Источник фото : dzen.ru
Название народа, принятое в русском языке – буряты, название для мужчины – бурят, для женщины – бурятка. Ударение ставится на последний слог: буря́т, буря́ты. Самоназвание на бурятском языке – буряад зон, буряадууд.
На данный момент принято считать, что монголоязычные народы проживали на территории современной Бурятии еще до периода возвышения монголов в Азии. На территории Байкальского региона они находились в тесных взаимоотношениях с соседними тюркскими и тунгусскими народами. В X-XI вв. произошла вторая, более массовая волна миграции монгольских групп в Баргуджин-Токум - территории Предбайкалья и Забайкалья, которые принято считать родиной бурят, теми землями, где сложился бурятский народ. А в XI–XIII вв. регион попал под политическое влияние монгольских племён, обитавших в бассейнах рек Онон, Керулен и Тола. После того как была выстроена централизованная военно-административная система, усовершенствованы институты власти и реорганизована армия, земли современной Бурятии вошли в центральную часть Монгольской империи. Коренное население этих земель оказалось включённым в общее для монголов социально-политическое, экономическое и культурное пространство.
Включение Байкальского региона в состав России в середине XVII века положило начало новым интенсивным объединительным процессам. Начавшиеся интенсивные перемещения среди местного населения в связи с приходом русских во многом нарушили сложившиеся этнические связи и ускорили процесс ломки былых межродоплеменных барьеров, создавая тем самым благоприятные предпосылки на пути к сближению разных территориально-этнических групп. Итогом консолидации стало укрепление общего этнического самосознания, проявившиеся в том числе в утверждении общего самоназвания буряад зон - буряты.

Источник фото : raymesto.ru
В Российской империи интеграция бурят в административную систему была реализована посредством «Устава об управлении инородцев» (1822 г.). Они были подразделены на оседлых и кочевых, а управление осуществлялось через институты степных дум и инородческих управ. Земли, которые они населяли, административно относились к Иркутской губернии, пока в 1851 г. не была образована Забайкальская область.
Стабильность и возникновение новых хозяйственных связей вызвали резкий рост численности населения: если в середине XVII века буряты насчитывали примерно 27 тысяч человек, то к началу XX в. их численность увеличилось до 300 тысяч.
После 1917 г. начался следующий этап консолидации народа на новом уровне развития. В 1921-1922 гг. возникли две бурят-монгольские автономии, объединившиеся в 1923 г. в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР.

По данным Всероссийской переписи 2020-2021 года в целом в Российской Федерации проживает 464 369 тыс. бурят. В Республике Бурятия – 299 589 тыс. человек, в Забайкальском крае – 65 590 тыс. человек, в Иркутской области – 74 746 тыс. человек. Буряты преимущественно проживают в Республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области и Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края. Также проживают в Монголии, Китае, Казахстане, в других странах СНГ.

Источник фото : en.ppt-online.org
Наиболее распространенной религией у бурят является буддизм. Буддизм в Бурятии относится к направлению махаяны школы Гелуг. Также его называют ламаизмом желтошапочного толка. Поскольку буддизм сам по себе является «гибкой» религией, его появление в Бурятии способствовало образованию своеобразного симбиоза с добуддийскими локальными культами и верованиями и включению определенных местных моральных норм в свою религиозную систему.
Помимо буддизма среди бурят распространены православие и шаманизм. Шаманизм считается традиционным для бурят, так как его наиболее широкое распространение относится еще к добуддийскому периоду. Статус шаманов являлся наследственным, подразумевая избранничество, и требовал прохождения специального обучения и обрядов посвящения. Шаманы классифицировались на белых и чёрных, а также на высших и низших – в зависимости от уровня посвящения. Каждая такая категория обладала строго определённым набором атрибутов: ритуальным костюмом, головным убором, бубном и посохом.

Источник фото : www.photographer.ru
Бурятский язык относится к северной ветви монгольских языков. Выделяют три диалекта: западный, восточный и южный. Принцип дифференциации диалектов основан прежде всего на различиях лексики, частично фонетики. В морфологии нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов. Западный и восточный диалекты представляют наиболее ранние и давно сложившиеся диалектные группы, имевшие разные письменные традиции. Нормы единого письменного литературного бурятского языка были созданы только в советский период. Восточные буряты с конца XVII века пользовались старописьменным монгольским языком. С момента вхождения бурят в состав России в XVII веке делопроизводство велось на старомонгольской графике, ею записывались исторические хроники, улигеры, песни и другие произведения устного народного творчества. Старомонгольское письмо изучалось в дацанах, на нем создавались религиозные сочинения. Старописьменный монгольский язык имел существенные отличия от народно-разговорного языка бурят на всех уровнях, особенно в лексике и грамматике. В 1905 году бурятским ламой Агваном Доржиевым сделал попытку реформировать старомонгольское письмо, унифицировав орфографию и написание букв. Новый вариант письма получил название вагиндра или вагиндрын үзэглэл, но широкого распространения не получил. Западные буряты в делопроизводстве использовали русский письменный язык. В 1931 бурятскую письменность перевели на латиницу, а в 1939 году – на кириллицу с добавлением специальных букв – ө, ү, h. С 1936 года литературный бурятский язык основан на хоринском диалекте с учетом традиций письменного языка и фонетических, грамматических и лексических черт других говоров восточного диалекта и фольклорной литературы, язык который имел наддиалектный характер.

Источник фото : newbur.ru
Фольклор представляет собой один из древнейших и наиболее выразительных компонентов духовной культуры бурят. Его жанровая система включает мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни, а также загадки, пословицы и поговорки. Особое распространение в бурятской среде, главным образом у западных групп, получили масштабные эпические сказания - улигэры, такие как «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шаргай», «Айдуурай Мэргэн» и «Шоно Батор». Объем этих произведений варьируется от нескольких тысяч до 25 тысяч стихотворных строк. Сюжеты улигэров чаще всего строятся вокруг противостояния богатырей с враждебными силами и чудовищами. Традиция их исполнения закреплена за специальными певцами-рапсодами, улигэршинами. Среди всего корпуса бурятского героического эпоса центральное место занимает поэма «Гэсэр».
Песенное и инструментальное искусство занимает важное место в культуре бурят. Значительное распространение получило также музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, исполнявшимися под аккомпанемент двухструнного смычкового инструмента - хуура.
Наиболее массовой формой танцевального творчества выступает хороводный танец ёхор. Были также распространены танцы-игры, такие как «Ягша», «Айсукай», «Ягаруукай», «Гүгэл», «Аярзон-Баярзон». Среди разнообразных образцов народных инструментов выделяются струнные, духовые и ударные: бубен, хуур, хучир, чанза, лимба, бичхур, сур и другие.


Источник фото : minkultrb.ru , gorelka-optimus.ru
С распространением буддизма широкое хождение получили ламаистские праздники, проводившиеся при дацанах. Наибольшей популярностью среди них пользовались Цам и Майдари, приуроченные к летним месяцам. Главным календарным праздником для буддийских народов Сибири, таких как буряты и тувинцы, является Сагаалган. Его отмечают в первый день первого весеннего месяца по лунному календарю, что соответствует февралю или марту. Расчёт даты встречи Нового года ежегодно производится по астрологическим таблицам. Из-за различий в астрологических системах исчисления эти даты могут не совпадать в разных странах. Накануне Сагаалгана проводится обряд Дугжууба, который совершают буддисты России за день до наступления Нового года по лунному календарю.
Обряд Дугжууба рассматривается как ритуал очищения от всего дурного: помыслов и поступков. Церемония начинается с молебна в главном храме - Цогчен-дугане, после чего торжественная процессия направляется к специальной площадке, где разжигается ритуальный костёр. Совершив символическое «оставление» в огне негативных мыслей и всего плохого, участники должны отвернуться от костра и не смотреть на него, чтобы дурное не вернулось, а очистительная магия сработала.



Источник фото : newchara.ru , planeta-malahit.ru , severo-bajkalskij-r81.gosweb.gosuslugi.ru
Основу мужской традиционной одежды у бурят составлял туникообразный халат без плечевого шва эрэ дэгэл. Различаются восточный и западный типы. У восточного был энгэр – декоративный выступ борта, у западного он отсутствовал. Халат подпоясывали мягким поясом бэhэ. К нижней одежде относились рубахи самса и штаны умдэ. Носили глухие и распашные рубахи. Штаны изготавливались из овчины. Штаны также различались по двум типам. К первому относились штаны с прямоугольными штанинами и цельнокроеной мотней, а ко второму – штаны из широкого длинного куска ткани, сложенного по длине, образующей одновременно штанину и шаг.
У женского наряда также можно выделить и восточный типы. Выделяют два варианта женского платья западного типа. У обоих основу составляет туникообразный покрой. Рукава платья были составными. Поверх платья надевали безрукавку. Цветовая гамма западного типа отличалась гармоничным цветовым единством. Одежда восточного типа отличалась контрастными распадающимися деталями. Платье было запашного типа. Рукава также составные. Швы выделялись тонкими полосками яркой ткани. Поверх платья также надевали безрукавку (хубайси, дэглээ). Женщинам запрещалось показываться родственникам мужа без прикрытой безрукавкой спиной.

Источник фото : mura-kz.ru
Основа головных уборов была единой для мужчин и для женщин. Первый тип, по мнению исследователей, являлся наиболее архаичным. Это был одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, который закрывал шею. Второй тип – головной убор с высокой тульей. Третий тип был схож со вторым. При этом, шапка такого типа была островерхой. Верхушку украшали кисточкой красного цвета. Четвертый тип – небольшая круглая шапка с дном из хлопчатобумажной ткани и меховым околышем. Этот тип головного убора был распространен у западных бурят.

Источник фото : au.pinterest.com
В культуре бурят преобладало кочевое и полукочевое скотоводство. Тип скотоводства варьировался в зависимости от области проживания. Кочевое превалировало в Забайкалье, полукочевое – в Прибайкалье. Для территории Забайкалья было характерно кочевое скотоводство, типичное для монгольских народов, основанное на круглогодичном выпасе животных, которые зимой добывали корм из-под снега (тебенёвка). Животноводческий комплекс включал в себя разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, а также верблюдов. В отличие от этого, в Западной Бурятии практиковалось скотоводство полуоседлого типа, при котором уже существовала система заготовки кормов на зиму. Одной из отличительных особенностей региона была особая подготовка сенокосных угодий - так называемых «утугов» - с применением орошения и удобрения почвы навозом. Буряты традиционно разводили пять видов скота – лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. До XX века преобладали местные породы скота. Видовой состав скота варьировался в зависимости от локальных особенностей. Например, в высокогорных районах проживания закаменские и окинские буряты разводили яков-сарлыков и хайнаков – помесь яка с коровой. Наличие трех основных видов скота (лошади, крупный рогатый скот, овцы) обеспечивало возможность круглогодичного выпаса.
Буряты также занимались земледелием. В XVII в., по данным источников того времени, западные буряты сеяли просто, гречиху и ячмень. Более устойчивая система земледелия у них появилась после прихода в регион русских, от которых они переняли новые культуры – рожь, овес и пшеницу. В Забайкалье первыми перешли к пашенному земледелию крещеные буряты, которые жили на монастырских землях. Однако, земледелие быстрее всего развивалось в Прибайкалье. Основным земледельческим орудием у бурят была соха. Также для пахоты использовали колесуху. Она устанавливалась на тележную ось с колесами, что значительно облегчало и ускоряло труд пахаря.
Охота и рыболовство играли вспомогательную роль в хозяйстве региона. Основными центрами охоты служили горно-таёжные районы - Тунка, Ока, а также Нижнеудинское, Баргузинское и Ольхонское ведомства. Промысел был разнообразен и включал добычу пушного зверя (белку, соболя, бобра), мясной дичи, боровой и водоплавающей птицы. Существовало несколько форм организации промысла: облавная, групповая (артельная) и индивидуальная. Рыболовство было сосредоточено на побережье Байкала, острове Ольхон и вблизи отдельных рек и озёр, где даже велся специализированный промысел байкальской нерпы.

Источник фото : dmd-mongolie.com
Поселения у бурят представляли собой населенные пункты, которые назывались айл (группа юрт или домов, улус, сельская община). Это слово включало также и такие понятия, как семья, юрта, дом; соседи, жители одной общины. У идинских бурят при обозначении более крупных поселений слово айл употребляли в сочетании со словом тиирген (айл тиирген - село, деревня). Небольшие малодворные селения назывались нуга (букв.: луг, местечко). Поселения хуторского типа, объединявшие несколько кровно-родственных семей обозначались словом ураг (родичи, родня).
Заимки (бурятское - заимха) появились у бурят в XIX в. в связи с развитием земледелия, под влиянием русского населения. Некоторые из них со временем превратились в постоянные поселения, относительно малолюдные, в которых проживали преимущественно бедняки и батраки, обязанные выполнять различные сельскохозяйственные работы. В официальных русских документах и научной литературе дореволюционного периода все населенные пункты бурят, за исключением заимок, обозначались тюрко-монгольским словом улус.
Поселения бурят по сезонно-хозяйственному признаку делились на зимние (убэлжэн, hyp), летние (зуhалан, нажаржан), осенние (намаржан). Содержание скота в разные сезоны в различных местах позволяло наиболее рационально использовать имеющиеся пастбища и сенокосные угодья. Каждый род или улус имел определенное родное кочевье (нютаг), право пользования которыми наследовалось. Место для зимника выбирали особенно тщательно, так как это было главное и постоянное место жительства, где было сосредоточены имущество и инвентарь.
Традиционным бурятским жилищем была юрта гэр. В Забайкалье была наиболее распространена войлочная. Ее основу составляли решетчатые раздвижные вертикально установленные стены (хана) из тальниковых прутьев, скрепленных крест-накрест кожаными ремешками. Круглая крыша формировалась из жердей, которые опирались на две балки. На конструкцию стелили несколько войлочных накидок. Такое жилище являлось очень удобным для кочевников. Круглая форма юрты обуславливала ее вместительность, а простота сборки и компактность материалов позволяли быстро сниматься со стоянки и следовать за своим скотом.
Традиционно юрта делилась на правую и левую стороны – мужскую и женскую соответственно. На мужской стороне хранилось седло, охотничье снаряжение, принадлежности для верховой езды. На женской стороне располагалась утварь. В центре находился очаг, над которым располагалось дымовое отверстие. Вход был всегда обращен на юг. Перед юртой располагалась коновязь – сэргэ. Коновязный столб сэргэ, декорированный сложной резьбой, представлял собой сакральный объект, олицетворявший благосостояние, связь поколений и общественное положение рода.
Отточенное веками и поколениями устройство юрты и правила ее установки помогали людям ориентироваться во времени и пространстве. При помощи дымового отверстия, которое располагалось над очагом, кочевник мог определить время суток, наблюдая за расположением солнечного света в юрте, так как вход всегда был расположен на Юг, а жерди устанавливали по ориентировке Запад-Восток и Север-Юг. Другая особенность внутренней планировки заключается в том, что ее функциональные зоны соответствуют определенным животным, взаимосвязанным с 12-летним циклом старинного календаря кочевников.
Существовали также деревянные срубные юрты (гэр, булгаhаан, hурэ). Существовали варианты четырех-, шести-, восьмистенных юрт. В целом, убранство и деление внутреннего пространства деревянной юрты было схожим с войлочной.
Контакты с русским населением привели к постепенному переходу к оседлости. Данный процесс сопровождался распространением среди бурят русской избы. Деревянная юрта стала выполнять подсобные функции, войлочная практически вышла из употребления.


Источник фото : zooclever.ru , newbur.ru
Буряты делили пищу на красную и белую. К красной относились мясные продукты, к белой – молоко и молочные продукты. Эти две категории пищи играли основную роль в рационе кочевников. Преобладание потребления одной из групп пищи варьировался в зависимости от сезона. В летний сезон преимущественно употребляли молочные продукты, а в зимний главенствующую роль играли мясные.


Источник фото : photoceramica.ru , karaool.livejournal.com
Буряты употребляли в пищу мясо всех видов скота, при этом отдавая предпочтение баранине. Далее по значимости шли говядина и конина. Мясо употребляли в вареном и жареном виде. Кровь чаще употребляли в вареном виде, в сыром виде – редко. Внутренности ели в сыром, вареном или жареном виде. Также бурятам был известен такой способ приготовления, как запекание. Чаще всего такую технику использовали для приготовления дичи – лосей, оленей, кабанов и сусликов.
Молоко широко использовалось в рационе бурят. Из него изготавливали множество продуктов. Для этого процесса использовали молоко всех животных из списка домашнего скота. Из ячьего молока делали масло, из коровьего, овечьего и козьего помимо масла изготавливали сливки, твердый сыр, сушеный творог, пенки, мягкий сыр, простоквашу. Из кобыльего молока изготавливали кумыс. Также из кислого молока делали тарасун – молочную водку. Несомненно, необходимо упомянуть традиционный для бурятской системы питания суутэй сай - чай с молоком. В кипящий зеленый чай добавляли молоко, иногда также добавляли масло и некоторые мясные ингредиенты для повышения питательности. Употребление чая без молока, по бурятским поверьям, сулило неудачи.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения