Источник фото : mil-lib.ru
Ительмены — один из древнейших народов Камчатки, предки которого поселились в этом регионе около 15 000 лет назад. Генетические, мифологические и обрядовые особенности сближают их с некоторыми народами Северной Америки. Бытовые и семейные обычаи ительменов отличаются самобытностью и отражают уникальную культуру этого народа.
Ительмены — коренное население Камчатки. В эпоху мезолита их предки вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и рыболовством. Истоки их культуры восходят к районам Восточной Монголии, откуда она впоследствии распространилась на значительную часть Восточной Сибири и Северо-Восточной Азии. Антропологические данные и наличие в ительменском языке древнего языкового субстрата подтверждают генетические связи ительменов с древними монголоидными популяциями. Помимо местных камчатских корней, у ительменов имеются и другие генетические компоненты.
С конца XVII века ительменов стали называть камчадалами.
Многие культурные особенности ительменов — например, одежда из птичьих шкур, техника плетения, особый тип нарт и собачьей упряжки, а также высокоразвитая культура собирательства — не характерны для соседних народов и указывают на влияние иной природно-географической среды. Эти черты сближают ительменов с народами Приамурья, Приморья и Северной Америки.
В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен — проживавшие между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин — между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин — между реками Немтик и Белоголовой; кулес — к северу от реки Белоголовой.
Источник фото : olgaveiga.ru
До прихода русских на Камчатку часть предков современных ительменов на севере вступила в контакт с оседлыми коряками, а на южной оконечности полуострова происходили взаимодействия с айнами — народом, традиционно населявшим Японские острова и в определённый период присутствовавшим также на Камчатке. В настоящее время айны считаются исчезнувшим народом на Камчатке.
Первые контакты с русскими относятся к 1697 году, когда казаки основали на полуострове Верхнекамчатский, Большерецкий и Нижнекамчатский остроги. В 1740-е годы началась христианизация ительменов, одновременно с созданием русскоязычных школ. В 30–40-е годы XVIII века на Камчатке насчитывалось около 100 камчадальских поселений. Число ясачных камчадалов — мужчин в возрасте от 15 до 50 лет — составляло около 2,5 тысячи, русских служилого сословия — около 250 человек, а с членами их семей, преимущественно смешанного происхождения, — около 500. Русские в значительной степени заимствовали у аборигенов элементы традиционного образа жизни и культуры.
Согласно переписи 1926–1927 годов, на Камчатке в 62 селениях проживало 868 ительменов, 3704 коренных жителя, записанных как камчадалы, и около 3500 русских.
Источник фото : www.culture.ru
Сегодня термином «камчадалы» обозначают русскоязычную группу смешанного ительмено-русского происхождения. В 2000 году постановлением Правительства РФ камчадалы получили статус коренного малочисленного народа.
В XVIII веке, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000 человек; современные исследователи полагают, что она могла достигать нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сто лет их число сократилось на 30 % из-за завезённых болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2020 года, численность ительменов в России составляет 2 596 человек. Большая часть из них — 1 910 человек — проживает на территории Камчатского края.
Южная граница расселения ительменов — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном побережье и река Ука — на восточном. На юге полуострова ительмены испытывали влияние айнов, на севере — коряков. Коряки также частично обитали в районах проживания ительменов.
Распределение ительменов по другим регионам России:
• Магаданская область — 541;
• Хабаровский край — 21;
• Краснодарский край — 13;
• Приморский край — 10;
• Московская область — 10.
Религиозные верования ительменов включали анимизм, шаманизм, фетишизм и тотемизм. Согласно их представлениям, земля плоская, а в её нижней части находится «подземное небо», где времена года противоположны земным. Единого бога не существовало; мир населяло множество духов — хозяев, покровителей, помощников, спутников и вредителей.
Источник фото : камлайф.рф
Главным героем мифов был Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, известный также у других северных народов и индейцев Северной Америки. Примечательно, что ительмены не почитали его как божество: в устных преданиях о нём рассказывали забавные и ироничные истории. Властителем подземного мира считался сын Кутха — Гаеч, а его «шпионами» в мире живых — ящерицы.
Ительмены верили, что каждый предмет и природное явление обладают собственным духом и жизнью. С особым уважением они относились ко всему, что могло принести удачу или причинить вред. В жилищах устанавливались идолы-хранители. Например, при строительстве дома напротив очага в землю вбивался кол, олицетворявший домашнего бога Асусунагча. К этому колу привязывали местную траву эхей, иногда намазывали его жиром и верили, что за это домашний дух обеспечит удачу на промысле.
Считалось также, что все живые существа — от человека до мухи — после смерти возрождаются в подземном мире, где живут лучше, чем на земле.
Сегодня большинство ительменов исповедуют христианство.
Основное название этноса — «ительмены», совпадающее с самоназванием (итəнмəн). Ранее, а в некоторых языках и сегодня, используется также название «камчадальский» (англ. Kamchadal).
Генетическая принадлежность ительменского языка точно не установлена. По одной гипотезе, это язык-изолят; по другой — он составляет отдельную ветвь чукотско-камчатской языковой семьи, противопоставленную ветви, включающей чукотский, корякский и керекский языки.
Ительмены живут на полуострове Камчатка и считаются его аборигенами; другие народы, населявшие или населяющие Камчатку (коряки и айны), пришли туда позднее. К началу XVIII века численность ительменов оценивалась в 12–15 тысяч человек; язык делился на три взаимопонятных диалекта: западный, восточный и южный. К началу XIX века в результате эпидемий численность ительменов сократилась до 1,5–2 тысяч человек. К началу XX века сохранился лишь один из трёх диалектов — западный.
Сегодня ительмены проживают преимущественно в двух посёлках Тигильского района — Ковран и Верхнее Хайрюзово; отдельные ительменские семьи живут в других населённых пунктах этого района.
По данным переписи 2020 года, ительменским языком владеют 532 человека. Современный ительменский язык (бывший западный диалект) делится на два взаимопонятных говора — южный и северный (седанкинский).
Учёные считают ительменов наследниками тарьинской культуры неолита Камчатки. Эта культура развивалась с V тысячелетия до н. э. до середины XVII века, практически не смешиваясь с другими культурами Северо-Востока и сохраняя свои характерные черты.
Традиционная одежда ительменов — как мужская, так и женская — включала глухую меховую рубаху-кухлянку с капюшоном и нагрудником, меховые штаны и высокие сапоги — торбаса. Зимой кухлянки и штаны носили в два слоя: нижние — мехом внутрь, на голое тело, верхние — мехом наружу. Такое снаряжение надёжно защищало от мороза. Другой вид ительменской шубы — камлейка — имел аналогичный покрой, но был длинным, почти до пят. Под верхнюю одежду женщины надевали комбинезон — хоньбы. Праздничной одеждой для обоих полов служила короткая меховая парка.
Источник фото : dzen.ru
Около 400 лет назад ительмены-мужчины носили шапки из птичьих перьев и берестяные умбракулы с завязками на затылке — по поверьям, они обладали магическими свойствами и обеспечивали связь с высшими силами. Также использовались деревянные шляпы, заимствованные у алеутов. В XIX веке основным головным убором стал меховой капор.
У ительменских женщин традиционно не было отдельных головных уборов. Зимой они пользовались капюшоном кухлянки, а в тёплое время года прическа служила естественной защитой. До XVIII века у ительменок было принято заплетать волосы в множество мелких косичек, концы которых собирали в одну или две крупные косы. Для придания объёма женщины носили парики из травы и вплетали в косы чужие волосы.

Источник фото : dzen.ru
Этнограф С. П. Крашенинников, побывавший на Камчатке, отмечал: «…в косы вплетались вообще всякие волосы в таком количестве, какое только удавалось раздобыть; головы таких женщин походили на большую каминную кисть».
Некоторые умудрялись сооружать из своих и чужих волос настоящие головные уборы. При этом женщины тщательно ухаживали за причёской: волосы до блеска смазывали рыбьим или тюленьим жиром, а выбивающиеся пряди приматывали нитками.
К началу XIX века эта мода сошла на нет. Ительменки стали носить платки и кокошники, заплетая одну или две косы. Однако во время народных праздников традицию с удовольствием возрождают — плетут косички и венки.
Одежду и обувь шили костяными иглами из шкур оленей, собак, морских животных, птиц и рыбьей кожи. Нитки изготавливали из жил, шерсти и растительных материалов, например крапивы. Обработкой материалов и шитьём занимались исключительно женщины. Кожу и замшу коптили в дыму около недели, затем мочили и парили, «чтоб шерсть отопрела». Для окраски использовали ольховую кору, бруснику и минеральные красители.
В наши дни у ительменов возрождается древнее искусство выделки рыбьей кожи — прочного, долговечного и водонепроницаемого материала.
Кожу благородных рыб (кижуча, кеты, кунжи, горбуши) отделяют от мяса, очищают от жира, стирают в мыльном растворе, сушат на ровной поверхности, затем разминают на специальных мялках и отбивают деревянными колотушками до полной мягкости. Из такой кожи можно сшить обувь, верхнюю одежду или головной убор.
«Берингия» — относительно молодое, но уже ставшее традиционным событие. Ежегодная гонка на собачьих упряжках на Камчатке проводится с 1990 года.

Источник фото : kamchatkaland.ru
Идея проведения таких гонок принадлежит журналу «Северные просторы». Первая гонка состоялась в апреле 1990 года благодаря финансовой и информационной поддержке Всесоюзного Фонда Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Протяжённость трассы составила 260 км, в ней участвовало 8 упряжек с выносливыми и красивыми собаками.
Каждый год гонка развивалась: в 1991 году её протяжённость достигла 1980 км, а в 1992 году — более 2000 км. Последние были занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые протяжённые в мире.

Источник фото : rtraveler.ru
У ительменов существовал особый обычай, связанный с установлением дружбы. Отношение к дружбе было очень серьёзным: предложение дружбы подразумевало взаимную помощь и поддержку. Союз закреплялся следующим образом: человек приглашал будущего друга к себе домой, предварительно сильно натопив жилище и приготовив большое количество еды. Из-за раскалённых камней в очаге в доме становилось настолько жарко, что оба участника обряда раздевались. Гостю предлагалось съесть всё приготовленное, а хозяин тем временем лил холодную воду на камни, усиливая жар. Если гость выдерживал испытание, дружба считалась заключённой. В противном случае он получал от хозяина поношенную одежду и слабых собак, а сам оставлял свои вещи. Через некоторое время ритуал повторялся в доме гостя. Если оба выдерживали испытания, они становились настоящими друзьями.
Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и сегодня. Название означает завершение хозяйственных работ и заготовки рыбы, растений и ягод на зиму. Праздник очищения длится несколько дней; в это время ительмены благодарят природу за её дары и просят прощения за ущерб, нанесённый человеком: охотой, рыбалкой и собирательством.
Источник фото : multiurok.ru
Раньше праздник начинался с очищения жилища: старики и женщины обходили дом с пучками травы тоншич, приговаривая «Алхалалалай». Затем лестницу в зимнем жилище заменяли необработанным берёзовым стволом, который вносили через дымовое отверстие в крыше. Из дома выносили всю собачью упряжь и предметы, связанные с ездой на собаках, и также очищали их. Обряд завершался тем, что все жильцы проходили через кольцо из берёзовых веток и бросали пучки травы в костёр.

Источник фото : mirtesen.ru
Сегодня «Алхалалалай» включён в национальный календарь событий, рекомендованный Министерством культуры РФ для туристов. Праздник отмечают широко: проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд и танцевальный марафон, в котором участники пляшут на полусогнутых ногах без перерыва в течение нескольких часов. Погода не мешает празднованию. Обряд очищения также сохраняется — с использованием берёзовых веток и огня.
Источник фото : www.culture.ru
К моменту прихода русских на Камчатку в обществе ительменов доминировала патриархальная структура, однако сохранялись пережитки матриархата. Женщин уважали и почитали.
Существовал обычай, при котором жених на время переселялся в дом невесты и выполнял там различные работы. Во время этого периода женщины из окружения невесты могли испытывать его стойкость. Если жених успешно проходил испытание, невеста произносила «ни-ни», и брак считался заключённым.
Если мужчина решал взять вторую жену, он спрашивал разрешения у первой. Если женщины находили общий язык, они жили вместе. В противном случае муж поочерёдно проживал в домах обеих жён. Развод не считался постыдным.
Основным занятием ительменов было речное рыболовство, особенно лов лососёвых пород. Промысел длился с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами и ловушками. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу из икры первого улова, сплетённую с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом улове в новом сезоне.

Источник фото : kulturologia.ru
Морской промысел был развит слабее: ловили мойву, корюшку, зимой — навагу.
Однако морскому богу Митгу, хозяину моря, молились особенно усердно, веря, что его благосклонность обеспечит хороший улов. Охотились также на ластоногих — тюленей и морских котиков. Китов добывали стрелами с ядовитыми наконечниками. В пищу употребляли мясо и жир; шкуры шли на обувь, из костей и бивней изготавливали клинки, наконечники стрел и иглы. Зимой охотились на суше: добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей.
До контактов с русскими пушнина не имела высокой товарной ценности и использовалась для пошива одежды и ритуальных целей. Из оленьих шкур шили тёплые шубы, штаны, зимнюю обувь, покрывали нарты и лыжи. Медведь считался священным животным: после его убийства проводился медвежий праздник с подношениями хозяину леса — обычай, распространённый среди северных народов. Охотились с собаками, которых особенно ценили: хорошо кормили, тренировали и использовали как ездовых.
Ительмены также занимались вышивкой. Орнаменты передавались по наследству и несли символическую информацию: например, о том, что в семье были охотники или охотники на морского зверя. Украшения на одежде, особенно на спине, должны были быть многочисленными: считалось, что они защищают человека, поскольку «на спине нет глаз».
Источник фото : adverdesign.ru
Ительмены селились родовыми общинами (остожками) численностью от 15 до 100 человек. Во главе общины стоял старейшина; в его жилище проходили собрания и обсуждались важные вопросы. Социального неравенства не существовало: авторитет старейшины основывался на уважении к его мнению.
Источник фото : www.liveinternet.ru
Зимой вся община жила в одном общем доме — полуземлянке, выкопанной на глубину 1,5 метра и покрытой округлым навесом с крышей из дерна и снега. Такое жилище называли юртой. Вдоль стен располагались спальные места — нары или циновки на полу. В дальнем углу стоял деревянный идол — хранитель рода. В центре разводили очаг; дым выходил через отверстие в верхней части стены, через которое мужчины спускались внутрь. Для женщин и детей был устроен отдельный боковой вход.
Летом ительмены селились в шалашах на четырёх шестах высотой до 4 метров с конической крышей. Издалека такие поселения напоминали города с башнями.
Пришедшие казаки называли эти жилища балаганами. Пространство между шестами использовалось для сушки и вяления рыбы. Рядом строили простые наземные сооружения для чистки рыбы.
Основой национальной кухни ительменов была рыба. Её коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскалённых камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.
Источник фото : dzen.ru
Главным продуктом всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Аналогично заготавливали и икру. В рацион также входили клубни дикой лилии (сараны): их толкли, смешивали с ягодами и из полученной муки пекли лепёшки. На праздники готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски — «сылк-сылк») из измельчённой рыбы, ягод и растопленного жира нерпы.

Источник фото : www.liveinternet.ru
В быту широко использовали деревянную и берестяную посуду, а также утварь из травы. Пищу варили в деревянных корытах, заливая водой рыбу или мясо и добавляя раскалённые камни.
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения