Источник фото : dzen.ru
Название народа на русском языке – кумыки, название для мужчины – кумык, для женщины – кумычка.
Самоназвание народа на кумыкском языке – къумукъ. Этимология названия связывается по одной из версий с местом обитания кумыков – кумыкской плоскости с почвами из песчаного грунта (къумлукъ). Название кумыков также сопоставляется с термином куманы, половцы. Соседи называли кумыков ларигьал (по-аварски «жители плоскости»), диркьаланти (по-даргински «жители равнины»). Ранее южные кумыки себя кумыками не называли, а брали названия селений – башлинцы от Башлы, утамышцы от Утамыш и так далее.
Формирование кумыков связано с племенами киммерийцев (до начала VII века до нашей эры), скифов (VIII-III века до нашей эры) и тюркоязычных групп, включая кыпчаков-половцев, которые кочевали на Северном Кавказе и передали местным жителям свой язык. Образование кумыкского народа произошло в XII-XIII веках. В XVIII-XIX веках на территории проживания кумыков существовал ряд государственных формирований, среди которых выделялось Тарковское шамхальство. Кумыки проживали также в Мехтулинском ханстве, Эндиреевском, Костекском и Аксаевском владениях, Кайтагском уцмийстве. В XVI веке началась торговля и активизировались дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились после основания Терского города в устье реки Терек в 1589 году. В начале XVII века Кумыкия вошла в состав России. После учреждения Дагестанской области с центром в городе Темир-Хан-Шура кумыки стали жителями ряда округов области. Несмотря на процесс культурного объединения, сохранившиеся группы кумыков – буйнакские кумыки, моздокские кумыки, башлынцы и другие – продолжали сохранять собственные культурные особенности вплоть до XX века. В 1921 году была основана Дагестанская АССР. С 1991 года Дагестанская АССР была переименована в Республику Дагестан. 
Источник фото : dzen.ru
Перепись 2020-2021 годов также показала рост численности кумыкского населения до 565830 человек. Ареал расселения кумыков, следующий: Республика Дагестан - 496455 человек, что составляет 15,6% от населения Республики; населяют среднюю часть Дагестана, в том числе его приморские районы.
Источник фото : life.akbars.ru
Кумыки проживают также в Республике Северная Осетия-Алания (более 18 тыс. человек – в основном в Моздокском районе на севере Республики), Чеченской республике (более 12 тыс. человек – большая часть в Грозненском и Гудермесском районах Республики, также относительно большие общины имеются в Шелковском районе, городе Грозном) и Ставропольском крае (более 5 тыс. человек – проживают повсеместно, но наибольшая часть – в районе Кавказских Минеральных Вод и восточных, примыкающих к Республике Дагестан, районах края).
Кумыки исповедуют ислам суннитского толка. Раннее проникновение (с VIII-XII вв.) в край ислама обусловлено тем, что домусульманские верования у кумыков сохранились относительно плохо. Кумыцкий фольклор позволяет говорить о поклонении кумыков верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли, Воды. Сохранились былички, побывальщины, устные рассказы, обрядовые песни об Албаслы, Суванасы, Темиртёш, Балтатёш, Къылычтёш, Сюткъатын, Басдырыкъ, Сулагь – духах-хранителях.
Источник фото : kudo-svao.ru
Кумыкский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Имеет диалекты: кайтагский (южный), буйнакский (средний), предгорный, терский, хасавюртовский (северный). Литературный язык основан на хасавюртовском и буйнакском диалектах уже в советский период. Примерно с XVII века по начало XX века кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе.
В конце XIX века выходили первые печатные книги на кумыкском языке – на арабской графической основе. В 1928 году кумыкский язык был переведён на латиницу, с 1938 года используется русская графическая основа. Специфические звуки кумыкского языка обозначаются диграфами гъ, гь, къ, нг и оь, уь. С 1923 года кумыкский язык является одним из государственных языков Дагестанской АССР, а затем и Республики Дагестан.
Широкое распространение среди кумыков получила мусульманская мифология, которая переплелась с домусульманскими верованиями и образовала с ними симбиоз.
Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы народного творчества, например, героические эпосы – «Йыр о Минкюллю», местные вариации нартского эпоса – «Йыр о Карткожаке и Максуман». Ряд древних эпосов имеет огузское происхождение, другие – описывают страницы истории, как, например, «Сказание о битве при Анжи», повествующее о периоде арабо-хазарских войн; бытовали и богатырские песни – казак йырлар – и песни-раздумья.
Была развита народная медицина. Лекари применяли растения, использовали кровопускание, массаж, компрессы.
Народные и фольклорные праздники
Первый годовой праздник кумыков был связан с проводами зимы и встречей весны – Навруз-Байрам или Янгъы йылны байрамы – отмечавшийся в День весеннего равноденствия 21 марта. Кумыки убирали дома, устраивали костры во дворах, через которые прыгали юноши. Этот обряд назывался къыш гюйдюрюв (сжигание зимы). В сёлах Кайтага, где было принято выращивать виноград, недельным праздником отмечалось начало весенних полевых работ – жители села мужского пола шли на полевые работы, с собой вели скот, который мог кормиться на виноградниках молодой травой. Через неделю мужчины возвращались домой, приурочив возвращение к восходу солнца. Кумыки имели и особые песни, например, вызывания дождя (Земире, Сюткъатын), встречи осени (Гюдюрбай, Гьюссемей). Праздники сопровождались состязаниями-четверостишиями (такмак, сарыны), пением, особенно мужским многоголосым, скачками, джигитовками, состязаниями по вольной борьбе, национальными играми. Одной из таких игр была къайкъы, цель которой заключалась в поджигании трута и отбивании его друг у друга клюшкой. Танцы и песни сопровождались аккомпанементом кумуза – трёхструнным щипковым инструментом, гармоники, зурны.
Легкой нательной мужской одеждой являлись туникообразная рубаха (гёлек) и штаны (шатан, шалбар). Поверх рубахи кумыки носили бешмет (къаптал), сшитый из темных (для зимы, для работы) и светлых (для лета) тканей. Бешмет постепенно стал заменяться кавказской рубахой. На бешмет или кавказскую рубаху надевалась черкеска (чепкен), которую шили из местных или привозных полусуконных, хлопчатобумажных тканей, реже - из белой верблюжьей шерсти. Зимой поверх бешмета или черкески надевали овчинную шубу (тон). Нарядные шубы делались из белых овчин молодых барашков. Кумыкские феодалы и буржуа носили собольи, горностаевые, хорьковые, бобровые шубы из привозных русских мехов. Верхней одеждой, защищавшей от дождя, холода и ветра, служила бурка (ямучу). Обувь мужчин отличалась разнообразием: носки из шерстяной пряжи (чорап), сафьяновые легкие сапоги (этик, маси), чарыки, башмаки и галоши из сафьяна или тонкой кожи на толстой подошве. Головным убором кумыка была овчинная папаха (папах, бёрк), а также башлык (башлыкъ).
Источник фото : dzen.ru
Женская одежда кумыков была разнообразнее мужской и имела много особенностей. Нательную одежду составляли рубаха (ич гёлек, бюрюшме гёлек) и шаровары. Верхнее платье – арсар (распашное платье) и полша (нераспашное), а также къабалай (нарядное распашное платье). В зимний период женщины носили шубы. Головной убор представлял собой повязку (чуткъу) из чёрного атласа, сатина либо же яркой шерстяной материи. Поверх повязки надевали шёлковый, шерстяной или тюлевый платок. У богатых кумычек тюлевые платки дополнялись золотой или шёлковой бахромой. На ногах женщины носили сафьяновые чувяки (магий). В холодную погоду на чувяки надевали башмакълар – туфли без задников с высоким каблуком.
Носили украшения, пришиваемые к одежде и являющиеся ее деталями: серебряные, украшенные филигранью или чеканкой пряжки, изготовленные в форме длинных маленьких рыбок и пришивавшиеся к поясу платья; мелкие бляхи и всевозможные пуговицы, главным образом серебряные, которые пришивались на рукава, пояс, грудной вырез платья и т.д. Были украшения, используемые отдельно: камал - широкий серебряный пояс, иногда в золотой или позолоченной оправе с драгоценными камнями, а для менее состоятельных женщин - из позумента с пришитыми во всю длину в несколько рядов серебряными монетами; тамакъса - особый вид ожерелья, плотно охватывающий шею и состоящий из нанизанных на две нитки 20-25 мелких золотых или серебряных полых пластин; къаршумалар - украшения в форме длинных и узких пряжек из позолоченного серебра, пришивавшиеся к бархатному или плюшевому нагруднику; арпа - бусы в форме ячменя, прикрепляемые к золотым или серебряным бляхам или монетам; минчакъ - кораллы; серьги, в основном двух видов: чюмекли гъалкъа - без подвесок, но с отростками, и салланчыкъ гъалкъа, имеющие от четырех до шести тонких подвесок в виде мелких колечек; юзюк - кольца; белезик - браслеты. Все эти украшения делались из золота или серебра, зачастую покрывались богатым орнаментом и украшались драгоценными камнями. В большинстве своем они изготовлялись на месте, но использовались и привозные.
.
Источник фото : se.pinterest.com
Основной отраслью хозяйства кумыков традиционно является земледелие. Земельные угодья кумыков традиционно делились на четыре вида: пашни, сенокосы, леса и пастбища. Ведущей отраслью хозяйства издревле считалось земледелие, особенно зерновое (пшеница, ячмень, просо, кукуруза, рис). Кумыки знали трехпольную систему земледелия с чередованием посева культур, приемы искусственного орошения. Широко практиковалось поднятие пара. В ряде кумыкских селений значительное развитие получили садоводство, бахчеводство, огородничество и виноградарство. Вторую по значению отрасль народного хозяйства составляло животноводство, развитию которого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Ведущее место занимал крупный мясомолочный и мелкий рогатый скот. Крупный рогатый скот использовался и в качестве тягловой силы, лошадь -преимущественно для верховой езды. Характерно было разведение буйволов. Животноводство в основном являлось стационарным, но крестьяне ряда кумыкских селений прибегали и к отгонным формам содержания поголовья овец. Уникальность хозяйств кумыков проявлялась в их взаимовыгодных соглашениях с соседствующими группами, где обмен пастбищами и сезонными перемещениями скота с равнинных пастбищ (кутанов) на летние пастбища жителей высокогорий укреплял экономическую стабильность. Существовало чёткое разделение труда – кумыкские мужчины ухаживали за мелким рогатым и рабочим скотом, пасли его, заготавливали дрова; большинство полевых работ выполняли также мужчины, тогда как женщины занимались уходом за молочным скотом, домашним хозяйством, шитьём и ткачеством. У кумыков существовало довольно четкое половозрастное разделение труда: мужчины занимались уходом за мелким рогатым и рабочим скотом, их пастьбой, большинством полевых работ, заготовкой сена, дров и др. Женщины ухаживали за молочным скотом, занимались ведением домашнего хозяйства, уходом за домом, шитьем, ткачеством, вышивкой, производством изделий народно-прикладного искусства. Престарелые родители не допускались к тяжелому физическому труду, общественное мнение осуждало взрослых детей, если их престарелые родители привлекались к непосильным работам.
Равнина Кумыкии служила основным источником сельскохозяйственной продукции для окружающих территорий. Такое взаимодействие способствовало укреплению связей между дагестанскими народами.
Также кумыки занимались изготовлением сукна, хлопковых тканей, переработкой кожи, металлов, камней. Орнаментальное искусство резьбы по дереву, лепки из глины, изготовления оружия, такого как кинжалы, сабли, пистолеты и ружья, украшенных золотой или серебряной оправой, достигало высоко уровня. Оригинальностью отличались кумыкские ковры из ворса или безворсовые – дум, хали, чанка, ковры из войлока – арабабаш, кийиз, циновки – чипта, переметные сумки – хуржун
Основной тип поселения у кумыков - селение: юрт, гент, авул; последним термином чаще называются кварталы. На территории Кумыкии располагалось много древних и средневековых городов (Семендер, Беленджер, Таргъу, Эндери и др.), здесь расположено большинство дагестанских городов современного типа (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др.). Существовал и хуторской тип поселений (отар, махи), которые обычно разрастались и превращались в селения.
Источник фото : dzen.ru
© Магомедов Мурад Гасбуллаевич
Жилище кумыков можно разделить на три основных типа: одноэтажное - на низком фундаменте; полутораэтажное - на высоком каменном фундаменте: в последнее время такие дома строятся также с большим подвальным помещением для хозяйственных целей; двухэтажное. Недостаток природного строительного материала (камня, леса), наличие земли, а также большая приспособленность к защите от летнего зноя способствовали преимущественному развитию у равнинных кумыков одноэтажного жилища; у предгорных кумыков, наоборот, двухэтажные здания встречались чаще.
Основные типы жилых строений у кумыков включают одноэтажные конструкции на низком фундаменте (биркъат уьй), полутораэтажные сооружения на высоком каменном основании, предназначенном для хозяйственных целей (гётеринки уьй), и двухэтажные строения (экикъат уьй, бийик уьй). Ограниченность природных стройматериалов – камня и леса – и доступность земли способствовали доминированию одноэтажных домов на равнине, в то время как предгорные районы демонстрировали большее количество капитальных зданий. Крыши домов северных кумыков были двускатными, горных – плоскими. Внутренняя структура дома предполагала распределение комнат по функциональному назначению: самая просторная комната использовалась как кухня (аш уьй), гостиная предназначалась специально для приёма гостей (кунацкая), одна комната служила местом хранения продуктов, а остальные комнаты служили спальнями.
Комнаты располагались или в один ряд, или Г-образно при наличии более двух комнат. Если в кумыкском доме имелось более трёх комнат, но они располагались в виде буквы «П». Для защиты от холода все окна и двери обычно были обращены на юг и юго-восток. Знатные кумыки строили отдельные кунацкие (къонакъ уьй) помещения во дворе. Во дворе дома или на галерее нижнего этажа также ставили и печи для выпечки хлеба – кёрюки.
Источник фото : dzen.ru
Основными продуктами, идущими на приготовление пищи у кумыков, являются продукты земледелия: мука — пшеничная, ячменная, кукурузная, крупы — пшеничная, кукурузная, просяная, а также фасоль, рис и продукты животноводства: мясо, масло, молоко и пр. Кумыкская кухня, кроме того, использует и некоторые огородные культуры: чеснок, лук, кинзу, перец, арбузы, дыни, тыквы, огурцы, а также фрукты.
Источник фото : dzen.ru
Кумыки, как и все народы Дагестана, употребляли преимущественно мясную и молочную пищу. Из мяса самой ценной считалась баранина, затем говядина. Конину употребляла в пищу часть засулакских кумыков, проживающих по соседству с ногайцами, приготовляя из конины десертные блюда. Чтобы заготовить конину на зиму, ее опускали в особый чесночный раствор на 2—3 недели, а затем сушили на солнце. Приготовленная таким образом конина употреблялась как и всякое другое мясо. Основная часть кумыкского населения не употребляла конину и не резала лошадей на мясо, хотя религия этого не запрещала. Конина употреблялась только в лечебных целях и в случае голода. В то время, как любой другой вид скота (корова, бык, баран и пр.) в случае внезапной болезни немедленно попадал под нож, чтобы можно было использовать его мясо в пищу.
Источник фото : dzen.ru
Одно из самых узнаваемых блюд кумыцкой кухни - хинкал - из некрутого пшеничного теста. Их варили в жирном мясном бульоне и заправляли подливой (тузлукъ) из сметаны (или кислого молока, томата, орехов) с чесноком (хинкал имеет много разновидностей). Гъалпама - хинкал из кукурузной муки; шорпа - различные супы (с фасолью, рисом, лапшой, крупой); кюрзе - род пельменей с начинкой из мяса (или творога, тыквы, крапивы, ливера); чуду - род чебуреков (пирогов) из тех же, что и кюрзе, продуктов; долма - вид голубцов из мясного фарша с рисом, обернутых в листья винограда или капусты; пилав {ахи) - плов; шишлик - шашлык; къуймакъ - яичница из взболтанных яиц; къувурма (бозбаш) - мясной соус; чилав - каша из риса, а также кукурузной или пшеничной крупы, сваренной на молоке или воде; тахана - жидкая каша из жаренной на масле пшеничной муки; халва (гъалива) из жаренной на топленом масле муки и сахара, халва с орехами и другие разновидности. Это далеко не полный перечень основных национальных блюд, имеющих к тому же локальную специфику. Большим разнообразием отличались также пироги, хлеб, оладьи, калачи, варенья, напитки. Обычный и калмыцкий (подсаливаемый) чай, кофе, какао, многие спиртные напитки у кумыков относятся к заимствованным напиткам.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения