1211
Годоберинцы

Источник фото : dzen.ru

Годоберинцы — народ в России. Относятся к андийским народам. Являются коренным населением Западного Дагестана.

История

История годоберинцев тесно связана с историей других этносов, проживающих в Западном Дагестане. Большинство крупных учёных считают, что в III–II тыс. до н.э. дагестанские племена занимали территорию Южного Закавказья и постепенно, в процессе политических событий, перемещались на север. Они также указывают на генетическое родство народов кавкасионского типа. Насколько это соответствует действительности, покажут дальнейшие исследования, но есть основания согласиться с М. Г. Абдушелишвили, который считает местом формирования кавкасионского типа южные районы Закавказья. Затем, по его утверждению, в результате перемещения населения с юга этот аборигенный тип переселился к северу, к склонам Кавказского хребта, где сохранился и поныне. Учитывая то обстоятельство, что годоберинцы, как и все андо-цезы, антропологически относятся к кавкасионскому типу, можно предположить, что и они вместе с другими дагестанскими племенами переместились с юга на современную территорию Дагестана. Процесс этот происходил в первой половине I тыс. до н.э.

Расселившись компактно, андо-цезы образовали этнотерриториальное политическое объединение Дидо (Диди). Отдельные этносы на своих территориях создали этносоциальные общества, которые и без территориальных перемещений сохранились до наших дней. Предположительно, с I тыс. до н.э. годоберинцы также входили в состав этого крупного этнотерриториального объединения в Западном Дагестане. На протяжении многих веков союз Дидо оставался одним из самых крупных в Дагестане, с которым приходилось считаться государствам Передней Азии, Закавказья, а также Византии. Согласно источникам («Картлис цховреба»), цари Грузии неоднократно прибегали к их помощи в борьбе против иноземных завоевателей. В случае внешней угрозы годоберинцы могли выставить 200 воинов-всадников.

Внутри племенного союза с первых веков нашей эры уже складывались раннеклассовые отношения. Так, в Годобери в раннесредневековый период господствующее положение занимал ЧӀегӀерчи («Чёрный человек») — главный герой годоберинских легенд. Согласно преданию, он принадлежал к известному тухуму Гьисарибе, связанному с легендарными охотниками. ЧӀегӀерчи захватил в свои руки лучшие пастбища не только годоберинцев, но и жителей соседних селений. По рассказам, он обосновался в местности, которая сейчас носит название ЧӀегӀерчи риххвалъи (риххвалъи — хутор), в укреплённом замке и оттуда со своей дружиной нападал на Шодрода, Ансалта, Годобери и угонял их скот. В конечном итоге ЧӀегӀерчи был отравлен сестрой убитого им годоберинца, а захваченные им пастбища и земельные угодья перешли в распоряжение общества. Рассказывают, что в замке «Чёрного человека» оказалось так много масла и курдюков, что из подожжённой башни жир ручьями тек до самой речки.

В XIV–XV вв. почти повсюду в горах были ликвидированы местные феодальные владетели. Вследствие этого годоберинцы создали гражданское общество, структурно основанное на демократических принципах. В результате образовалось сельское общество со статусом народного правления, которое просуществовало до периода присоединения Дагестана к России.

В XV–XVI вв. на территории современного Ботлихского района образовалось более крупное объединение — союз сельских обществ Технуцал, в состав которого входили и годоберинцы.

Крупные изменения в социальной и духовной жизни годоберинцев на рубеже XVI–XVII вв. произошли после принятия ими мусульманской религии. Распространение ислама, а затем и арабской письменности, возникновение на этой основе аджама способствовали ускорению культурного развития годоберинцев. В селе Годобери было открыто медресе, куда приходили учиться и из других мест. До 1917 г. около 30 местных жителей совершили хадж. С середины XVI в. годоберинцы вместе с другими горцами приняли участие в борьбе против Сефевидского Ирана и Османской Турции. Совместно с жителями Западного Дагестана и антитурецкими и антиперсидскими силами Грузии они выступали против иноземных агрессоров.

Годоберинцы вместе с другими сельскими обществами не раз обращались к России с просьбой принять их в своё подданство. В 1809 г. они приняли присягу верности российскому престолу. Однако принятие присяги не принесло годоберинцам, как и другим жителям союза сельских обществ Технуцал, желаемых результатов. Им, как и прежде, было запрещено иметь торговые отношения с Закавказьем и равнинной частью Дагестана. Такая политика царизма привела к тому, что ориентировавшиеся на Россию общества Западного Дагестана стали постепенно отходить от неё и перешли на сторону участников антиколониальной борьбы. Для участия в национально-освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля только годоберинцы выставили под ружьё 190 пехотинцев и 30 конных воинов.

После пленения Шамиля (1859 г.) в Западном Дагестане, где в основном расселены андо-цезы, вспыхнули восстания против политики царизма. В этих восстаниях (1861, 1862, 1877 гг.) приняли участие и годоберинцы, за что некоторые из них были сосланы в Сибирь.

Существенные изменения в социально-экономической и политической жизни годоберинцев произошли после окончательного присоединения их к России. Они были включены в состав вновь созданного административно-территориального образования — Андийский округ. Тесные связи с Россией способствовали культурно-экономическому прогрессу края в целом и годоберинцев в частности. Кроме того, царская администрация сняла торгово-экономическую блокаду, после которой восстановились традиционные торгово-экономические отношения с Закавказьем и равнинным Дагестаном. Годоберинцы начали свободно перегонять скот на равнину, вести торговлю не только со странами Закавказья, но и с Северным Кавказом. В Годобери через Ботлих стали проникать дешёвые фабрично-заводские товары, способствовавшие развитию товарно-денежных отношений в этом крае.

В период гражданской войны в Дагестане многие годоберинцы были на стороне советской власти. В годы Великой Отечественной войны 120 человек защищали Родину, и 55 из них погибли.

Территориальное расположение и численность

Годоберинцы занимают в основном три населённых пункта — сёла Верхнее Годобери, Нижнее Годобери, Зибирхали (часть зибирхалинцев живёт в с. Теречное Хасавюртовского района). В феврале 1944 г. жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию в село Эширхот. Затем в 1957 г. — в Хасавюртовский район, село Теречное. Незначительная часть годоберинцев живёт в хуторах Беледи, Комар-хутор, Лудиха, Лапхуси, Баккуди, Белеха, Ишагъакьи, Циху, а также в колхозе «Красный восход» Кизлярского района, в городах Кизляре, Махачкале, Хасавюрте, Южно-Сухокумске. 

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживают 2 172 годоберинца. Живут они в Республике Дагестан в юго-западной части нынешнего Ботлихского района (по левобережью средней части р. Андийское Койсу), непосредственно примыкающей к Андийскому хребту, который отделяет в этом месте Дагестан от бассейна р. Шаро-Аргун.

Годобери сейчас 2.jpg

Источник фото : blog.welcomedagestan.ru

Религия

Годоберинцы верующие, являются мусульманами-суннитами.

К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев.

Язык

Говорят на годоберинском языке, относящемся к андийской подветви аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. Распространены также аварский, русский языки, незначительно — чеченский язык. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Выделяются два диалекта: собственно годоберинский и зибирхалинский. Наиболее близок годоберинскому ботлихский язык.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации владеют годоберинским языком 2 731 человек, 2 662 из них используют данный язык в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Обрядовые традиции наиболее стойко сохраняются в семейной сфере. Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных селений. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. По мере вступления в брак сыновья отделялись и создавали самостоятельные хозяйства. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает в себе элементы домусульманских и мусульманских обрядов.

Фольклор

Жанры фольклора разнообразны — предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т.п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т.п.).

Национальный костюм

Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов — из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д.
В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.

Быт
5ebb0f2b3236363bb31997e5c1136632.jpg

Источник фото : islamdag.ru

Жизнь

У годоберинцев издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетающий пашенное земледелие (ячмень, пшеница, овёс, рожь, позднее кукуруза) и скотоводство. У них было развито и отгонное животноводство. Этому способствовало наличие в достаточном количестве летних пастбищ. Некоторые годоберинцы на зиму спускались со своими овцами и козами на более тёплую равнину. Но большую часть скота и зимой они оставляли в горах. В прошлом здесь была развита хуторская система. Почти каждая малая семья имела свой хутор, на котором в зимний период вместе с крупным рогатым скотом содержали и овец. Скот тут пасли обычно на южных бесснежных склонах. 

Важное место в экономике годоберинцев занимали садоводство и виноградарство. Сады и виноградники разводили в долине р. Андийское Койсу в местности Шихо. Немаловажную роль в хозяйстве годоберинцев играли лесные массивы, расположенные недалеко от селения. Из подсобных отраслей были развиты охота и пчеловодство. Значительное развитие с древнейших времён получили здесь домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кож, шерсти, металла, дерева, камня. Занимались годоберинцы и производством войлока, и поставкой строевого леса. 

В годы советской власти многие из ремёсел и промыслов исчезли. Произошло это по разным причинам. Главные из них — развитие общественного производства, складывание новых потребностей населения и, самое главное, изменение рыночной конъюнктуры, когда с расширением торговых связей производство многих кустарных изделий, особенно ткацких, значительно сократилось, поскольку спрос на кустарные изделия из-за конкуренции фабричных и заводских значительно упал. 

Изделия домашних кустарных промыслов в основном удовлетворяли нужды самих годоберинцев и в то же время имели определённый товарный характер. Некоторые из них превратились в дополнительные источники дохода. Поэтому давние традиции здесь имела торговля. Годоберинцы реализовывали продукты садоводства и ремёсла на ботлихском базаре, в Чечне и Грузии и приобретали там керосин, фабричные изделия, другие жизненно необходимые товары. 

После присоединения Дагестана к России установились торговые связи и с другими регионами Дагестана, Северного Кавказа, развилось отходничество. В свободное от сельскохозяйственных работ время мужчины-годоберинцы отправлялись на заработки в соседние общества, особенно в Чечню. Такой отход был известен под термином химиралъ (от химир — мешок), что значило «за мешок (зерна)».

Жилье

Традиционные поселения располагались на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центром селения были мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с XVI–XVII веков имели чисто территориальный характер. 

Жилище годоберинцев отличается оригинальностью. Исследователи выделяют его в качестве особого типа под условным наименованием «годоберинский дом». Традиционные дома сооружены из камня и дерева. Позднее появились саманные дома. В качестве строительных материалов использовались также кустарник, дерн, глина, солома и камыш. В традиционной строительной технике камень конструктивно сочетается с деревом (это характерно для традиционных домов аваро-андо-цезской территории в целом). В каменную кладку для связи бывают заложены горизонтальные брусья. Внешняя (большей частью угловая) подпора зданий часто имеет вид колонн из коротких брусьев, уложенных в «клетку» с промежутками, иногда заполненными камнем.

Встречаются дома с боковыми стенами (второго этажа) из толстого хвороста вертикального переплетения, обмазанного глиной. Традиционное жилище чаще строили одноэтажное, квадратное в плане, со столбами и прогонами. Конструкция постройки исследователями названа каркасной, так как плоское перекрытие держится главным образом не на стенах, а на системе деревянных вертикальных столбов. Каждая семья имела и хозяйственные помещения: бегъва (сеновал), бекъи (хлев), гъинкӀуш (амбар), гъинуши (кладовая), кору (печь). 

При строительстве жилья, хозяйственных построек, проведении срочных сельскохозяйственных работ, требующих много рабочих рук, широко применялась родственная и соседская взаимопомощь — гвай.

Годобери сейчас.jpg

Источник фото : blog.welcomedagestan.ru

Семейный уклад

Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных селений. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. По мере вступления в брак сыновья отделялись и создавали самостоятельные хозяйства. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает в себе элементы домусульманских и мусульманских обрядов.

Кухня

В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое — хинкал с мясом и без него, с приправой.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения