Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
Кайтагцы — народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает кайтагцев субэтносом даргинцев, другие — самостоятельным этносом.
Наиболее ранние сведения о кайтагцах встречаются в арабских источниках IX века. В XIV веке кайтагцы подверглись исламизации. В XIV — середине XIX вв. входили в крупное политическое образование — Кайтагское уцмийство. В XVIII веке экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к XIX веку оно значительно ослабло в результате нашествия в 1742 Надир-шаха и длительных междоусобных войн с другими политическими объединениями.
Источник фото : dzen.ru
В 1813 по Гюлистанскому мирному договору кайтагцы вошли в состав России. В 60-х годах XIX века образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 кайтагцы вошли в состав Дагестанской АССР, а в 1991— в состав Республики Дагестан.
Кайтагцы живут в основном на территории Кайтагского района Республики Дагестан, часть — на равнине и в городах (Махачкала, Дербент, Избербаш и др.). В 1944 году часть кайтагцев была переселена в Чечню, откуда позднее переселилась на север Дагестана.
По данным переписи населения 2002 года в России жило менее ста кайтагцев, в 2010 году — 7, а по данным 2020 года — 37.

Источник фото : ru.ruwiki.ru
Большинство кайтагцев исповедует ислам суннитского направления.
Кайтагцы говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет пять говоров. Также распространены кумыкский и даргинский языки. Письменность основана на русской графической основе.
Традиционная одежда кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет, черкеску, овчинные шубы, бурку, овчинные папахи; у зажиточных кайтагцев были шапки из каракуля, башлык и войлочные шляпы. На ноги надевали шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и непришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другую обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чёрным серебром ручкой, шашка. Нарядные черкески обшивали позументом.
Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. На голову женщины надевали чухту, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.


Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
Кайтагцы верили, что с помощью обрядов можно вызвать или прекратить дождь, а также приблизить восход солнца. Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культом природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов — носителей доброго или злого начала, джиннов и домовых.
Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (из льна, конопли или хлопка), окрашенные в тёмно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Завитки, свастики перекликаются с древней дагестанской петроглификой, встречающейся в горных аулах. Основные места производства вышивки — селения Кайтагского района: Баршамай, Карацан, Джибахни и Абше. Мастерицы экономно использовали ценные, привозимые издалека шёлковые нити, но иногда вышивали крупные узоры золотом или серебром. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу узора составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и другие фигуры. Орнамент вышивался в виде крупных пятен. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами: на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-жёлтый, золотистый, коричневый и сдержанно-красный узор различных оттенков. Ритуальные вышивки использовали в таких событиях, как рождение, свадьба или смерть близких людей.


Источник фото : delovoikaitag.ru
Традиционные занятия кайтагцев — земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах — земледелие, садоводство и виноградарство). Выращивали в основном кукурузу, которую сеяли вместе с фасолью, ячменём, голозёрным ячменём, коноплёй, льном и пшеницей. В горной зоне сеяли ячмень, пшеницу, морковь, картофель, рожь. В предгорье — озимую пшеницу и ячмень, полбу, просо, кукурузу и овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. У кайтагцев были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе процветали промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе.

Источник фото : ruclips.net
Традиционные селения западных кайтагцев — скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных кайтагцев похожи на соседние кумыкские. Дома чаще всего каменные. Для кайтагцев характерны жилища с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари).
В домах стояли огромные, во всю длину стены шкафы с несколькими полками. В них хранилась посуда и продукты. Кровати и деревянные тахты украшали фигурной резьбой. Стулья и маленькие табуретки на трёх ножках тоже были причудливо вырезаны руками мастеров.
В XIX веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов).

Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
До 20–30-х годов XX века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Традиционно преобладала малая семья; вплоть до 1930-х годов в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, к которым относили родных, двоюродных, троюродных, четвероюродных братьев и сестёр отца (преимущественно), матери и их детей.

Источник фото : drugojbereg.ru
До начала XX века в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин — джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины.
В пищу кайтагцы употребляли мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространённые блюда — хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Также из теста делали тонкие и толстые лепёшки, сдобные булочки, слоёный хлеб. Из напитков широкое распространение получило вино из кипячёного виноградного сока «мусти».


Источник фото : umcistra.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения