822
Долганы

Источник фото : goarctic.ru

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Их считают самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность долганы сформировались в начале XIX века в результате смешения якутов, большими группами переселившихся в Туруханский край, с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с XVI века.

История

Некоторые историки полагают, что долганы изначально были самостоятельным племенем со своей культурой и языком. Однако более распространена теория о происхождении этого народа от якутов, эвенков и так называемых затундренных крестьян.

Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.

Затундренными крестьянами называли русских поселенцев на Таймыре. Они начали заселять его в XVI–XVII веках, когда этот регион именовался Пясидой.

В основном это были выходцы с Поморья. Их также называли «промышленными людьми», то есть занимающимися промыслом. Чтобы выжить в суровых северных условиях, они начали перенимать обычаи местного населения. Как столетия спустя отмечали авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в результате русские крестьяне «объякутились». Постепенно русские переселенцы переняли не только привычки местных жителей, но и язык.

Несколько позже к ним присоединились кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь конфликты между этими народами прекратились, что сделало их продолжительные кочевки более безопасными.

На протяжении всего XIX века представители этих трех групп активно сближались, и таким образом среди народов России сформировались долганы.

По состоянию на 1917 год этнос включал четыре рода: долгано-енисейский, жиганско-тунгусский, долгано-тунгусский и боганидско-тунгусский.

10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ. Считается, что этот момент ознаменовал завершение этногенеза долган.

Однако еще долгое время их путали с соседними народами. В частности, во время переписи 1926 года было зарегистрировано 656 представителей этой народности, хотя фактически их было в четыре раза больше.
Во время переписей 1939 и 1959 годов национальность «долган» не выделялась: их записывали как якутов.

7 декабря 1934 года был образован Красноярский край, в состав которого вошел Долгано-Ненецкий округ. В 1977 году округ получил статус автономного, а в 1992 году — статус самостоятельного субъекта Российской Федерации, оставаясь при этом в административно-территориальном отношении частью края.
В 2007 году он был вновь включен в состав Красноярского края. Наряду с Эвенкией Таймыр стал административно-территориальной единицей с особым статусом.

Территориальное расположение и численность

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживают 8157 долган. Большая часть долган проживает в Красноярском крае (в основном в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, сельском поселении Хатанга и городском поселении Дудинка) — 5867 человек. Незначительная часть долган проживает в Республике Саха (Якутия) (в основном в Анабарском улусе) — 2147 человек.

Религия

Долганы издавна были приверженцами пантеизма и анимизма. Позже, с приходом русских, они приняли православие и проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религиозные представления народа сочетали православие и традиционные верования. Войдя в жилище, крестились; на видном месте стояли иконы, перед которыми совершали молитвы. Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни, назывался «паскал».

Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Духи и божества делились на три категории:

1.    «Иччи» — невидимые существа, способные вселяться в любые объекты; 
2.    «Айыы» — доброжелательные к человеку духи; 
3.    «Абаасы» — недоброжелательные к людям духи, обитающие в подземном мире.

9.jpg

Источник фото : magicrituals.ru

Переходить из одной части мира в другую во время камлания — ритуальных действий — мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа.

Различали шаманов по уровню владения мастерством:

•    «Уостуган ойун» — шаман, имеющий удила и полный комплект ритуальных атрибутов; 
•    «Ырыахыт» — певцы-врачеватели, не имевшие бубна и костюма с погремушками; 
•    «Муолин ойун» — шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира. 
Шаманы могли быть различными избранниками духов: 
•    «Атыыр» — великие; 
•    «Орто» — средние; 
•    «Ылгын» — слабые, мелкие.

Долганы почитали «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Ими могли быть различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Также существовала культовая скульптура из дерева.

Язык

Долганы говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Он основан на якутском, подвергшемся влиянию эвенкийского. В долганском языке выделяют пять говоров:

1.    Пясинский;
2.    Норильский;
3.    Авамский;
4.    Попигайский;
5.    Хатангский.

Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан» — была выпущена в 1973 году. В 1984 году вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году. Периодически материалы на долганском языке публикуются в газете «Таймыр».
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, долганским языком в России владеют 4836 человек, из которых 3757 используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник возвращался домой с добычей, он должен был разделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски отдавал детям и старикам, а своей семье приносил то, что оставалось. 

С древних времен долганы создали комплекс запретов, правил, обрядов и поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы не тратить их попусту и не нарушать устойчивую экологическую систему. Таким образом, они старались охранять окружающий животный и растительный мир от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

Национальный костюм

Долганы — один из немногих народов, у которого женский и мужской костюмы кардинально отличаются. В них присутствуют элементы якутской и эвенской одежды.

Мужчины зимой носили распашную верхнюю одежду мехом наружу, сшитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, прикрывавший грудь и живот. Спереди по поясу и вдоль полы одежду украшали красной полоской из сукна, иногда расшитой бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Из ткани шили рубахи и штаны русского покроя.

Женский костюм очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду украшали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли овальные суконные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда шилась из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, поверх которых надевали фартуки закрытого типа. Одежду украшали декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5–10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

одежда.jpg.crdownload.jpg

Источник фото : www.norilsk-zv.ru

Головные уборы у мужчин и женщин были похожи. На голове носили капор, сшитый из трех частей: первая прикрывала темя и затылок, две другие пришивали по бокам, и они прикрывали щеки и уши. Другой вариант капора шился из двух частей: одна располагалась поперек головы, другая, полукруглой формы, прикрывала затылок. Головные уборы шили из ровдуги или сукна, для подкладки использовали олений мех, вокруг лица делали пышную опушку, а по нижнему краю капора — небольшую. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы или песца.

Обувь изготовляли из оленьих камусов; она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, уличную и праздничную. Мужские и женские унты украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными узорами. Верхнюю часть шириной 12 см шили из красного сукна, расшивали бисером, узором «розетка», который чередовался с узорными вертикальными полосами. Для обуви выбирали камусы очень темного или белого цвета.

В унты для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной оленьей шкуры. Детская обувь отличалась закругленной носовой частью, напоминающей лопатку. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы.

национальный костюм.jpg.crdownload.jpg

Источник фото : www.mskagency.ru

Свадебные традиции

Долганы вступали в брак рано. Браки между родственниками обычно разрешались только в четвертом поколении по материнской или отцовской линии. Запрещались браки между приемными братьями и сестрами, так как родной и приемный отец считались родственниками.

Если молодому человеку нравилась девушка, он посылал к ней сваху (суорумджу). Сватом обязательно должен был быть пожилой и всеми уважаемый человек, красноречивый и терпеливый. Таких сватов было немного, их знали наперечет.

После получения согласия начинались переговоры о калыме. В день свадьбы чумы отца невесты и отца жениха устанавливали поблизости друг от друга. Возле каждого чума забивали от одного до пяти оленей для угощения гостей.

Муж и жена обращаются друг к другу «Э, дуо» («Эй, друг»). Разводы среди долган случаются очень редко.

Традиции при рождении ребенка

Многодетность у долган всегда почиталась за счастье, а бездетность, напротив, считалась большим несчастьем.

С приближением родов приглашали шамана для совершения обряда и устанавливали для роженицы отдельный шестовой или нартяной чум. Прежде чем отправиться в специальный чум, роженица прощалась со всеми словами, не протягивая руки. Рожала женщина стоя, держась за шест, привязанный одним концом к жерди остова чума, а другим — к жерди, установленной посреди чума. Единственной пищей долганских детей в младенчестве было материнское молоко. Детей кормили грудью до четырех-пяти лет.дети.jpgИсточник фото : 1sn.ru 

С появлением первого ребенка родителей в знак особого почтения начинали называть «отец» или «мать такого-то». Ко всем детям, независимо от пола, долганы относились очень ласково. Детей наказывали крайне редко. Ребенка до совершеннолетия старались оберегать всеми возможными способами. Запрещалось опираться на голову ребенка, чтобы он не перестал расти, а также поднимать ребенка выше своей головы, так как это считалось грехом.

Детский возраст, по представлениям долган, заканчивался рано. Дети 8–9 лет уже считались взрослыми и имели своих оленей. Девочки в 10–12 лет помогали по хозяйству, готовили еду и шили одежду для родителей.

Похоронные традиции

В похоронных обычаях переплелись национальные и православные традиции. В отличие от некоторых других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу складывали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

Музыка

Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев и нганасан. Выделяют четыре музыкальных жанра:

•    обрядовый; 
•    эпический; 
•    фоносигнальный; 
•    инструментальный.музыка.jpg

Источник фото : gorelka-optimus.ru

С начала XX века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый самозвучащий варган. Он представляет собой металлическую пластинку с вырезанным язычком, к которому прикреплена веревочка.

В культуре народа существует хороводный танец хэйро. Раньше с его помощью долганы просили у духов размножения скота, благополучия в семье и плодородия. В танце участвуют и женщины, и мужчины. Обязательным атрибутом является шест «хорей», который вбивают в землю или лед.

Быт

Хозяйство

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя и дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).

Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа, однако способ запряжки оленей и посадки в нарты имел свои особенности. Собак использовали как пастушьих животных.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей и рукояток. Женщины специализировались на пошиве и выделке одежды.

оленеводство.jpgдолганы 3.jpg

Источник фото : youscreen.ru , znanio.ru

Семейный уклад

Семьи долган были патриархальными и в основном малыми. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа.

Жилье

Долганы жили в нескольких типах жилищ:

•    голомо;        
•    тунгусский чум;        
•    якутский балаган;        
•    русская изба.

Мобильное жилище долган-оленеводов — нартенный чум (балок) — представляло собой каркасное строение, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента или парусины. Жилище перевозили из одного стойбища в другое на упряжке из пяти или семи оленей.

Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно; они перекрещивались, образуя конус. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, забирая с собой только покрышки.

В местностях с малым количеством леса оленеводы перевозили жилище полностью и устанавливали его на новом месте за несколько минут. В зависимости от времени года и доступности материалов, покрышки были разными: зимние делали из оленьих шкур, летние — из ровдуги или бересты. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных или корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище часто покрывали двойными покрышками, чтобы мех был и внутри, и снаружи.жильё.jpg

Источник фото : dzen.ru

Внутреннее убранство было простым; в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину (справа от входа) и женскую (слева от входа). Для гостей-мужчин предназначалось почетное место напротив входа, за очагом.

 

Кухня

Основным продуктом в кухне долган всегда было оленье мясо. Его ели в вареном, копченом и мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо; мозги жарили. Традиционным лакомством были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину (мороженая рыба, нарезанная длинными стружками) и юколу (сушеная рыба). Летом рыбу предпочитали есть в сыром или малосольном виде, готовили блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

Источник фото : kool-i-nar.ru , newhouse.ru , yakutia-daily.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения