Источник фото : dzen.ru
Езиды — ираноязычный народ, проживающий на территории Северного Ирака, Турции, Армении, Грузии, России и других стран и консолидирующийся вокруг уникального синкретического религиозного течения — езидизма.
История езидского народа связана с Междуречьем Тигра и Евфрата — древним очагом цивилизации и местом культурного взаимодействия семитских и индоевропейских народов. Езиды, как и близкие им по происхождению курды, считаются индоевропейцами.
На территории российского Кавказа езиды стали проживать с конца XIX века, когда в результате успешных военных конфликтов против Османской империи территории, населённые езидами, были включены в состав Российской империи. В дальнейшем езиды, оставшиеся в Турции, поддерживали сближение с Россией. Так, в годы Первой мировой войны езидское воинское формирование под командованием Джангир-аги перешло на сторону российских войск. После утраты Россией закавказских территорий в результате поражений в Первой мировой войне езиды подверглись преследованиям со стороны османских властей, что привело к массовому переселению в Грузию и Армению.
После установления советской власти в республиках Кавказа езиды стали гражданами нового государства — СССР. Однако начавшаяся впоследствии советская национальная политика по укрупнению народов по языковому признаку привела к официальному причислению езидов к курдам и ограничению возможности самостоятельного этнокультурного развития. Именно на этом этапе появились теории включения езидов в состав курдского этноса и обозначение их как «курдов-езидов».
После распада Советского Союза начался процесс миграции, обусловленный экономическими трудностями в республиках СНГ. Многие езиды переехали в Российскую Федерацию, Украину или страны Европейского союза.

Источник фото : ru.pinterest.com
Народ проживает в основном на севере Ирака, в Иракском Курдистане, а также в европейских странах. Общинами езиды живут в сёлах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. В ходе миграций XIX–XX веков тысячи езидов обосновались на востоке Армении — в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны и связанных с ней событий произошла новая волна перемещений: езиды покинули провинции Карс, Ван, Сурмалу и поселились в восточной Армении.
Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживают 26 257 езидов. Из них 3 349 — в Краснодарском крае, 2 350 — в Ставропольском крае, 2 103 — в Нижегородской области, 1 828 — в Ярославской области, 1 439 — в Тамбовской области.
Народ исповедует синкретическую религию — езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства и древних доисламских верований. Езиды верят в единого Бога и семерых ангелов, из которых главным является Малак Тавус, изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, живший в XI–XII веках. Его почитали как пророка и верили, что он — ангел, воплотившийся в человеческом облике. Окончательное оформление веры произошло в XIV–XV веках.

Источник фото : dzen.ru
Езидизм схож с вероучениями али-илахитов и алевитов и в значительной степени опирается на устную традицию. Существуют две священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония и обряды:
1. Книга откровения «Кетебе Джилве»;
2. Чёрная книга «Масхафе Раш».
Помимо этих книг, важными источниками учения являются религиозные гимны:
• Кавлы (каулы);
• Бейты.
Наряду с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз они представляют собой важнейший жанр молитвенной поэзии. Певцы-знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие и называются каввалами. Религиозные писания написаны на языке курманджи.
Мусульманские критики езидизма иногда ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом или Иблисом. Вследствие этого езидов ошибочно считают поклонниками злого духа.
Главная святыня езидов — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше, расположенном в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами являются семь бронзовых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), символизирующих семерых ангелов. Они хранятся в Лалеше. Во время религиозных процессий по езидским селениям их носят представители особого сословия (каввалы), собирая пожертвования.
Езиды делятся на две эндогамные группы — светскую и духовную. Духовное сословие подразделяется на три категории, между которыми запрещены брачные связи:
• Факиры;
• Шейхи;
• Пиры.
Ритуалы, связанные с рождением ребёнка, свадьбой и похоронами, невозможно провести без участия представителей духовного сословия.
У езидов существует ряд религиозных запретов. Наиболее многочисленные из них касаются пищи: запрещено употреблять мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат и тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, так как он считается траурным. Мыться в бане запрещено из-за уважения к воде. Также запрещено произносить слово «шайтан» и близкие по звучанию выражения.
Три наиболее серьёзных нарушения в религиозной традиции:
1. Вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
2. Брачные или внебрачные связи между представителями разных сословий;
3. Насилие в отношении представителя духовного сословия.


Источник фото : ru.pinterest.com , zheniavasilievv.livejournal.com
Езиды говорят на эздики — диалекте курдского языка курманджи, относящемся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. В XI веке у народа существовал собственный алфавит из 33 букв, который в настоящее время не используется. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна и журналиста Хасана Тамояна на основе латинских и русских букв был создан новый алфавит. На нём сегодня издаются художественные книги, учебники и газеты. У езидов есть национальная школа, а на езидском языке ежедневно выходит радиопередача.


Источник фото : kulturologia.ru , www.ozgurpolitika.com
Основные религиозные праздники езидов:
• Аиде Эзиде (праздник Езидов) отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения. За три дня до него соблюдается строгий пост: нельзя есть, пить и курить до захода солнца. В четверг вечером миряне и духовные лица собираются у священнослужителя, поют гимны и танцуют. В пятницу посещают семьи, в которых недавно умер близкий человек.
• Аиде Шамс (праздник Солнца) отмечается через неделю после Аиде Эзиде.
• Хызр (или Хырыд Наби) празднуется в феврале. Он назван в честь ангела-покровителя, помогающего в исполнении желаний и воссоединении любящих сердец. В этот день молодёжь ест солёные лепёшки, полагая, что во сне увидит своего суженого.
• Рожие Эзид — трёхдневный пост, после которого в декабре отмечается праздник сотворения мира; в феврале соблюдается пост в память пророка Хадыр-Наби.
• Сарсал (Новый год) отмечается в первую среду месяца нисан (март–апрель), также называемую Чаршама Сор («красный четверг»). В этот день готовят праздничные куличи (клоч), красят яйца и относят их на кладбище в дар усопшим. Скорлупой крашеных яиц посыпают поля для богатого урожая. Жилища украшают красными цветами. Люди выходят на улицу и угощают бедных и соседей куличами. В этот день запрещено мыться, бриться, стричься, шить и делить ложе с супругом. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), сопровождаемые танцами и музыкальными выступлениями. Таким образом, новый год у езидов начинается не в январе, а в апреле.
Самой важной семейной традицией считается первая стрижка мальчика, которую проводит шейх («биск»).
Езидская свадьба отличается богатством обычаев. Ранее невесту выбирали родители, преимущественно мать, а жених не имел права выбора. Сегодня молодые люди чаще выбирают партнёров самостоятельно.
Свадьбе предшествует сватовство. По старинному обычаю, в дом невесты приходят четверо представителей со стороны жениха (сам жених не участвует). Если родители девушки считают, что она ещё не готова к замужеству, они вежливо отказывают гостям.
Чтобы увидеть девушку, гости просят её принести воды. Один из них пьёт очень медленно, чтобы лучше её рассмотреть, а девушка должна стоять, ожидая возвращения посуды. Если невеста понравилась, обсуждается дата следующего визита. После получения согласия родители жениха дарят невесте ценный подарок — например, золотое кольцо, что знаменует начало подготовки к свадьбе.
Торжество начинается рано утром в доме жениха, куда приглашают музыкантов. Ближе к обеду все направляются в дом невесты, где их встречают праздничным столом во дворе. Гости со стороны жениха произносят поздравления, дарят подарки на специальных круглых подносах (сэни), украшенных заранее. Подарков должно быть не менее пяти, среди них обязательно — свадебное платье, красная шаль, сладости и другие дары. Родные невесты также дарят подарки гостям жениха.
Жених выкупает подушку невесты. Если ему это удаётся, невесту выпускают из родного дома. При этом гости невесты несколько раз слегка ударяют жениха этой подушкой по голове, желая: «Быть вам вместе до старости». Затем все направляются к дому жениха под национальную музыку.
Для невесты проводятся обряды: она связывает на себе две шали — свою и подаренную гостями жениха. До конца праздника она остаётся с ними. Если у неё есть брат, он трижды наматывает на её талию ленту и развязывает узлы, символизирующие:
1. Благое дело;
2. Благой помысел;
3. Благое намерение.
Переступать порог дома мужа невеста может только во время исполнения танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем и конфетами.
В доме произносятся слова благословения, рассматриваются подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, надетое при обручении, и демонстрируют приданое, которое затем перевозят в дом жениха. Приданое готовится долго и включает всё необходимое для семейной жизни: одеяла, подушки, постельное бельё и прочее.
Жених встаёт на возвышение и кладёт на голову супруги яблоко — символ плодородия и благословения на продолжение рода. На плечи молодых кладут лаваш — знак будущего благополучия. Молодожёны вместе разбивают тарелку, ударяя по ней ногами одновременно. Если тарелку разбил жених — первенцем будет мальчик, если жена — девочка. После этого они собирают все осколки вместе.
Перед свадьбой юноши и девушки украшают дерево купюрами, конфетами и фруктами. Свидетель со стороны жениха потрясает его над молодыми — в знак счастливой семейной жизни. На протяжении всего праздника звучит музыка. Женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно присутствует тамада, ведущий обряды и торжество.
Езиды придерживаются строгих норм поведения. Девушка должна сохранять целомудрие до замужества.

Источник фото : travelask.ru
Музыкальные инструменты езидов: барабан «даф», зурна, дудук, майе, фик, блур.
Езидская музыка основана на самобытных мелодиях, характерных только для этого народа, с особыми приёмами понижения и повышения тональности. Особенно выделяются баллады, повествующие о подвигах героев. В культуре также присутствуют трудовые, бытовые и свадебные песни, отражающие мудрость и душевный склад народа.

Источник фото : travelask.ru
Национальными танцами езидов считаются: «сепи», «ой наре», «деле-деле», «яр хушти», «кочери», «тринги», «гованд».
Основной танец — «гованд» — один из древнейших езидских танцев.
Согласно одной из версий, его исполняют цепочкой: мужчины и женщины держатся за мизинцы. Движения однообразны — два шага вперёд и два на месте. У первого в цепочке в руках платок. Танец символизирует осторожное передвижение людей по земле после потопа, когда почва была болотистой и рыхлой. Бросок платка на землю означает остановку. Держание за мизинцы символизирует взаимопомощь: если один провалится, остальные не пострадают.
Согласно другой версии, танец «гованд» символизирует круговое движение солнца.

Источник фото : dzen.ru
В культуре езидов развито прикладное искусство. Женщины издавна занимаются ткачеством и пошивом одежды, изготавливают ковры, карпеты и украшения для костюмов. В закрытых фондах Государственного музея Грузии хранятся украшения езидских женщин, ковры, оружие, домашняя утварь и посуда — всё это составляет богатую коллекцию этнографического отдела музея.

Источник фото : stihi.ru
Традиционный костюм езидов (тараз) и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ.
Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду из двух фартуков (дейра), передник (шалэк) и безрукавку (элак). Зимой надевают бархатную куртку (колк), шерстяной пояс (бане пште) и конусообразный головной убор, обшитый серебряными монетами. Одежду украшают серебряными поясами (камарами).
Мужчины носили длинную бороду и заплетали волосы в косу.


Источник фото : ru.pinterest.com , total.kz
Основная деятельность езидов с древних времён — скотоводство, преимущественно разведение овец. Также они занимаются садоводством и земледелием. Среди современных представителей народа — служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной и технической интеллигенции, живущие и работающие в городах. Женщины издавна занимаются ткачеством, пошивом одежды, изготовлением ковров, карпетов и украшений.
Источник фото : travelask.ru
Езиды делятся на две группы — духовную и светскую. Представители разных групп не вступают в брак между собой. Например, человек из духовного сословия (факир, шейх или пир) не может жениться или выйти замуж за представителя светского сословия (мюрида).
Даже внутри духовного сословия действуют строгие правила: браки между факирами, шейхами и пирами запрещены.
Ранее большинство езидов жило в труднодоступных горных районах, защищённых от вторжений. Вокруг жилищ возводились высокие каменные ограждения. Езиды живут общинами, разделёнными на роды с названиями, унаследованными от исторических предков.

Источник фото : travelask.ru
Кулинарные традиции езидской кухни формировались на протяжении веков под влиянием соседних народов — турок, арабов, иранцев, грузин, армян. При этом кухня сохранила свою самобытность и обогатилась новыми продуктами и приёмами приготовления.
На состав блюд влияли природные условия и традиционный уклад жизни. Основу рациона составляли мучные и молочно-мясные продукты. Предпочтение отдавалось баранине, хотя также использовались говядина и мясо домашней птицы (кур, уток, гусей).
Одно из традиционных блюд — каурма. Его готовят из говядины или баранины: мясо нарезают, обжаривают на жиру, солят и закладывают в глиняные кувшины, заливая сверху бараньим жиром. После застывания кувшины хранят в прохладном месте или закапывают в землю. Каурму едят в холодном виде или используют для приготовления других блюд.
В езидской кухне широко распространены кисломолочные продукты. Из заквашенного топлёного молока готовят катык, который разбавляют водой для получения освежающего напитка. Из цельного молока делают различные виды сыра и творога. Творог получают двумя способами: либо из катыка, подвешивая его в мешочках для стекания сыворотки, либо путём добавления закваски в кипящее молоко. Из сливок готовят сметану, масло и сладости.
Традиционные супы и бульоны («сорбе», «авсир») получают названия по основному ингредиенту — рису, лапше, чечевице, овощам и т.д.
Езидская кухня богата сладостями из сдобного теста: каде, тотик и др., которые подают к чаю или кофе. В особых случаях — при рождении ребёнка или помолвке — готовят халву.
Праздничный хлеб клоч выпекают на Новый год (Сарсал). Это круглый или прямоугольный хлеб, в тесто которого обязательно кладут бусинку или монету. На следующий день, в четверг, глава семьи после молитвы разрезает клоч на равные части («хета джот»). Одну половину делят на 7 частей и приносят в дар божествам и святым.

Источник фото : dzen.ru
У езидов существуют пищевые запреты. Некоторые овощи — капуста, салат (хасс) и фасоль — считаются непригодными к употреблению. Рыба также запрещена из уважения к пророку Ионе. Мясо газели не едят, так как, согласно преданию, из этих животных состоял народ одного из пророков. Шейхи и их ученики не употребляют мясо петуха из уважения к павлину, символу одного из семи ангелов.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения