Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживают 8 157 долган. Большая часть долган проживает в Красноярском крае (большинство в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе сельском поселении Хатанга и городском поселении Дудинка) – 5 867 чел., незначительная часть долган проживает в Республике Саха (Якутия) ( большинство в Анабарском улусе) – 2 147 чел.
Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище, крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни назывался «паскал».
Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Духи и божества делились на 3 категории:
1. «Иччи», невидимые существа, способные вселяться в любые объекты;
2. «Айыы», доброжелательные к человеку духи;
3. «Абаасы», недоброжелательные к людям духи, живут в подземном мире.
Переходить из одной части мира в другую во время камлания — ритуальных действий, мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа. Различали шаманов по уровню владения мастерством магии:
«Уостуган ойун», шаман, имеющий удила, обладающий комплектом ритуальных атрибутов;
«Ырыахыт», певцы-врачеватели, не имевшие бубна, костюма с погремушками;
«Муолин ойун», шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира.
Шаманы могли быть различными избранниками духов:
«Атыыр», великие;
«Орто», средние;
«Ылгын», слабые, мелкие.
Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.
Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Основан на якутском, подверженном воздействию эвенкийского. В долганском выделяют пять говоров:
1. Пясинский;
2. Норильский;
3. Авамский;
4. Попигайский;
5. Хатангский.
Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан», была выпущена в 1973 году. В 1984 вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита официально была принята в 1970 году. Периодически на долганском публикуются материалы в газете «Таймыр».
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года долганским языком в России владеют 4 836 человек, из них 3 757 используют его в повседневной жизни.
У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.
Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом, они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.
Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль по полу одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину.
Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя.
Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.
Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Другой вариант капора шился из двух частей, одна располагалась поперек головы, другая была полукруглой формы, прикрывала затылок. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку, по нижнему краю капора опушка была небольшая. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы, песца.
Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см. шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета.
В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы.
Женятся долгане рано. Браки среди родственников у долган обычно разрешались только в четвертом поколении по материнской или по отцовской линии. Запрещались браки между приемными братьями и сестрами, так как родной и приемный отец считались родственниками.
К приглянувшейся девушке молодой человек засылает женщину (суорумджу). Сватом обязательно должен быть пожилой и всеми уважаемый человек, бойкий на слова, терпеливый. Таких сватов было немного, их знали наперечет.
По получению согласия начинались деловые переговоры относительно калыма. В день свадьбы чумы отца невесты и отца жениха устанавливались поблизости. У каждого чума убивали от 1 до 5 оленей для угощения собравшихся гостей.
Муж и жена говорят друг другу «Э, дуо» («Эй, друг»). Разводятся долгане очень редко.
Многодетность у долган всегда почиталась за счастье, бездетность, напротив, считалась большим несчастьем, и винили в этом большей частью мужчину.
С приближением родов просили камлать шамана и устанавливали для роженицы отдельный шестовой или нартяной чум. Прежде чем идти в специальный чум, роженица прощалась со всеми словесно, не протягивая руки. Рожала женщина, стоя, держась за шест, привязанный горизонтально одним концом к жерди остова чума, другим – к жерди, установленной посреди чума. Единственным продуктом питания долганских детей является материнское молоко. Детей кормят грудью до четырех-пяти лет.
С появлением первого ребенка родителей называли в знак особого почтения «отец или мать такого-то». Ко всем детям, независимо от пола долганы относились весьма ласково. Детей наказывали очень редко. Ребенка до совершеннолетия старались оберегать всевозможными средствами. Запрещалось опираться на голову ребенка, опасаясь, что он перестанет расти, запрещалось поднимать ребенка выше своей головы, считая это грехом.
Детский возраст (по представлениям долган) заканчивается рано. 8-9 летние дети считаются взрослыми, имеют своих оленей. Девочки в 10-12 лет помогают по хозяйству, готовят еду и обшивают родителей.
В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.
Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра:
Обрядовый;
Эпический;
Фоносигнальный;
Инструментальный.
С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.
Существует в культуре народа хороводный танец хэйро. Раньше долганы с его помощью просили у духов размножения скота, благополучия в семье, плодородия. В танце принимают участие женщины и мужчины. Обязательным атрибутом является шест «хорей», который вбивается в землю или лед.
Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).
Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Но оленей запрягали и сидели в нартах совсем по-другому. Собак использовали пастушеских.
Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.
Семьи долган были патриархальными, в основном малые. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.
Жили долганы в нескольких типах жилища:
Голомо;
Тунгусский чум;
Якутский балаган;
Русская изба.
Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.
Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте. В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.
Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.
Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.