Источник фото : ru.pinterest.com
Курды — древний народ, численность которого превышает десятки миллионов по всему миру. Это народ с богатой культурой и традициями, исповедующий разнообразные религии.
Формирование курдского этноса относят к рубежу I–II тысячелетий до нашей эры, когда на территории современных Турции и Сирии находилась граница двух древних государств — Хеттской державы и Митанни.
Источник фото : dzen.ru
Состав населения Митанни включал хурритов, семитов и других представителей древних индоевропейских племен. Со временем Хеттская держава распалась на отдельные регионы, и каждый из народов пошел своим путем развития.
Некоторые группы продолжали называть себя хеттами, однако в сирийских государствах зародился новый этнос, представители которого спустя несколько веков стали называть себя «курди». С этого момента северные земли Месопотамии и Юго-Восточная Азия стали носить название «Курдистан», а курди стали его основным населением.
Тюркские походы начались в конце X века и привели к столкновению с курдами, чьи кочевые племена использовались властями Халифата для защиты границ. Сражения произошли в 1020 году под Хамаданом и в 1024–1029 годах в Фарсе и Хузистане. В 1055 году пал Багдад, и через два десятилетия держава Сельджукидов простиралась от Амударьи до Египта и Йемена. Уже в конце XI века она распалась на отдельные владения, правители которых лишь номинально подчинялись центру. Отношения курдов с династиями сельджукских атабеков, утвердившихся в центральном и южном Курдистане, изначально были напряженными.
Источник фото : dzen.ru
В начале XIX века основной целью Российской империи было обеспечение нейтралитета курдов в войнах против Персии и Османского государства. Многие курды переселились в Русское Закавказье. В 1804–1813 гг., а затем в 1826–1828 гг., когда Российская империя и Персия воевали, власти разрешили этому народу поселиться на территории нынешней России и Армении. Во время Крымской войны и русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) курды начали массово переезжать. По данным переписи 1897 года, в Российской империи проживало 99 900 представителей этого этноса.
После советизации Кавказа советские власти начали определять национальные границы в соответствии с проводимой политикой. В 1923 году курды Азербайджана, проживавшие между Арменией и Нагорно-Карабахской автономной областью, получили от Баку свой район с центром в Лачине. Официально известный как Курдистанский уезд, он не был формально автономным, и правительство Советского Азербайджана мало что делало для развития местной культуры.
Источник фото : ru.pinterest.com
По данным переписи 1926 года, курдов в России было около 70 тысяч человек, хотя большинство из них говорили на азербайджанском и татарском как на родном языке. Уезд был упразднен в 1929 году, наряду с другими азербайджанскими территориями, но был частично восстановлен в 1930-м как Курдистанский округ, прежде чем был разделен на районы. В последующие десятилетия курды этого региона были ассимилированы в азербайджанское население, а часть общин была депортирована в Центральную Азию в 1937 году.
В 1941 году союзники Великобритании и Советского Союза военного времени вторглись в Иран, чтобы обеспечить важнейшие линии снабжения. Лидер Реза Шах, который симпатизировал державам Оси, был свергнут, а его сын, Мухаммед Реза Пахлави, был поставлен на престол. Иран оставался оккупированным в течение всей войны: СССР занял северную половину страны, а Британия — южную.
После окончания войны Москва отказалась покинуть свою зону влияния и начала спонсировать отколовшиеся республики в Иранском Азербайджане и Курдистане. Последняя была основана в Махабаде в 1946 году. Кази Мохаммед был ее президентом, а Мустафа Барзани, лидер курдских повстанцев из Ирака, — ее военным министром. Впоследствии Сталин отказался от поддержки, и республика Махабад была упразднена.
После распада СССР в 1991 году этническая составляющая региона разделилась между новыми независимыми странами Евразии. Сегодня курды в России в основном сосредоточены на Северном Кавказе. В Грузии они сконцентрированы в Тбилиси. В постсоветской Центральной Азии также есть значительная часть курдского населения.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, в России проживает не менее 24 657 курдов. Большинство представителей этой национальности — 5 609 человек — проживают в Краснодарском крае.
Число курдов в других регионах России:
Республика Адыгея — 5 233;
Саратовская область — 3 266;
Ставропольский край — 2 532;
Орловская область — 1 786;
Воронежская область — 1 112.
Диаспора проживает не только в России; курды также населяют свой исторический регион, который сегодня разделен между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. По оценкам, их общая численность составляет около 35 миллионов человек.
Многие представители народа сохраняют верность древним религиозным традициям. По статистике, большая часть курдского населения принадлежит к мусульманам, однако многие курды считают исконной религией своего племени зороастризм. Около 2 миллионов человек являются приверженцами езидизма — верований, возникших в доисламский период.
Несмотря на разнообразие взглядов, курды в целом терпимы и лояльны к представителям других религиозных направлений. Например, мусульманский пост соблюдают многие курдские общины, но его длительность зависит от конкретных убеждений. Курды не навязывают свое мировоззрение другим, но и не препятствуют установлению правил иных религий.
Курдский язык объединяет несколько групп диалектов. Условно их можно разделить на:
Сорани;
Лаки;
Южнокурдский диалект;
Севернокурдский диалект.
Северный диалект, или курманджи, является наиболее распространенным среди курдов, а сорани, по уверению самих носителей, имеет персидское происхождение. На лаки говорят преимущественно выходцы из Ирана и Ирака. Южный диалект также распространен в этих странах.
На курдском языке в России говорят более 31 703 человек. Практически все курды, проживающие на территории России, владеют русским языком.
Уважение к старшим — одна из важнейших традиций. Наравне с ней стоит традиция гостеприимства, которая воспринимается курдами как способ показать уважение к гостю. Гостя принято угощать так, чтобы он остался доволен.
Среди курдов сохранилась традиция кровной мести, однако в настоящее время они стараются реже прибегать к таким мерам, предпочитая компенсацию за ущерб. Убийство считается серьезным проступком, затрагивающим всю общину.
Если курд хочет придать весомость своим словам, он может воспользоваться клятвой бахт. Бахт означает «счастье». Слова того, кто клянется счастьем, считаются нерушимыми и вызывают доверие.
Среди езидских курдов распространен обычай изготовления куклы, символизирующей мать дождя. С этой куклой обходят деревню, распевая песни-молитвы с просьбой о дожде. Также существует обычай, связанный с символическим воровством с целью избавления от засухи. Участвуют в этом женщины, переодетые в мужскую одежду. Украденное затем возвращают.
Источник фото : ru.pinterest.com
Свадьбы устраивают пышные, хотя это зависит от состоятельности семей. На церемонию приглашают всех родственников, поэтому деньги на свадьбу копят месяцами. Главными подарками молодоженам являются деньги и овцы. Свадьбы принято праздновать весной, celebration может длиться целую неделю.
Гостей угощают рисом и мясом, женщин и мужчин часто принимают в разных помещениях. Обслуживанием взрослых мужчин занимаются юноши.
Женский национальный костюм включает несколько предметов:
Брюки-шальвары;
Жилетка хелак;
Накидка крас.
Джеркрасы у женщин представляют собой одеяние, похожее на кофту и рубашку одновременно. Брюки носит незамужняя женщина, показывая тем самым свою свободу. Сверху накидывают крас — специальную прозрачную накидку, покрывающую плечи. Женская одежда яркая, контрастная, с использованием таких цветов, как фиолетовый, зеленый, желтый, бирюзовый.

Источник фото : ru.pinterest.com
Мужской костюм состоит из:
Сервала;
Пояса;
Национальных туфель;
Жилетки и рубашки стархани.
Источник фото : dgzzz.ucoz.ru
Стархани у мужчин — это верхняя одежда, напоминающая рубашку и пиджак. Стархани всегда заправляют в брюки, ткань плотная, имеются карманы и лацканы. Мужской пояс может достигать в длину 4 метров. Его накручивают против часовой стрелки. Брюки фиксируются не поясом, а веревкой.
Основной мужской головной убор — чалма. Она является составной, включает шапку клав и платок мшки. Мужская одежда обычно выполнена в сдержанных тонах, более яркие варианты надевают на праздники. Преобладают цвета, близкие к белому и песочному. На официальный прием курдский мужчина наденет только белую одежду. В повседневной жизни носят одежду коричневого или серого цвета.
Праздники курдов связаны со временами года и сменой сезонных работ. Например, Хыдыр-Наби — праздник, посвященный покровителю скотоводства и сил плодородия. Его отмечают весной, по окончании поста. Женщины-езиды в этот день готовят особенное жидкое тесто. С его помощью на притолоках дома рисуют знаки-обереги, чаще всего в виде солнечного диска, фигурок человечков, коров, точек и линий.

Источник фото : pentad.ru
Особенным днем у курдов считается пятница, называемая Джума (день собраний). Она может быть как выходным, так и рабочим днем, но занимает главное место среди дней недели. Каждую пятницу курды посвящают молитвам и добрым делам. Ссориться или совершать проступки в этот день считается недопустимым.
Курды изначально поклонялись пантеону богов, называемых dêw, хотя позже эти боги стали рассматриваться как злые существа. Их заменили боги ахура, известные как асуры, прежде чем они были объединены в Ахура Мазду. Курды верили в ужасающего дракона по имени эйдиха.
Согласно курдской мифологии, предки курдов бежали в горы, спасаясь от гнета царя Заххака. Считается, что эти люди, подобные кузнецу Каве, который скрывался в горах, положили начало курдскому этносу. Горы и по сей день остаются важными географическими и символическими объектами в жизни курдов.
Картины курдских художников тонко передают культуру быта и духовное состояние народа. Пейзажи родной природы, иллюстрации героев народных песен, портреты и художественные сюжеты в работах известных живописцев формируют культурное наследие курдской живописи.Повседневный труд является одной из излюбленных тем художников. На многих картинах детально изображен быт курдских тружеников: приготовление пищи, уход за животными, сбор урожая, отдых на природе.
Другие картины запечатлевают пастухов со стадами, сцены на рынке или праздничные обряды. Среди известных курдских художников XX века: Аббас Каманди, Али Камал, Дилшад Исмаил, Хасан Фаттах, Хива Пашаи, Джафари Кази, Мухаммед Хадер.
Курдам удалось сохранить и донести до наших дней богатую литературу, проникнутую лиризмом и любовью к родной земле. Одной из черт курдской литературы является связь с народной борьбой и ее художественным изображением. Прогрессивная курдская литература связана с передовой литературой мира и питается истоками народной поэзии.
Курды в середине XX века пользовались развитыми языками Ближнего и Среднего Востока — арабским для богословия и права, фарси для исторических сочинений и турецким для поэзии.
Знаменитым поэтом курдского происхождения является Фузули (XVI век), хотя его национальная принадлежность оспаривается.
Литературным языком Южного Курдистана (Иран) служит наречие «гурани», не являющееся собственно курдским. На «гурани» существует развитая письменность, с помощью которой изложены известные легенды Востока — «Хоршиди-Хавер», «Хосров и Ширин», «Лейла и Меджнун» и др.
До наших дней дошли сведения о восьми поэтах, писавших с начала XI века до конца XVIII века. Из их произведений изданы в 1903 году одно из произведений Малаи Бате (XV век) и в 1904 году сборник стихов шейха Ахмеда Малаи Джизри (XII век).
Из старых поэтов наиболее известен Ахмед Хани (XVII век), обработавший в стихах популярный эпос «Мам и Зин», напечатанный в Константинополе в 1920 году. Ряд поэтов XIX–XX веков упоминается в курдских газетах, где приводятся образцы их поэзии. Под влиянием персидской поэзии курдские поэты применяют традиционные формы «газель» и «касыда».
История курдской музыки уходит в глубину веков. Согласно некоторым источникам, основоположниками курдского фольклора были Авдере, который сочинил народную музыку, и Ибрагим Мосули, открывший первую музыкальную школу в Багдаде.
Традиционная курдская музыка отличается от арабской, армянской и турецкой. Передаваемые устно из поколения в поколение песни, как правило, сохраняют первоначальные слова. Мелодия дополняет основу, роль инструментов относительно вторична. Инструментальное сопровождение создает настроение, подготавливая слушателя к восприятию вокального сообщения.

Источник фото : omskgazzeta.ru
Несмотря на важность вокала, курды используют много инструментов: тамбур, сетар, сантур; струнные щипковые: кеманча, канун, тар; духовые: блур, мэй, нэй, фик, дузала, шимшал; ударные: дэф, дахол.
Курдский фольклор состоит из трех жанров: рассказчики (çîrokrej), барды (dengbêj) и популярные певцы (stranbêj). Существуют песни религиозной и сезонной тематики.
Характерной чертой курдских народных танцев является участие в них мужчин и женщин вместе, в одном ряду.
Источник фото : sputnikportal.rs
Существует три типа построения: круг, полукруг, прямая линия. Как правило, танцоры держатся за руки, стоят плечом к плечу, переплетают мизинцы или кладут руки на поясницу. Мужские танцы отличаются скоростью и динамикой, а женские — более изящными движениями ног, плеч, коленей и шеи.
Гованд — неотъемлемая часть культуры курдов. Танец, дошедший до нас в своем первозданном виде, отражает историю народа. В нем раскрываются сюжеты о сражениях и героях, лирика любви, красота традиций, радости и трудности, особенности быта и мечты курдского народа.

Источник фото : www.rudaw.net
Кочевая или полукочевая жизнь была нормой до установления Советской власти в 1920 году. У каждого племени были свои пастбищные пути: весной — к горным массивам, осенью — обратно вниз. Курды России в те времена были отличными пастухами.
Иногда курды отказывались от кочевой жизни и селились в деревнях в качестве фермеров. Архаичная племенная система и образ жизни дольше всего сохранялись кочевниками, которые придерживались старых обычаев.
Типичной курдской постройкой на протяжении долгого времени был дом из глины. Возводили его в горах на уровне 900–1000 метров. Поселения курдов встречались и на высоте свыше 1000 метров. В суровых условиях строили землянки. На высотах свыше 2500 метров останавливались в маленьких шатрах.
Источник фото : dzen.ru
Жилище у курдов служит не только для обогрева и ночлега, но и обеспечивает безопасность. Дома строят близко друг к другу. Если природный ландшафт обеспечивает защиту, то жилища ставят порознь. На близость домов может влиять тип почв: чем плодороднее почва, тем ближе располагаются дома для совместной обработки земли.
Дома обычно одноэтажные, в подвалах устраивают конюшни и склады с кухней. Свет проникает через окно. Иногда дома оставляют на зиму для хранения зерна, а сами живут в шатрах. Крышу делают из балок — необтесанных бревен. На основу кладут смесь из земли, жидкой глины и травы. Несмотря на кажущуюся хлипкость, такую крышу трудно разрушить. На крышах могут организовывать собрания, принимать пищу, отдыхать. Их всегда содержат в чистоте и порядке.
Источник фото : ru.pinterest.com
Планировка жилища может быть разной. Наиболее распространенная включает прихожую, две комнаты и подвал. В прихожей хранят топливо, воду и предметы быта. Живут в комнате, где устанавливают глиняный очаг, представляющий собой сосуд, вкопанный в землю. Стены утепляют коврами и паласами. В другой комнате хранят запасы: сыр, масло, сушеное мясо. В жилой комнате пространство разделяют на мужскую и женскую половины. Дети спят с женщинами.
Кочевники использовали шатры, которые можно было быстро собрать. Шатер должен был умещаться на спине лошади, поэтому его размер был невелик. Некоторые шатры похожи на бедуинские юрты. Их полотнища шили из козьих шкур.
Опорой шатра служат 15 шестов, между которыми натягивают полотно, образуя плотное укрытие. Оно не только прочное, но и практически не намокает во время дождя. В шатрах иногда обустраивают жилище более комфортабельно, чем в каменном доме: пол устилают коврами, ставят лучшую посуду, раскладывают подушки и пуфы.
Для курдов характерен культ семьи. У них распространены большие семьи, где живут несколько поколений. Общение с братьями, сестрами и родственниками является каждодневным делом. Даже дальние родственники пользуются уважением.
Дети у курдов следуют определенным нормам поведения. Девочкам не рекомендуется покидать дом без сопровождения взрослых. Женщины традиционно прикрывают руки, ноги, колени и локти. Голову могут не покрывать. Каждый член семьи осознает свою ответственность за репутацию рода.
Источник фото : dzen.ru
Мужчины и женщины живут вместе только в браке.
Мужчина в семье считается главой, а женщина выполняет роль помощницы. В курдском обществе женщина без мужа может сталкиваться с определенными сложностями. Замужество традиционно является важным этапом в жизни женщины. В случае вдовства женщине может оказывать поддержку семья покойного мужа.
Для заключения брака необходимо одобрение родителей как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Выкуп является обязательной частью брачного обряда, его платит жених. Мнение молодоженов также учитывается и зачастую является решающим. Принуждение к браку не допускается.
Курды вели преимущественно кочевой образ жизни, поэтому их пища была сытной и простой. Помимо мяса и молочных продуктов, регулярно употребляют хлеб и овощи. Каждое блюдо сдабривается специями и травами.
Источник фото : www.gastronom.ru
Блюдо катык готовится на основе топленого молока, которое предварительно заквашивают. Из топленого молока получают освежающий напиток, добавляя холодную воду. Топленое масло используется для приготовления курдского сыра. Творог готовят из жирного молока. Сыр и творог хранят в специальных мешочках. Молоко кипятят, добавляют закваску и продолжают кипятить до получения творожной массы. Из сливок делают масло и сметану.
Курды пекут хлеб в тандыре, а из теста заготавливают особую лапшу, которая называется реждия. Лапша очень сытная, ее обжаривают на сковороде в топленом масле. Популярным мясным блюдом является хашлама, которая варится на бульоне с добавлением зелени, специй и картофеля.
Источник фото : ogorodnick.ru
Курды часто едят толму с капустными или виноградными листьями. В начинку кладут много специй, сало, рис, кинзу, мяту и другие ингредиенты.
Курды предпочитают плов, который готовят разными способами: с мясом или вегетарианский, с сухофруктами. К блюдам может подаваться особая подливка — бамия, которую готовят из бобов. Бамию едят с хлебом, обмакивая лепешку.
Источник фото : budem-gotovity.ru
Весной кочевники готовили грар — суп, похожий на окрошку. Основой служил молочный остаток, к нему добавляли зелень и крупу.
Источник фото : dzen.ru
Интересным блюдом является рис шырбренж. Его готовят на молоке, выпаривая его полностью. Затем добавляют новую порцию молока и дают рису остыть. В блюдо кладут масло, посыпают корицей и поливают медом.
Для вегетарианцев есть суп из баклажанов и чечевицы. Из напитков популярны тархун или мятный компот.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения