Источник фото : cake-boutique.ru
Название народа в русском литературном языке – карачаевцы, название для мужчины – карачаевец, для женщины – карачаевка.
Самоназвание народа на карачаевском языке – къарачайлыла. Иногда карачаевцы и балкарцы называют себя таулула, то есть «горцы».
Древние автохтонные племена Центрального Кавказа явились основным ядром в формировании карачаево-балкарского народа, с которым в последующем слились тюркоязычные и ираноязычные компоненты. В V-VI веках в Центральное Предкавказье мигрируют тюркоязычные болгарские племена. К концу VII века земли Карачая и Балкарии входят в состав Хазарского каганата. Именно к этому болгаро-хазарскому периоду исследователи относят формирование тюркского ядра будущей средневековой карачаево-балкарской народности. В IX веке хазар теснят печенеги, которых, в свою очередь, с XI века теснят кыпчаки-половцы. Но важно помнить, что все эти процессы сопровождались не кардинальной сменой населения, а включением более ранних групп в состав более поздних и постепенным их слиянием, что облегчалось близостью хозяйственных укладов и языков. Сильные изменения произошли в XIII веке в связи с монгольскими завоеваниями, которые в очередной раз привели к движениям больших групп населения, в том числе более безопасные горные ущелья. Сильный урон карачаево-балкарским обществам, как и другим народам Северного Кавказа, нанесли походы Тимура в конце XIV века. В XVI-XVIII веках карачаевский народ активно противостоял нападениям Крымского ханства, поддерживал контакты с регионами Закавказья – Сванетией, Мингрелией, Абхазией, а также с Кабардой, Дагестаном и Российским государством. В состав Российской империи земли Карачая вошли во второй четверти XIX века. После установления Советской власти в 1920 году в жизни карачаевцев произошли кардинальные изменения. Если раньше они компактно проживали в 12 горных селениях, то к началу Великой Отечественной войны территория расселения карачаевцев увеличилась в три раза: многочисленные группы семей, при поддержке новых властей, организовано переселялись на равнину и предгорья, образовав 53 новых населенных пункта. Изменился и политический статус карачаевцев: сначала был организован Карачаевский округ в 1920 году, затем – Карачаево-Черкесская автономная область (1922 год), позже переименованная в Карачаевскую автономную область (1926 год). Депортация карачаевцев в ноябре 1943 года и депортация балкарцев в марте 1944 года стали одним из наиболее драматичных эпизодов советской национальной политики в годы Второй мировой войны. После реабилитации карачаевцев с разрешением на их возвращение в родные края 12 января 1957 года Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО в составе Ставропольского края. В 1992 году Съезд народных депутатов России внес поправку в Конституцию РСФСР, которая преобразовала Карачаево-Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую Республику.

Источник фото : www.elbrusoid.org
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. карачаевцами себя назвали больше 226 тыс. человек. Большинство карачаевцев – больше 205 тыс. – проживают в Карачаево-Черкесской Республике. 15 тыс. карачаевцев проживают в Ставропольском крае; большая часть их представлена на юге субъекта – в г. Кисловодске (свыше 5 тыс.), в Предгорном районе (около 2 тыс.), а также в краевой столице Ставрополе (более 2 тыс. человек).
По данным переписи 2020 г., численность карачаевцев в России составляет 226 271 человек. Большая часть из них — 205 578 человек, проживает на территории Карачаево-Черкесской Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
В Ставропольском крае - 15 649;
В Кабардино-Балкарской Республике – 804;
В Москве – 793;
В Краснодарском крае – 660.
Карачаевцы живут также в Турции, Египте, Сирии, США и др.
Карачаево-балкарский язык (къарачай-малкъар тил, тау тил) относится к кыпчакской группе тюркских языков. Язык имеет два диалекта: чокающе-джекающий или карачаевский и цокающе-зокающий. Литературный язык основан на чокающе-джекающем диалекте Баксанского и Чегемского ущелий. С XVII до XX века письменность основывалась на арабской графике. В 1924-25 годах был введен латинский алфавит, с 1937 года карачаевский язык использует кириллицу. Современный карачаево-балкарский алфавит включает в себя 37 букв, из которых четыре обозначают специфические звуки карачаевского языка – диграфы гъ, дж, къ, нг.
Традиционная мужская одежда карачаевцев схожа с мужской одеждой других северокавказских народов. Она состояла из рубахи (кёлек), штанов (нижних - кёнчек, верхних - шалбар), бешмета (къабдал), черкески (чебкен), зимой носили овчинные или меховые шубы, в дороге и на пастбище - бурки (джамчы). На голове носили башлык, папаху (тери бёрк), летом – войлочную шапку (кииз бёрк). Одежду обязательно носили с ременным поясом - белибау. Также обязательным было ношение кинжала. Обувью служили чабыры из сыромятной телячьей кожи со швом на подошве или ременной подошвой, которая позволяла не скользить в сложных погодных условиях. Парадную обувь (чарыкъ) делали из сафьяна. набором. Социальные и имущественные различия в мужской одежде выражались лишь в качестве ткани и отделке пояса и оружия.
Источник фото : png-school1.ucoz.ru
Обычный женский костюм состоял из платья (чебкен) с разрезом до подола, по покрою близкого к черкеске, кафтанчика (кюбе тюб), сходного с бешметом, надевавшегося под чебкен, рубашки (кёлек) туникообразного покроя и шаровар (кёнчек). Праздничные платья шили из бархата или шелка и украшали галунами, золотым шитьем или накладными серебряными бляшками. Также украшался и кафтанчик, имевший на груди серебряные застежки. К праздничному костюму полагались длинные, украшенные вышивкой привески к рукавам джепъ уч и серебряный пояс кямар.
После рождения первого ребенка женщина меняла головной убор. Шаль или шапочку с шалью, которые носили девушки и молодухи, заменял черный платок, завязанный на темени особым узлом. Эта повязка называлась чох. Поверх нее надевали платок, завязывавшийся различными способами в зависимости от времени года и возраста женщины.

Источник фото : sadogorodik.ru
Календарные праздники карачаевцев, как и других народов, неразрывно связаны с сельскохозяйственным циклом и отражают историю народа и его культурные контакты с ближними и дальними соседями. Несколько древних ритуалов входят в зимний цикл. С началом зимы связано игрище боранкелди («пришла вьюга»), в которых в качестве «хозяев костров» выступали ряженые - чюйретон (букв. «шуба наизнанку»). Обряд «зажигания костров» ряжеными был призван «поддержать солнце» в борьбе с холодом. С зимним солнцеворотом (25 декабря) связаны игрище Кюн къууанч («Солнечное веселье»), когда устраивали гадания на бараньей лопатке (старики) и посредством жребиев (юноши), а также по снам (девушки). Гадали на будущий урожай, приплод, суженого. К этой же группе обрядов относятся групповые хождения Гюппе, где была задействована исключительно молодежь. Юноши и девушки, дети в масках животных производили подворный обход односельчан, распевая специальную песню. Общинные игрища (хождение ряженых с песнями и т.п.) сопровождались зажжением «нового» очажного огня, который был призван не только обеспечить семью теплом, но и принести в новом году удачу, счастье. Хорошим предзнаменованием (ышан) на будущий год считалось, если огонь в очаге горел ярко и с треском. В таком, «почётном» (сыйлы) огне варили мясо, пекли ритуальные пироги (хычынла, бёрекле). Фигурными хлебцами преимущественно одаривали соседей и участников обходов.
В цикле весенне-летней календарной обрядности карачаевцев следует особо отметить обряды и обычаи, приуроченные к узловым срокам сельскохозяйственных работ скотоводов. В праздник выхода скотоводов на весенние пастбища пекли особенно толстые лепешки и произносили различные благопожелания. Важное ритуальное значение в данном празднике имела готовка мяса жертвенного ягненка.
Особенно важное место в календаре занимали обряды выхода на сенокос и уборку урожая. Время выхода на сенокос и жатву хлебов всегда согласовывалось со знатоками календаря (джыл кайтаргъанла), а начало работы поручалось «благодатному человеку» (хурметли адам). Карачаево-балкарский просветитель Мисост Кучукович Абаев писал: «К сенокосу готовятся целую неделю. Молодежь празднует и веселится с гармоникой и песнями по аулу. Ночью же собираются у какой-либо девицы в доме и танцуют там до зари… Старики на сходах определяют день начала сенокоса. Наступает желанный день, и аул подымается в поход с песнями, гиканьем, скачкой, пляской, кто пешком, кто верхом». У руководителя группы косарей (джыйын башчы) был особый обрядовый помощник, призванный их развлекать и вдохновлять – теке (букв. «козел»). Этот «козлобородый» ряженый мог высмеять лень, плохое владение орудием труда, неприспособленность к тяжелому труду, он мог нарушать многие этикетные нормы, но обижаться на него было запрещено.
Источник фото : strategy24.ru
Как и у соседних народов Западного и Центрального Кавказа у карачаевцев существует своя версия сказаний об эпических богатырях- нартах – «Нарт джырла». Примечательно, что пословицы, которые у других тюркских народов называются в разных вариантах «словами предков, родителей, отцов», у карачаевцев называются «нарт сёзю» - дословно «слово нарта».
Своеобразны весенне-летние и осенне-зимние календарные обрядовые песни, например, весенняя песня «Гюппе». Сохранялись особые охотничьи песни, посвященные доисламским божествам леса и охоты Апсаты и Тотуру. Среди лирической поэзии широко бытовали колыбельные - бешик джырла, особые песенные диалоги между юношей и девушкой - айтыш, а также похоронные причитания - сарын. Особое место в карачаевском фольклоре занимают ритуальные благопожелания алгъыш.
Карачаево-балкарские сказки подразделяются на: «эрттегили джомакъла» (старинные), «нарт джомакъла» (сказки о нартах), «батырлыкъны юсюнден джомакъла» (героические сказки), «Насраходжаны джомакълары» (сказки о Насреддине), «сабий джомакъла» (детские сказки), «чам джомакъла» (сатирические сказка), «джаныуарланы юсюнден джомакъла» (сказки о животных). Исследователи находят в этих сказках отражения древнейших представлений кавказских и тюркских народов, попытки объяснения природных явлений, правил жизни и поведения в семье и обществе.
Хореографическое искусство карачаевцев имеет много общих черт с другими народами Северного Кавказа. Распространены три типа танца: круговой - тёгерек, парный медленный - тюз тебсеу и быстрый танец - сандыракъ. Среди музыкальных инструментов основные: тростниковая свирель - сыбызгъы, двухструнная скрипка - къыл къобуз, трехструнный щипковый инструмент - къакъгъан къобуз и трещотка из чинаровых дощечек - къарс. С XIX века большую популярность приобретает гармонь - къол къобуз, которая становится истинно народным инструментом.


Источник фото : kubanfilarmoniya.ru , zvuk-m.com
Несмотря на суровые условия, в хозяйстве карачаевцев земледелие играло заметную роль. Земледельческая культура представляла собой симбиоз альпийского и горного орошаемого земледелия. Повсеместно были созданы террасные поля (табхыр). Карачай и Балкария – единственные регионы Северного Кавказа, где орошали не только поля, но и сенокосные угодья. Выращивали ячмень, овес, просо, пшеницу, кукурузу, картофель и другие овощи. Пахали деревянным плугом с железным лемехом (сабан агъач, къаладжюк). Плуги карачаевцев были похожи на балкарские и осетинские. Урожай убирали серпами, зерно молотили, прогоняя скот по разложенным снопам.
Решающую роль в экономике карачаевских семейств играло отгонное животноводство: козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот летом пасли на высокогорных пастбищах джайлыкъ, а зимой содержали на особых зимних пастбищах таукъышлыкъ (лесных полянах, южных склонах гор) или на арендованных участках на равнине. Горные летние пастбища Карачая формально считались общенародными, но фактически лучшие их участки захватывались феодалами, которым принадлежала большая часть скота. Зимние пастбища принадлежали целому роду, а поливные сенокосы, расположенные рядом с селениями, находились в подворном владении. Площадь покосов была очень невелика. Большая часть скота круглый год содержалась на подножном корму. В связи с этим половина населения значительную часть года находилась на пастбищах. На коши уходили не только мужчины, но и женщины с детьми. Летние пастбища (джайлыкъ) располагались высоко в горах, где животные содержались под открытым небом. Для выпаса скота и аренды пастбищ несколько хозяйств могли объединяться в специальные товарищества къош нёгерлик, во главе которых стоял къош тамада. Продукты животноводства перерабатывались в домашнем хозяйстве женщинами. Из шерсти они изготовляли войлочные шляпы, бурки, узорные войлоки, домотканое сукно для своей семьи и иногда в обмен или на продажу. Женщины сами продавали свои изделия на местных рынках или скупщикам и торговцам.
Очень большую роль в карачаевском быту и искусстве играли войлоки - кииз. По технике изготовления карачаевские узорные войлоки делятся на три типа. Къолан кииз или ала кииз - войлок с вкатанным узором. Узор получается с обеих сторон и для него характерны мягкие расплывчатые очертания. Основной узор - ромбы и треугольники. Оюулу кииз - войлок с инкрустацией. Два готовых войлока разных цветов накладываются один на другой и из обоих сразу вырезается узор, который вшивается затем из одного войлока в другой. Получаются два войлока с узором, одинаковым по очертаниям и разным по расцветке. Джыйгъыч кииз - войлок с аппликацией: на узкую полосу черного цвета нашивались узоры, вырезанные из войлока или (более поздний вариант) сукна белого или красного цвета. В техниках и узорах карачаевского кошмоваляния отчетливо прослеживаются связи с другими тюркскими народами. Золотое шитье карачаевцев по технике и орнаментике близко к шитью кабардинцев и черкесов. Кроме техники настила в прикреп - къаты тиквен (общей с кабардинской) употреблялась гладь (чий тигиш). Из золотых или серебряных ниток плели шнурки и ткались галуны для украшения одежды.
Большая часть деревянных предметов домашнего обихода делалась мужчинами на кошах. Иногда они украшались резьбой в основном геометрического характера. На ручках сосудов вырезались головы животных, что сближало резьбу карачаевцев с балкарской и осетинской.

Источник фото : etokavkaz.ru
Селения старого Карачая были большими и состояли из кварталов (тийре), окруженных пахотными землями и поливными сенокосами. Кварталы были населены членами одного рода и носили родовые названия. Дома внутри квартала располагались беспорядочно и тесно. Фасады были обращены в разные стороны.
Хозяйственные постройки почти отсутствовали, так как скот содержался на кошах, а сельскохозяйственные орудия и арбы держали просто во дворе или под навесом. В материальной культуре карачаевцев есть много общего с другими народами Кавказа, но традиционные жилища отличались значительным своеобразием.
Традиционным жилищем карачаевцев была постройка в виде сруба прямоугольной формы из толстых бревен с двускатной земляной крышей, заросшей травой. Вдоль продольной стены, где располагалась дверь, а также окно, если оно было в доме, выступал навес, который поддерживался несколькими столбами. Дом (юй) иногда снаружи обмазывался глиной. Дом состоял из одной комнаты, в которой жили родители с детьми. Это помещение называлось уллу юй (большой дом). Пристенный очаг (оджакъ) помещался у передней стены, между дверью и окном. Пол был земляной, обмазанный глиной. Вдоль всей задней стены, напротив очага, и на боковой стене ближе к двери располагали две-три полки. Иногда в этой же боковой стене у двери находился вход в гёзен - кладовую для хранения продуктов. К основному однокомнатному жилищу чаще всего в один ряд пристраивали помещения для женатых сыновей — отоу (название совпадает с названием свадебной юрты ногайцев - отав). Отоу всегда имело отдельный выход. Внутреннее устройство отоу напоминало уллу-юй, но обычно очаг был меньше, так как им пользовались только для отопления. Отоу в основном служил спальней. Пищу готовили в уллу юй и ели там же, или разносили по отоу. Очень своеобразными были башы джабылгъан арбаз - постройки с крытым двором. Обычно они имели неправильную форму и состояли из ряда помещений для жилья и сараев для скота, расположенных вокруг большого крытого двора. Все это сооружение имело один выход и представляло собой почти крепость. Массивная земляная крыша двора поддерживалась опорами, сложенными в виде поленицы из отрезков толстых бревен, и имела отверстия для света. Такие опоры применялись и при постройке мостов. Крытый двор использовался для скота, хранения дров и сена; там же собирались во время семейных праздников.
Внутреннее убранство и расположение предметов быта были однотипны во всех домах. У входной двери располагалась непочетная половина, где хранились утварь и посуда. Остальная часть комнаты за очагом была почетной половиной. Там стояла кровать главы семьи - орундукъ В этой части комнаты располагались мужчины, здесь усаживали гостей, для которых предназначался подобный же диван, стоящий против очага. На полках - джыйгъыч вдоль задней стены стояли сундуки с имуществом, лежали постели. В женской половине на табха - полках по боковой стене - была расставлена домашняя утварь, а в углу - долбленые кадушки для сыра, деревянные ведра, подойники. Маленькие круглые низкие столики на трех ножках, которыми пользовались во время еды, в обычное время висели на этой стене.
Основу традиционного питания карачаевцев составляли продукты животноводства. Заквашенное молоко (айран) было одним из базовых продуктов традиционного рациона. Столь же важный продукт - сыр (бышлакъ). Из других молочных продуктов постоянно употребляли сметану, масло, каймак. Мясные супы (шорпа) ели с добавлением айрана или тузлука (соленый айран). Основным питанием крестьян были сыр, айран и пресные лепешки (гырджын) из ячменной или покупной пшеничной муки, а также из кукурузной муки, замешенные на горячей воде. Мясо для длительного хранения часто перерабатывали в колбасы (сохта).



Источник фото : ru.pinterest.com , vertela.ru , avtoklav-dz.ru
Самым праздничным и любимым мучным блюдом у карачаевцев были и остаются различные пироги (хычын) с начинкой из мяса, сыра, зелени и картофеля, которые жарят в масле или пекут на сковороде и едят, кладя сверху большой кусок масла, пропитывающий тесто. В масле жарят и ромбовидные лепешки (локъум). Из напитков также готовили «калмыцкий чай», с молоком, маслом и солью, а на праздники - слабоалкогольную бузу.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения