1879
Кабардинцы

Источник фото : cbsnmr.ru

Название народа, принятое в русском языке - кабардинцы. Для мужчины - кабардинец, для женщины - кабардинка.

Самоназвание кабардинцев – адыгэ, адыгэхэр. Это самоназвание также используется адыгейцами и черкесами. В европейских источниках Раннего Средневековья адыги были известны под названием зихи, а в X–XI веках все население Северо-Западного Кавказа обозначалось названием касоги. Затем за адыгами закрепляется экзоэтноним «черкес», имеющий также ранние варианты «джаркас», «серкесут», а  далее «черкас». Земли адыгов в источниках часто называются Черкесией.

История

Предки кабардинцев издавна проживали на территории Северо-Западного Кавказа В XIII в. во время нашествия монголо-татар на Северный Кавказ, аланы проживавшие на центральном Кавказе были оттеснены в горы. С этого момента начинается заселение этих территорий, результатом которого стало образование Кабарды как самостоятельного политического субъекта и формирование отдельной кабардинской народности.

В 1557 году правитель Кабарды Темрюк Идарович обратился к Ивану IV с просьбой принять его под покровительство Москвы. Окончательно территория Кабарды вошла в состав Российской империи в 1774 году. 

kabardincy-1.jpgl2ytvx.jpg

Источник фото : severniykavkaz.ru , rg.ru

Политическое устройство кабардинцев в Новое время включало институт выборного князя (уалия), избранного советом знати. Сохранялись и народные собрания – хасэ. 

В 1921 году была создана Кабардинская Автономная область в составе РСФСР, впоследствии объединённая с Балкарией в единую административную единицу. В 1936 году статус области повысили до уровня автономной республики. Период с 1944 по 1957 годы ознаменовался временным существованием Кабардинской АССР вследствие незаконной депортации балкарского населения. После возвращения репрессированных народов в 1957 году автономия вновь стала именоваться Кабардино-Балкарской АССР. Впоследствии, в январе 1991 года, было принято решение о образовании Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики, а в марте 1992 года наименование сменилось на Кабардино-Балкарскую Республику.  

Территориальное расположение и численность

Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. кабардинцами назвали себя более 523 тысячи человек. Большая часть кабардинцев, 502 615 человек, проживают в Кабардино-Балкарской Республике. 
Помимо Кабардино-Балкарской Республики кабардинцы представлены также в Ставропольском крае (более 7 тыс. человек), где проживают в основном в районах, примыкающих к Кабардино-Балкарии - Кировском и Курском районах; в Республике Северная Осетия-Алания проживает более 2 тыс. кабардинцев – в основном в Моздокском районе; более 2 тыс. кабардинцев проживают в Москве.

Язык

Кабардино-черкесский язык (верхнеадыгский, восточно-черкесский) относится к адыгским языкам, которые наряду с адыгейским, убыхским, абазинским и абхазским языками входят в абхазо-адыгскую (западнокавказскую) группу кавказских языков. 

Самоназвание кабардино-черкесского языка – адыгэбзэ.  Кабардино-черкесский язык имеет четыре основных диалекта: диалект Большой Кабарды, моздокский диалект, бесленеевский диалект и диалект кабардинцев, проживающих в восточных районах Республики Адыгея, – кубанский диалект. Литературная норма письменного кабардино-черкесского языка основывается на диалекте Большой Кабарды.

Письменность на кабардино-черкесском языке была создана уже после утверждения Советской власти – первоначально на базе арабского алфавита в 1920 году, затем в 1924 году был введён алфавит на латинской графической основе, и с 1936 года используется алфавит на кириллической основе. Современный алфавит состоит из 59 букв, многие специфические звуки передаются сочетаниями из двух и трех знаков (диграфами и триграфами), например, К к, Ку ку, КӀ кӀ, Кӏу кӀу, Къ къ, Къу къу, Кхъ кхъ, Кхъу кхъу.

Традиционная и современная культура

Традиционная одежда

Традиционный мужской костюм составляли бешмет, а позднее кавказская рубаха, черкеска (цей) с наборным поясом из серебра и кинжалом, папаха (конусообразная на рубеже XIX и XX веков, с первой трети XX века – расширяющаяся кверху). Обувь – сафьяновые чувяки с ноговицами, в которые заправляли штаны; верхняя одежда – бурка, овчинная шуба. Сверху надевали и башлык – специальный отдельный капюшон, также выполнявший роль шарфа. Женщины носили шаровары (гуэншэдж), туникообразную рубаху (джанэ), сверху – длинное до пят распашное платье (босцей), серебряные и золотые пояса (бгырыпх) и нагрудники (чику), наплечники (даматетл), расшитую золотом шапочку (дышапыа). На ноги надевали сафьяновые чувяки. Так как красивой считалась тонкая талия и плоская грудь, знатные девушки носили корсет (коншыба). В первой половине XX века традиционная одежда стала вытесняться товарами легкой промышленности. Практически до конца прошлого столетия отдельные элементы традиционного костюма могли сочетать с элементами современного городского костюма и обуви. Сейчас традиционный костюм чаще всего используется как праздничный.

1660864479_43-mykaleidoscope-ru-p-adigeiskie-natsionalnie-kostyumi-devushka-45.jpg7dbd9e2b247befc446d48239c314397f0a87jx.jpgee0f7a868479f95ff15ef5a0efeb832e.jpg

Источник фото : viktor-dnk.ru , le-kole.ru , www.riakchr.ru

Духовная культура

Фольклор кабардинцев представлен разнообразным жанровым спектром: мифы и легенды, эпические сказания, сказки, песни, причитания, пословицы, загадки, скороговорки и многое другое. Самым популярным и любимым эпическим произведением были сказания о нартах, которые образуют несколько больших циклов, в каждом из которых порою объединяются до девяти-десяти и более сюжетов. Одним из важных, а возможно и решающих, факторов сохранения и естественного свободного функционирования традиционных видов этнической культуры было творчество джегуакIуэ – профессиональных носителей различных областей народной культуры, включая систему традиционных представлений, общественной и семейной обрядности, музыкального и хореографического искусства, устного поэтического творчества. Одним из древнейших фольклорных жанров считаются специальные обрядовые благопожелания – хъуэхъу, в которых в зависимости от обрядовой ситуации и адресата подобного благопожелания могли сочетаться восхваления и величания с ритуальным высмеиванием каких-то недостатков. Песенный фольклор до середины XIX века был представлен в основном героико-историческими песнями, а также любовной и аллегорической лирикой. Особо выделяют группу песен балладного типа, в которых важную функцию несут сюжет и выраженный конфликт между главным героем и его противником и для которых характерна трагическая или драматическая концовка.  
Среди знати и зажиточных слоев крестьянства были распространены традиции воспитания детей вне родного дома (аталычество). Ребенка еще во младенчестве передавали в другую известную семью или крепкий род статусом чуть ниже, где ребенок воспитывался до совершеннолетия. После достижения положенного срока воспитанника привозили в родной дом с большим количеством подарков. В свою очередь семья родителей передавала в дар воспитателям богатые дары. С этого момента считалось, что обе семьи породнились. Эта традиция позволяла выстраивать прочные вертикальные связи, улучшать свой статус и положение, а также упрочнять свою власть. 

Заслуживает внимания традиционный этикет, регулирующий ухаживание за девушкой молодыми людьми, желающими вступить с ней в брак. В доме, в котором жила девушка на выданье, ей выделялась отдельная комната, в которой она могла принимать гостей. Считалось недопустимым, чтобы молодой человек приходил один, также в это время в этой комнате обязательно должен был находится кто-то из младших родственников девушки. Таким образом, с одной стороны, молодые люди могли общаться более свободно, чем в присутствии старших, но в тоже время были ограничены строгими правилами приличий. А присутствие в комнате свидетелей ограждало репутацию девушки от каких-либо сплетен и слухов. Во время таких встреч было принято вести беседы нацеленные на выяснение остроумия, чувства юмора и других человеческих качеств и потенциальных женихов, и самой девушки. Юношам, проявившим грубость или глупость, не умеющим вести беседу, быстро давали понять, что им лучше уйти. Но если грубость, невоспитанность и глупость проявляла девушка-хозяйка, то такой дом довольно быстро молодые люди начинали обходить стороной.

Продолжительность подобных встреч также ограничивалась еще одним важным правилом: если к девушке в гости приходил новый молодой человек со своим другом, то пришедшие раньше должны были тут же встать, попрощаться с хозяйкой и уйти, уступая место другим без конфликтов и ссор. 

До сих пор у кабардинцев, как и у других адыгов, особое значение придается соблюдению правил адыгэ хабзэ - традиционной адыгской этики. Оформленный вокруг дворянского кодекса – оркъ хабзэ – адыгэ хабзэ носила регуляторную функцию практически во всех сферах жизни: от обрядов жизненного цикла, поведения на общественных мероприятиях, в дороге и в селении, заканчивая игрищами и танцами. Хабзэ жестко регламентировал почтительное и уважительное отношение к страшим, женщинам, гостям и детям. Основой же адыгэ хабзэ являются понятия о чести и достоинстве, как собственных, так в такой же степени любого другого человека.

Народные и фольклорные праздники

Адыгские празднества включали в себя как обязательные элементы множество спортивных игр и состязаний, которые становились волнующим зрелищем. Особенно популярными были такие игры, как шурылъэс (конный-и-пеший), шыгъажэ (скачки), шыгъэджэгу (джигитовки), шыкъэгъафэ (конные пляски), нэщанэеуэ (стрельба по цели), кхъуейплъыжь к1эрыщ1э (подвязывание копченого сыра к перекладине), зэбэн (борьба) и др. В качестве призов разыгрывались изделия самых искусных девушек-рукодельниц: шелковые плетеные шнуры и сафьяновые чехлы для пистолетов, вышитые золотом кисеты, башлыки, носовые платки.

Каждое значительное событие: свадьба, поминки, возвращение воспитанника в родительский дом, а также различные календарные праздники сопровождались обрядовыми игрищами, носящими часто военный характер. Как и военно-спортивные упражнения, эти обрядовые игры являлись не только формой демонстрации военной подготовки, но и способствовали отработке в игровой форме техники и тактики боевых действий. В составе свадебных игрищ важное место занимала игра-сражение под названием шурылъэс, которое переводится как «конные-пешие». Она заключалась в игровом сражении между всадниками из свадебного кортежа и пешими жителями села, вооруженные длинными шестами. Другая игра под названием шузэбэн – «борьба всадников», представляла собой командное состязание. Всадники разделялись на два отряда, и по сигналу между ними начиналась схватка. Все стремились выбить своих противников из седла. Побеждала та сторона, которая вышибала из седла большее число всадников. Многие коллективные игры-состязания были связаны с календарными обрядами. К числу таких относилась игра «Диор». Она состояла в том, что жители (мужчины) аулов разделялись на две партии: верховую и низовую. Каждый имел в руках по длинному шесту, наверху которого прикрепленная корзина набивалась сухим сеном или соломой.

Вооруженные партии зажигали свои корзины и с этими факелами нападали одна сторона на другую, крича изо всей силы: «Диора, диора». Противоборствующие партии захватывали пленников, которых по окончании игры обменивали, а оставшихся выкупали. Подобные комплексы разнообразных военно-спортивных игр и упражнений занимали большое место в повседневной и обрядовой жизни и способствовали развитию физической силы, ловкости, смелости и других, необходимых для мужчины-воина качеств.

Быт

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев включали пахотное земледелие и отгонное животноводство. До середины XIX века основной земледельческой культурой было просо (ху); выращенный ячмень (хьэ) шёл преимущественно на корм лошадям. С конца XVIII века распространение получила кукуруза (натрыф). На равнинах и предгорьях применялась переложно-залежная система земледелия. Наличие обширных равнин в Кабарде позволяло обрабатывать значительные площади земли. Для сохранения плодородности земли кабардинцы использовали севооборот – в первый год сеяли просо, затем – на второй год – кукурузу, на третий год – пшеницу, на четвёртый – ячмень и овёс. На равнине землю вспахивали тяжёлым плугом с железным лемехом и резаком (пхъэIэще, пхъэIаш), малым плугом типа рала работали в горных районах, где также часто пользовались мотыгой (фIанэ, шIуанэ).   
Снимок_экрана_2018-02-28_в_11.40.14.jpg

Источник фото : circassia-nagaplev.ru

Животноводство обеспечивало население продуктами питания, сырьём для ремесленного производства, тягловой силой. Животноводство было отгонным – летом крупный и мелкий рогатый скот, и овцы паслись в горах, зимой – на равнинах; таким образом, рациональное использование природных ресурсов и климатические условия позволяли содержать скот на подножном корму 9-10 месяцев. 

Частью не только хозяйственной, но и военной традиции адыгов являлось коневодство. Лошади лучших пород культивировались аристократическими родами Кабарды. Сами адыги называли свои породы лошадей адыгэш (адыгская лошадь). Высказывались предположения о влиянии восточных пород лошадей – арабской, персидской, монгольской – на селекцию кабардинской лошади. Помимо физических качеств, кабардинские лошади отличались ярко выраженным боевым темпераментом.  Наиболее известными породами лошадей считаются «шоолох», «бечкан», «трам» и т.д. Названия этих пород связаны с фамилиями конозаводчиков, которые вывели приведенные выше породы.

Мужскими народными промыслами и ремёслами считались кузнечество, изготовление оружия, орудий труда и украшений. Женщины в основном занимались производством тканей, валянием войлока, плетением и вышиванием золотом. Декоративное шитье золотыми и серебряными нитями было очень распространенно среди кабардинок. Кабардинские узоры в рукоделии представляют собой стилизованные образы животных и растений, часто встречаются орнаменты в форме рогообразных завитков. Первые упоминания золотошвейного ремесла у кабардинцев относятся к XIII в. Саму же вышивку можно разделить на две большие группы: золотое шитье для украшения мужского снаряжения, оружия и конской упряжи; золотое шитье для украшения женского костюма – платьев, шапочек, домашней мягкой утвари.

Жилище

До середины XIX века поселения кабардинцев (къуажэ) имели кучевую планировку – селения ставили близко друг к другу кругом или квадратом, а оставшаяся внутри площадь использовалась как общий скотный двор. Дома узденей и князей располагались вне села. Позже стала преобладать линейная застройка вдоль улиц. Селения повсеместно располагались рядом с реками.

скотоводство.jpgКабардинское селение XIX век.jpg

Источник фото : humus.livejournal.com , народы74.рф

Обычные жилые постройки (унэ) традиционно сооружались из плетня, обмазанного глиной, и имели прямоугольную форму с двускатной либо четырёхскатной соломенной крышей. Во второй половине XIX столетия стали распространяться саманные и каменные здания с крышами из железа и черепицы. Внутреннее пространство традиционного жилища состояло из отдельных комнат с индивидуальными входами. Для отопления применялся очаг с дымарём у входа. У очага же висел молитвенный коврик намазлык. За очагом помещалась жанта –часть дома с хозяйской кроватью. Заднюю стену дома занимали полки с парадной посудой. 

Для совершеннолетних детей строили отдельные помещения – лагуна для сына или пщащагуна для дочери. У представителей знати и обеспеченных слоёв населения кроме основного жилища возводились гостевые дома кунацкие (хьакIэщ), предназначенные для приема гостей. Особенностью кунацкой являлась возможность посещения ее без разрешения хозяина дома. Гость мог привязать своего коня к коновязи, стоящей рядом с кунацкой и пройти внутрь. Считалось, что гостя необходимо встретить заранее и провести в гостевой дом

Кухня

Традиционная пища – густая просяная или кукурузная каша (пIастэ), которая выполняла и роль хлеба – считалось, что именно к каше подаются остальные блюда, а не наоборот. Вместе с пIастэ часто подавался соус щипс. Щипс как и пIастэ является общеадыгским блюдом, которое готовят как кабардинцы, так и черкесы, и адыгейцы. Он готовится на основе мясного бульона, муки и красного перца. В кабардинский щипс также добавляется сметана. Употреблялись вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны (лэпс), кислое молоко, творог. Важную роль играет сыр из соленого творога, который часто коптили. После копчения такой сыр мог храниться очень долго. Козлятина считалась целебным мясом, но имела свои традиции употребления: так, козлятину не подавали гостям и не использовали при приготовлении поминальных блюд. Для заготовки мяса впрок его сушили, вялили, коптили. Праздничным напитком считалась махсыма – слабоалкогольный напиток из просяной или кукурузной муки. Другим важным элементом праздничной кухни являлись печенья из рассыпчатого теста на топленном масле, муке и мёде или же сахаре – къурамбый. В кухне адыгов почти не представлен овёс, полностью отсутствуют грибы. Несмотря на широкий ассортимент блюд на праздничном застолье, основным считался принцип минимального насыщения, согласно которому воспитанный человек должен вставать из-за стола с легким чувством голода. Считалось, что наедаться и тем более переедать – это признаки недостойного поведения и неумения следить за собой.

лягур.jpgГедлибже.jpg

Источник фото : cake-boutique.ru , народы74.рф

 

Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения