Logo
2235
Карелы

Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.

Территориальное расположение и численность

Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия. Также карелы живут в Тверской, Ленинградской областях и в Финляндии. 
По данным переписи 2020 г., численность карелов в России составляет 32 422 человека. Большая часть из них — 25 901 человек, проживает на территории Республики Карелия. 


Kareliya.jpg

По данным переписи 2020 г., численность карелов в России составляет 32 422 человека. Большая часть из них — 25 901 человек, проживает на территории Республики Карелия. Численность карелов в других регионах России:
В Тверской области - 2 764;
В г. Санкт-Петербург – 727;
В Ленинградской области - 644.

Религия

Большинство карелов исповедуют православие. Карельский народ крестил в 1227 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович. 
Даже после крещения у карелов долгое время были сильны языческие традиции. На рыбалке сразу после первого улова обязательно задабривали водяного, приглашая на уху, которую варили тут же на берегу реки или озера.
Рыбу карелы считали не только пищей, но и своеобразным талисманом. Сушёную щучью голову вешали над входной дверью в качестве оберега.
Карелы верили в русалок, которые могут управлять водными стихиями. И в бога огня, которого представляли символично: с большой бородой рыжего цвета.
К деревьям карелы относились бережно. Да, это основной строительный материал, но одновременно место силы и поклонения.
Все обычаи и традиции карелов сводились к тому, чтобы максимально сохранить чистоту первозданной природы, которая их окружала.

Язык

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков. Первый письменный текст на карельском языке датируется XII-XIII вв. Это берестяная грамота №292 - четыре строки заклинания от молнии, найденная в Новгороде. С XVII-XVIII веков известны словарные записи, в I половине XIX века появились первые печатные тексты (переводная духовная литература).С первой половины XIII века и до 1930-х годов XX века существовала письменность на основе кириллицы. В 1931 году был составлен и внедрён латинизированный карельский алфавит. Во второй половине 1930-х годов в СССР начался процесс кириллизации письменностей. В 1937 году был утвержден алфавит карельского языка на основе кириллицы, разработанный профессором Д.В. Бубрихом. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия в Карелии начался новый период по сохранению и развитию карельского языка, позволивший восстановить прерванную языковую традицию. 20 апреля 1989 года Постановлением Совета Министров Карельской АССР № 119 утверждён алфавит карельского языка (ливвиковское наречие) на латинской основе и краткий свод правил по орфографии, в 2007 году - единый алфавит карельского языка.
Карельский язык имеет три основных наречия:
собственно карельский — наиболее близок к финскому языку;
ливвиковский (олонецкий) — совмещает основные черты собственно карельского диалекта и ряд особенностей вепсского языка;
людиковский — имеет сильно выраженные черты вепсского языка.
 

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Национальная одежда карельского народа полностью соответствует укладу его жизни. Свободный и удобный крой, натуральные ткани, пастельные оттенки с яркими вкраплениями декоративных элементов — все это основные характеристики национальной одежды народа. Для одежды использовали лен, поскон, пестрядь и шерсть. Традиционный карельский костюм, относящийся к ХIХ—ХХ векам, схож с национальным костюмом народов, проживающих в северных широтах. Но можно выделить и особенные детали, присущие только одежде жителей Карелии. Самыми яркими деталями можно назвать загнутые носы обуви и разрез на спине рубахи.национальный костюм.jpg

Можно выделить два комплекта традиционных костюмов для женщин. В первый комплект входят сарафан и холщовая рубаха. Вначале был длинный косоклинный сарафан с широкими проймами, а в дальнейшем его сменил прямой сарафан с шерстяными или хлопчатобумажными лямками. Второй комплект национальной женской одежды состоял из рубахи и юбки. Такую одежду носили представительницы ливвиков — одного из народов Южной Карелии. Чаще всего юбку шили из пяти-шести полотнищ, в результате чего получалось полосатое изделие. Некоторые представительницы прекрасного пола предпочитали несшитые юбки из полусукна или домотканого холста. Обязательным атрибутом национального карельского костюма считается передник, который повязывали поверх юбки или сарафана. Нижнюю часть передника украшали спиральные нити. Жительницы Северной Карелии дополняли свой образ большим платком, накинутым на плечи. Головные уборы у девушек и у замужних женщин заметно отличаются: незамужним девушкам полагалось украшать голову платком или повязкой, а головной убор замужних дам состоял из двух слоев: повойника и платка. Все головные уборы были богато украшены жемчугом и другими яркими элементами. В каждом уезде Карелии костюмы имеют свои нюансы. Сетка из белого конского волоса, жемчужные серьги, повязка из жемчуга, надевавшаяся поверх косынки, ленты и широкие рукава, затянутые на уровне локтя, — все эти атрибуты показывают принадлежность обладательницы костюма к определенному уголку Карелии. Обязательным дополнением женского наряда считался отнюдь не женский предмет — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом, крепился такой нож к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до тридцатых годов, а у пожилых женщин — до конца семидесятых.

1615879411_25-p-natsionalnaya-odezhda-v-karelii-31.jpg

Национальный костюм карельских мужчин не столь разнообразен. В комплект входит туникообразная широкая рубаха (короткая или длинная, до колен), порты, пояс, обувь и головной убор. На голову карелы летом надевали фуражки и шляпы, а в зимнее время года — меховые шапки или шапки из сукна. Представителям мужского пола приходилось работать в лесу, и, чтобы не мешали комары и другие насекомые, поверх одежды надевали балахоны, а на голову — кукель (накомарник).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду в Карелии шили из сукна домашней выделки или холста. Распашные кафтаны серого цвета, балахоны, шубы и тулупы из натуральной овчины сверху подпоясывали кожаными или вязаными поясами. Руки от мороза защищали теплыми рукавицами, сделанными из собачьего меха, кожи или материи, а варежки вязали из шерсти овцы.

Национальная зимняя обувь жителей Карелии — сапоги без каблука с мягкой цельной подошвой, выполненные из сыромятной кожи. Носы на меховых сапогах неизменно загнуты вверх. У жителей Южной Карелии были распространены лапти и сапоги из бересты. Для работы использовали прочные сапоги с широким голенищем, сделанные из кожи.

национальный костюм 4.jpg

Традиции и обряды

У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:
Свадьба;
Приход гостя;
Смерть; 
Привлечение удачи на охоте, рыбалке.карсико.jpg

Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был не женат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:
Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую. 
Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай. После того, как земля засеяна, она считается беременной. 
Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.

Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.

Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.

Свадебные традиции

Клетникка, плакальщица и обрядовые песни — все это про северную карельскую свадьбу. В Карелии насильно замуж выдавали редко, поэтому молодые старались найти свою настоящую любовь и с уважением относились к свадебным обрядам.

Лемби — это умение очаровывать и влюблять в себя. А для кого-то - определенная магическая сила, которой владела не каждая девушка. Для обряда лемби всегда выбирали особенные даты и места, значимые с языческой или с православной стороны. Одним из таких мест силы была баня, куда для обряда входили тайно, чтобы никто из близких и знакомых об этом не знал. В проведении ритуала использовали самые непримечательные предметы, которыми пользовались в быту — березовый, ольховый или рябиновый веник, холодную воду и дрова.

лемби.jpg

В возрасте 13-15 лет молодые люди начинали ходить на гулянья, которые в Карелии назывались бесёдами. Мужская компания вскладчину брала в аренду у одиноких жителей или вдов горницу, где молодежь проводила посиделки и танцевала. В свою очередь девушки приходили на бесёды с рукоделием, ведь с детства им приходились самим готовить свое приданое. К будущей свадьбе невеста припасала порядка 40 полотенец, чтобы одарить всю семью мужа, показав тем самым будущим родственникам свое трудолюбие и хозяйственность. Кто-то за время бесёд успевал вышить и более 100 полотенец.

На посиделки молодые девушки и парни всегда приходили в лучших нарядах и старались на каждую встречу одеться по-новому. Если девушка несколько встреч подряд приходила в одном сарафане, то считалось, что у нее не очень состоятельная семья. В свою очередь родители не экономили на нарядах для дочерей, ведь от этого зависело будущее их ребенка. На бесёде молодой человек мог подойти к девушке и сообщить о своих намерениях по сватовству.

Колдун был главным человеком на свадьбах в любой карельской деревне. В северной Карелии его звали пАтьвашка/ pat vaška, а в южной — Иедойника/ tiedoiniekka («знающий») или клЕтникка/ kletnikka.
Клетникка оберегал молодых от сглаза и порчи и руководил всеми процессами свадебного ритуала. Поэтому обязан был в мелочах знать все этапы и их последовательность, а также набор сберегающих заклинаний для молодоженов.

Работа колдуна начиналась всегда заранее, ведь проводить магические ритуалы нужно было еще до сватовства. Так, он помогал готовиться жениху к приходу в дом суженой. Молодой человек должен был быть подпоясан, так как пояс — это самый мощный мужской оберег. Также вокруг суженого чертили топором круг. Только после этого ритаула можно было смело идти свататься к своей красавице.

карельская свадьба.jpg

Главным атрибутом клетникка был посох, которым владеть нужно было в совершенстве. Ведь он имел особую магическую силу и использовался почти в каждом этапе церемонии.

К свадебной церемонии семьи жениха и невесты готовились одинаково. Нужно было наварить пива, купить водки и заколоть скот.

Невеста перед свадьбой могла много плакать, но ей не только этого не запрещали, но даже совсем не жалели и не поддерживали. Считалось, чем больше она будет плакать перед свадьбой, тем меньше будет горевать в семейной жизни.

В ночь перед свадьбой подружки топили для невесты баню и заранее собирали березовый веник, нарезанный в священной роще. Все это происходило под ритуальные песни и плачь подруг.

Во время свадебного обряда причитать помогала профессионального подготовленная плакальщица. Обычно – одна на деревню, в северной стороне иногда и две. Как и клетникка, плакальщица оставалась с молодыми на протяжении всей свадьбы. Они защищали молодых от завистливых лиц и порчи.

Карельские свадьбы везде игрались по-разному. Именно на севере Карелии свадебная церемония невозможна была без клетникка — он занимал самую важную роль во всех процессах.

Свадьба была огромным событием для всей деревни, а не только для молодоженов. Богатые семьи могли отмечать свадьбу дочери до трех недель, а бедным хватало и двух дней. Обряды, магия, заговоры плакальщицы и причитания, а также танцы и пляски создавали особую атмосферу для торжества.

Свадебный день начинался с венчания, после которого гости отправлялись в дом невесты. По дороге нужно было проехать через ворота, а жениху отдать выкуп за невесту. После выкупа молодожены заходили в дом и садились за праздничный стол, куда собирались и все гости.

После свадьбы невесту уже называли не княгиней, а снохой. Она больше всех в доме должна была трудиться. Как правило, на плечи молодой жены ложилась самая тяжелая работа по дому, поэтому медового месяца у молодоженов не было. Такое отношение в карельских семьях считалось нормальным, поэтому девушка не имела права осуждать и перечить старшим.

На изменение в семейной жизни можно было надеяться только в том случае, если муж решался уйти из родительского дома и переехать в свой дом. Только тогда девушка становилась полноправной хозяйкой в своей избе, никому не подчинялась и ни от кого не зависела.

karely-1024x681.jpg

Танцы

Танцы всегда были неотъемлемой частью жизни карел. Заимствовав различные хореографические элементы у других народов, карелы адаптировали их под себя и свой менталитет. В Карелии танец «играют» с присущей четкостью и лаконичностью, танцем празднуют и наслаждаются.karely-2.jpg

Прежде всего стоит отметить, что танцевальные традиции в Карелии имеют территориальное разделение. Обычно выделяют танцы южной и центральной Карелии, хореографию северной и приладожской Карелии. Однако все эти виды объединяют некоторые общие черты: использование шага и беговых движений, а в качестве основного направления танца – круг или «восьмерка». Хореография Карелии основывается на трех пластах, которые делают ее уникальной и самобытной.

Первый пласт – это импровизация в сольной части пляски. Второй стилевой пласт – это танцы-игры, по сути своей схожие с европейскими хороводными традициями. Третий пласт – это включение в традиционную хореографию кадрилей и адаптация их под особенности карельской плясовой культуры. Эти танцы многофигурные и рассчитаны на несколько пар. Однако в Карелии количество танцующих пар могло быть увеличено до сорока, каждая из которых исполняла сольную пляску.

В южной и центральной части Карелии особой популярностью пользовались ристи-контра и кадриль. Контра могла быть с импровизацией и иметь разнообразные фигуры. Есть вероятность того, что «контра» также означает контрданс, некоторые фигуры которого превратились в Карелии в отдельные танцы: касарейка, рииватта, сиипутус и шинки.

На севере Карелии хореография подвергалась сильному влиянию со стороны соседней Финляндии. Все многообразие танцев можно разделить на несколько видов. Первый из них – круговые игры или пиирилейкки, единый танец, исполняемый под разную музыку. Следующая группа представлена большим разнообразием игр-танцев, таких как кисад, кясикисаи, каклакиса. Каждый танец состоит из определенного набора фигур, исполняемых под финские песни. Еще одна группа игр – кисад. В этих танцах движения иллюстрируют текст песен и строятся по кругу. И последняя группа представлена самостоятельными танцами, как например хумахус или шулилуйкка. Они исполнялись и под инструментальный аккомпанемент и под ритмичное пение.

В Приладожской Карелии были популярны такие танцы, как маанитус, риватту, касарейка, нюкютюс.

2.jpg

Быт

Традиционные занятия карелов — охота, рыболовство, собирательство, земледелие, животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством. Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди.
Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, серп, коса-литовка. Молотили цепом с берёзовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур.
Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились с помощью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие угодья передавались по наследству.

рыбалка.jpg

Жилище

жилище 3.jpg

Поселения карелов располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по-чёрному. 

жилище.jpg

Семейный уклад

В XX веке практически все карельские семьи были очень многочисленными. Вполне нормальным считалась численность членов семьи в 20-25 человек.
Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом.


семья 2.jpg

Кухня

Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.

На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.

Рыба занимает в меню карелов ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают: супы, холодец, пироги, печеные, тушеные блюда.

Популярные блюда карельской кухни:

Каларуока. Дословно название переводится как «еда из рыбы». Это уха — рыбный суп. Традиционно его готовят на сливках или жирном молоке. Суп варят из лосося или форели. В результате получается очень нежное блюдо на сливочном бульоне.Каларуока.jpg
Калитка. Это популярная закуска, она представляет собой открытый пирог с защипанными краями. В качестве начинки берут рыбу, картофель, сыр, творог, ягоды.Калитка.jpg
Кануник. Мясное блюдо с очень интересным вкусом. Баранина или телятина тушится вместе с корнеплодами. Иногда берут три различных сорта мяса. В конце добавляют свежую рыбу, томят все ингредиенты под крышкой. Сочетание всех составляющих придает блюду невероятный вкус.Кануник.jpg
Калаладика. Это запеканка со свининой, молодым картофелем и селедкой. Их укладывают послойно, заливают кляром, запекают.Калаладика.webp
Кокачи. Блюдо представляет собой сытные лепешки с гороховым фаршем. Из ржаной муки замешивают тесто, делают начинку из давленого гороха с луком и толокном. Делают открытый пирог, ставят в печь.

Кокачи.jpeg
Ланттулаатикко. Это очень вкусное и питательное угощение на основе брюквы. Вареную брюкву толкут до состояния каши. Молоко размешивают с яйцом, кладут сахарный песок. Пюре заливают этой смесью, запекают.Ланттулаатикко.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.