Источник фото : medina-center.ru
Кубачинцы являются одним из коренных народов Дагестана и субэтносом даргинцев. С V по XX век село Кубачи, где живут представители этого народа, было центром одного из ранних государственных образований в Дагестане — Зирихгерана. За свою историю народ неоднократно подвергался нападениям, пережил завоевание арабами, тюрко-монгольским полководцем Тамерланом, но сумел сохранить свою независимость.
В сочинениях историков первые упоминания кубачинцев — «зирихгераны» (с персидского — «кольчужники») — относятся к VI веку. С XV века они известны уже под турецким наименованием кольчужников — «кубачи». В V–X веках селение Кубачи являлось столицей Зирихгерана — раннегосударственного образования, сыгравшего существенную роль в истории Северо-Восточного Кавказа. С VI века Зирихгеран был данником Ирана. В 738–739 годах он был завоёван арабами, которые наложили на него подати. В XIII веке Зирихгеран подвергся монгольскому нашествию, а в 1369 году был покорён Тамерланом, который потребовал от него поставок брони и кольчуг. В конце XIII — начале XIV веков Зирихгеран был исламизирован. В XVI–XVII веках кубачинцы вели борьбу за независимость с кайтагскими уцмиями и казикумухскими ханами. В XVIII веке Кубачи подвергся нападению иранского завоевателя Надир-шаха.
К России Кубачи был присоединён в 1813 году по Гюлистанскому договору с Ираном и включён в состав Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области. С 1921 по 1991 год Кубачи находился в составе Дагестанской АССР, а с 1991 года — в составе Республики Дагестан.

Источник фото : dzen.ru
По данным Росстата 2020 года в России проживает 559 кубачинцев. Большая часть (500 чел.) проживает в Дагестане, в селе Кубачи Дахадаевского района.
Источник фото : www.liveinternet.ru
В древности народ исповедовал зороастризм, а в XIV–XVII веках кубачинцы подверглись исламизации. Они стали одними из последних среди дагестанских народов, принявших ислам. Среди кубачинцев также распространялось христианство. Сегодня кубачинцы являются мусульманами-суннитами, но сохраняют некоторые доисламские традиции.
До XX века у кубачинцев существовали доисламские традиционные верования: проводились обряды вызова дождя и солнца, почитались священные деревья, существовал культ орла и различных животных. Практиковались магические обряды для защиты от сглаза; люди носили амулеты и талисманы.
Лингвистические данные показывают близость кубачинского языка к даргинскому, однако эта близость недостаточна, чтобы считать кубачинский язык диалектом даргинского.
До 1928 года кубачинцы пользовались общедагестанской системой письма — так называемым аджамским письмом на арабской графической основе; с 1928 года стала использоваться общедаргинская письменность на латинице, а с 1938 года — на основе русской графики.
Существует литературный кубачинский язык, но он практически не используется. Преподавание в сёлах, где проживает народность, ведётся на русском языке.
Костюм женщин состоял из туникообразного платья-рубахи и парчовой шубы с коротким рукавом. Головные уборы кубачинок: «чухта» — квадратная повязка с разноцветными нашитыми лоскутами; полотенцеобразная вышитая накидка-повязка (каза) белого цвета; шерстяной платок-накидка (кате). На ноги женщины надевали белые войлочные сапоги и узорные вязаные носки.
Свадебный наряд невесты включал белое платье из восточной парчи, вышитое серебряными и золотыми нитями, казу, а также разнообразные украшения: серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески с отделкой из самоцветов и жемчуга.
Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
Одежда мужчин была общедагестанского типа: туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, прямые штаны, сапоги из войлока или сафьяна, овчинные папахи и шубы. Костюм дополняли наборный серебряный пояс; к черкеске носили газыри и кинжал. Сегодня национальный костюм кубачинцев в основном вытеснён городской одеждой, однако уникальный «каз» остаётся обязательным элементом женского гардероба и часто надевается вместе с современной одеждой.

Источник фото : ru.pinterest.com
Особый интерес представляет обряд посвящения в батыри. Батырями называли смелых молодых парней, призванных на службу. Они составляли основу гарнизона крепости, где существовала собственная система управления. Посвящали в батыри юношей в возрасте 24 лет; при желании родителей обряд мог проводиться немного раньше — за несколько месяцев до достижения этого возраста. До посвящения молодые люди не имели права жениться.
Праздник организовывался по решению Совета старейшин, чаще всего на 40-й день весны или осенью, по окончании полевых работ. Все расходы оплачивали родители. На посвящении присутствовали три–четыре группы воинов по 20–25 человек. Приглашали представителей ближних селений, которые приносили в дар несколько баранов.
Парень выходил из дома в черкеске с серебряными газырями, с кинжалом и кавказским поясом. На голову он надевал каракулевую шапку. За ним шли родители, затем — родственники с большими подносами с едой. Женщины несли казан с пловом и тридцатью ложками, поднос жареной баранины. Один из молодых родственников нес молодое деревце с подвешенными на нём варёными крашеными яйцами. Позади шли музыканты. На месте торжества их встречали другие батыри и члены Совета старейшин. Председатель Совета произносил речь, посвящённую юноше и его родителям, и поздравлял их. Кадий после прочтения стихов из Корана давал парню наставления, смысл которых заключался в том, что он при необходимости должен отдать свою жизнь за свободу и честь родины. После посвящения начиналось застолье; один час отводился на танцы молодого батыря с родителями и девушками. Затем начиналось посвящение следующего юноши. В течение дня в батыри посвящали нескольких парней. В конце праздника молодым батырям возвращали деревья с яйцами, которые они должны были съесть.
После посвящения проводились состязания юношей; победители получали подарки. Организовывался парад батырей, а к дому каждого прикрепляли зелёные ленты из парчи, которые оставались там неделю. В течение этих семи дней родители старались по возможности сосватать сына. Если это удавалось, после первого срока службы, длившегося четыре месяца, организовывали свадьбу.
Свадьба была одним из самых значимых событий в жизни кубачинцев. Она, как правило, продолжалась несколько дней и ночей и вовлекала множество людей, зачастую всё село. Свадебный ритуал состоял из трёх этапов: сговор, сватовство и сама свадьба. Браки у кубачинцев обычно заключались в возрасте 24–25 лет. Чаще всего выбор невесты принадлежал родителям, хотя иногда юноша мог сделать самостоятельный выбор. В этом случае он доверительно сообщал о нём друзьям или родственникам, которые обсуждали его выбор с его родителями. Особых требований к невесте не предъявлялось; главное значение придавалось её физическому здоровью.
Определённые требования предъявлялись и к жениху со стороны семьи невесты — в первую очередь к его мастерству и тому, был ли он посвящён в батыри.
Когда родители юноши определялись с выбором невесты, начиналось сватовство. Однако по обычаю они не имели права вести переговоры с родителями девушки лично. Это делали посредники — как правило, близкие родственники. В назначенный день, выбрав маршрут и помолившись, они отправлялись сватать.
Источник фото : trinixy.ru
Для успешного сватовства посылали как женщин, так и мужчин, умеющих хорошо говорить. В дом входили без предупреждения, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу понимали цель визита, а невеста уходила с глаз долой. Даже при заранее согласованном решении родители невесты сначала пытались отказывать, ссылаясь на необходимость подождать. Тогда сваты с ещё большим энтузиазмом расхваливали жениха. Бывали случаи, когда, ничего не добившись, сваты засватывали старшую, засидевшуюся в девках сестру девушки, или уходили и сватали другую девушку, порой даже помимо желания жениха. Сватовство у кубачинцев завершалось обещанием со стороны родителей невесты и назначением даты свадьбы.
Для скрепления обязательств родителям девушки вручались ценные вещи — чаще всего золотые серьги, кольцо или браслет.
С этого времени жених получал право общения с невестой, но встречи происходили в присутствии подруг или родственниц девушки. В Кубачах не были приняты характерные для других регионов Дагестана периоды «избеганий» и запретов, когда невеста должна была сидеть дома и прятаться от родственников жениха. Напротив, она получала бо́льшую по сравнению с другими незамужними девушками свободу общения и передвижения.

Источник фото : trinixy.ru
Свадьбу кубачинцы играли очень красочно. Приглашались все односельчане, за исключением кровников (если таковые имелись). Для этого заранее назначались ответственные, которые обходили дома и приглашали всех на торжество.
Подготовкой свадьбы занимались родственники, друзья и соседи: заранее готовили припасы и угощения.
Свадьба длилась четыре дня. В первый день основные мероприятия проходили в доме невесты. Ближе к вечеру туда приходила делегация родственников жениха с дарами для невесты (одежда, украшения). Особенно интересен был обряд приношения даров. Возглавляла процессию ближайшая родственница жениха, несущая вазу, наполненную рисом, в которую вкладывались золотые украшения для невесты. У ворот процессию встречали родители невесты; после взаимных приветствий дары складывались в центре кунацкой комнаты и начинался их осмотр стороной невесты. Это был своеобразный ритуал, напоминающий импровизированный торг. Представители невесты в шутливой форме пытались «выторговать» у гостей дополнительную сумму, мотивируя это тем, что дары не совсем соответствуют ожиданиям. Всё происходило в условной, игровой форме и не имело ничего общего с калымом, характерным для других народов Дагестана. Целью этого «спектакля» было рассмешить и развеселить гостей. По окончании «торга» подавалось богатое угощение, после чего делегация отправлялась обратно в дом жениха, захватив с собой блюдо с варениками, приготовленными невестой специально для жениха. Это символизировало её окончательное согласие выйти за него замуж.
Веселье в доме жениха продолжалось до утра и сопровождалось песнопениями и танцами. На второй день свадьбы, ближе к обеду, веселье возобновлялось. Гости посещали как дом жениха, так и дом невесты. В доме жениха играла музыка; в доме невесты музыкантов не приглашали — там на гармошке играли сами девушки.
В Кубачах в качестве музыкальных инструментов использовались преимущественно зурна и барабан. Играли обычно одну–две мелодии, характерные только для кубачей, сопровождая их танцами, которые начинали друзья жениха и его родственники. Танец носил коллективный характер и составлял основу свадебного веселья.

Источник фото : trinixy.ru
Свадьбы в Кубачах, как правило, играли летом, поэтому основное веселье проходило на специально подготовленных площадках, куда ближе к вечеру перебиралась вся свадебная процессия. В селе таких площадок было три: в нижней, средней и верхней частях. В зависимости от расположения дома жениха выбиралась одна из них. Зрелище было впечатляющим: площадка не вмещала всех желающих, и многие (особенно молодёжь) взбирались на крыши близлежащих домов, чтобы наблюдать за этим театрализованным представлением. Гостей обслуживали и угощали близкие родственники жениха; они же первыми начинали танцы, к которым затем присоединялись приглашённые. Для увеселения публики появлялись «пялтарте» — ряженые в масках. Их шуточные номера оживляли атмосферу праздника. Помимо масок, обязательными атрибутами ряженых были кольчуга и кинжал.
Периодически танцы сменялись песнопениями и тостами. Веселье продолжалось до сумерек. С наступлением темноты зажигались смоляные факелы, и вся свадебная процессия отправлялась за невестой.
Шествие представляло собой яркую картину: шли под музыку, периодически останавливаясь для танцев, и таким образом подходили к дому невесты. Заблаговременно, до прихода свадебной процессии, молодёжь забирала из дома невесты заранее приготовленную медную посуду и другое приданое, включая сундук для свадебной одежды, и относила всё это по другой дороге в дом жениха. Перед тем как вести невесту в дом жениха, её одевали в новую одежду, принесённую от жениха. Традиционное нарядное женское одеяние шилось из дорогих персидских, индийских и других парчовых тканей. Выводили невесту из дома в этом одеянии с закрытым лицом двое мужчин и четверо женщин; перед этим отец давал ей своё благословение.
Сопровождали невесту к жениху женщины — родственницы жениха. Спереди и сзади процессию «охраняли» вооружённые люди как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Когда свадебная процессия приближалась к дому жениха, его родственники выходили к воротам с приветствиями, а мать жениха посыпала голову невесты орехами.
Невесту приводили в отведённую ей лучшую комнату, а перед тем, как ввести, смазывали её губы мёдом. Радушно приняв невесту и её провожатых, родня и друзья жениха начинали выпроваживать гостей. Жених всё это время где-то прятался и появлялся только после ухода гостей — его тайком приводили к невесте друзья.
Утро следующего дня начиналось с поздравлений молодых. Первые поздравления приносили родители жениха; в это же время совершался обряд открывания лица. Невеста, в свою очередь, одаривала пришедших родственников. К обеду в дом жениха приглашалась мать невесты с ближайшими родственницами, которые приносили приданое.
После ухода матери невесту вели за водой к роднику. Сопровождали её родственники и друзья с обеих сторон. В красивой одежде, с традиционными водоносными кувшинами эта процессия представляла собой яркое зрелище. Шли за водой с песнями под музыку, периодически устраивая танцы, во время которых танцующим девушкам делали денежные подарки. У родника устраивался импровизированный пикник, на котором угощали всех присутствующих. Заполнив кувшины водой, процессия возвращалась домой.
Вечером того же дня отец невесты приглашал к себе жениха. Сопровождали жениха его друзья и близкие родственники. К их приходу готовился богатый стол. Здесь же совершался ещё один традиционный обряд: родственники жениха старались незаметно «умыкнуть» какую-либо вещь для жениха. Порой дело доходило до курьёзов — уносили всё, что можно было унести, иногда даже скот. Однако вещи потом возвращались родителям невесты, а часть из них, с их согласия, оставлялась в доме жениха.
На следующий день в дом к жениху приходил отец невесты с родственниками и приносил с собой четырёхъяталовый котёл и украшение для невесты.
На этом свадебные торжества заканчивались, и начиналась будничная жизнь.
К сожалению, в последние годы в Кубачах всё реже устраиваются традиционные свадебные церемонии. Стало обычным проводить свадьбу непродолжительно. Иногда в один день играют несколько свадеб, многие свадьбы справляют в городах. Это постепенно приводит к утрате уникальных кубачинских свадебных обрядов.
В более позднее время для похоронного обряда кубачинцев стало характерным стремление сохранить умершего вблизи живущих, о чём свидетельствует расположение могильников — все они находятся рядом с селом. Умерших за пределами села кубачинцев привозят хоронить в родное село. Произошла также трансформация погребальных сооружений. Наиболее характерными стали узкие вытянутые грунтовые могилы, стенки и перекрытия которых выложены из каменных плит.
Хоронят в Кубачах в послеобеденное время. Перед похоронами умершего обмывают, переодевают в чистую одежду, заворачивают в белый холст (саван), укладывают на специальные носилки, укрывают чёрной буркой и на руках несут до кладбища.
Вынос умершего из дома сопровождается плачем и причитаниями женщин, но в самих похоронах женщины не участвуют. В дни траура они читают Коран или раздают садака. Если кто-либо из сельчан во время похорон отсутствовал дома, он обязан выразить соболезнование после возвращения.
Во время погребения мулла произносит благословенное слово «фатиха» (соболезнование) и обращается к Аллаху за упокоением души умершего, затем читает суры Корана («Ясин», «Кульху»). По завершении погребения мулла орошает могилу водой из кумгана.
После смерти родные и близкие отмечают третий день, сороковой и годовщину смерти. В эти дни проводятся поминки с приготовлением традиционных блюд. В тризне участвуют все родственники и близкие друзья. Для увековечения памяти усопшего ставится надгробный памятник с указанием имени и даты смерти. Памятники очень характерны для кубачей: они богато украшены резным орнаментом с включением различных надписей и изречений из Корана. По этим памятникам можно судить не только о высоком мастерстве кубачинцев, но и проследить историю села и развитие декоративного искусства, принёсшего кубачам мировую славу.
Существовал также обычай, согласно которому за крупную кражу или убийство по решению судебной коллегии виновного высылали в одно из соседних сёл — Урцаки, Сутбук, Киши, Дибгаши.
Один из древних праздников кубачинцев — праздник 40 дней весны. Его отмечали в хорошую погоду в первой декаде мая. В этот день молодые кубачинцы в нарядной одежде (девушки с мучалами) шли к святому источнику «Улилла шинна къатта», расположенному вблизи селения Шири. По возвращении они время от времени останавливались и устраивали танцы. Молодые люди старались в этот день выбрать себе невесту.
Фольклор кубачинцев близок к даргинскому, но имеет свои особенности, обусловленные основной трудовой деятельностью народа. Из музыкальных инструментов популярны зурна и барабан.
Что касается танцев, наиболее популярной у кубачинцев была лезгинка в местной интерпретации, а также танцы «кӀукӀдеркала» — исполняемый вприсядку, и «аскайла» — групповой танец, обычно исполнявшийся во время посвящения юношей в батыри.

Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
С древних времён кубачинцы занимаются скотоводством и земледелием. Женщины вяжут, вышивают, ткут и производят сукно, войлок, обувь. Основные занятия кубачинских мужчин — ремёсла: обработка металла, резьба по дереву и камню, строительное дело. Мастерство передаётся по наследству. Из всех ремёсел наиболее развита металлообработка, включающая несколько направлений:
• медно-чеканное дело;
• литьё котлов и светильников из бронзы;
• изготовление оружия (холодного и огнестрельного) с художественной отделкой;
• изготовление женских украшений, предметов мужского костюма, деталей конского снаряжения.



Источник фото : ru.wikipedia.org , ria.ru , dzen.ru
В прежние времена местные жители выплавляли железо из руды, добываемой в двух десятках километров от села Чумли.

Источник фото : gotonature.ru
Изделия издавна успешно продавались далеко за пределами региона. Согласно преданиям, двурогий шлем Александра Македонского был отлит именно кубачинцами. Существует также легенда о том, что щит Александра Невского был выкован в Кубачи.
Из уст в уста передаётся история о том, как персы однажды прислали кубачинцам очень тонкую проволоку с просьбой изготовить такую же. В ответ кубачинцы отправили проволоку с отверстием внутри и записку: «У нас из такой делают трубы».
Известен факт: Александр III приобрёл у кубачинских мастеров подарок для королевы Виктории — комплект холодного оружия. Эта коллекция хранится сегодня в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Источник фото : dzen.ru
У кубачинцев существовала форма социальной организации — территориальная сельская община (джамаат), внутренней жизнью которой руководили шариат и адат. В общину входили свободные общинники (уздени), большинство из которых были ремесленниками. В собственности общины находились пастбища, сенокосы, выгоны и лесные угодья. Частной собственностью семей были земли, которые они возделывали (мульк), и небольшие участки для сенокоса (мичил).
Кубачинским обществом управлял совет старейшин — «Чине», состоявший из семи человек, избираемых на народном сходе (джамаате). Совет ведал всеми внутренними и внешними делами и обладал исполнительной и судебной властью. Существовала также военная дружина «батирте», охранявшая население от нападений и защищавшая леса, сенокосы, пастбища и скот.
Положение женщин в прошлом было ограничено нормами шариата и адата. Допускались браки между двоюродными и троюродными родственниками по воле родителей. Браки с представителями других народов практически не заключались. Важное место занимали мужские союзы неженатых — «гулалла ак букун», в которых существовали сложные обряды и церемонии, строго соблюдаемые каждым членом.
Перед строительством жилища важно было правильно выбрать место, исходя из четырёх факторов:
• близость к угодьям и источнику воды;
• максимальная экономия земли;
• надёжная защита;
• южная, солнечная ориентация.

Источник фото : smartik.ru
Поселения кубачинцев — террасообразные, многоярусные, с вертикальной зональностью и компактной застройкой. Кубачинцы живут в многокамерных каменных домах с плоскими крышами. Жилище обычно строится в 3–4 этажа, иногда даже в 5–6. На нижних этажах располагаются конюшня и хлев, на втором — склад для топлива и сеновал. На верхних этажах — жилые комнаты, кладовые для продуктов и мастерские.
Интерьер своеобразен: полы застелены коврами. В каминной комнате вдоль средней стены расположен пристенный очаг с орнаментированным дымоходом. Вдоль другой стены — полки с посудой; на двух других стенах рядами висят подносы и блюда из фаянса и фарфора. Такой интерьер сохранился во многих домах и сегодня наряду с современными элементами: кроватями, столами, мебелью, телевизорами. Остальные комнаты обставлены в современном стиле.

Источник фото : caspian.travel
Кубачинская традиционная кухня во многом схожа с кухней других народов Дагестана, но имеет свои особенности в способах приготовления, названиях и ингредиентах. Основу рациона составляют мясо, масло, творог, сыр и крупы. Распространён хинкал, приготовленный из кукурузной или пшеничной муки. Из первых блюд готовят супы с фасолью, чечевицей, рисом. Пекут пироги «чуду», «аля-кутце», делают вареники с различными начинками: мясом, яйцом, творогом, картофелем, крапивой, тыквой, требухой, домашним плавленым сыром. Из молока готовят супы с лапшой и рисом, каши. Когда кубачинцу предстояла дальняя поездка, жена пекла «кулчме» — печенье, которое не портится 5–6 месяцев. Тесто для «кулчме» делается на сметане с яйцами, затем печенье поджаривается на топлёном масле.
Источник фото : www.koolinar.ru , www.ok-magazine.ru , ru.pinterest.com
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения