Источник фото : dzen.ru
Кряшены — этноконфессиональная группа в составе татар Волго-Уральского региона, их также называют крещеными татарами.
Эта этноконфессиональная группа формировалась на протяжении нескольких веков на основе как тюркских, так и финно-угорских компонентов, приобретя уникальные черты.
В исторических источниках описывается столкновение между мусульманской и христианской общинами, которое произошло в 1230 году в городе Булгар. Некто Авраамий активно проповедовал христианство, что привело к конфликту, в результате которого он был убит. После того как волнения улеглись, мощи Авраамия были переданы Владимирской епархии, а впоследствии его канонизировали.
После присоединения Волго-Камского региона к России началось распространение христианства. В связи с этим отношения между христианским и мусульманским населением долгое время оставались сложными. Поэтому кряшены в течение многих лет вели замкнутый образ жизни и мало общались не только со своим мусульманским окружением, но и с русскими. По этим же причинам у кряшен поздно начала формироваться образованная элита, и даже собственные православные священники появились далеко не сразу.
Особо кряшены почитают своего первого священника Василия Тимофеева. Он занимался переводами священных книг, открыл в своем доме школу для кряшенских детей и начал обучать их родному языку.
Впервые как о самостоятельном народе о кряшенах начал писать востоковед и переводчик Николай Ильминский. Однако в царское время кряшены не проявляли яркого национального самосознания и не стремились создавать собственные органы самоуправления. Только после Февральской революции они заявили о себе как о самостоятельном народе.
Тем не менее, при подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При этом перепись насчитала в стране более 100 тысяч кряшен.
В тридцатые годы XX века советская власть провела укрупнение этносов и объединила кряшен с казанскими татарами. В результате кряшены лишились автономии, а также собственных культурных организаций и учебных заведений.
Государственная политика атеизма также оказала влияние на их национальную культуру. Однако традиционная обособленность кряшен способствовала сохранению многих элементов культуры. Эксперты считают, что во многом благодаря кряшенам сохранились многие татарские народные песни, которые не одобрялись властями в разные периоды.
В 2001 году кряшены приняли декларацию о самоопределении и с тех пор демонстрируют сплоченность и развитое национальное самосознание.
По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 29 978 кряшен. Наибольшее количество проживает в Республике Татарстан — 25 189 человек.
Также кряшены проживают в Республике Башкортостан — 3801 человек, в Удмуртской Республике — 277 человек, в Кировской области — 168 человек и в Самарской области — 163 человека.
После христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли бы на их родном языке объяснить основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате религиозной обособленности у кряшен сложились своеобразные религиозные практики, включившие как христианские, так и домонотеистические элементы. Благодаря деятельности Николая Ильминского жизнь кряшен стала постепенно приближаться к жизни православных христиан. Он перевел на язык крещеных татар богослужения и Священное Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит и воспитал множество представителей кряшенской интеллигенции.
Молькеевские кряшены сохраняют память о том, что их предки были мусульманами. В деревнях сохранились мусульманские кладбища, которые являются объектами почитания. Наиболее известны могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново и могила Мяльки бабая в Молькеево. Кряшены иногда участвуют в совместных с мусульманами обрядах.
В процессе формирования у кряшен сложились свои говоры татарского языка, среди которых выделяют четыре основных:
1. Говор молькеевских кряшен (западный диалект татарского);
2. Говор заказанских кряшен (средний диалект татарского);
3. Говор чистопольских кряшен (средний диалект татарского);
4. Говор кряшен Нижнего Прикамья (средний диалект татарского).
Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, а также небольшое количество заимствований из фарси и арабского языка.
В царское время кряшены использовали алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Его разработка началась в 1862 году, а окончательное формирование произошло к 1874 году. В отличие от русского алфавита, в нем было четыре дополнительные буквы для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден. В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналиф, использование алфавита Ильминского было прекращено вплоть до 90-х годов XX века. Впоследствии на нем начали издавать богослужебные книги и литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование стандартного татарского алфавита. Практически все кряшены являются двуязычными и владеют русским языком.
В старину кряшены отмечали праздник Семик (Симет бәйрәме или яфрак бәйрәме — праздник зелени), который приходился на четверг перед Троицей.
Перед Питрау (Петровым днем) кряшены варили жертвенную кашу «корман», а также вязали веники из целебных трав. Затем всей деревней собирались у реки и читали молитвы о хорошем урожае. По поверьям, в этот день всегда идет дождь.


Источник фото : rsloboda-rt.ru , addnt.ru
Накануне Качману (Крещения) кряшены празднуют Нардуган, посвященный культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни и ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством, отбеливающим кожу.
На Раштуа (Рождество) кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол с чистой скатертью и молча едят, а затем проводят обряд, чтобы в доме было больше кур.
Накануне Рождества существовал обычай «воровать» у соседей сани, кататься на них, а на следующий день возвращать.
На Масленицу (Май бяйряме) кряшены катались с горок, а на второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя, включая состязания (сурян).
1. Свадебный обряд
Свадебные обряды кряшен восходят к древним традициям татарского народа и сохраняют архаичные элементы.
Раньше свадьба у кряшен называлась «красной» (Кызыл) и проводилась иначе. Молодежь за стол не сажали (они находились там же, но не на виду). Гости по очереди звали их и дарили подарки. Хозяева угощали приглашенных. Затем все приглашенные по очереди приглашали гостей к себе домой и угощали их. Эти «походы» сопровождались музыкой, песнями и плясками. Такая свадьба была очень веселой и шумной.
На кряшенскую свадьбу каждый гость приносил угощение. Дом жениха украшала невеста: она стелила на столы скатерти и вешала на окна занавески, сотканные и вышитые своими руками.
2. Погребальные и поминальные обряды
На поминки кряшены приносят подушку, которая символизирует душу умершего. Старики несут эту подушку на кладбище, читают над ней молитвы, а затем приносят в дом, кладут на стул и ставят перед ней еду. В завершение церемонии подушку встряхивают, чтобы душа покойного отлетела.
3. Обряды, связанные с рождением ребенка
Во время торжества в честь рождения ребенка собирается много народа, приносят подарки. Раньше дарили маленький кусок ситца.
Если в семье умирал ребенок, над новорожденным совершали обряд «продажи». Ребенка через окно «покупала» соседка или родственница, после чего он назывался ее сыном или дочерью, хотя и оставался у своих родителей. Ребенку давали имя Сатукай, Сатый (от слова сату — продавать) или Сатыбал (покупай). Этот обряд был широко распространен у народов Среднего Поволжья и был связан с верованиями, призванными защитить ребенка.
У кряшен сохранились старинные обрядовые напевы к различным праздникам. Их календарные песни обычно многоголосные. От Троицы до Петрова дня кряшены водили хороводы с песнями. Песни сопровождали как работу, так и праздники. Песни кряшен делятся на две группы: первая — песни, исполняемые в определенных обстоятельствах (трудовые, гостевые, свадебные, рекрутские); вторая — песни, не обусловленные местом и временем (лирические, протяжные, скорые и т.д.). Песни кряшен исполняются в относительно высоком регистре. Большую роль играла обрядовая жанровая система напевов.

Источник фото : dzen.ru
Традиционная одежда кряшен имела самобытные особенности, особенно женская. Национальный женский костюм кряшен включает длинное красное платье, фартук и головной убор, по которому можно определить статус женщины. Девушки носили головной убор из хлопка (ак калфак) разноцветный или белый (по праздникам). Замужние женщины повязывали платок поверх головного убора суряке.


Источник фото : dzen.ru , dzen.ru
Перед свадьбой невесте надевали белый калфак, а во время обряда накидывали на голову покрывало с вышитым оберегом. Этот оберег она носила следующие девять месяцев для защиты брака и будущего ребенка, а затем начинала носить суряке, как все замужние женщины.
Женщины постарше повязывали на голову тюрбан.
Кряшенские женщины носили много украшений из монет: перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, ожерелья (челбыры).
Мужчины традиционно носили рубаху-косоворотку, подвязанную узорчатым поясом из шерсти. В холодное время года носили войлочные шляпы серого цвета, а летом — фуражку.
На ногах кряшены носили суконные чулки и лапти, реже онучи, а позже переняли у русских сапоги и туфли. Зимой поверх одежды надевали тулупы и шубы.



Источник фото : pokazuha.ru , dzen.ru
Кряшены исторически занимались животноводством и пашенным земледелием. Они также выращивали лен и коноплю для изготовления одежды и тканей.
Традиционные жилища кряшен — это дома северно-среднерусской планировки в один или два этажа с сенями (ой алды) и трехкамерной избой (ой).
У входа ставилась печь, в красном углу (кояш почмак) размещались иконы и священные книги. Почетное место (тур) располагалось у передней стены, спали кряшены на нарах (сэке).
Характерными элементами кряшенской избы были лавка вдоль боковой стены и полати над дверью. Наличники, ворота и углы дома украшали резьбой с зооморфными и геометрическими мотивами.
Национальное кряшенское блюдо — вареники. Их готовят с начинкой из творога, лука, яйца, сахара и соли. Основу рациона составляют мучные и крупяные блюда. Из мяса употребляют баранину, говядину, гусей, уток, кур, готовят студень (койка); православные кряшены едят свинину. Также в пищу используют кровь животных. Из молока готовят сметану, творог (сезмэ, эремчек), масло, кислое молоко (катык), сыр «чыгыт». Широко используются грибы, капуста и овощи. Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста. Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран), пиво (сыра), квас, самогон (кумышка), а также напитки из меда, в том числе алкогольные.

Источник фото : etokavkaz.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения