Источник фото : dzen.ru
Лазы — народ, исторически проживавший на землях современных территорий Турции и Грузии. Древние греки называли страну лазов Колхидой: именно сюда в поисках Золотого руна направлялись мифические аргонавты. В последующие эпохи, несмотря на влияние османов, лазам вместе с легендарной царицей Тамарой удалось сохранить христианство в эпицентре распространения мусульманской веры. Сегодня народ возрождает утраченное национальное самосознание, язык и культуру.
Лазы — автохтонное племя, с древности населявшее причерноморские регионы Грузии и Турции. Заселение территорий будущего Лазистана народ начал еще в дохристианский период: первые его упоминания относятся к 65 году до нашей эры. В древности Лазистан входил в состав Колхидского царства. В последующий период государству удалось избежать арабского влияния. С 528 года начинается борьба Персии и Византии за обладание регионом. Правители Лазистана предпочли заключение союза с последней, поскольку в прежние времена переняли от нее христианскую веру. После падения Константинополя территории частично вошли в состав Грузии.
В 1204 году лазы и тюрки образовали ставшее впоследствии могущественным государство — Трапезундскую империю. Его основателем и первым правителем выступил Алексей из аристократического византийского рода Комниных. Он воспитывался при грузинском дворе, поэтому имел грузинский менталитет, религиозное и культурное воспитание. Алексей Великий Комнин был племянником легендарной грузинской царицы Тамары.
Именно по ее инициативе и при помощи Грузинского царства и была создана Трапезундская империя — главный оплот христианства на захваченных мусульманами территориях. Помимо духовной мотивации, помощь региону Грузия оказывала и по политическим соображениям, планируя сделать его своим форпостом в Причерноморье. Другая часть историков склоняется к версии, что в становлении империи активное участие принимали греки, объединившиеся с ослабленным после падения Византии Лазистаном.
В XIV веке государство пало: причиной стал переворот, который был произведен с помощью западных агентов влияния. В результате к власти пришли влиятельные греческие роды, а тюркская, грузинская и лазистанская аристократия была практически полностью уничтожена. Это привело к изменению положения коренного лазского населения и трансформации церковных обрядов. Началась миграция части коренного населения в регионы, где продолжало сохраняться православие, например, в Грузию. Оставшиеся на родине лазы стали все больше склоняться к принятию ислама, что сделало процесс установления турецкой власти в регионе менее болезненным.
В 1461 году Лазистаном овладели османы, что положило начало процессам исламизации лазов. В XVI веке регион был окончательно завоеван турками, а в XIX веке вошел в состав Российской империи. В начале XVIII столетия территория Лазистана была разделена на 11 владений. Управляли провинциями деребеи из числа местного населения, которые власть султана признавали лишь формально. Только к 1820 году османам удалось изменить ситуацию, поставив во главе регионов своих наместников. Население состояло из лазов и греков, его общая численность была 138 400 человек. В 1922 году Грузинская Республика пала, после чего в 1925 году Лазистан был поделен между Турцией и вновь образованной Грузинской ССР.
В годы Великой Отечественной войны отряды из числа лазских воинов охраняли грузинско-турецкую границу протяженностью 250 км. Благодаря их усилиям, за годы войны было выявлено более 30 германско-турецких агентов, пытавшихся провести разведывательные и вербовочные мероприятия на территории советской Грузии. Многие представители народа ушли добровольцами на фронт или попали в ряды Красной Армии по призыву. В 1949 году активисты из числа лазов выдвинули аджарским властям инициативу создания автономного национального лазского округа в составе Аджарии. Грузинское руководство старалось заморозить проект. В качестве объяснения, верхушке СССР выдвигались аргументы о том, что на границе с Турцией было бы опасно создавать какие-либо независимые объединения. Проект был отвергнут, а с 1953 года даже идеи подобных начинаний квалифицировались грузинским руководством как национал-сепаратистские.
В 1949 году началась и так называемая «вторая советская депортация». Первая волна пришлась на 1944 год, когда из кавказского региона по подозрению в заговоре и предательстве были выселены тысячи представителей местных народов.
Во время второй волны из Абхазии, преимущественно из сел Очамчирского и Сухумского районов, лазы были выселены в Среднюю Азию или переведены в места заключения. Известно, что только из Батумского района было выслано порядка 20 семей, общей численностью 160 человек. В связи с этим член аджарского правительства М. Ванлиши написал письмо Лаврентию Берии, в котором указал на ошибочность подобных действий и выдающийся вклад лазов в победу над фашизмом. Письмо было в короткие сроки рассмотрено и по указанию Берии проведен комплекс мер по возвращению выселенных лазов и предоставлению им нового места жительства в пределах района Чичхе. После реабилитации большая их часть мигрировала в Турцию.
В Турции и Грузии созданы центры колхской культуры, призванные сохранить традиции народа. Вместе с тем в обеих странах наблюдаются сильные ассимиляционные процессы, влияющие на национальную самоидентификацию лазов. Введенный с 1992 года безвизовый режим между Грузией и Турцией дает возможность проживающим в разных государствах родственникам чаще видеться.
Лазы Турции, совместно с другими национальными меньшинствами, добиваются у властей признания их прав на национальную самоидентификацию на законном основании. Это даст им возможность получать образование на родном языке, социальные льготы, при желании — иметь двойное гражданство.
Сохранились несколько лазских сел в Грузии. Там их не выделяют в отдельную народность и считают грузинами. Однако больше всего лазов живет на своей исторической родине в провинции Ризе на северо-востоке Турции. Их там насчитывается более ста тысяч человек.
По итогам переписи населения 2020 года в РФ проживает 94 лазов. В основном лазы проживают в Ростовской области (37 человек). Число представителей народности в других регионах России:
Краснодарский край — 20;
Республика Дагестан — 13;
Воронежская область — 6;
Москва — 4.
До XVII столетия лазы исповедовали христианство. Благодаря воздействию Византии и последующему нахождению в составе Грузии, народ не подвергся мусульманскому влиянию и сохранил единую веру. С приходом к власти в регионе Османской империи большая часть представителей народности переняла исламские традиции.
Сегодня 85% лазов Турции и Грузии придерживаются верований ислама суннитского толка, остальные 15% сохранили христианские традиции. До начала XVII века соотношение было обратным, однако длительное османское влияние привело к склонению чаши весов в пользу ислама. Доля лазов-мусульман в Грузии значительно ниже: не более 20% от общего числа представителей народности.
Лазский язык (устар. — чанский язык), язык лазов. Распространен в качестве языка бытового общения главным образом в Лазистане (причерноморская полоса северо-востока Турции) и в смежном с ним селении Сарпи (поделенном между Турцией и Грузией). Небольшие группы носителей лазского языка рассеяны по глубинным районам Турции, по ряду населенных пунктов черноморского побережья Аджарии, а также в Германии.
Лазский язык относится к грузинско-занской ветви картвельских языков. Выделяются 3 диалекта (атинский, вицско-архавский и хопский), подразделяющиеся на ряд говоров. Фонетика этого языка имеет минимальные отличия от мегрельского языка: наличие j, h и f, процессы q̇>ʕ>ø, r>ø, ударение с элементами тона. Морфологии свойственны некоторые черты, присущие языкам балканского языкового союза. В глаголе специфичны состав и образование временных форм, развиты категории потенциалиса и взаимности. В имени есть аналог притяжательной формы. Для синтаксиса характерно введение придаточных предложений путем оформления их глагола формой генитива. В словообразовании деривация господствует над композицией. Объем исконного словарного состава резко сокращен за счет множества турецких заимствований (более древний пласт заимствований — грецизмы).
В 1930-х гг. в Грузии предпринимались попытки введения письменности для лазского языка на основе грузинского алфавита, не имевшие успеха. В Германии и Турции ограниченно используется письменность на латинской графической основе.
Источник фото : old.bigenc.ru
Одной из основных традиций лазов является вера в духовный мир и связь с природой. Такие символы, как горы, реки, звезды и животные, также являются объектами их поклонения и молитв. Они верят, что духи природы создают свою собственную энергию, которая может принести благополучие и здоровье.
Лазы сохраняют свою уникальную культуру и особенности благодаря своим традиционным занятиям, таким как пастбищное животноводство и сбор традиционных трав. Также народ лаз нередко подвергается влиянию современных общественных и культурных тенденций.
Музыкальными инструментами лазов были дуда (разновидность волынки), зурна, барабан и струнная кеманча.


Источник фото : dc113.ru , shamanic.ru
Под эту музыку лазы плясали хорон — танец многих причерноморских народов, грузинский вариант которого известен как хоруми. Впрочем, от грузинских отличались у лазов не столько мужские танцы, сколько женские — более быстрые и более близкие к греческим.

Источник фото : www.culture.ru
Лазское население Трабзона и Ризе долгое время проявляло национальную материальную культуру в особенностях традиционного костюма, появившегося еще до захвата региона турками. Женщины носили длиннополые светлые, просторные рубахи, под которые надевали шаровары.
Обязательный элемент костюма — долайлык. Фартук или передник обматывали вокруг талии и декорировали широкими полосами ярких оттенков. По их цветам можно было определить, из какого региона родом женщина. Красные и черные полосы означали принадлежность к Сюрмену, кремовые и бордовые оттенки предпочитали девушки Акчабата, а коричневые и черные цвета выбирали дамы в Тонье.
Не менее важный элемент традиционного женского костюма лазов — платок кешан. Предмет гардероба представлял из себя великолепную по красоте хлопковую шаль, которой принято было покрывать голову и плечи. Изысканный головной убор был декорирован замысловатыми узорами белого и черного цветов на красно-коричневом фоне. Сегодня кешан — единственный сохранившийся в гардеробе женщин Лазистана национальный предмет одежды. Носят его в основном представительницы старшего поколения. Также ткань с приметным узором используют для декора помещений: делают из нее чехлы для подушек, прихватки, используют в качестве обшивки.



Источник фото : islamnews.ru , pokazuha.ru , dzen.ru
Основными занятиями лазов были рыболовство, скотоводство и сельское хозяйство. Этому способствовала природа региона: множество рек и озер, близость Черного моря и обилие плодородных земель. Выращивали рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, занимались садоводством. Из ремесел были сильны в деревообработке, жили в добротных домах, построенных из этого материала. Важным занятием во все времена, в том числе в период советской власти, выступало табаководство.
Лазы считались искусными моряками и кораблестроителями. До первой половины прошлого столетия народ продолжал заниматься судостроением и мореходством, активно развивалась морская торговля. Один из видов морских промыслов — добыча дельфинов. Известно, что после установления власти Османской империи народ регулярно поставлял завоевателям лучших моряков из своих рядов для службы на турецком флоте. И сегодня в морских войсках Турции служит значительное число представителей народности.
Главный фирменный продукт кухни лаз, безусловно, хамса (анчоусы), ее называют «хлебом лаз», доступная с октября до мая. Кухня лаз относится к кухне северо-восточного черноморского региона (ил Ризе, историческая область Лазистан), и находится, если можно так выразиться, во власти хамсы, кале и молочных продуктов. Капуста «кале» и хамса являются практически обязательными компонентами в любом блюде. Жареная хамса, хамса с яйцами, плов с хамсой, хлеб из хамсы, жаренный на плеки. Пюре из капусты, капуста с рисом, жареная капуста в масле.

Источник фото : journeying.ru
Хамсили экмек, хлеб из хамсы, очень древняя пища в регионе, из кукурузной муки, мангольда, фарша из хамсы, лука-порея, сливочного и растительного масла, петрушки, мяты, разных специй.
Источник фото : journeying.ru
Хамси бореги — истинный кулинарный шедевр, хамса-кукурузная смесь, наполненная рисом, луком, кедровыми орешками, черной смородиной и петрушкой. Хамси кайгана, хамса с яйцами и разными овощами, напоминает рыбный омлет.
Экшили (кислый) — блюдо из тушеной рыбы с овощами. Рыбу, как правило, употребляют жирную (черноморский морской ёрш, красный окунь, редко, но и кефаль). В регионе, как известно, на рыбоводческих фермах разводят форель (алабалик). Многие признают, что черноморско-лазская форель — самая вкусная в мире.
Одно из популярных и основных блюд на протяжении веков в Восточной Черноморской области — мухлама — турецкое фондю в черноморском стиле. Кукурузная мука обжаривается в масле, затем добавляется вода и большое количество соленого творожного сыра. Блюдо едят с лепешкой из кукурузной муки.
Молочные продукты, известные на лазском языке как пуджиши, занимают важное место в кухне региона. В традиционном лазском доме первый этаж занимает хлев. В прошлые времена в каждом хозяйстве было три-пять коров, к которым относились с большой заботой. Из молока делали сыр, масло, минджи (творожный сыр, приготовленный из свежего молока, которое наливают в сыворотку, оставшуюся после создания сыра), айран. Айран и сютлач (рисовая каша), те блюда, которые ели каждый день.
Что касается мяса, то оно используется произвольно, как дополнительный компонент, в лазской кухне. Мясо, приготовленное с сухими или маринованными бобами, маринованной или свежей зеленой фасолью, некоторые блюда из рубленого мяса. Как пример, рубленое мясо, завернутое в листья кале, типа голубцов. Блюдо подают с охлажденным айраном. Однако мясо не основной продукт и, вообще, не фаворит лазской кухни. Мясо без косточки, приготовленное в собственном жире, — исключительно праздничное блюдо. Нельзя сказать, что и мясо домашней птицы употребляют в пищу постоянно. Цыпленок, также в большой степени праздничное блюдо, например, в те дни, когда жених приглашен в дом невесты обязательно в хозяйстве будут резать птицу. В былое время цыплят разводили, чтобы удовлетворить мясо-яичные потребности, но в сегодняшние дни в деревнях количество домашней птицы ничтожно мало.
Очень вкусный готовят в регионе суп из лесных орехов, напоминающий суп из чечевицы, сливочной консистенцией и отличительным бесподобным ароматом (фундука). Мерулджан, еще одно популярное блюдо региона, соте из зеленой фасоли с луком-пореем и зеленью. Его едят в холодном виде с кукурузными лепешками.
Среди сладостей следует упомянуть сказочно вкусную халву, приготовленную из зерна, масла и местного меда.
Лазистан является родиной всемирно известного турецкого чая. Турецкая чайная промышленность базируется в Ризе, где для выращивания чая идеально подходят климатические условия (влажный и умеренный климат). В то время как зеленый чай идет преимущественно на экспорт, в Ризе, Трабзоне, Гиресуне, вероятнее многим доводилось наслаждаться сладким черным чаем, который турки предлагают гостям практически в любом общественном месте.


Источник фото : journeying.ru , www.babyblog.ru
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения