1281
Коми

Источник фото : plus-one.ru

Ижемцы, язвинцы, пермяки, зюздинцы и зыряне, говорящие на разных языках и диалектах, — все это представители народа коми. По традиционной версии, в раннем Средневековье у них существовали свои племенные объединения, а позднее коми образовали княжество Пермь Великая, которое некоторое время успешно соперничало с Москвой.

Коми остаются одним из самых самобытных народов России. Несмотря на то что они были христианизированы одними из первых среди финно-угорских народов, в их культуре сохранились финские черты, русские старинные обычаи, а также традиции народов Крайнего Севера, с которыми граничит их территория.

История

По общепринятой версии, название «коми» происходит от названия реки Кама. Буквально его можно понимать как «житель». Сами представители народа иногда называют себя зырянами. Это слово означает «живущий на границе».

По традиционной версии, история народа коми начинается в IV веке н.э. на территории современной одноименной республики. При правлении русских княжеств коми постепенно покинули некоторые прилегающие территории. С XI века народ ощущал давление со стороны Новгородской республики, которая ограничивала его доступ к морю. В XIV веке была образована Великая Пермь, что ослабило влияние окружающих государств.

история4.jpgистория 2.jpg

Источник фото : dzen.ru

Даже после создания Великой Перми соперничество с Московским княжеством продолжалось долгие годы. Территории коми подвергались набегам со стороны волжских булгар. Ограничения в торговле вынуждали представителей народа отправляться за Уральские горы для сбыта продукции, что негативно сказывалось на экономическом состоянии региона.

Отношения между князьями и коми складывались по-разному. В 1380 году пермяки участвовали в Куликовской битве вместе с Дмитрием Донским. После этого в регионе был выбран первый епископ Стефан, известный как Стефан Пермский. 
В XV веке Московское княжество включило в себя земли коми. Экономическое развитие народа осложнялось отсутствием успешной торговли. Такая ситуация продолжалась до XVI века.

Нефтепромысел коренным образом изменил судьбу региона. Накануне революции территории, которые сейчас занимает Республика Коми, входили в состав Архангельской, Вологодской и Вятской губерний. После Октябрьской революции в стране набрали силу национальные движения. Коми в большинстве своём поддерживали идею общественного самосознания. В 1921 году была образована автономная область Коми, в 1936 году преобразованная в Коми АССР в составе РСФСР.

Во время существования СССР республика постепенно развивала промышленность. На территории стали добывать каменный уголь, нефть, а также развилась заготовка леса. В 1991 году регион получил статус автономной Республики Коми.

Территориальное расположение и численность

В России проживают более 143 тысяч человек, являющихся представителями народа коми. Из них в Республике Коми проживает 127 тысяч человек. Остальные распределены неравномерно:

1.    Тюменская область — 5 646 человек
2.    Ямало-Ненецкий автономный округ — 3 490 человек
3.    Архангельская область — 2 855 человек
4.    Ненецкий автономный округ — 2 431 человек
5.    Ханты-Мансийский автономный округ — 1 558 человек
6.    Мурманская область — 1 174 человека
7.    Кировская область — 526 человек

Некоторые представители народа проживают в крупных городах, в том числе в Санкт-Петербурге — 839 человек и Москве — 393 человека. 

Религия

Главной религией народа является православие. Обращение в христианство произошло во время деятельности епископа Стефана. Он проводил богослужения на языке коми, что способствовало принятию православия многими людьми. Также в республике есть староверы, проживающие на территории Нижней и Средней Печоры. До появления христианства народ исповедовал язычество и поклонялся природным стихиям: огню, воде и другим явлениям. Например, перед тем как выгнать скот на пастбище, его прогоняли между двумя кострами, а чтобы рыбалка была успешной, сеть держали над огнем. Особое почитание коми проявляли к огню и печи в доме, которые давали возможность готовить еду и согреваться.

Среди народа также был распространен тотемизм. В тотемах встречались различные изображения зверей и птиц. Одним из самых почитаемых был тотем медведя. Также коми верили в реинкарнацию, в перевоплощение человека в животное и наоборот.

В духовном мире, по представлениям коми, находятся добро и зло. Оленеводы и охотники верили, что в лесу живет леший, а у водных берегов — водяной, называемый васа. Домашних духов называли алыся. В каждой деревне были свои знахари и целители, которые, по поверьям, могли общаться с духовным миром. Согласно одному из старых поверий, если человека мучает икота, значит, кто-то сглазил его. Также среди коми существовало поверье, что икоту может вызвать лягушка.

В связи со многими поверьями в народе были популярны амулеты из когтей диких зверей, птичьих лапок или зубов рыбы. Самые распространенные — когти медведя, лапки утки и зубы щуки. Некоторые вешали амулеты на входе в дом, чтобы защитить его от злых духов. Несмотря на то что сегодня большинство коми — христиане, у некоторых представителей старшего поколения до сих пор сохраняются элементы языческих верований и обрядов.

Язык

Государственный язык — коми, который относится к финно-угорской группе. Лексика сформировалась под влиянием различных соседних языков: славяно-русских, ханты-мансийских, иранских, индоиранских, булгарских и карело-вепсских.

В зависимости от территории проживания коми можно разделить на 10 диалектов:

1.    Печорский
2.    Присыктывкарский
3.    Вымский
4.    Ижемский
5.    Нижневычегодский
6.    Среднесысольский
7.    Верхнесысольский
8.    Верхневычегодский
9.    Удорский
10.    Лузско-летский

Диалекты различаются по произношению слов и написанию. Несмотря на такое разнообразие, коми прекрасно понимают друг друга.
Литературный язык коми стал формироваться только в XX веке. Язык применяется как в общественной, так и в повседневной жизни. В 1920 году был выпущен первый букварь, а в 1926 году было открыто 257 школ, преподавание в большинстве из которых велось на языке коми. Спустя 5 лет в Сыктывкаре открылась первая школа среднего образования и педагогический институт. В 1938 году преподавание на родном языке велось в 70% школ, в 20% на русском, а в 10% — на обоих языках.

Сегодня язык коми преподается в начальных классах в поселках, а в старших классах является обязательным предметом. В 1992 году было принято постановление об утверждении двух государственных языков: русского и коми.

В настоящее время коми языком владеют 108 958 человек, из них используют его в повседневной жизни 91 595 человек.

Традиционная и современная культура

Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражается в прикладном искусстве. Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу. Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому гражданину.

Во всем творчестве коми можно видеть интересную черту. Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считают период молодости, которую они называют солнцеликой жизнью.

Развитие узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ освоил создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты с изображением животных и людей.

Танцы у коми — отдельное искусство. Существуют праздничные танцы, танцы-гулянья и другие виды. Популярны были балы, которые сопровождались частушками, но самыми зрелищными стали хороводы. Они могли насчитывать сотни участников. Начинаясь в одном селе, хоровод шел по всему району, постепенно увеличиваясь с каждым новым участником.

Традиции

Традиции коми коснулись многих аспектов жизни. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Неизменным почетом пользуется культ предков, оберегающих дом. Среди коми до сих пор встречаются традиционные целители и духовные наставники, хранящие знания о древних обрядах.

Праздники

У коми популярны праздники, связанные с традиционными занятиями. Например, народ отмечает день рыбака, день оленевода, праздник кулинарных искусств, посвященных рыбному пирогу и другим блюдам. Самыми масштабными праздниками в республике считаются «Луд», который отмечают в Ижемском районе, Усть-Цилемская Горка, керчомский «Пыжа гаж», гонки на оленьих упряжках в Воркуте и Инте. Принято устраивать театрализованные представления. В праздники проводят народные гулянья, прыжки через костер, исполнение народных песен. Всюду можно видеть запевал, импровизирующих под играющую гармонь.

праздник Луд.jpg праздник Луд 2.jpgдень оленевода.jpg

Источник фото : gazetakomi.ru , ourreg.ru , agatu.ru

Национальный костюм

В костюмах коми прослеживаются отблески ненецких и северорусских традиций.

Самой главной одеждой для женщины являлся сарафан, для мужчины — рубаха. В традиционном костюме женщин также имеются короткие рубашки, которые надевают в ветреную погоду. На работу летом надевали дубник, а зимой — шубу.

Для особых торжеств коми заранее шили одежду и украшали ее. Использовали преимущественно шелковые ткани. На голову девушкам было принято надевать парчовую ленту и подвязывать к ней другие небольшие ленточки.

Мужская рубаха всегда подпоясывалась ремнем. Штаны делали из плотной ткани, заправляя в носки из шерсти. Летом мужчины надевали кафтан, а зимой шубу. Также на зиму у мужчины была шапка из овчины. На ноги надевали кожаные туфли — башмаки. Вся мужская одежда украшалась национальным орнаментом. В северных районах предпочитали носить максимально теплую одежду, большая часть которой имела олений мех, в том числе сапоги — пимы.

традиции. костюм.jpgкоми 2.jpg

Источник фото : super48.ru , www.komi.kp.ru

Быт

Жизнь

В повседневной жизни коми наиболее важными занятиями были: оленеводство, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство.

Оленей коми часто заимствовали у ненцев, одновременно перенимая ценные знания и привнося собственные навыки в оленеводческое дело. В начале ХХ века они стали крупнейшими оленеводами на всем европейском севере. В одном стаде оленевода может быть до 2 тысяч голов. За животными следят круглосуточно с помощью особой породы собак.

В земледелии коми сохранили традиции предков, которые берут свое начало еще с Х века. Сейчас также используются современные методы и техника, что позволяет получать хороший урожай. Коми выращивают многие культуры, причем если раньше огородничество практически не было развито, то сейчас при домовых участках можно видеть хорошо знакомые картофель, лук, редьку и другие культуры.

кичига.jpg

Источник фото : ifaba.ru

Предки коми использовали особые орудия труда, среди которых была кичига — деревянное молотообразное орудие, имеющее выгнутый конец. В посевах участвовали мужчины. Пахота считалась чисто мужской работой, поскольку требовала много сил. В южных и северных районах постоянно мололи зерно. На севере использовали ручные жернова, а на юге — мельницы. Популярность круп требовала использования деревянной ступы практически в каждом хозяйстве. В связи с тем, что северные жители не располагали достаточным количеством орудий, им приходилось приобретать их у южан.

Скотоводство развивалось регулярно. Для коми повседневным занятием стал выпас овец, коров, разведение лошадей. Скотоводческую продукцию употребляли сами, при этом молочный скот был малопродуктивным. В отличие от развитого оленеводства, выпас у коми был не настолько хорошо налажен. Проблема заключалась не только в отсутствии знаний, но и угодий. Сейчас эту проблему компенсирует экспорт животноводческой продукции из других регионов. Наравне с оленеводством важным занятием считается рыболовство. Запасы рыбы всегда были велики: ее сушили, вялили, засаливали.

Для добычи меха и кожи коми занимались охотой. Промысловой охотой занимались даже в период ХХ века, когда наблюдался значительный спад. Добычей охотников становились дикие звери и птицы.

Собирательство тоже приобрело большую популярность. Коми заготавливали грибы, кедровые орехи. Ягоды позволяли готовить пироги, а с помощью пихтовой коры создавали суррогат, который служил основой для муки. Собирательство помогало в сложные времена года, когда продуктов становилось мало. Обычно этот период выпадал на весну и лето.

Чаще всего в быту использовалась деревянная посуда. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой.

До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции. 
Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.

Женщины коми — мастерицы в гончарном ремесле. Для изготовления различных предметов они использовали ленточно-жгутовый метод вместо общепринятого гончарного круга.

Жилье

Раньше распространенным типом жилья коми была наземная постройка. Дома представляли собой конструкцию из сруба сосновой породы. При каждом доме был хлев, двор, а также поветь, которая соединялась помостом. Крыша у жилья всегда была односкатная. Обычно коми строили две избы (зимнюю и летнюю). Крыша для них была общей, причем второй скат предназначался для укрытия двора. На юге строили одноэтажные дома, а в северных регионах были распространены двухэтажные.

Внутри изб располагалась печь, рядом с которой всегда находился красный угол. Восточные коми располагали над печью маленькое окно. До второй половины XIX века коми топили по-черному.

Многие коми строили амбары, которые называются житниками, погреба, бани. Иногда возле традиционных домов можно видеть колодцы. Часто бани строят рядом с рекой.

Жилье украшают просто, но со вкусом. Для этого используют ткани, украшенные орнаментом, на оконных ставнях вырезают красивые узоры. Из предметов декора практически в каждом доме можно найти деревянные фигурки птиц и коней, вырезанные вручную. У оленеводов обязательным украшением являются оленьи рога.

традиционное жилище коми.jpg

Источник фото : народы74.рф

Кухня

Для коми характерно обильное питание. В пищу люди используют мясные, рыбные и растительные продукты.

Различаются и кулинарные традиции: у охотников и оленеводов на столе обычно есть мясо, а обед земледельца трудно представить без густых похлебок и каш.

Кухню коми можно охарактеризовать как горячую. Пищу готовили в печи. Кухня северных и южных коми существенно отличается. Например, ижемцы ели оленину и строганину, но мало грибов и овощей.

scale_1200.webp

Источник фото : komiinform.ru

Один из самых любимых продуктов коми — рыба. Рыбу варили, сушили и вялили, но редко жарили и солили.

Любят коми и кисло-соленую рыбу. Готовят ее следующим образом: свежую рыбу солят. Бочки оставляют при теплой погоде на солнце, а в холодную погоду заносят в избу. Готовность такой рыбы устанавливается по специфическому запаху. Такая рыба считалась хорошим средством против цинги.

Мясо употребляется любое: говядина, баранина, свинина, мясо лося, медведя, оленя и дичь.

Мясо варили, тушили, сушили и вялили. При массовых забоях оленей мясо солили. Печорские коми очень любили строганину из свежей оленины. К мясным и рыбным блюдам подавали гарнир из картофеля с различными овощами. Также пища несла символическое значение. Например, на свадебный стол ижемцев по обычаю подавали лебедя. Все остальное время существовал строгий запрет на употребление этой птицы в пищу.

Из овощей использовали в пищу картошку, репу, брюкву, морковь, капусту. Большой популярностью пользуются супы с большим содержанием мяса, капусты, картофеля, крупы, а также грибные супы, холодные супы на квасе, уха из речной рыбы.

На второе подавали каши. В зависимости от того, как варили крупу — на открытом огне или в печке, каши бывают заварные и распаренные. В каши добавляли ягоды и овощи. Повсеместно использовали в пищу молочные продукты — молоко, простоквашу, творог, сметану, масло. Грибы и ягоды сушили. Бруснику и морошку замачивали в деревянных кадках, а бруснику и клюкву хранили и в замороженном виде.

Хлеб в рационе был ограничен, его пекли нередко с различными добавками из рябиновой коры, листьев рябины и малины, соломы, борщевика (азьгум) и лебеды (поттурун).

Из муки (пызь) и крупы (шыдос) варили каши (рок). Ячменная и ржаная мука использовалась для приготовления выпечных изделий: ярушников (ид нянь), шанег (кыз ку, рыська шаньга), сочней, пирогов, а также пельменей (пельнянь).

Особенность выпечки коми в том, что хозяйки редко добавляли в тесто яйца. Это связано с тем, что коми не везде держали кур.

Традиционные напитки коми: хлебный квас (ырош, сюкос), сусло (чужва) с добавлением черники, морошки, клюквы, брусники, черемухи, пиво (сур), отвар шиповника, брусничного листа, березовый сок (зарава). Из пареной репы варили взвар. Повсеместно был распространен чай, который заменяли растительные настои. Пиво готовили из солода, для которого отбирали лучшие зерна ржи и ячменя. На десерт готовили густые кисели, компоты, подавали свежие ягоды с сахаром, молоком, сметаной и сливками.

Использовались молоко и молочные продукты: молоко (йов), творог (рысь), сметана (нок), простокваша (шома йов), масло (вый). На зиму заготавливались дикорастущие ягоды и грибы. В пищевой рацион входили овощи: редька, лук, репа и капуста, со второй половины XIX в. — картофель.

Имелись обрядовые блюда. Так, после завершения сенокоса из ячменной муки, обжаренной на масле, варили обрядовую кашу (чомор, косаа рок), готовили жареные колобки и калачи (печенича).

Вот три традиционных блюда, которые стоит попробовать в Республике Коми:  
Йола чери — буквально переводится как «рыба в молоке». Разделанную рыбу — например, форель, треску или судака — укладывают в посуду, заливают молоком (иногда пополам со сметаной) и отправляют в печь томиться. Крышкой не закрывают — выступающая из молока рыба должна подрумяниться сверху, а подливка — покрыться золотистой корочкой.

Йола чери.jpg

Источник фото : pabliko.ru

Шома капуста (капуста по-коми) — традиционная холодная закуска, которую подают к картошке или мясу. Особым образом надрезанные кочаны доводят до кипения и недолго варят с солью, смородиной, укропом и другими травами. Такую капусту уже можно есть — раньше в деревнях ее готовили в больших чанах и угощали соседей. Однако чаще ее сохраняют на зиму: укутывают в марлю, выкладывают сверху подсушенный ржаной хлеб и убирают в теплое место, где капуста должна забродить. Потом убирают в холодильник или холодный погреб и едят с наступлением зимы.

шома капуста.jpg

Источник фото : mojakuhnja.ru

Ыроша кушман — что-то вроде окрошки на квасе, но без мяса и с редькой. В буквальном переводе это и есть «редька с квасом». Тертую редьку, порезанный кусочками вареный картофель и рубленый лук посыпают солью и заливают квасом, а подают со сметаной. Такой суп едят летом и осенью, а для православных коми это еще и одно из главных блюд осеннего поста.

ыроша кушман.jpeg

Источник фото : dzen.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения