1611
Крымчаки

Источник фото : relocationnow.ru 

Крымчаки — это малочисленная этническая группа, исторически проживавшая в Крыму. Они являются тюркским народом и имеют свою уникальную культуру и язык. Крымчаки исповедуют иудаизм. В прошлом крымчаки были более многочисленным народом, но после Второй мировой войны их численность резко сократилась, и они практически исчезли из Крыма. В настоящее время большинство крымчаков проживает в Израиле, Украине, России и других странах. 

История

Вероятнее всего, формирование крымчаков как народа началось в XIV–XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Исследователи начала XX века выдвигали гипотезу, что крымчаки произошли из хазар или являются потомками тюрков, которые приняли иудейскую веру от поселившихся в Крыму в начале первого тысячелетия немногочисленных евреев, которых при императоре Адриане изгнали римляне.

Первые евреи появились в Крыму во II–I веках до нашей эры, когда началась эллинистическая колонизация берегов Черного моря. Вероятнее всего, евреи прибыли в Крым из Малой Азии, но могли также переселиться с Кавказа во времена ассирийского и вавилонского пленения.

Сохранились документы I века нашей эры об освобождении крымских рабов их владельцами-евреями и надгробные иудейские надписи в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Причем в документах об освобождении рабов им предписывалось продолжать посещать синагогу под присмотром еврейской общины.

Во II–III веках евреи начали расселяться на западе южного побережья Крыма. Они упоминаются, в частности, в связи с восстанием местного населения против насильственной христианизации.

Когда в VII веке большую часть Крыма заняли хазары, крымские евреи, вероятно, способствовали иудаизации Хазарского каганата. В это время часть крымских готов также приняли иудаизм, кроме того, еврейское население Крыма увеличилось за счет еврейских беженцев из Византии.

В 909 году в Каффе была построена самая древняя синагога из всех, которые известны на постсоветском пространстве (уничтожена бомбежкой во время Великой Отечественной войны).

После того как князь Святослав нанес хазарам в 965 году сокрушительное поражение, византийский император Алексей I приказал изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Однако и спустя 70 лет путешественники свидетельствовали о том, что в византийской части Крыма живут еврейские общины.

Когда степная часть Крыма в XIII веке вошла в состав Золотой Орды, на южном побережье полуострова возникли генуэзские колонии, благодаря которым развиваются торговые связи жителей Крыма. Это привлекало туда много еврейских иммигрантов из Персии, Малой Азии, Египта, а также Италии и Испании и способствовало культурному развитию еврейской общины Крыма: в 1358 году было создано первое письменное произведение крымских евреев — книга Аврахама Кирими (то есть «Крымского») «Сфат ха-эмет» («Язык истины») как комментарий к Пятикнижию. В том же XV веке в Крыму появились евреи из Литовского государства: пленники татар и беженцы, в том числе пленный раввин Моше бен Яаков из Киева, который во многом способствовал сплочению общины крымчаков.

Крымские евреи нередко посредничали при выкупе пленников, а также предоставляли убежище еврейским беженцам — в частности, евреям, которые бежали от событий 1648–1649 годов на Украине. Таким образом, крымчаки много веков ассимилировали евреев из Вавилонии, Византии, Хазарского каганата, Италии и с Кавказа, а также пленников, захваченных на Востоке, о чем свидетельствуют многообразные крымчакские фамилии: тюркоязычные (Демарджи, Бакши, Женгин), малоазиатские (Токатли, Ханбули), кавказские (Абаев, Гурджи), итальянские и испанские (Анджело, Манто), ашкеназские (Берман, Лурье), иврито-арамейские (Шамаш, Нееман, Песах).

Крымчаки ассимилировались с пришлыми евреями на основе принадлежности к иудаизму раввинистского (некараимского) образца и при этом перенимали у своих соседей крымских татар разговорный язык, одежду и обычаи. Однако в начале XVI века раббанитская община Кафы все еще делилась на землячества в зависимости от молитвенного ритуала: ашкеназского, романиотского или вавилонского, хотя к тому времени Моше а-Голе выработал для крымских евреев общий молитвенник.

В XV веке Крымское ханство и Турция начали теснить генуэзские колонии в Крыму. Стремясь предотвратить межконфессиональные конфликты, генуэзские власти издали устав для своих черноморских колоний, провозглашая свободу вероисповедания, который предписывал местным властям не вмешиваться в дела евреев.

Крымские евреи тем временем упрочили отношения с двором крымских ханов и даже выступили посредниками в переговорах князя Московского Ивана III с крымским ханом Менглы-Гиреем. Соответственно, часть переписки между этими правителями велась на иврите.

Чтобы защитить себя от притеснения местных феодалов, еврейские купцы в Крыму начали получать ханские ярлыки.

В XIX веке община крымчаков настолько обеднела, что просила российские власти освободить ее от свечного сбора, хотя и безрезультатно. В 1840 году 140 крымчаков основали сельскохозяйственную колонию Рогатликой, но в 1859 году земледельцев этой колонии перевели в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли отдали русским переселенцам.

Но потом за крымских евреев вступился новороссийский генерал-губернатор А. Строганов, и крымчакам были предоставлены некоторые льготы по налогам и рекрутчине.

Первые школы для крымчаков с преподаванием на русском языке появились в Крыму только в XX веке. Приобщившись к русской культуре, некоторые из них поддержали Октябрьскую революцию, а затем активно включились в сионистское движение.

Когда фашисты в 1941 году оккупировали Крым, они сделали специальный запрос в Берлин относительно этого малочисленного народа, потому что не были уверены, что крымчаки относятся к «еврейской расе». Из верховной ставки пришел ответ, что крымчаки должны быть уничтожены. Подсчитано, что из 40 тысяч евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около 6 тысяч имели национальность крымчаки.

В послевоенное время в Советском Союзе крымчаков называли особой «народностью» смешанного этногенеза, которая с каждым годом все более ассимилировала, утрачивая свои национальные черты.

Территориальное расположение и численность

Крымчаки исторически проживали на территории Крыма, в основном в городах Феодосия, Судак, Керчь и других регионах полуострова. Однако после Второй мировой войны многие из них переехали в Израиль и другие страны, поэтому в настоящее время их территориальное расположение разнообразно, и они проживают по всему миру.

По данным Всероссийской переписи населения за 2020 год, в России проживает 954 крымчака, из них в Республике Крым — 864 чел., в Севастополе — 35 чел., в Москве — 18 чел.

Всего в мире насчитывается около 1,2–1,5 тысячи крымчаков, они проживают в Израиле, на Украине, в Узбекистане.

1643.jpg

Источник фото : culture.volgograd.ru

Религия

Крымчаки исповедуют иудаизм. Иудаизм является их основной религией и имеет глубокие исторические корни среди этого этнического народа. Иудаизм включает систему верований, обрядов, этических принципов и законов, которые регулируют жизнь верующих.

Они придерживаются Танаха (Еврейской Библии), а также традиций и обрядов, переданных им из поколения в поколение. Крымчаки также отмечают еврейские праздники, такие как Песах, Рош ха-Шана и Йом Киппур, и следуют кашруту — диетическим законам иудаизма.

Язык

Крымчакский язык относится к кыпчакско-половецкой группе тюркских языков. Его также считают этнолектом крымско-татарского языка. До Октябрьской революции крымчаки общались между собой на этом языке, а переписывались и вели религиозные службы на древнееврейском. Соответственно, как и караимский, крымчакский язык отличается от других тюркских гебраизмами — то есть заимствованиями из древнееврейского языка.

В фонетике крымчакского языка прослеживается османское влияние, он также сохранил архаичные черты, которые сближают его с карачаево-балкарским языком.
В области морфологии крымчакский язык совпадает со средним диалектом крымскотатарского языка.

На данный момент в РФ крымчакским языком владеют 5 человек, из них используют в повседневной жизни 3 человека.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Символом сватовства было принятие девушкой дорогого подарка («бэ»), обычно золотого украшения, который вручался свахой («эльчи») от имени жениха. Вслед за этим следовало заручение («нышан») — встреча родителей жениха («куюв») и невесты («келин») для определения размера приданого. Обычно свадьбы назначались на осень, реже игрались весной.свадеб. наряд.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Традиции, связанные с рождением ребенка

Еще в начале XX столетия крымчачки рожали детей дома. Роды принимала повитуха «эбана». Обязательно приглашалась молодая кормящая мать — одна из родственниц или подруг роженицы. Она должна была первой дать свою грудь новорожденному и стать его молочной матерью — «эмчек ана». На восьмой день новорожденным мальчикам делалось обрезание («суннет»), а для девочек устраивался праздник наречения имени — «ат кошмах». В этот день приходили гости с подарками, «эмчек ана» приносила напиток «арле» и угощала присутствующих. Этот обычай назывался «къаве ичмек».

Погребальные традиции

В погребальном обряде крымчаков сохранялись пережитки прежних языческих представлений, примиренных с иудаизмом. Проведением этого обряда занималось похоронное общество «Хевра Кадиша» — пожилые мужчины и женщины, добровольно возложившие на себя эти обязанности. В Карасубазаре до начала 1940-х гг. умерших хоронили, ориентируя головой на север-северо-запад в прямоугольной могиле с заплечиками. По уровню заплечиков яма перекрывалась деревянными дощечками или настилом и засыпалась землей. Кладбище располагалось на противоположном берегу реки Кара-су, и женщинам, участвовавшим в похоронной процессии, разрешалось дойти до моста. По дороге к кладбищу мужчинами исполнялся особый гимн, обращенный к богу Тенгри. 

Религиозные обряды и национальные праздники

Крымчаки активно участвуют в религиозных обрядах и праздниках иудаизма. Они отмечают праздники, такие как Песах, Рош ха-Шана и Йом Киппур, и следуют религиозным обрядам, включая молитвы, посты и чтение священных текстов.

В память о крымчаках, уничтоженных в годы Второй мировой войны, ежегодно, начиная с 1944 г., в начале второй декады декабря проводятся общие поминки — «Тъкун» с ритуальным застольем, собирающие в Крыму большинство представителей общности.

культура.png

Источник фото : dzen.ru

Национальная одежда

Традиционный мужской костюм включает синий архалук, представляющий собой широкий халат. Его стягивают поясом, украшенным серебром, если человек богатого происхождения. На поясе держат маленький кинжал и медную чернильницу. Шапка делается из шерсти баранов, поверх халата надевают пиджак-пальто, на ногах для защиты от ветра носят брюки. Обувь у крымчаков двойная — на мягкие сапоги надевают твердые галоши из натуральной кожи.нац. костюм.jpg

Источник фото : toptopkrym.ru

Одежда девушек более яркая и способна удивить красивыми орнаментами. Крымчачки надевают на ноги шаровары с подвязками. Наиболее примечательная деталь гардероба — кафтан с богато украшенными рукавами. Поверх него носят кружевной передник из шелка.

крымчаки.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Головные уборы девушки носят с учетом возраста и социального статуса. Если крымчачка еще совсем юная, то она наденет феску лилового цвета, расшитую яркими нитями. Иногда такие шапочки украшают монетками. Молодая женщина должна носить платок с красиво оформленной вышивкой. Складывают его наискось, что придает наряду шарм. Молодая замужняя девушка обязана надевать свой наряд каждый раз, когда показывается на люди. Женщины всех возрастов любят украшения, поэтому их дарят на особые случаи, например, свадьбу.

nRkFtbJ04es.jpg

Источник фото : e-zdravnitsa.ru

Быт

Жизнь

Элементы традиционно-бытовой культуры крымчаков, характерные для общины периода Крымского ханства, сохранялись еще в середине прошлого века.

В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок. Сведения ономастики позволяют говорить о кузнечном и ювелирном производстве. Часто ремесло сосуществовало с мелкой торговлей. Небольшая часть представителей общности XIX в. была достаточно зажиточной и занималась разными торговыми операциями. Источники сообщают об их участии в различных ярмарках, проходивших на юге России в этот период.

В качестве подсобных занятий, сосуществовавших с ремеслом и торговлей, авторами прошлого столетия отмечались садоводство, огородничество и виноградарство. При этом часть крымчаков традиционно производила вина и виноградную водку. В подсобном хозяйстве крымчакской семьи имелся как крупный, так и мелкий домашний скот, содержалась домашняя птица.

Незадолго до начала Крымской войны часть карасубазарских крымчаков получила разрешение переселиться в северо-западный Крым, в район озера Донузлав для занятия земледелием, однако после окончания военной кампании она была вынуждена, в связи с царским указом, вернуться на прежнее место жительства. 
В настоящее время крымчаки работают в разных отраслях и представлены самыми различными профессиями, не отличаясь в этом от представителей других народов бывшего СССР.

Семейный уклад

В древности у крымчаков было распространено многоженство, у них также было принято женить родственников. Но когда в конце XIX века главным раввином Карасу-Базара стал Хаим Хезекия Медини из Иерусалима, многоженство прекратилось. Хотя девушек по-прежнему выдавали замуж в раннем возрасте, браки между родственниками допускались, а вдовам запрещали вступать в новый брак.

Возраст вступления в брак в середине XIX — начале XX столетия для девушек-крымчачек был обычно 13–16 лет, для юношей 16–18 лет. Еще до начала XX в. сохранялся обычай сговора родителей о браке детей, нередко когда те были в младенческом возрасте.

Будущие муж и жена могли познакомиться на каком-нибудь празднике или семейном торжестве.

Жилище

В карасубазарский период истории крымчакская община проживала компактно в восточной части города вдоль левого берега реки Кара-су. Этот район еще в начале XX в. назывался «Крымчакской стороной». Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей «татаркой» (разновидность черепицы формы средневекового калиптера). Окна домов выходили во двор, к улице была обращена сплошная каменная стена и забор, скрывавший от посторонних глаз жизнь домовладения.быт. жилище.jpg

Источник фото : krymatlas.ru

Обычное жилище, характерное для средней крымчакской семьи, сохранялось у крымчаков Карасубазара до 40-х гг. XX в. Его описание представлено в неопубликованном этнографическом очерке И. С. Кая: «Дома у крымчаков строились так же, как у татар, преимущественно с окнами во двор. Среднее жилье состояло из кухни (аш-хана), передней (аят) и одной или двух комнат».

Убранство комнат отличалось особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком — «кииз» — и ковриками — «килим», вокруг стен стлались тюфяки — «миндер», кругом к стенам приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки «ян ястыхлар». Все эти подушки покрывались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами — «янчик».быт. жилище2.jpg

Источник фото : travelask.ru

Посреди комнаты ставился низкий круглый стол «софра», за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню, по всему полу стлались матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрывались белыми покрывалами «чарчеф», сверху симметрично расставлялись подушки «баш ястыхлар» и сооружался так называемый «июк». Сейчас «июк» заменяется кроватями, «софра» — столами, «миндерлик» — стульями, одежда, белье складывается в сундуках, медная посуда расставляется по полкам. Посуды в каждом крымчакском доме всегда достаточно: родители при выходе замуж дочерей снабжают их всей необходимой посудой, в соответствии с разнообразными видами крымчакских кушаний.

Кухня
нац. костюм 2.jpg

Источник фото : транс-атлантис.рф

Еда крымчаков за последние десятилетия стала весьма разнообразной. Голодные годы ушли в прошлое, поэтому люди питаются обильно.

Крымчаки с давних времен разводили голубей, которых употребляли в пищу. Распространенным блюдом был голубиный кубете — пирог, начиненный фаршем, приготовленным из птицы. Начинкой пирогу может также послужить баранина с картофелем или говядина. Только настоящий кубете должен быть сытным. Поэтому бараний жир — обязательный ингредиент. Крымчаки добавляют в блюдо пастернак и зеленый лук, а само мясо может содержать хрящи, поэтому есть пирог надо осторожно.кубете.jpg

Источник фото : travelask.ru

Крымчаки любят пшенку, однако это вовсе не та каша, о которой можно было подумать. В понимании крымчаков пшенка — вареная кукуруза. Варят ее обязательно в больших кастрюлях с эмалированной поверхностью и на бульоне. В него добавляют листья и варят так не менее двух часов. Крымчаки едят кукурузу горячей, почти обжигающей, втирают соль и смазывают сливочным маслом.

Из сладостей крымчаки едят варенье, приготовленное с использованием чайной розы, айвы, абрикоса, белой черешни. В пищу употребляют мелкие крымские сливы. Хотя сейчас последние стали редкостью.

Излюбленный напиток — буза. Готовится он из пшена и по вкусу напоминает квас, но пощипывает язык гораздо сильнее.

Наиболее распространенными блюдами крымчакской кухни являются:

•    Баклажаны с мясом; 
•    Запеканка кайгана с баклажанами и яйцами;кайгана.jpgИсточник фото : dzen.ru

 •    Каших — пельмени на бульоне; 
•    Бохчачих — мучное блюдо с добавлением яйца, масла, толченых орехов, изюма и меда.

Самое сытное кушанье, которое готовят крымчаки — кавурма. Готовят его традиционно в глубокой чугунной сковороде или казане. Сытность блюда обеспечивается добавлением жира. Повар не должен скупиться также на лук и перец, чтобы блюдо получилось достаточно жгучим. Готовят кавурму на малом огне, едят с картофелем, домашней лапшой или рисом. Главным ингредиентом кавурмы, безусловно, является свежая баранина или говядина, которую важно хорошо промыть и мелко нарезать.кавурма.jpg

Источник фото : dzen.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения