Источник фото : movp.ru
Название народа, принятое в русском языке - даргинцы. Для мужчины - даргинец, для женщины - даргинка.
Самоназвание на даргинском языке - дарган, дарганти.
Имеющиеся наименования даргинцев соседними народами представляют варианты самоназвания: аварцы называют их даргиял, кумыки - даргиляр и т.д. Однако в XIX в. соседи называли даргинцев по наиболее известным (или близким к ним) союзам обществ даргинцев: аварцы - цIадехI, акъуш, лакцы - цIакъар, акъуши (по союзам Акуша и Цудахара). Во многих русских источниках ХVIII-ХIХ вв. часть даргинцев (горцы) именовалась кумыкским термином тавлины, тавлинцы (т.е. горцы), или же лезгинами - так часто называли всех дагестанских горцев вообще.
Территория формирования даргинского народа включала приморские и предгорные районы Дагестана от Дербента до Махачкалы, а также горные территории. В древности эти земли входили в состав Кавказской Албании, позднее - Хазарского каганата. В процессе этнической консолидации в состав даргинцев вошли кайтагцы и кубачинцы, до сих пор сохраняющие свое культурное и языковое своеобразие. Даргинцы исторически соседствуют с аварцами, лакцами, кумыками, табасаранами и агулами.
Первые письменные упоминания о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи) встречаются у арабских авторов IX века. Этноним «даргинцы» впервые зафиксирован в XV веке в комментариях акушинского ученого к арабской рукописи. Существует версия о происхождении названия от слова «дарг» (внутренний), связанная с расположением земель даргинцев в труднодоступных, «внутренних» местах. Во время завоеваний XIII монголы установили контроль только над узкой прибрежной полосой Дагестана и не смогли покорить население горных районов. В XIV веке даргинцы противостояли войскам Тимура, который рассматривал земли Дагестана как стратегически важные в борьбе со своим противником - золотордынским ханом Тохтамышем. В своей борьбе с последним Тимур делал ставку не только на свою военную силу, но и на распространение и укрепление в регионе ислама и союзы с местными мусульманскими правителями и духовенством. В распоряжении исследователей в настоящее время нет данных о первых попытках исламизации даргинских земель. Однако часть источников говорит о том, что в XII - XIV в. Кайтаг, как и Зирихгеран (Кубачи) постепенно входят в состав «мусульманских» областей Дагестана. Видимо XIV в. был тем этапом, когда распространение новой религии среди даргинцев осуществлялось усиленными темпами. Политический фактор и пребывание войск Тимура в Дагестане способствовали этому процессу. В дальнейшем в рамках арабской науки и богословия получают широкое признание труды Дамадана Мугинского (ум. 1708) и Дауда Эфенди Усишинского (ум. 1767).
С XVI века развивались связи с Россией. По Гюлистанскому договору 1813 года между Россией и Ираном даргинцы вошли в состав России. В 1860 на территории даргинцев был образован Даргинский округ, а часть селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов. В 1921 году даргинские селения вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 года - Республика Дагестан). По данным переписи населения 2020-2021 года 37% всех даргинцев являются городскими жителями, 63% - проживают в сельской местности.
Источник фото : dzen.ru
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. даргинцами назвали себя более 626 тыс. человек. Большая часть даргинцев - 521 тыс. - проживают в Республике Дагестан, в основном в районах юго-востока Дагестана и восточной части горного Дагестана - Акушинском, Дахадаевском, Левашинском, Сергокалинском и других; также в ряде приморских городов республики и её столице, в северных степных районах Дагестана - Кизлярском, Тарумовском, Хасавюртовском.
Около 58 тыс. даргинцев проживают в юго-восточных и северо-восточных районах Ставропольского края, 10 тыс. - в Ростовской области, более 7 тыс. - в Республике Калмыкия, свыше 4 тыс. - в Астраханской области, почти 3 тыс. - В Ханты-Мансийском автономном округе.
Даргинский язык - дарган мез - входит в нахско-дагестанскую языковую семью. К нему наиболее близок лакский язык. В даргинском языке насчитывается около 70 говоров, которые объединяются в 16 диалектов: акушинский, цудахарский, урахинский, сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Большинство диалектов делится на два типа: диалекты акушинского и цудахарского типа: к первому относятся акушинский, губденский и урахинский, ко второму - цудахарский, сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Даргинский литературный язык опирается на акушинскую диалектную основу. Письменность на даргинском языке начала развиваться только в советский период. Сначала на основе арабского алфавита, затем, с 1928 г. - на латинице, а с 1938 г. - на кириллической основе. В даргинском алфавите 46 букв, специфические звуки даргинского языка передаются сочетаниями с буквами I, ъ, ь - например: к, къ, кь, кI.
Традиционный костюм даргинцев относится к общедагестанскому типу, но обладает своими специфическими чертами. Основу мужского костюма составляла рубаха туникообразного покроя - хIева и прямые, зауженные книзу штаны - шалбар. Верхняя одежда состояла из распашного, расширенного книзу бешмета (хIябсур), черкески (сукъбан), длинных овчинных шуб, наплечной бурки (варгьи). «Андан варгьи» - андийские бурки имели лишь состоятельные люди. Обычно их приобретали на дальних базарах. Ворот такой бурки обшивали сафьяном, золотым галуном. Головными уборами были башлыки, папахи. В низовых сёлах во время летних работ для защиты от солнца носили войлочные шляпы. Обязательным для мужчины было ношение оружия, в особенности кинжала, который был естественной повседневной деталью любого мужского костюма.
Источник фото : dagpravda.ru
Большим разнообразием и яркостью отличалась женская одежда. Она в основе своей также состояла из туникообразной рубахи-платья и штанов. Пожилые и старые женщины предпочитали одежду из тканей темных расцветок, для нарядов молодых женщин, девушек и девочек выбирали яркие ткани. Рубаху-платье шили длинной до пят с широким рукавом. Шили рубаху из двух прямых полотнищ, с клиньями по бокам. На рубахе делали небольшие ластовицы, но из другой, более яркой и более дорогой ткани. Иногда из яркой и дорогой ткани делались и верхняя часть рукава от плеча до локтя. Спереди рубаха имела длинный грудной вырез, на который с двух сторон нашивалась другая ткань (дорогая и яркая) шириной 3-4 см. Носили такую рубаху навыпуск, не подпоясывая ее. Поверх такой рубахи часто надевали еще приталенные распашные платья разных видов и покроя.
Наиболее распространённым головным убором служило покрывало из бязи, полотна, реже шёлка, белого или чёрного цвета, у некоторых групп с вышивкой и каймой с бахромой. Другой головной убор - это чухта или по-даргински - чутхъа, тип чепца с мешочком для кос, который крепился к затылку налобной повязкой и спускался до пояса. Немаловажную часть женского костюма составляли украшения. Полный комплект украшений носили невесты и состоятельные женщины. В конце XIX - начале XX (в. были распространены украшения из серебра - браслеты, кольца, серьги, пояса (целиком серебряные или с серебряной пряжкой).

Источник фото : www.tumen.kp.ru
В даргинском фольклоре представлены как поэтические, так и прозаические жанры, но, как считается, первостепенная роль принадлежит песенной лирике, а самые яркие особенности народной поэзии синтезированы в малом поэтическом жанре - лирических миниатюрах хабкубах (хIяб - три, куб - слово). Хабкуб - это четверо- или восьмистишия, насыщенные лаконичной, обобщенной мыслью. Даргинские баллады имеют много общего с аварскими и лакскими балладными сюжетами. Вместе с тем известны и баллады, характерные только для даргинцев. Их отличительной чертой является воспевание чистой, бескорыстной, преданной любви простых людей, порой доходящей до самопожертвования («Бедный парень из Кубачи», «Два друга», «Три сердца»). В даргинском фольклоре не выявлены крупные эпические жанры, но определенное распространение получили героико-исторические песни. Среди ранних песен о героической борьбе горцев выделяются песни, отразившие жестокое время нашествия Тимура и Надир-шаха.
В репертуаре бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой связаны с древними обрядами, магическими актами и ритуалами. Многие из них содержат семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови и т. д. Раскрывая недостатки и пороки людей, высмеивая все то, что противоречит нравственным представлениям народа, юмористические сказки, по существу, утверждают общечеловеческие идеалы. Излюбленными жанрами даргинского фольклора являются малые прозаические жанры - анекдоты и притчи. И сейчас во многих даргинских районах и селах можно услышать множество анекдотов самого разнообразного содержания, сложившихся не только в далекие от нас времена, но и в наши дни.
Музыка даргинцев также имела фольклорный характер, происходил постоянный естественный отбор народных песенных текстов и мелодий. Главные музыкальные инструменты: щипковые - чанг, чугур, смычковый - скрипка, духовые - дудка, свирель, зурна, ударные - барабан, бубен. Основной танец - лезгинка нескольких разновидностей, отличающихся ритмикой и положениями партнёров. Существовали отдельные массовые ритуальные танцы, исполнявшиеся при проведении обрядов (к примеру, свадебный «линейный танец» сирхинцев).

Источник фото : resh.edu.ru
Одним из важнейших народных праздников в даргинском народном календаре был день первой борозды (хъулла мекъ), открывавший сезон весенних полевых работ и предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициальной, имитативной, умилостивительной, плодородящей и других видов магии. В ритуале проведения первой борозды тесно переплетались магико-символическая и игровая, смеховая части. Развлекательная сторона преобладала во второй половине праздника, посвященной увеселению собравшихся и включавшей в свой состав, соревнования, игры и веселье. Эта часть обряда выделялась и структурно (обычно она проводилась после обрядов, связанных с ритуальной вспашкой), и по составу действующих лиц (участниками спортивных состязаний, а также всевозможных игр были молодые люди, подростки, дети, а люди старшего поколения становились зрителями). Для победителей соревнований призы в основном состояли из больших хлебов в виде калачей, утыканных яйцами, орехами, иногда даже монетами. Во многих даргинских обществах роль приза выполняло также деревцо, ветки которого были увешаны вареными яйцами, орехами, сластями, мелкими хлебцами в форме бубликов, которые исследователи считают символами солнца. В некоторых селениях сама доставка призов к месту соревнований обставлялась как особый ритуал. Так, в даргинском селении Урари три огромных калача, соответствующим образом украшенных, надевали на шею трем здоровым юношам. Они должны были бегом пробежать до места проведения состязаний и донести туда калачи невредимыми, в то время как односельчане, как могли, мешали им - женщины обливали их водой, мужчины закидывали снежками или комками глины и т. д. Тот из них, чей калач оказывался разбитым, считался еще незрелым для взрослой жизни, неумелым и подвергался насмешкам. Возможно, этот ритуал когда-то имел магико-символический смысл, как и многие иные в комплексе праздника цервой борозды, однако в ХХ веке он превратился в игру с оттенком возрастной символики.
С XVI века, после прекращения набегов кочевников, на территории расселения даргинцев, как и в целом по Дагестану, сложилась устойчивая система хозяйственно-культурного районирования. В хозяйственной структуре выделяют три основные зоны, каждая из которых имеет свои природные особенности и тип хозяйствования. В нижнепредгорной зоне (включая часть равнины) развивалось пашенное земледелие, ориентированное на выращивание ячменя, пшеницы, проса, кукурузы и бобовых культур. В этой же зоне было развито стационарное животноводство, главным образом - разведение крупного рогатого скота. Для среднегорной зоны характерно сочетание пашенного земледелия с отгонным овцеводством. В высокогорной зоне основными видами хозяйственной деятельности являлись отгонное овцеводство и земледелие, адаптированное к горным условиям и ограниченным земельным ресурсам. В каждой зоне применялись соответствующие сельскохозяйственные орудия. В предгорьях использовали отвальный плуг с железным лемехом, в горах - рало, или горский плуг.
Помимо земледелия и скотоводства, важную роль в экономике занимали промыслы и ремёсла, особенно в горных районах, где они достигли высокого уровня развития. Наиболее распространёнными были обработка шерсти (производство сукна, ковров, паласов, вязаных изделий), металла, дерева, камня и кожи. Разные селения специализировались на отдельных видах ремесла:
- Кубачи - изготовление оружия и ювелирных украшений;
- Харбук и Амузги - производство сельскохозяйственных орудий и клинков;
- Сулевкент - керамические изделия, включая поливную посуду;
- Хаджалмахи - суконные изделия;
- Сутбук - резьба по камню;
- Кайтаг - деревянная утварь и инструменты;
- Цудахар и Губден - кожевенные изделия, сафьян и женская обувь.
Значительную роль играло так называемое отходничество - временные выезды части населения для сезонных заработков в другие районы.
И сегодня хозяйство даргинцев в сельской местности во многом основано на традиционных видах деятельности, но преобразовано с использованием механизации и современных технологий. В равнинных и предгорных районах развиваются зерновое земледелие, садоводство, виноградарство и стационарное животноводство, а в горных и высокогорных зонах - скотоводство и садоводство. Часть традиционных народных промыслов и ремесел сохраняются и развиваются, а работы мастеров и мастериц из селения Кубачи давно имеют общероссийскую и международную известность.
Расположение и планировка традиционных поселений (ши, махьи) даргинцев в горах максимально приспособлены к рельефу, экономны в использовании земли под жилые и хозяйственные постройки, близки к источникам воды. Планировка - вертикальная кучевая, нередко террасообразная. В предгорье, особенно нижнем, планировка более свободная, с компактно-уличной формой. В советское время образуются селения с новым структурным делением, с квартально-уличной планировкой. В горной части селения сочетают более или менее просторные и спланированные окраины с центрами, сохранившими традиционную форму.
В XIX веке даргинские дома (хъали) строили двухэтажными с несколькими (одна, чаще - две-три) комнатами и с небольшим двориком. Первый этаж такого дома являлся помещением для скота, а второй - жильем. Наиболее распространенной формой жилища были дома с верандой на фасадной солнечной стороне дома, с комнатой-коридором, позже, в начале XX в., стали строить дома с комнатами в один ряд - при такой планировке каждая комната имела свой отдельный вход с веранды. Независимо от количества комнат жизнь семьи проходила в одной большой комнате, которая у кайтагцев называлась «цIалла хъали» («комната огня»). Эта комната служила и спальней, и кухней, и кладовой (здесь хранили зерно, муку, сушеное мясо и другие припасы). Такая комната могла быть большой (30 и более м²) и меньших размеров (15-20 м²) в зависимости от размера и материальных возможностей семьи. Вот как описывал жилище в селении Аямахи исследователь Владимир Вильер де Лиль-Адам в 1875 году, называя даргинцев «лезгинами» (так в этот период в русских источниках называли все горные народы Дагестана): «сакля эта каменная, не штукатурена, длиною аршин 10, а шириною 8; небольшой уголок занят сенями, отделенными дверью от самой сакли; несмотря на ограниченные ее размеры, в ней находится перегородка, приделанная к потолку и не доходящая до полу, отделяющая очаг от главной части сакли. Недалеко от очага высечено в каменном полу, подле единственного, небольшого окна, сиденье, где женщины прядут коноплю. Над очагом находится дымовая труба, состоящая иногда из выдолбленного бревна, а по большей части плетеная из хвороста и заштукатуренная смазкой из глины, самана и навоза. У дверей находится большой, служащий закромом, выдолбленный пень, доходящий до крыши, с отверстиями вверху и внизу. Сюда сыплется зерно с крыжи после молотьбы и из нижнего отверстия вынимается по мере надобности. Вся мебель состоит из двух небольших раскрашенных и украшенных резьбой низких шкапов домашней работы. Посреди сакли к потолку прибита доска, где висят тарелки, фаянсовая и оловянная, на бечевках, продетых в отверстия, просверленные в краях.... У Абакара, моего кунака, имеются также два чайника: остальная посуда, глиняные кувшины, оловянные тазы и деревянные подносы - лезгинские. На стенах висят 2-3 ружья и несколько кинжалов, составляющих неизбежную принадлежность одежды всякого лезгина, даже в детском возрасте».
Главными традиционными стройматериалами были камень и дерево; применялись, в частности в высокогорье, арочные конструкции, а в предгорьях - турлук. Традиционное внутреннее убранство было скромным. В семейной комнате находились тахта, паласы, ковры, в углу - сундук и повседневные постели, полки для посуды, жердь для одежды и постелей, а также выступ (или полка) для сосудов или мешков с зерном. В гостевой (каминной) комнате размещались лучшие ковры, паласы, постели и оружие. В лесном предгорье было больше деревянной мебели и утвари: резные, во всю стену лари со встроенными шкафами по краям, шкафы для посуды и продуктов, кровати с узорами, табуретки. Для декора жилища использовали фигурную кладку и обработку камня, арочные конструкции, проемы в виде крестов, резные ворота и консольные щиты, резные и фигурные центральные столбы, резьбу по камню и дереву (изображения ладоней, цветов, солнечных знаков), лепные глиняные фигуры в нижнем предгорье и другое.

Источник фото : travelask.ru
Традиционная кухня отражает древние земледельческие традиции, с одной стороны, и значительную роль скотоводства в последние столетия (с XVI века), с другой. Соответственно, существовало две основы рациона - растительная и животноводческая, при этом первая преобладала. Главными продуктами для приготовления еды служили зерно, молочные и мясные продукты, зелень, овощи, фрукты, ягоды. В горных районах (особенно в высокогорье) велика была доля молочной и мясной пищи, в предгорьях и на равнине доминировала мучная. Из мучных изделий самое распространенное блюдо - хинкал, однако в предгорьях и на равнине его чаще готовили как дополнение к основному местному мучному изделию - хлебу. Очень популярны были пироги и вареники с разнообразнейшей начинкой - мясной фарш, творог, зелень, зелёный лук, сыр, яйца, тыква, картофель, птица, абрикосы, курага, морковь. Хлеб был в основном пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, в предгорьях в золе пекли большой хлеб в виде каравая, существовал также просяной и кукурузный хлеб. Часто готовили супы (нергъ)- мясной, молочный (и с лапшой), фасолевый, рисовый, из кураги, из сушёного кизила, крупяной, картофельный, тыквенный. Варили каши из круп, зерен всех видов, в том числе из полбы, пшеничной и кукурузной муки; в предгорьях популярностью пользовались блины и оладьи. Особое место занимало толокно- нукьун (мука из прожаренного зерна, часто его смесей), более распространённое в горной части, где испытывался недостаток зерна, и хлеба пекли мало.



Источник фото : domcook.ru , sh41-orenburg-r56.gosweb.gosuslugi.ru , fb.ru
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения