2160
Вепсы

Источник фото : cultinfo.ru

История

Слово «вепсы» является самоназванием этого народа. До начала XX века русские чаще всего именовали вепсов и ряд родственных им народов «чудью». Иногда по отношению к вепсам использовалось слово «чухари», которое зачастую носило иронический или уничижительный оттенок.

Несмотря на малочисленность, среди вепсов выделяют три этнические группы. Основное различие между ними — места проживания, что влияет на особенности быта и культуры. Существуют северные, средние и южные вепсы.

Северные вепсы в основном населяют побережье Онежского озера, где живут их предки на протяжении многих столетий. Средние вепсы также известны как оятские — они расселены в верхнем течении реки Оять. Южные вепсы проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности.

Предполагается, что древние вепсские племена отделились от основной группы финно-угорских народов во II тысячелетии до н.э. Северо-западные территории, вероятно, были освоены ими между I и II тысячелетиями н.э. 
В первые века н.э. славяне начали активно проникать в Карелию. Наибольшая активность пришлась на VI–VIII века. Примерно в это же время на карельские земли пришли новгородцы, и начались набеги славян на север. Со временем они стали собирать дань с местного населения. Вепсы в то время были практически изолированы от внешнего мира и не имели возможности торговать с соседними народами. Из-за удалённости от центров цивилизации они не участвовали в социально-политических процессах того времени.

Позднее, в поисках новых земель, на Север пришли русские крестьяне. Вслед за ними появились монахи, стремившиеся распространить христианскую веру. Они проходили по территориям, ранее заселённым вепсами. Позже на русский Север стали переселяться карелы.

В связи с этими событиями древние вепсские племена постепенно перемещались на северо-восток, смешиваясь с другими этническими группами. По мнению историков, они являются предками современных вепсов и ливов. К VI веку вепсы достигли Онежского озера. Об этом свидетельствует писарь Андрей Лихачёв, упоминавший в своих работах деревни с многочисленными избами и дворами. Сёла Шокша и Шелтозеро упоминаются ещё раньше — в 1453 году.

Во времена Советского Союза вепсы стали заниматься обработкой декоративного камня и развивали мясомолочное направление в животноводстве. В настоящее время почти половина вепсов проживает в городах. история.jpg

Источник фото : rk.karelia.ru

Территориальное расположение и численность

Вепсы проживают на северо-западе России, преимущественно в Республике Карелия. Они населяют Питкярантский, Лоухский, Прионежский и Беломорский районы, а также приграничные районы Ленинградской области.

 

Традиционно вепсы также жили в прилегающих районах Финляндии и Швеции. Однако с течением времени и изменением государственных границ эти территории стали заселяться другими этническими группами.

В современных условиях численность вепсов невелика. Их поселения часто представляют собой небольшие деревни и посёлки.

По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 4 534 вепса. Большинство из них — в Республике Карелия (2 471 человек), также вепсы живут в Ленинградской области (925 человек), Вологодской области (509 человек) и Санкт-Петербурге (254 человека).

Религия

Православие распространилось среди вепсов в XI–XII веках и сегодня является основной религией народа. Долгое время у вепсов сохранялись дохристианские верования: они верили в домового, использовали обереги в виде челюсти щуки, при болезнях обращались к знахарям. В народе существовали «нойды» — люди, обладавшие, по поверьям, способностью лечить, общаться с духами и накладывать порчу. С появлением церквей и монастырей роль таких фигур постепенно сошла на нет, однако знахари и ведуньи продолжали существовать.

Вепсы считали, что окружающий мир наполнен живой силой, с которой необходимо жить в согласии. Эта сила, по их представлениям, делится на три группы:
•    духи предков;
•    духи природы;
•    чужие злые духи.

У вепсов до сих пор сохраняется сочетание христианского и дохристианского мировоззрений. Главным из духов природы считался хозяин леса. Его представляли высоким мужчиной в балахоне, запахнутом налево и подпоясанном красным кушаком, живущим с женой и иногда с детьми. Перед входом в лес вепсы приносили ему жертвоприношение, полагая, что в противном случае дух может наслать неудачу, завести в непроходимую чащу или лишить удачи на охоте. Охотники бросали в первый куст слева зёрна овса, перья и мелкие (не медные) монеты. В лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники и птичьи гнёзда, рубить деревья и кусты без необходимости. Уходя из леса после сбора грибов или ягод, всегда оставляли часть урожая на пне или у перекрёстка дорог в дар духу.

Также верили в дворового, хлевного, гуменного и банного хозяев — их тоже представляли в виде мужчин с семьями. Воду воспринимали как живое существо, обитаемое духом воды. За неуважение он мог утопить человека, наслать болезнь или лишить улова. Нельзя было мыть в водоёме сапоги или бросать в воду мусор. Перед рыбалкой в воду опускали яйцо как жертвоприношение.

Язык

Вепсы говорят на вепсском языке, который относится к северной подгруппе прибалтийско-финских языков. Ближайшими родственными языками являются карельский, финский, ижорский и эстонский.

Долгое время вепсский язык не имел письменности. Письменная форма была разработана лишь в 1990 году. В настоящее время язык находится под угрозой исчезновения: молодое поколение, как правило, не владеет им и говорит на русском. Вепсский язык внесён в Красную книгу языков России и считается языком с прерванной письменной традицией.

Согласно переписи 2020 года, в Российской Федерации вепсским языком владеют 2 173 человека, а в повседневной жизни используют его 1 444 человека.

Традиционная и современная культура

Музыка

Музыкально-поэтическая культура вепсов формировалась параллельно с культурой других прибалтийско-финских народов. Сохранились причитания, свадебные, лирические и праздничные песни. Также бытовали календарные песни, дразнилки, призывы животных, заговоры, короткие песенки и романсы. Специфическим вепсским жанром является песня с протяжным напевом и четырёхстрочным стихом, исполнявшаяся во время работы — на сенокосе, в лесу при сборе ягод, в поле.

Из музыкальных инструментов распространены гармонь и кантеле — струнный щипковый инструмент. Вепсская музыкальная традиция сохранилась преимущественно в исполнении пожилых женщин; в настоящее время её вытесняет современная музыка.

Танцы

Наиболее изучен танцевальный фольклор вепсов Карелии, чему способствовала работа этнохореографа В. В. Мальми. В её книге «Народные танцы Карелии» описаны семь вепсских танцев. Шесть из них записаны от вепсов районов Карелии: «Келика», «Шокшинская кадриль», «Казачок», «Сякки-варвакки», «Шёлтозерская кадриль», «Шестерка».

Большинство этих танцев имеют позднее городское происхождение. Некоторые из них возникли буквально на глазах у исследователей. Танец «Шестерка» получил название от числа исполнителей: две тройки — двое юношей и четыре девушки. Тройки становятся лицом друг к другу, юноши — крайними слева.

По аналогичному принципу строится вепсская «Восьмёрка» — танец восьми человек: две четвёрки, в каждой — один юноша и три девушки. Юноша стоит слева от девушек. Четвёрки располагаются лицом друг к другу. В фигурах шёлтозерской «Восьмёрки» каждый юноша ведёт свою линию, девушки следуют за ним или ожидают его сольных выходов. Все участники двигаются одновременно по определённому рисунку. Перестроения в «Восьмёрке» близки к хороводным: обе группы выполняют их вместе, а не поочерёдно, как в более поздних танцах.

цкрен.jpg

Источник фото : rtraveler.ru

Обряды

У вепсов существуют обряды, связанные с беременностью, защитой новорождённого от сглаза и народными способами лечения детских болезней. Заговоры проводились с использованием соли и воды. Сватовство традиционно устраивалось ночью, а на свадьбе молодожёны должны были съесть пирог-рыбник.ренлгш.jpg

Источник фото :  dzen.ru

Сохраняются и обряды погребения. Усопших хоронят только в белой, выстиранной одежде с поясом. Считается, что красная вышивка или элементы этого цвета могут привести к страданиям покойного в загробной жизни. По желанию умершего могут проводиться «весёлые похороны»: во время церемонии и на поминках играют музыку, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище первому встречному дают подношение: если умер мужчина — пирог на полотенце, если женщина — на платке.

В начале XX века до сорокового дня на могиле втыкали палку, и лишь потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные вепсы на могилы детей ставили можжевеловые деревца вместо крестов.   
Широко распространены народные поверья и приметы. Среди деревьев особенно почитаются ель, ольха, можжевельник и рябина. Существуют древние представления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, «змейке счастья» и щуке.

Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая проводила там первую ночь: считалось, что первым умрёт тот, кто первым обживает дом. Затем в дом входил глава семьи с иконой и хлебом в руках. За ним следовала жена с кошкой и петухом. Если петух закукарекал — это предвещало счастливую жизнь, молчание же толковали как предвестие скорой смерти хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями — это символизировало тёплую и богатую жизнь. Дом никогда не строили на тропе, так как это считалось плохим знаком для хозяина.

Свадебные традиции

Практически все значимые события в жизни вепсов сопровождались ритуальными действиями. Свадебных обрядов было так много, что в общинах велись специальные записи о порядке их проведения.

Свадьбе предшествовал сговор, на котором обсуждались приданое и организация торжества. Накануне свадьбы в доме невесты устраивали девичник, а в доме жениха — мальчишник. В день свадьбы родственники жениха собирались у его родителей, обедали и оставляли на столе материальную помощь для проведения праздника. Затем свадебный кортеж отправлялся в дом невесты, где его встречали песнями и приглашали во двор.

Жених, в отличие от других гостей, должен был войти в дом через поветь — хозяйственную пристройку. Сесть за стол рядом с невестой он мог только после того, как его дружка вручал свахе «откупные» за невесту. За праздничным столом гостям дарили вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху или юбку.   
После этого жениха и невесту ставили на вывернутый мехом наружу тулуп, и дружка жениха или его крёстный отец трижды возлагали на их головы икону и хлеб, благословляя молодых. Затем все отправлялись в церковь на венчание.

После венчания свадьба продолжалась в доме жениха, куда он заносил невесту на руках. Молодых встречали свёкор и свекровь с иконой, хлебом-солью и решетом, полным жита. Прежде чем сесть за стол, молодой жене заплетали две косы и надевали «повойник» — головной убор замужней женщины. На ночь молодых уводили в отдельное помещение и запирали до утра.

Последний свадебный обряд — публичная доставка приданого жены. Его привозили через трое суток после свадьбы. В приданое входили постельное бельё, ткани для пошива одежды, посуда и другие хозяйственные предметы.

свадебный обряд.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Национальные праздники

Год у вепсов начинается с многодневного праздника Syndyma, отмечаемого от Рождества Христова до Крещения. В этот период на столе должно быть много еды, чтобы весь год прошёл в достатке. Зимний цикл завершался Масленицей, после которой начинался Великий пост.

Далее по календарю отмечаются:   
•    Благовещение (25 марта);   
•    Пасха (переходящий праздник, отмечается с 4 апреля по 8 мая). В пасхальные дни проводятся богослужения и домашние молебны. На столе обязательно присутствуют мясные, рыбные и мучные блюда, а также крашеные яйца;   
•    Троица (на 50-й день после Пасхи). Главная традиция — украшение домов зелёными ветками;   
•    Иванов день (в день летнего солнцестояния). Женщины собирают лекарственные растения, которые, по поверьям, в этот день обладают наибольшей целебной силой;   
•    Успение Пресвятой Богородицы (15 августа по юлианскому календарю, 28 августа по григорианскому);   
•    Воздвижение Животворящего Креста Господня (15 сентября). По вепсским поверьям, с этого дня змеи уходят под землю;   
•    Покров Пресвятой Богородицы (1 октября). Этот праздник знаменует встречу осени с зимой и завершение сельскохозяйственного года.

В наше время у вепсов появились новые культурные традиции. В июне на берегу Код-озера при поддержке Департамента культуры Вологодской области проводится ежегодный фестиваль «Древо жизни», на который собираются тысячи людей из разных регионов России, Финляндии и Эстонии. В июле в Лодейнопольском районе Ленинградской области проходит праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в котором участвуют самодеятельные коллективы.

праздник2.jpgпраздник.jpgпраздник древо жизни.jpg

Источник фото : qwizz.ru , m.korely.ru , landexpo.ru

Национальная одежда

Женская одежда состоит из рубахи и юбки. Верх юбки украшает широкая цветная кайма. Подол подвязывали. Поверх юбки надевали передник, голову повязывали платком.

Мужской национальный костюм включает рубаху-косоворотку и полосатые льняные штаны. Дополняют его плетёный пояс, картуз и сапоги. В древности вепсы плели лапти из бересты. Зимой носили кафтан или тулуп. Летнюю одежду шили из холста, зимнюю — из шерстяных тканей.

Узоры по воротнику и краю одежды вышивали красной нитью. Красный цвет символизирует жизнь и солнце. Вышивка рассматривалась как оберег — обращение к духам за защитой, удачей и здоровьем. Женщины вышивали растительные орнаменты, птиц и солярные символы. Наряд дополняли стеклянные бусы, кольца и серьги.

нац костюм2.jpg

Источник фото : planeta-malahit.ru

Быт

Жизнь

Традиционные занятия вепсов были связаны с сельским хозяйством. До XX века основу составляло земледелие, сочетающее подсечно-огневое и трёхпольное земледелие. Выращивали овёс, ячмень, рожь, горох, бобы, лён, хмель, репу, а в небольших количествах — пшеницу. Позднее начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель и капусту.

Животноводство играло подсобную роль из-за нехватки сенокосных угодий. Разводили овец, коров и лошадей. Также занимались рыболовством и собирательством.

Во второй половине XVIII века получило распространение отходничество: мужчины уходили на лесозаготовки, сплав и бурлачество. На реке Оять был развит гончарный промысел. Оятская керамика получила широкую известность в XIX веке и даже экспортировалась в Финляндию.

В советское время началась промышленная разработка декоративного камня, а скот стали разводить для продажи молока и мяса. Мужчины изготавливали изделия из бересты и дерева, плели из корней ивы и ели кухонную утварь и предметы рукоделия, украшая их резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём и вышивкой. Среди северных вепсов было немало искусных ремесленников, изготавливавших серебряные изделия и оружие.быт.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Жилище

В древности вепсы жили в срубных полуземлянках с очагом. Позднее появились амбары для продуктов, хозяйственные постройки, рига для молотьбы зерна, хлев и баня по-чёрному. Бани строили преимущественно северные вепсы; средние и южные долгое время парились и мылись в домашних печах.

Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединённая с хозяйственными постройками. В начале XX века стало распространено строительство «пятистенок» с продольным перерубом и даже двухэтажных домов. Появились новые варианты планировки.

Особенности вепсского дома: угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, чётное количество окон. В больших домах верхний этаж использовался для хранения сена и инвентаря; к нему вели бревенчатый въезд. На первом этаже располагались жилые комнаты, объединённые под прямым углом с хлевом. Крыши покрывали дранкой или берестой. Обстановка была простой: деревянный стол, лавки, кровать, колыбель, русская печь, лохань с рукомойником. Печь ставили слева или справа от входа; над ней подвешивали котёл на шестке. Рядом с печью находился вход в подпол.

Северные вепсы украшали наличники домов изображениями антропоморфных женских фигур — покровительниц дома. В конце XIX века начали расписывать масляными красками ставни и двери.

жилище.jpgжилище2.jpg

Источник фото : dzen.ru , travelask.ru

Кухня

Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов — калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.кухня3.jpg

Источник фото: rk.karelia.ru

Из жидких блюд готовили похлёбки и супы: овощные, мясные, грибные, рыбные, щи с крупой, картофелем или щавелем. В голодные годы щи варили с крапивой.

В лесу собирали ягоды и грибы. Из овощей наиболее популярной была репа — её ели пареной, сырой, вяленой и сушеной. С XIX века в рацион постепенно вошёл картофель.

Рыбу жарили, вялили, добавляли в супы. Уху варили только из свежей рыбы. Зимой готовили суп из мелкой сушеной рыбы — «сущика».

Мясо употребляли редко: скот забивали поздней осенью, мясо солили в бочках. Ели мясо домашних животных и дичь, добытую на охоте. Вяленое мясо хранили до двух лет и использовали для приготовления холодца и супов.

На поминки готовили кутью и густой овсяной кисель. Раньше кутью делали из варёных ржаных или пшеничных зёрен с сахаром, сегодня чаще используют покупной рис.

Из напитков употребляли квас, молоко, сыворотку и чай (раньше чай пили только по праздникам). Кисель варили из ржаных или овсяных отрубей. На праздники стол был особенно разнообразным: каждая хозяйка старалась приготовить лучшие блюда. Обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только по важным случаям, например на свадьбу, и для этого приглашали специальных пивоваров. Водку и вино употребляли крайне редко.

Завтрак готовили только после утреннего ухода за скотом. Утром ели мучные изделия и каши. Следующий приём пищи — в 11 часов, обед — через 1–2 часа после полудня, ужин — вечером после работы. За стол всегда первым садился хозяин, он же резал хлеб. Раньше ели из общей посуды. За столом строго запрещалось ругаться и громко смеяться.

кухня.jpgкухня2.jpg

Источник фото : dzen.ru , otvetkak.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения