Калмыки – народ, что представляет современную кочевую культуру. Это весьма неординарный и интересный этнос. Согласитесь, на территории Европы не так легко встретить людей, разговаривающих на монгольском языке, однако калмыки относятся именно к таким племенам.
Калмыки являются потомками ойратских племен, которые мигрировали в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Сейчас же народ калмыки проживает в Республике Калмыкия, которая находится на юго-востоке европейской части России в междуречье Волги и Дона, на юге граничит с Республикой Дагестан, на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе и северо-западе - с Ростовской и Волгоградской областями, северо-восточная и восточная граница с Астраханской областью прерывается на небольшом участке выходом к Волге. Юго-восток омывается водами Каспийского моря.
По данным переписи 2020 г., численность калмыков в России составляет 179 547 человека. Большая часть из них — 159 138 человек, проживает на территории Республики Калмыкия. Численность кабардинцев в других регионах России:
В Астраханской области - 5 320;
В Москве - 3 964;
В Московской области - 1 841;
ЯНАО - 1 092;
В Санкт-Петербурге - 1 067.
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
Калмыцкий — самый западный язык из монгольской семьи и единственный ее представитель, носители которого живут в Европе. История языка, как и говорящего на нем народа, в ХХ веке была трагической: в 1943 году калмыков депортировали за Урал, многие носители языка погибли, а выжившие перестали его использовать. Но сейчас интерес к калмыцкому растет: его самостоятельно учат молодые люди и взрослые, на нем создают СМИ и ведут блоги.
Калмыцкий входит в монгольскую языковой семью, это самый западный ее представитель. Он очень близок с ойратским языком (на нем говорят на западе Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Кукунор) и Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки).
Некоторые ученые не разделяют калмыцкий и ойратский языки и утверждают, что существует единый ойрат-калмыцкий язык и единый этнос — ойраты. Языки немного различаются произношением ряда звуков, а также источником заимствования отдельных слов: ойраты, которые живут в Китае и Монголии, заимствовали китайские слова, ойраты (калмыки) в России — русские слова.
Калмыцкий язык наряду с русским — государственный язык в Республике Калмыкия, подавляющее большинство его носителей — этнические калмыки. По данным переписи населения 2020 года, в РФ калмыцким языком владело 107 742 человек. В Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО, калмыцкий отнесен к «определенно находящимся в опасности» языкам.
В Калмыкии язык изучают в детских садах и школах, в 2008 году в школах ввели обязательный экзамен калмыцкого языка и калмыцкой литературы в девятых и десятых классах. Однако эксперты отмечают те же сложности при изучении калмыцкого, что и с большинством миноритарных языков России. Во многом они связаны с отсутствием хороших учебных пособий: существующие созданы по образцу учебников русского языка и русской грамматики, а также не всегда достаточно интересны и могут быть слишком сложными для начинающих.
Изучением калмыцкого языка и литературы занимается Калмыцкий научный центр РАН. В состав Калмыцкого государственного университета в Элисте входит Институт калмыцкой филологии и востоковедения, где преподают калмыцкую филологию и язык.
Нижние рубаха и штаны делались из белой бязи. Поверх надевался приталенный распашной халат или кафтан бюшмюд. Он имел множество сборок у пояса, рукава на плечах вшиты буфами или сборками. Рукав был намного длиннее руки, к кисти он сужался, собираясь складками. Бюшмюд шили из шелка, сукна и других тканей синего, малинового, черного, белого цвета. Красную и желтую одежду носили только лица духовного звания.
Бюшмюд калмыков очень напоминал черкеску, хотя ряд деталей претерпел изменения: широкие рукава черкески стали узкими, появился стоячий воротник, тогда как у черкески нет ворота вообще, вместо газырей (карманов для оружейных патронов) появились имитирующие их накладные карманы, окаймленные серебряной тесьмой.
Бюшмюд стал короче, чем прежние халаты монгольского образца - всего лишь до колен или чуть ниже. Полы и подол его подбивались подкладкой из яркой материи. Под бюшмюд надевали манишку, расшитую серебряными и золотыми нитями - она закрывала вырез на груди, и широкие шаровары, заправлявшиеся в сапоги.
В холодное время года поверх бюшмюда надевали армяк из верблюжьего сукна (эрмек) или тулуп из овчинных шкур (доха). Богатые калмыки отделывали армяки и тулупы мехом соболя, куницы, бобра, выдры. Дорогие и нарядные шубы шили из шкур жеребят, бобра, горностая, белки.
Бешмет непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы.
Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.
В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили. Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига — приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье — бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом. Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.
В соответствии со временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом-зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка — специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой — сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки.
У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.
К примеру, было заведено следующее:
Утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
Калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
При встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
У места назначения останавливались с левой стороны.
То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.
Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.
Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.
Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.
В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.
Чайная церемония
Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.
Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.
Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.
Устное народное творчество калмыков богато и многообразно. Это сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, эпические песни. Но особое место в этой сокровищнице занимает калмыцкий героический эпос «Джангар»
На протяжении многих веков, а некоторые исследователи считают, что «Джангару» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавали его, из уст в уста.
Зул — калмыцкий новый год.
Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнце зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.
Цаган сар — Белый месяц.
С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.
Урюс — праздник единства земли и воды.
Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.
Фестиваль тюльпанов.
Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц.
Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как: изготовление кожаных изделий, изготовление войлока, чеканка, гравировка металлических изделий, резьба по дереву.
Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством.
Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка. Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Калмыцкая национальная кухня несет в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются неотъемлемой частью его культурной и материальной традиции.
Калмыки варят мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком (махан-шельтяган), лапшу с мясом и луком (хурсын-махан-гуйртяган), береки (ср. тур. Börek) - крупные пельмени.
Также популярен дотур – тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, и запеченное в земле мясо в желудке барана (кюр).
В калмыцкой кухне разнообразны блюда из молока – сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Из молока изготавливается кисло-молочный продукт чигян (среднее между кефиром и простоквашей), боз (гуща после переработки калмыцкой водки). Чигян считался полезной и лечебной пищей – его часто использовали в лечебных целях. Горячий боз смешивался с молоком, и получался продукт под названием «хёёрмг». Если дождаться, когда из хёёрмга отделится сыворотка, то на дне посуды образовывалась питательная масса под названием ээдмг. Из творога изготавливается сала шююрмг — сушеный творог, сжатый в кулаке и хюрсн — сушеный творог в виде лепешек.
Повседневным напитком калмыков был калмыцкий чай – чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод.
Готовили мучные изделия – пресные лепешки в бараньем жиру, борцог – лепешки различной формы, цельвг – тонкая лепешка, обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда.
Алкогольным напитком была молочная водка арькэ (арака).
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.