3113
Каракалпаки

Источник фото : www.turkmenistan.ru

История

Согласно историческим источникам, люди на территории Каракалпакстана проживали уже в эпоху неолита. На надгробиях могилы Дария I, относящихся к V веку до н.э., упоминается, что на территории Приаралья и низовьев Сырдарьи (территория современной Каракалпакии) проживали «саки тиграхауда» (саки в остроконечных шапках).

Во II–VI веках н.э. произошла миграция тюркских племён с территории Алтая и Восточного Туркестана. В результате ассимиляции кочевых тюркских и коренного сакского населения сформировались две новые этнические общности — печенеги и огузы. Именно племена печенегов легли в основу этнического формирования каракалпаков.

Сам этноним «каракалпак» переводится как «чёрные шапки» и связан с тем, что часть печенежских племён, проживавших на территории современной Каракалпакии, носила шапки из чёрной овечьей шерсти. В русских летописях их называли «чёрные клобуки», а в монгольских — «кара малахайли».karakalpak-1.jpg

Источник фото : gorelka-optimus.ru

В исторических источниках указано, что в X веке племена печенегов перекочевали с территории современной Каракалпакии в южнорусские степи из-за нашествия других тюркских племён с востока. Там они входили в состав Ногайского ханства до его распада под ударами калмыцких племён. Позднее печенеги вернулись в родные степи, и с этого времени они упоминаются как каракалпаки.

В 1714 году каракалпаки под руководством одного из глав племён Эшмухаммедхана (Эшимхана) основали на территории Приаралья и низовьев Сырдарьи своё государство — Каракалпакское ханство, но в 1723 году оно распалось под ударами калмыков. Каракалпакское государство разделилось на две части: часть племён перекочевала в сторону Ташкента и стала называться верхними каракалпаками, другая же осталась в низовье Сырдарьи и называлась нижними каракалпаками.

В 1731 году нижние каракалпаки вместе с казахскими племенами отправили посольство к русскому императору с просьбой о принятии в подданство. В 1735 году нижние каракалпаки стали подданными Российской империи. 

Территория Каракалпакии неоднократно подвергалась нападениям со стороны хивинских ханов, в частности в 1809 и 1811 годах. Каракалпаки входили в состав Хивинского ханства до начала XX века. После его упразднения Каракалпакия была преобразована советской властью в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 году вошла в состав Узбекской ССР. После обретения Узбекистаном независимости Каракалпакия была переименована в Республику Каракалпакстан. 

На сегодняшний день Республика Каракалпакстан является автономией в составе Республики Узбекистан. Здесь проживает более 600 тысяч человек, но из-за экологических последствий высыхания Арала многие каракалпаки переселяются в другие области Республики Узбекистан.

Каракалпакстан славится своими древними памятниками и многочисленными развалинами крепостей, разбросанных по песчаным пустыням на территории каракалпаков, а также в соседней Хорезмской области.

1.jpg

Источник фото : dzen.ru

Территориальное расположение и численность

Основной район проживания народности — Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живёт в Ферганской долине и Хивинском оазисе, а также в Казахстане.

По данным переписи 2020 г., численность каракалпаков в России составляет 838 человек. Большая часть из них — 100 человек — проживает на территории Волгоградской области. Численность каракалпаков в других регионах России:

в г. Москве — 73;
в Московской области — 58;
в Астраханской области — 51;
в Оренбургской области — 41;
в Республике Татарстан — 40;
в Саратовской области — 36.

Религия

Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.

Ислам остаётся одним из приоритетных направлений исследований этнологов Каракалпакстана. Эта религия является не только частью культуры каракалпакского народа, но и активной социальной силой, оказывающей существенное влияние на общественную жизнь. Комплексный многолетний сбор письменных источников по истории ислама включает генеалогические записи, документы религиозной инициации и устные нарративы о религиозных авторитетах.

Язык

Каракалпакский язык относится к кыпчакской ветви тюркских языков и насчитывает около 412 000 носителей в Республике Каракалпакстан в составе Узбекистана, где этот язык имеет официальный статус. Незначительное количество носителей каракалпакского языка проживает также в Афганистане, России, Казахстане и Турции.

По данным переписи населения за 2020 г., на территории Российской Федерации насчитано 366 носителей каракалпакского языка.

Каракалпакский язык наиболее близок к казахскому и ногайскому языкам. Также он впитал в себя большое количество лексики и, в некоторой степени, грамматики узбекского языка.

До 1928 г. для письма на каракалпакском языке использовалось арабское письмо. В 1928–1940 гг. применялся латинский алфавит, а затем — кириллица. С 1994 г. кириллический алфавит постепенно был вытеснен латиницей.

Обучение во всех учебных заведениях ведётся на каракалпакском языке.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм 

Одежда каракалпаков состояла из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, и халата — шапана, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из тёмных тканей в мелкую полоску, под них надевали стёганый камзол — бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, а в качестве головного убора — овчинную шапку чёрного цвета. В древности носили чёрные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.

ayzada_44.JPG

Источник фото : eurasica.ru

Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности предпочитают одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Их одежда богато украшена вышивкой и металлическими элементами. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, повязанный поверх тюбетейки, как чалму.

Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создаётся искусными ювелирами. Он представляет собой шлем из войлока, покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак — верхняя часть шлема — перекрещена чёрным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжёлая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи напоминают орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.

Традиции и обычаи

•    У народа существуют определённые правила поведения во время приёма пищи. По традиции пищу каракалпаки едят, сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед началом трапезы на руки льют воду, которая должна полностью стечь. Стряхивать её с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по возрасту или положению. Если в дом приходит гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлёбку катыбыламык.

•    При рождении ребёнка проводятся обряды, призванные защитить новорождённого от несчастий и бед. Большое внимание уделяется выбору имени, которое даёт самый уважаемый член общества — старейшина или духовный наставник. Часто имена выбирают в честь прадедов и прабабушек. Среди каракалпаков распространены имена с корнем -нур, например, Нурсултан, Нуратдин.бешик-туй.jpg

Источник фото : oliver.com.es

•    Через 40 дней после рождения ребёнка устраивают бешик-туй. Ребёнка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепёшки, завёрнутые в скатерть, игрушки и сладости. бешик-туй 2.jpg

Источник фото : dzen.ru

Под подушку в бешик кладут лук, нож и перец — чтобы ребёнок был стойким перед трудностями; большой точильный камень и хлеб — чтобы голова была твёрдой, ум — острым, а глаза — зоркими. Под ножки кладут зеркало — чтобы лицо было красивым и открытым, а жизнь — светлой. К одежде маленьких детей пришивают обереги, чтобы в жизни их не коснулись беды. После этого проводятся смотрины, и каждый гость преподносит новорождённому подарок.

•    Калым — это традиционный свадебный обычай, связанный с передачей даров от семьи жениха семье невесты. В прошлом считалось, что калым компенсирует семье невесты потерю работницы, поскольку она переходит в новый дом.

Традиции, связанные с калымом, отличаются сложностью и глубоким символизмом. Решив жениться на понравившейся девушке, жених должен «похитить» её. В наше время это делается с согласия невесты. Кроме того, интересной особенностью является передача платка: через своего друга жених передаёт его возлюбленной, чтобы не спутать её с другой девушкой.

Семьи, стремящиеся сохранить старинные свадебные обычаи, непременно проводят обряд похищения.

В день «похищения» невеста в компании подруг отправляется в отдалённое место. За ней следует толпа односельчан, выступающих в роли зрителей. В определённый момент на лугу, где гуляют девушки, появляется жених на коне вместе со своими друзьями. На скаку он подхватывает невесту и увозит её под восторженные крики толпы.

1846476_800.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Свою избранницу молодой человек привозит домой, где её встречают женщины семьи жениха. Прежде чем войти в новый дом, невеста перешагивает через огонь — символ очищения и обновления, ведь брак — это новая жизнь. Особое внимание к девушке проявляет мать жениха. Если девушка пришлась ей по душе, женщина накрывает её голову белоснежным платком — знак того, что отныне будущая родственница находится под её покровительством.

В доме жениха невесте отводят отдельную комнату, где она остаётся до свадьбы. Так девушка может привыкнуть к нравам новой семьи, понять характеры родственников и сблизиться с ними.каракалпакская свадьба.jpg

Источник фото : taler-travel.ru

Пока женщины встречают невесту, мужчины из обеих семей обсуждают размер калыма и форму взаимной поддержки молодой семьи. Если стороны приходят к согласию, хозяин дома (чаще всего отец невесты) берёт лепёшку и отламывает от неё небольшой кусочек. Лепёшка передаётся по кругу, и каждый гость берёт свою часть — это старинный способ «подписания договора».

В традиции каракалпаков лепёшка олицетворяет жизнь и благополучие. Передавая её, глава семьи невесты символически объединяет две семьи.

Национальные праздники 

•    Среди праздников каракалпаков особое место занимает Науруз, который отмечают многие народы Азии. Он приходится на 21–22 марта и символизирует приход нового года, обновление и надежду. В этот день хозяйки Каракалпакстана накрывают праздничный стол, главным блюдом которого становится сумелек, приготовленный из проросших зёрен пшеницы. Накануне праздника в учреждениях устраивают праздничные вечера, куда приглашают пожилых людей. Они делятся с молодёжью жизненным опытом, а слушатели в знак благодарности дарят им подарки.науруз.jpg

Источник фото : retro-cafe.ru

•    Поскольку большинство каракалпаков — мусульмане, Рамадан является одним из важнейших праздников. Его празднование делится на три части: первая посвящена добрым делам, вторая — прощению грехов, третья — постижению милосердия Всевышнего. Рамадан олицетворяет духовное обновление человека.

Фольклор

Каракалпаки, будучи в прошлом малописьменным народом, не обладали развитой письменной литературой. Наибольшей популярностью пользуется богатырский эпос: «Кырк кыз», «Алпамыс», «Колбан», «Маспатша», «Ер-шора», «Едиге» и др. 
Побывавший в 40-х гг. XIX в. среди каракалпаков казахский этнограф Ч. Валиханов писал: «Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенниками». 
«Жырау» и «баксы», бережно сохранившие до наших дней произведения устного народного творчества, и сегодня пользуются большой любовью у народа. 
Жырау — хранители каракалпакского эпоса, героических поэм и исторических размышлений (толгау) — выступают под аккомпанемент смычкового музыкального инструмента кобыза.

Баксы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая выступление игрой на двухструнном инструменте — дутаре. Без выступлений жырау и баксы в Каракалпакстане не обходится ни одно праздничное гулянье и той. 
Классиками каракалпакской поэзии считаются Жиен-Жырау, Кунхожи, Ажинияз, Бердах, Отеш, Гулмурат, Сарыбай и др. Одним из первых собирателей каракалпакского фольклора был Каллы Аимбетов.

Основоположниками современной каракалпакской литературы являются А. Мусаев, С. Маджидов, А. Дабылов, С. Нурымбетов; современной фольклористики — К. Аимбетов. Выдающимся исполнителем памятников эпического творчества каракалпаков был Курбанбай Шибаев. Первой театральной актрисой стала Айимхан Шамуратова.

Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобыз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, а также бубен дэп.

Танцы

Танцевальное искусство каракалпаков обладает характерными особенностями. Оно тесно связано с пластическим выражением настроений и чувств. Каракалпакский танец отличается трепетным движением корпуса, виртуозными движениями ног, изощрёнными орнаментальными жестами рук и необычными движениями плеч и головы.

Ещё в XIX веке персидский дипломат Риза-кули Мирза, посетивший Хиву, отмечал, что каракалпаки, особенно мужчины, очень любят танцевать в праздничные дни. В мужских танцах зритель «заряжается» энергией: звуковые восклицания «ҳу» и «ҳа» не только подбадривают танцоров, но и возбуждают зрителей, усиливая ритм жизни.

В XX веке каракалпакский народный танец вышел на профессиональную сцену. Многие хореографические постановки, такие как «Айқулаш» (Лунная ночь), «Шағала» (Чайка), «Арал жигитлери» (Джигиты с Арала), «Шопанлар» (Чабаны), «Қараүй» (Юрта), «Кийиз басу» (Выделка кошмы), «Суўғабарған қыз» (Девушка пришла за водой) и др., основаны на этнографических мотивах — ритуальных, обрядовых и эмоциональных действиях, характерных для народа.

Например, в танце «Выделка кошмы» отражён весь процесс изготовления войлока. Хотя танец построен на иллюстрации трудовых движений, почти дословно повторяющих реальный процесс, он приобретает поэтическое звучание.

В танце «Айқулаш» показана народная традиция молодёжных гуляний в лунную ночь, когда зарождаются первые чувства любви.

Быт

Жизнь

Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Также занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремёсел распространены тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткачество, ювелирное дело, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.

В полях сеяли пшеницу, ячмень и просо; землю пахали на быках. Каракалпаки умело использовали для орошения озёра и протоки. До сих пор в низовьях реки Сырдарья сохранились следы полей и остатки ирригационных сооружений XVIII века. На зиму, чтобы прокормить скот, запасали сено и камыш. Каракалпаки добывали свинец, селитру и красную медь, из которых изготавливали пули и порох. Оружие получали из Бухары.

Для передвижения по реке и перевозки грузов использовали лодки и арбы; распространена также верховая езда на лошадях. Для рыбалки применяли лодку «кайык».

рыболовство.jpg

Источник фото : dzen.ru

Жилище

Каракалпаки — полуоседлый народ, у них существовало множество временных жилищ, различавшихся по материалам, конструкции и планировке в зависимости от природно-хозяйственных условий.

Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, не зависевшими от местности, были юрта и саманный, глинобитный дом «там». Юрты использовали как зимой, так и летом. В случае угрозы нападения со стороны соседних кочевников — казахов и туркмен, особенно зимой — каракалпаки собирались в аулы и располагали юрты внутри укреплений «цала», окружённых стенами или земляным валом с рвом.3.jpg

Источник фото : gorelka-optimus.ru

Дом строили прямоугольной формы с плоской крышей. В нём было одно или два жилых помещения. Под одной крышей часто размещали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, где ставили юрту. Вход в дом закрывали большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту. 
Каракалпаки также строили глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов — баев — были замки-усадьбы из пахсы, окружённые стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены современные жилые дома, но сохраняются и традиционные жилища.

Семейный уклад

С раннего детства каракалпаков воспитывают уважать и поддерживать старших. В семье особое место занимают пожилые люди. Отец и мать считаются святынями. Если в семье несколько сыновей, младший обязан заботиться о родителях.

Эта традиция сохраняется и сегодня: часто под одной крышей живут молодая пара и пожилые родственники. Нередко под опеку берут и мать-вдову жены, поскольку муж считает своим долгом заботиться о старших родственниках.

9.jpg

Источник фото : eurasica.ru

У каракалпаков преобладает малая семья, однако она существует не изолированно, а в составе семейно-родственных групп — коше. Эти группы близких родственников являются пережитком патриархальной большесемейной общины.

Коше представляет собой мельчайшее родовое подразделение, объединяющее потомков одного предка и включающее три–четыре поколения. Члены одного коше селятся компактно, в непосредственной близости друг от друга; их юрты и дома входят в один аул или занимают отдельный участок большого аула, состоящего из нескольких коше одного рода.

Строительство городов и посёлков частично изменило характер семьи и жилища, придав им современные формы. Однако даже в этих условиях одежда, обряды и обычаи остаются традиционными. Отголоском старых брачных обычаев является левират — традиция, по которой вдова вступает в брак с братом или другим близким родственником умершего мужа.

Кухня

Каракалпакская кухня представляет собой интересное сочетание кулинарных традиций многих среднеазиатских народов: узбеков, туркмен, казахов. Как и другие народы Центральной Азии, каракалпаки готовят плов, шурпу, манты и другие восточные блюда. При этом каракалпакская кухня имеет свои особенности.

Из мясных блюд каракалпаки употребляют говядину, баранину, верблюжатину, конину, мясо кроликов и домашней птицы. Основные блюда обычно готовят из говядины и баранины. Поскольку каракалпаки — мусульмане, они не едят свинину. В качестве гарнира к первым и вторым блюдам подают джугару, маш, просо, рис, фасоль, сорго и другие злаковые культуры. Широко используются картофель и овощи.

Часто каракалпакская еда представляет собой сочетание жареного мяса с отварным тестом. Наиболее распространённые блюда — бешбармак, плов, шавля, манты, самса, пельмени, шорпа по-узбекски, суп-мастава, суп-лапша в бульоне. Почти все блюда подают с лепёшками из пшеничной муки. Еду запивают чаем с молоком — обычай, распространённый ещё у кочевников в средние века и сохранившийся сегодня не только у каракалпаков, но и у казахов, туркмен.

Одно из самых распространённых блюд каракалпаков — жуери гуртик (клёцки) и май гуртик (масляный гуртик). Это старинное блюдо и сегодня часто готовят каракалпакские женщины.

жуери гуртик.webp

Источник фото : dzen.ru

С клёцками связано ещё одно традиционное блюдо — дурама (от слова турама — «накрошить»). Это мелко нарезанное мясо с клёцками. Варёное мясо обычно крошат взрослые мужчины, а клёцки — остальные присутствующие. Затем мясо и клёцки смешивают. На трёх и более человек подают по миске дурама, заливая блюдо сверху бульоном. К дураме подают приправу дузлык — смесь мелко нарезанного лука с жиром от бульона. Дурама является уникальным каракалпакским блюдом, не характерным для кулинарии других среднеазиатских стран.

Источник фото : fb.ru , hotarts.ru , uz.sputniknews.ru , artxouse.ru

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения