В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.
По данным переписи населения 2020 года казаков на территории Российской Федерации проживает около 50 490 чел.
Представители данной народности проживают во всех областях на территории России, но больше всего в крупных городах нашей Родины:
Г. Москва – 1 229 чел.;
Московская область — 954 чел.;
Санкт-Петербург – 420 чел.
Вне зависимости от национальности казаков (а состав этой общности весьма разнороден), в большинстве своем они исповедуют православие. Первые упоминания о строительстве храмов в казачьих станицах появляются в XVI веке.
Большую часть терского казачества составляли православные христиане. Наиболее значительными религиозными праздниками у казаков были Рождество Христово, Пасха и престольные праздники. В аграрно-календарных праздниках (Святки, Масленица) отразились следы дохристианских верований.
Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.
Православные обряды казаки проводили либо в специально выбранной для этого избе, либо в чистом поле. Никакой церковной иерархии не было, богослужения проводил уважаемый всеми член общины, выбранный на свободных началах.
Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени.
Праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
• Пасха (прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг);
• Рождество (по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег, все средства шли в церковь);
• Троица;
• Иван Купала;
• Масленица (устраивались кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками).
Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания. Казаки — очень музыкальный народ. Маленьких детей обучали музыке в местных школах. В сочинение песен казаки вкладывали свою душу. Петь любили все, редкая посиделка заканчивалась без песен. В них в основном воспевали дружбу, любовь, свободу, воинские победы. Очень много песен было посвящено природе, особенно Дону. Тексты песен бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколения. Современные казаки с удовольствием поют до сих пор. Песни были и походные, и веселые, и даже похоронные.
Вот список самых известных казачьих песен, дошедших до нас:
• «Любо, братцы, любо»;
• «Донцы - молодцы»;
• «За лесом солнце воссияло»;
• «По Дону гуляет казак молодой».
Нельзя не упомянуть про казачьи танцы. Их пляс отличался своей энергичностью, бодростью, веселой музыкой. Красивый и яркий костюм для танца — обязательный атрибут любого выступления.
Один из самых известных танцев — казачок. Начинается он медленно, с движениями справится любой новичок. Но темп постепенно нарастает, танцоры двигаются так быстро, что даже наблюдать за ними сложно, к концу танца сбивается дыхание и у зрителей. Танец напоминает гопак (еще один танец у казаков), но все-таки он проще, там нет стольких акробатических этюдов. Казачок — скорее лирический танец.
Танец стал настолько популярным, что в XVII веке его ставили даже известные театральные труппы, правда, на свой манер. Кто-то как балет, кто-то как кадриль.
Танец казачок популярен до сих пор. Казачок танцуют не только парни, но и казачьи девушки. Женский танец отличается от мужского, каждая казачка танцует его по-своему:
• Незамужние казачки — скромно, опуская глаза в пол;
• Замужние — никого не стесняются, лихо пускаются в пляс, громко подпевая сами себе.
Также среди казаков очень популярны танец с саблями и казачья лезгинка.
Традиционные наряды казаков в очередной раз подчеркивают то, как представители казачества отличаются от населения всей остальной России.
Мужчины носили широкие шаровары с рубашкой. Но не подпоясывали ее, как было принято у русских, а заправляли в брюки. Многие историки отмечали, что казачья рубаха очень напоминает кафтан скифов. Полевая одежда была максимально простой, темных оттенков, ее не жалко было пачкать во время тяжелой работы. На ноги казаки надевали мягкие высокие сапоги. Дизайн верхней одежды они позаимствовали у кавказских народов.
Мужчины носили серьги в ушах:
• Если было проколото оба уха, это значило, что у парня нет ни братьев, ни сестер;
• Левое — что мужчина единственный сын в семье;
• Правое — что он самый младший.
Обязательным считался головной убор — меховая шапка в виде цилиндра. Зимняя одежда была теплой, богатой — носили шубы из меха диких зверей.
Женщины-казачки чаще всего одевались не в платья, как русские, а в юбку с кофтой. Конечно, платья тоже были — они назывались кубелеки и славились красивой вышивкой.
В разных регионах головные уборы казачек выглядели по-своему. Девушкам, которые еще не вышли замуж, позволяли ходить без него и с одной косой. Замужним приходилось укладывать косы в пучок на затылке и надевать специальную шапочку — шлычку. Летом поверх нее надевали легкие платки. Казачки очень любили яркие, массивные украшения, особенно ожерелья. Но надевали их редко, в основном по праздникам. Обувь у женщин была удобная, мягкая, ярких цветов. Преимущественно сапоги с высоким голенищем.
В XIX веке к традиционной казачьей одежде добавилась форменная. Туда вошли:
Китель;
Пальто;
Черкеска (русское название кафтана);
Башлык (длинный капюшон на завязках);
Фуражка.
На шароварах обязательно были лампасы, цвет которых указывал на то, к какому войску относится казак. Лампасы носили и в мирное время.
Казаки очень чтят свою форму. Она считается семейной реликвией. Фуражку всегда кладут на самое видное место в доме.
Все казаки обладали исключительными навыками рукопашного боя и зачастую пользовались только кулаками. Однако нельзя и представить казака без его оружия, с которым он не расставался практически никогда. Казак трепетно относился к своему оружию, как к близкому и родному человеку.
Изначально главным оружием в казачестве была сабля, но вскоре ее сменила шашка — она отличалась менее изогнутым клинком.
Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.
А вот нагайку, в отличие от кинжала, имели право носить не все казаки. Эта короткая и толстая плеть считалась символом власти. Ее редко использовали как оружие, она скорее служила для наказаний и устрашений.
Первые казаки в основном жили за счёт охоты, рыбалки, сбора ягод и грибов. Сельским хозяйством они не занимались. Одежду, обувь, оружие казаки получали путём разорения близлежащих сел. Также они нападали на торговые суда, которые оказывались в водах Дона и Волги. Позже казаки стали совершать набеги и на корабли в Чёрном, Каспийском и Азовском морях.
Со временем в казачьих поселениях стало развиваться животноводство. Стали разводить коней, овец, на Урале — верблюдов. Вблизи крупных рек также занималось рыболовством.
В XIV веке казаки освоили и земледелие.
Все дела, связанные с управлением, образом жизни казаков, войнами и бюджетом, решались Народным собранием, казачьим сходом и Сечевым советом. Казаки были категорически против деления своего народа на сословия и всячески препятствовали этому.
Однако иногда казачьи земли оказывались под властью правителей соседних территорий, которые разделяли казаков, пытаясь привлечь к себе самых влиятельных людей. С их лёгкой руки произошло выделение нескольких групп казаков:
Дворян;
Беев;
Шляхт.
Им доставались многочисленные привилегии, тогда как обычные представители казачества всячески ограничивались, их права ущемляли.
Все это привело к возникновению у казаков трёх сословий:
Свободные землепашцы (туда входило большинство населения);
Дворяне и чиновники;
Торговцы и купцы.
Также отдельно выделяли и представителей церкви, но со временем среди них не осталось казаков, их заменили приезжие из других регионов духовные служители.
Изначально главой казачьих поселений был атаман, которого избирали на войсковом совете казаков. Таким же путём назначались и старшины (должностные лица).
Если несколько станиц решали объединиться в полки, то их предводителем назначался полковник.
Однако после того, как казачество превратилось в неотъемлемую часть России, главу поселений стали назначать российские правители.
Первые казаки жили в самых примитивных жилищах — землянках.
Но с годами казаки научились строить дома на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовленного из глины с примесью соломы. Саманную хату тоже обмазывали глиной снаружи и изнутри, но не таким толстым слоем. После просыхания белили.
Интерьеры не представляли ничего особого – лавка, стол, кровать в хозяйской спальне, скромная деревянная посуда на кухне. Обязательно делали божницу.
Первые казаки — свободные воины, бродяги, живущие налетами, и разбойники, в корне отвергали саму идею семейной жизни и жили исключительно мужским коллективом. Казачество расширялось за счёт того, что к нему присоединялись новые беглые крестьяне.
Позже, совершая налёты на села, казаки стали забирать с собой местных женщин. Но и тогда речь не шла о семье. Несчастных девушек насиловали, а детей завязывали в мешки и топили в воде (сначала всех, потом было решено оставлять мальчиков). Женщины в поселениях не значили абсолютно ничего. И даже когда в казачестве стали появляться семьи, и когда воспитывали и любили всех детей, независимо от пола, казак считался хозяином своей спутницы и даже мог продать ее кому-нибудь другому.
Женщины полностью занимались домом, хозяйством, воспитанием детей. Однако со временем они освоили и езду на лошадях, и обращение с саблями. Историки тех лет описывают казачек как веселых, никогда не унывающих, сильных женщин. И очень храбрых.
Среди казачек были широко распространены ткачество, вязание кружев, вышивка. Почти все жители станиц и селений занимались декоративно-прикладным искусством. Изготовляли главным образам конопляный холст (посконь), из которого шили рубахи, бытовую, не фирменную одежду.
Рушники - традиционные элементы убранства кубанского жилища. Ими украшали иконы, зеркала, деревянные рамы, семейные фотографии. Рушники декорировали по краям кружевами, искусной вышивкой, изображавшие растения, птиц, геометрические фигуры, цветы. Вышивками и кружевами украшали также скатерти, подзоры для кровати, прошвы и наволочки. К этому занятию приучали девочек с 7-9 лет. К совершеннолетию они успевали приготовить для себя приданное.
В хозяйстве широко использовалась глиняная посуда. Это махотки, глэчики для молока, большие макитры для приготовления и хранения хлеба, миски, кувшины для вина.
Основой питания казачьей семьи был хлеб. Продукты животноводства, овощеводства, рыболовства, играли существенную роль. Широко были распространены бахчевые культуры: тыква, арбуз, дыня. На Кубани ели больше мяса, чем в других регионах России. Так же был любимые: кубанский борщ, вареники с картошкой и др.
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а еще больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причем у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало еще разнообразнее — в нее вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
• Чай;
• Кофе — влияние турок;
• Кисель;
• Взвар (компот из сухофруктов);
• Ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причем они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солеными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — еще одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.