где они образовывали длинные ряды. Часто второй этаж дома имел по фасаду галерею на столбиках, иногда выходившую на улицу. 
Состоятельные ботлихцы украшали жилища резьбой по камню и дереву. В кладке стен некоторых старых домов встречаются большие плоские камни с геометрическим орнаментом, изображениями животных и крестами. В резьбе на деревянных изделиях и камнях часто присутствуют солярные мотивы.

ботлих.jpgвечерний ботлих.jpg

Источник фото : reztur.ru , onf.ru

Кухня

Эти бездрожжевые пироги с орехами и курагой настолько популярны в Дагестане, что перед праздниками кондитерские цеха пекут их тысячами, а дагестанцы увозят с собой в Москву и даже в Мекку. 

Пирог — традиционное блюдо ботлихцев; на родине оно даже не имеет особого названия — просто «пирог». 
Ботлихский пирог — это не только лакомство к чаю, но и целая традиция. Такую выпечку традиционно заказывают на свадьбы, дни рождения, именины и поминки, поэтому ни один праздник в Дагестане не обходится без этого десерта.

ботлихский пирог.jpg

Источник фото : vmestebar.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения