370
Кумандинцы

Кумандинцев называют необыкновенно поэтично: люди-лебеди, дети Алтая, сыновья гор. По одной из версий, народ приплыл на Алтай на плоту во время Всемирного потопа, так и оставшись здесь жить. Интересна и история сотворения мира по-кумандински: считается, что земля и люди появились из яйца, которое лебедь достал со дна моря.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 г., численность кумандинцев в России составляет 2 408 человек.

Основная зона расселения кумандинцев — бассейны рек Катунь, Бия. Территориально местность относится к юго-восточным зонам Алтайского края (1 037 чел.), Кемеровской области (123 чел.) Крупные поселения располагаются южнее и восточнее Бийска в верхнем течении Катуни, на расстоянии порядка 100-150 км от города.3843132_large.jpg

Религия

Традиционные религиозные представления кумандинцев пронизаны различного рода анимистическими представлениями, в рамках которых особо почитаются духи-хозяева воды (суг-эзи), огня (от эне), гор, тайги. Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги (каным, шалыг). Им совершались бескровные жертвоприношения, в основном брагой. Влияние скотоводческих племен нашло отражение в культе коня и одном из его проявлении - жертвоприношении лошади духу-покровителю рода (тайэлга). Среди земледельческих обрядов особое место занимает эротическая игра-обряд кочо-кан. кумандинский шаман.jpg

Значительное место в религиозной практике занимал шаман (кам) - посредник в общении людей с духами и верховными божествами - Ульгенем и Эрликом, он считался важнейшим членом общества, без которого не обходилось ни одно важное событие. Шаманы получали силу, когда в них вселялся дух теса: это сопровождалось сильными физическими страданиями, психическим помешательством, полным перерождением личности.поклонение богу огня.jpg

С первой трети XIX века кумандинцы обращены в православие. Однако христианство полностью не вытеснило языческие верования, которые существуют и в настоящем времени.кормление духов воды.jpg

Язык

Кумандинское наречие — язык кумандинцев, одно из двух (или трех) наречий, составляющих северноалтайский язык. Варианты самоназвания: къуманды / къубанды / къуўанды / къувандыг.

Традиционно кумандинское наречие считалось диалектом алтайского языка. Согласно новейшим классификациям тюркских языков южно- и северноалтайский языки являются двумя разными языками, и оно относится ко второму, наряду с челканским. Ситуацию усложняет то, что и кумандинский, и челканский по отдельности официально признаны отдельными языками малочисленных народов России и для них разрабатывают отдельные учебные программы.

Кумандинское наречие распространено в среднем течении реки Бия.урок кумандинского языка.jpg

В начале 1930-х годов была предпринята попытка обучения кумандинцев на родном языке. В 1933 году был издан «Куманды-буквар» на латинице под редакцией Н.А. Каланакова и К.И. Филатова. Однако на этом дело остановилось. С тех пор преподавание в школах ведется на русском языке, в качестве предмета преподается алтайский литературный язык, основанный на собственно алтайском наречии южноалтайского языка. То есть фактически он является иностранным для кумандинских детей.

В последние годы вновь появилось движение за преподавание самого кумандинского. В настоящее время факультативное преподавание кумандинского языка ведется в школах города Бийска. Разработаны программа обучения и учебные пособия, а также в 2005 году для детей издана азбука кумандинского языка «Азбука кумандан». Кроме словарного материала по основным темам в азбуку включены пословицы, поговорки, загадки. Однако несмотря на это, дети и молодежь практически не владеют кумандинским языком.словари.jpg

По данным переписи населения 2020 года, в РФ кумандинским языком владело 476 человек.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Мужская одежда кумандинцев состояла из белых холщевых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом. В холодное время года кумандинцы одевали несколько теплых халатов или шубу из овечьих шкур. Головными уборами являлись колпаки, меховые шапки, а с начала XX века - шляпы и фуражки. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщевым голенищем.национальные костюмы.jpg

Женская одежда состояла из длинных холщевых рубах и штанов. Верхней одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонкими шерстяными поясами. Головы подвязывались матерчатыми платками. Обувь шилась из кожи (чарык), она скрывала только ступни женщины.

Женщины поверх нательной одежды надевали платье из разноцветной материи, чаще домотканой. Зажиточные кумандинки покупали шелк, кашемир. Популярные фасоны:
Платье прямого кроя из цельного куска материала.
Двусоставное платье, включающее лиф и нижнюю часть.

1645110950_5-o-tendencii-com-p-obraz-kumandintsi-v-natsionalnikh-kostyuma-6.jpg

Отличительная особенность женского наряда — надставной подол из широкой полосы материи в виде оборки, передняя часть короче задней. Горловину снабжали небольшим разрезом, застегивающимся на пуговицы, дополняли нагрудником с легким растительным орнаментом. Простыми узорами украшались рукава, по кромке пришивалась черная лента.

Кумандинские девушки заплетали волосы в 3-7 кос, украшенных свисавшими ниже пояса лентами с ракушками и бисером. После свадьбы женщина носила две косы, голову обязательно покрывала платком. Мужчины собирали волосы в одну косу или носили прическу «горшок».1645110937_20-o-tendencii-com-p-obraz-kumandintsi-v-natsionalnikh-kostyuma-24.jpg

Национальный праздник

Один из главных традиционных праздников — карнавальный праздник плодородия Коча-кан, отмечавшийся осенью, после сбора урожая. Выбранного из числа местных жителей мужчину наряжали в маску и шапку из бересты, в качестве атрибута выдавали деревянный фаллический символ, изображавший духа Коча-кана.  В компании с другими мужчинами селения Коча-кан ходил по дворам, останавливался перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева дома обязаны были по обычаю одарить подарками Коча-кана и его спутников. За это им обещалось пополнение семейства и приплод скота.коча-кан 2.jpg

После на общем празднике их ели всем селом, проводили конкурсы, благодарили духов за плодородный год, готовили национальную лапшу на бульоне из конины — тутпач. Кумандинцы пытаются возродить праздник в сегодняшних реалиях, устраивая ежегодные гулянья.

Обряд

Самым распространенным у кумандинцев, как и у южных алтайцев, был обряд жертвоприношения лошади («таилга»). Лошадь белой масти приносилась в жертву Ульгену, черной – Эрлику. Первоначально шаман узнавал, угодна ли лошадь Ульгену или нет. Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадет. Если чашка падала вверх дном, то это означало, что жертва не угодна богам. В случае, если чашка падала на дно, обряд продолжали далее. Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен. Таким образом он ловил «душу» лошади. Затем лошадь уводили в уединенное место к жертвеннику.

Фольклор

Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено плохо. Наиболее распространенными типами фольклорных произведений являлись в прошлом песенные четверостишья (такпак), различного рода бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай). Особое место в культуре кумандинцев занимали мастера-исполнители сказок и эпосов - кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор - шорчи.

1645111000_9-o-tendencii-com-p-obraz-kumandintsi-v-natsionalnikh-kostyuma-13.png

Быт

Семейный уклад

К XVIII столетию у кумандинцев сложился патриархальный уклад семьи. Счет родов велся по мужской линии, наследство передавалось младшему сыну, остававшемуся вместе с новой семьей жить с родителями. Старшие сыновья, создавая семьи, уходили в собственные жилища, строившиеся перед свадьбой. Практиковались левират, сорорат, групповые семьи.

Брачный возраст юношей составлял 16-17 лет, девушек — 13-15 лет. Практиковались свадьбы по сговору, в ходе которых выплачивался калым и устраивались пышные празднества. Популярный вариант — похищение невесты по предварительному согласию или тайно: способ подразумевал значительную экономию, поскольку торжеств не устраивали. семья.jpg

У кумандинцев бытовала строгая экзогамия, поэтому юноши и девушки выбирали пары во время общих родовых сборов и торжеств. В день свадьбы невесту, лицо которой окутывали тканью, привозили в дом жениха, для чего строили специальный свадебный шалаш. По традиции молодожены варили в шалаше мясо, которым затем угощали гостей. На следующий день ехали к родным невесты, устраивая обряд «прощения».

Новоиспеченные муж и жена вместе с родственниками жениха садились на пороге родительского дома девушки. С собой привозили оговоренный ранее калым и подарки. Суть обряда — дождаться прощения со стороны родителей невесты за уход из дома: иногда ожидание длилось двое суток.

Вместе с тем женщин в кумандинской семье не притесняли, относились к ним с почетом и уважением. Они частично принимали участие в обсуждении общих вопросов, выступали в роли шаманов. Почтительное отношение к женщинам имеет глубокие матриархальные корни, восходит к материнскому культу, когда главой семьи выступали женщины. Это нашло отражение в фольклоре: в легендах часто упоминаются рыжие девушки, духи-хранительницы тайги. Они являлись охотникам, становились их женами, награждали добычей.

Жилище

Кумандинцы проживали в разных зонах предгорий Северного Алтая - степной, лесостепной и таежной - отсюда и разнообразие их жилищ, которые строились из местного строительного материала. Различают несколько типов жилищ кумандинцев: временные промысловые шалаши, полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двухскатной крышей, небольшие срубные четырехстенные избы, саманные четырехстенные дома и даже охотничьи шалаши - временные жилища под кроной пихты или ели.

С начала XX века кумандинцы, проживающие в таежной и лесостепной зонах, начали строить рубные избы. Такой тип жилища является переходным от землянки к избе. Срубы ставили прямоугольные, невысокие - 6-12 венцов, в зависимости от толщины бревен. Размеры сруба небольшие, единицей измерения служил человеческий рост. Жилище однокамерное, покрыто крышей из теса и пластинками дерна. Дощатая дверь располагалась на южной стене.c2390e2a897de3f9fd1f8e39c1a187bb.jpg

Жизнь

Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя. Основным средством передвижения по заснеженной тайге являлись лыжи (шана), подбитые камусом. Охота на крупного лесного зверя обеспечивала их мясом. Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты ясака. Охотились на маралов, косуль и т.д. охотились и на медведя. Наиболее подходящим месяцем охоты на медведя считался декабрь – время окончательного перехода его в спячку. Никто на охоте не произносил слово «медведь», а называли его «дедушка».охотник.jpg

Существенным дополнением хозяйства являлись также мотыжное земледелие, практиковавшееся на небольших по площади участках, расчищенных от тайги вырубкой и огнем; скотоводство, представленное коневодством и разведением мелкого рогатого скота.

Во второй половине XIX века под влиянием русских крестьян у кумандинцев происходят существенные изменения в хозяйстве. Это нашло отражение в использовании более совершенных сельскохозяйственных орудий труда, в распространении пашенного земледелия, молочного животноводства и другие.

Кумандинцы сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху. В быту использовали каменные зернотерки «пасак» и деревянные ступы «соко». В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили. В деревянной ступе (соко) толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда – «кyче».

В местных реках и озерах ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася. Имели специальные рыболовные снасти. В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.

Важное место в хозяйстве занимал промысел кедрового ореха. Терка «пасак» применялась для перетерания шишек. Так же, занимались пчеловодством. Диких пчел обнаруживали, выставив миску с медом – пчелы напивались и летели в дупло. Охотнику надо было только проследить за ними. Затем для диких пчел делали специальные «дуплянки» (переселяли их туда) в виде колод.

Большое место в хозяйстве кумандинцев занимали изделия из дерева, преимущественно из березы. Из нее изготовлялась различная посуда (чашки, ложки, корытца), средства передвижения (сани), предметы культа. Береза считалась священным деревом – аналогом Мирового Древа, соединяющего воедино мир богов, людей и нижний мир предков. Много посуды делали из бересты, которую заготовляли в июне. Деревянную чашку выделывали из корня березы. Такая чаша не трескалась от горячей пищи.

Кухня

Пищей кумандинцев было мясо диких и домашних животных, дичи, рыбы и молочные продукты. Из растительной пищи употребляли хлебные злаки и различные дикие съедобные растения. Число этих растений было довольно значительным: кан-дык, черемша, сарана, дягиль, полевой тук, дикий чеснок, различные ягоды и т. д. 

Выкопанные летом луковицы кандыка слегка обмывали в воде, затем нанизывали их на тонкие бечевки и в таком виде сушили на солнце. Сушеные корни кандыка варили в молоке. При этом для улучшения вкуса добавляли сметану и яйца.

Из других растений чаще употребляли в пищу черемшу. Ее широко употребляют в пищу и в настоящее время как алтайское, так и русское население. Едят ее в сыром виде, заправляют похлебку, тушат, пекут пироги и даже делают вареники. Многие научились засаливать ее и сушить на зиму. Сушеную черемшу добавляют в мясной фарш при приготовлении пельменей.

Из ягод собирали клубнику, землянику, малину, красную и черную смородину, черемуху, калину. Ягоды употребляли в пищу как в свежем, так и в сушеном виде. Сушеная черемуха мололась на каменной зернотерке и употреблялась в качестве начинки пирожков. Калину ели в пареном виде и пекли с ней пироги.

Сведения о питании кумандинцев мучной или хлебной пищей дает нам В. В. Радлов. Он пишет, что кумандинцы готовят талкан из ячменя (мука из поджаренных зерен ячменя), а из пшеницы и ржи — маленькие хлебцы (тертмек), пресные лепешки.

С развитием различных отраслей хозяйства, особенно земледелия, скотоводства и огородничества, изменяется, и характер потребляемой кумандинцами пищи. Она становится более разнообразной и богатой. Русские женщины научили кумандинок печь хлеб из кислого теста, пироги, блины, готовить лапшу и т. В конце XIX в. в связи с развитием у кумандинцев земледелия основным продуктом их питания были уже злаки:
Пшеница;
Ячмень;
Просо;
Рожь;
Овес;
Гречиха.

Повседневной пищей бедноты был суп из картофеля, заправленный пшенной или ячменной крупой, и чай с хлебом или с талканом. У богатых урге варили всегда с мясом. Вечерняя пища богатых семей всегда была мясной. Обычно готовили лапшу с мясом или суп, или же пельмени, а по утрам пекли пироги с различной начинкой (картофель; черемуха, клубника), реже оладьи, блины, шаньги и ежедневно — калачи и булки. Яйца кумандинцы варили всегда вкрутую, чаще всего готовили яичницу.

По сравнению с южными алтайцами у кумандинцев молочная пища занимала незначительное место. Они знали о существовании таких молочных продуктов, как курут, чегень и кумыс. Им был известен и способ приготовления некоторых из них, но практически кумандинцы их мало готовили.

Будучи издавна не только таежными охотниками, но и рыболовами, кумандинцы все-таки не умели готовить рыбных блюд и заготавливать pы6y впрок. И рыбная пища в питании кумандинцев не играла существенной роли. В основном употреблялась только свежая рыба и только в вареном виде. Из свежей рыбы варили уху, заправив ее мучной болтушкой. Жарили рыбу редко. Иногда запекали ее на сковороде. Из рыбной мелочи (чебак, пескарь, окунь, хариус) пекли пироги.

Мясная пища имела весьма существенное значение в питании кумандинцев. Они употребляли мясо домашних животных, диких оленей, лося, косули, медведя, барсука и многое из дичи (мясо глухаря, тетерева, рябчика, дикой утки, гуся и т.д)вареные мозги.webp

Весьма лакомым и вкусным блюдом считались вареные мозги с кровью, тщательно перемешанные с жиром из навара мяса. Женщинам и детям до 17 лет это кушанье не разрешалось есть. Будто бы при употреблении этого блюда у юношей будет кружиться голова, когда он полезет на кедр бить шишки. Его ели поэтому только взрослые мужчины и старики. Для беременных женщин запретной была пища, приготовленная из мяса диких животных и из мелкой сушеной рыбы. Как в бульоне, так и в супе мясо варили большими кусками. Подавали его, мелко искрошив, с бульоном (мун) или с супом.Урге.png

Зимой части туши лошади подвешивались в замороженном виде в амбаре. Весной, в марте, когда мясо начинало оттаивать, искрошив его мелко и посолив, набивали им тонкую кишку с подбрюшным салом и гусятиной. Получалась своеобразная мясная колбаса, которую подвешивали на чердаке. Там она завяливалась.

Питались кумандинцы обычно три раза в день: утром (эртен) пили чай без сахара или с молоком; к чаю подавали пироги или хлеб в виде булок и калачей. Обед (туште) у некоторых кумандинцев был простым повторением завтрака. Обычно к обеду готовили суп (урге) или кочё. Вечером пили чай с теми продуктами, что и утром, или варили лапшу или суп. Таким было питание огромного большинства кумандинцев.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.