Источник фото : md-gazeta.ru
Споры о происхождении этого народа начались, как только первые исследователи приступили к изучению их истории. Дело в том, что населяющие Северный Кавказ племена упоминаются во многих источниках, но под разными названиями, и выяснить, о каких именно людях идёт речь в этих документах, практически невозможно. Однако поскольку источники существуют — древние, персидские, арабские — есть надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над древней историей лакцев и их соседей.
В то же время всё говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень рано, одной из первых в Дагестане. Видимо, в начале нашей эры разрозненные поселения Лака были объединены в одно образование, и вскоре после этого началось строительство Кумуха — исторической столицы Лакии. Крепость Кумуха была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан входил в состав его владений.
Следующий важный поворотный момент в истории народа — вхождение Дагестана в состав Арабского халифата. Это произошло в XIII веке, и тогда же кумухский шамхал, а вслед за ним и весь лакский народ приняли ислам. Кумух превратился в крупный торговый и политический центр Кавказа.
В XV веке шамхальство ослабло, однако, хотя власть перешла к ханам, государственное устройство осталось прежним: страной правил хан, которому помогал совет, в который входили визири, советники и военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его окружения отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.
Источник фото : dagpravda.ru
Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы могущественных соседних государств — Турции, Персии и России. Каждое из них стремилось втянуть регион в свою зону влияния, и горцам приходилось яростно отстаивать свою свободу. В результате Кавказской войны этот регион вошёл в состав Российской империи. Наступил мир, однако жизнь существенно улучшилась лишь после революции 1917 года.
Образование стало доступным для всех, и местные этнические группы в полной мере воспользовались этой возможностью. Если до революции большинство горцев не умело читать и писать, то после неё, особенно после совершенствования письменности, неграмотность ушла в прошлое.
Источник фото : kulturologia.ru
Этот небольшой народ подарил стране множество выдающихся врачей, агрономов, лётчиков, инженеров, учёных и писателей. В горных деревнях появились такие сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны — в Москву, Санкт-Петербург, Киев. Распад СССР на некоторое время снизил ценность образования.
Рассказывая историю лакцев, нельзя не упомянуть страницу, связанную с их переселением на территории, ранее принадлежавшие чеченцам-аккинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после Второй мировой войны. Более 1500 лакских семей были переселены из гор в Новолакский район и получили указание не навещать своих родственников в течение четырёх лет.
Вернувшимся из ссылки чеченцам изначально запретили селиться на родной земле, но в 1991 году они заявили права на неё, что привело к межэтническому конфликту. Лакцы не стремились к переселению из своих домов, поскольку выделенные им территории, как правило, оказывались малопригодными для жизни, а выделяемые на строительство новых посёлков средства зачастую не доходили до места назначения. Тем не менее люди не сдавались.
В 2013 году были утверждены флаг и герб Лакского района. После распада Советского Союза значение образования на некоторое время снизилось, однако сегодня молодые люди вновь отдают предпочтение учёбе и поступлению в университеты.
В сельской местности лакцы живут компактно в Лакском, Кулинском, а после переселения в 1944 году — и в Новолакском (бывшем Ауховском) районах Республики Дагестан. Часть лакцев проживает в отдельных селениях, однако основная масса (около четырёх пятых от общего числа) проживает в городах Дагестана, России и стран СНГ. Высокая степень урбанизации восходит к давней традиции отходничества.
Источник фото : gravitsky.ru
Территория лакского этноса занимает центральную часть Нагорного Дагестана. Вся зона проживания лакцев изрезана множеством ущелий, преимущественно ориентированных с юга на север. Несмотря на труднодоступность горного края, территория достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между её отдельными частями.
По данным переписи 2020 года, численность лакцев в России составляет 173 416 человек. Большая часть из них — 162 518 человек — проживает на территории Республики Дагестан. Численность лакцев в других регионах России:
— в Ставропольском крае — 1 615;
— в Тюменской области — 1 239;
— в Москве — 1 167.
Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно утвердилась в народе в XI веке. До этого у лакцев существовали собственные божества, которым они поклонялись и стремились умилостивить ради благополучия и здоровья. Сохранился обычай почитания огня, который до сих пор присутствует в некоторых лакских обрядах. Из камня и дерева изготавливали изваяния в виде человеческих фигур, обмазывали их жиром и обращались с просьбами о дожде, хорошем урожае или благоприятной зиме.
Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, стихийных явлений и злых духов. В доме, по их представлениям, обитал добрый дух Киини, которого представляли в виде маленькой змеи, ящерицы или лягушки. Чтобы Киини не покидал дом, для него готовили халву без сахара и ставили её в потайных уголках жилища.
В прошлом у лакцев также существовало христианство. Об этом свидетельствуют изображения крестов на древних камнях в горах Лакии, а также сохранившиеся остатки христианских храмов.
Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. По данным переписи населения 2020 года, в Российской Федерации лакским языком владеет 87 957 человек. На лакском языке выходят газета и телевизионные передачи.
В лакском языке выделяют 10 диалектов:
— Вицхинский;
— Кумухский;
— Ааракульский;
— Каялинский;
— Шалибский;
— Вачи-кулинский;
— Балхарский;
— Шаднинский;
— Вихлинский;
— Уринский.
До 1928 года лакская письменность основывалась на арабском алфавите, с 1928 по 1938 год — на латинском, с 1938 года — на русском алфавите с добавлением специфических букв. Многие лакцы хорошо владеют русским языком.
Сегодня лакцы в основном носят городскую одежду, однако традиционную всё ещё можно встретить. Мужчины носят кавказский пояс и головные уборы, паранджу. Старшее поколение — бешмет и черкесские плащи. И женщины, и мужчины иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины носят длинные брюки, которые ранее были повседневной одеждой всех лакских женщин.
Традиционное свадебное платье состоит из длинного белого шелкового платья с широким вырезом на груди и разрезом по центру. Вырезы обвязаны белыми шелковыми шнурками. Рукава длинные, разрезные по всей длине. Под платье надевают белый шелковый свитер с узкими рукавами и воротником-стойкой.

Источник фото : www.culture.ru
Женщины и девушки при выходе из дома покрывают голову большим шелковым платком с вышитыми узорами. В повседневной жизни носят чёрную сатиновую косынку. В селе Вихли до сих пор сохранились старинные женские головные уборы — лачек. Жительницы этого селения покрывают голову тканевым убором, стянутым на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, нижний край которого украшен вышивкой и часто завершается бахромой. Сверху на убор накидывают очень длинное (до 6 метров) белое покрывало, закрывающее голову, спину и плечи. Вихлинские женщины носят белое покрывало, тогда как женщины других сёл — чёрное.

Источник фото : dzen.ru
В Кулинском районе многие женщины и дети зимой носят короткие дублёнки. В других районах дети носят короткие куртки из разноцветных тканей. На спинку и плечи верхней одежды нашиты серебряные монеты. Дети носят на головах плоские парчовые шляпы, сзади которых свисает кусок сшитой ткани. Волосы девочек заплетены в небольшие косички.

Источник фото : мы-мир.рф
История и культура лакцев уходят корнями в фольклор. Вся история народа, его размышления, мечты и переживания воплощены в произведениях — от эпоса до сказок и загадок. Фольклор помогает понять, чем жил народ, что ценил и что осуждал. Идеалы добра, осуждение зла и обмана, уважение к старшим, забота о младших — всё это выражено в народных произведениях.
Лакский фольклор — лирика, басни, сказки, сатира, юмор, притчи — отражает природный талант народа, жизнеутверждающий оптимизм и живость ума. В легендах и преданиях чётко прослеживается народная оценка исторических событий, отношение к историческим личностям и явлениям природы.
Лакские сказки включают повествования о диких животных и волшебные сюжеты, где герои находят невест или бездетные родители чудесным образом обретают детей.

Источник фото : www.yuga.ru
В средневековый период и в эпоху русского завоевания в лакской литературе преобладала религиозно-дидактическая литература и религиозная поэзия. Писатель-революционер Саид Габиев не только основал первую лакскую газету «Заря Дагестана», но и стал автором ряда стихотворных и прозаических произведений, а также написал на лакском языке первую социальную драму. Первую дагестанскую драму «Лудильщики» создал революционер, лакский писатель и публицист Гарун Саидов. Новый жанр в дагестанской литературе — проза, перемежаемая стихами, — был разработан лакским поэтом Абуталибом Гафуровым.
В музыке лакцы использовали аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два инструмента постепенно заменили чаган и чугур.

Источник фото : nashahistory.ru
Традиционное хореографическое искусство лакцев включает как общие для всех горских народов формы, так и собственные, глубоко самобытные. Особенности проявляются в технических приёмах, отдельных движениях и танцевальной осанке.
Среди типично лакских танцев особой популярностью пользуется «ньиссу» (танец-присядка), имеющий собственную мелодию.
Своеобразен также танец «чаргу», который предпочитают исполнять молодые парни и девушки, особенно на свадьбах. Это живой и технически сложный танец шуточного характера: его исполняют под песню, в которой рассказывается, как именно следует танцевать «чаргу». В исполнении ценятся собранность и мастерство: танец включает сложные притопы, быстрые переборы и прыжки. Особая сложность заключается в быстрой смене положений рук, как бы фиксирующихся за каждым новым движением ног.
Источник фото : nazaccent.ru
Наиболее интересной жанровой разновидностью считается танец «гиргичи». Его можно назвать акробатическим благодаря наличию элементов, напоминающих цирковое искусство. Например, некоторые юноши перед началом танца выполняют несколько кульбитов, демонстрируя ловкость и мастерство.
Лакцы — народ, отличающийся исключительным гостеприимством. Для них считается большим позором не угостить гостя должным образом. Хорошо принять гостя — почётная обязанность каждого лакца.
Поскольку многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа сложились соответствующие обычаи. Из дома уходили вечером, после захода солнца. В дорожную сумку уходящему его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы он о них не забывал. По возвращении из дальнего путешествия к нему приходили все соседи, желали здоровья, благополучного пути и исполнения желаний. Если за время его отсутствия в доме соседей случилось несчастье, по приезде он обязан был навестить их вместе с родственниками. На прощание говорили: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».
До сих пор, если начинается строительство дома или другая работа, требующая многих рук, лакцы приглашают родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощение.
Для лакцев крайне важно сохранить хорошую репутацию перед семьёй и всем селом. Если в роду когда-то жил человек, совершивший позорный поступок, об этом могут помнить долго.
По традиции жених не ходил лично просить руки и сердца возлюбленной у её родителей. В дом невесты отправлялись сваты, которых выбирали из близких родственников. После трёх дней переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. С момента обручения и до самой свадьбы молодые не должны были встречаться. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он обязан был подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.
Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения к гостям в доме невесты их угощали мёдом. После окрашивания рук хной девушка не должна была выходить из дома до самой свадьбы.
Женщина рожала ребёнка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги с написанной на нём молитвой. Рожавшую женщину окуривали дымом соломы, принесённой из мечети.
Через шесть дней после родов приглашали женщину, счастливую в браке, которая укладывала новорождённого в люльку. В этот день в доме собирались самые близкие, и младенцу давали имя. Часто его называли в честь умершего долгожителя из рода. На следующий день ребёнка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, который брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали, и их вес приравнивали к денежной сумме, на которую покупали сладости. Эти сладости или деньги раздавали всем жителям округи.
Новорождённый до 40 дней находился под пристальным присмотром взрослых. В качестве оберега от злых духов использовали метлу или нож. К роженице и ребёнку не могли подходить мужчина с оружием и женщина с золотыми украшениями. Ребёнка купали только в деревянной ёмкости. На полу очерчивали круг углём, в него ставили ёмкость и лишь затем купали младенца — так его защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в сопровождении родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котёл плова и приданое для ребёнка.
У лакцев существуют обычаи, связанные с каждым временем года. Лето встречают рано утром 22 июня на горе Вацила, прося у высших сил здоровья и благополучия.
Осенью, перед началом уборочных работ, проводится день «хлебной жертвы»: люди молятся и едят баранину. Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, символически очищаясь от грехов и дурных помыслов. Вместо современных салютов раньше с горных вершин бросали глиняные шарики, наполненные соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, которую ранее использовали для приготовления оберегов и омовения. Считалось, что если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

Источник фото : aquarib.ru
Лакцы проживают селениями — «шар», расположенными в горах. Улочки в селениях узкие и извилистые. Каждое село делится на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях, помимо мечетей, есть школы, читальни, клубы и медицинские учреждения. 
Источник фото : tsumadaa.ru
Дома лакцев в основном двух- или трёхэтажные, строятся из камня с плоской кровлей. У дома имеется небольшой внутренний дворик, а на втором этаже обязательно устраивается галерея. В одной из комнат делают возвышение, занимающее половину помещения. Его покрывают коврами; ранее на нём ели и спали. Сегодня во многих домах стоят столы. Полы в домах глиняные даже на втором и третьем этажах из-за нехватки древесины в местности. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменяют железными печками. На лето их убирают из комнат. 
Источник фото : dzen.ru
Стены жилых помещений украшены коврами или тканевыми обоями; часто на них висит кинжал или коллекция старинного оружия. Почти в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, а также радиоприёмник или репродуктор.
Проживающие в горах лакцы занимались преимущественно скотоводством. Те, кто жил в более равнинных районах, занимались земледелием. Разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох; позже стали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством и садоводством.
Ремёсла развивались на протяжении многих веков, чему способствовало малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное искусство: изделия изготавливались исключительно «золотыми» руками женщин. Центром производства является село Балхар, расположенное в Акушинском районе Республики Дагестан.
Источник фото : www.culture.ru
Также у лакцев развиты сукноделие, изготовление войлока и паласов.
Наиболее распространёнными кустарными промыслами были связаны с обработкой металла. Изделия лакских ювелиров, медников и оружейников пользовались спросом у всех народов Дагестана.
Наибольшего мастерства лакцы достигли в обработке драгоценных металлов. Из золота и серебра они изготавливали разнообразные женские украшения: кольца, серьги, пояса, ожерелья, браслеты, головные и нагрудные украшения и т.д. Изделия лакских мастеров славились на Кавказе и за его пределами — в центральной части России, Средней Азии, Турции, Иране и других странах, где долгие годы жили и работали лакские отходники.
Основу питания, как и у других народов Дагестана, составляли продукты земледелия и животноводства. Фрукты в прежние времена были привозными; очень многие блюда готовились из дикорастущих трав — урттущин (Лакский район), хьхьути (Кулинский район).
Дикорастущие травы заменяли фрукты и овощи, особенно весной. Молодую зелень особенно любили дети. Хозяйки на зиму запасали сушёные травы. Летом собирали лесные ягоды и фрукты.
Большое место в рационе занимало мясо. Наиболее любимой и часто употребляемой была баранина, затем — говядина. Домашнюю птицу использовали довольно редко.
В каждой семье были молоко и молочные продукты. Молоко в свежем виде пили редко — из него готовили масло, творог и сыр. Из овечьего молока чабаны на альпийских лугах делали брынзу. Особенно ценился карщул нис (букв. «сыр в платке»).
Одним из древнейших блюд у лакцев является щивщу — поджаренные без масла на горячей каменной плите очищенные зёрна. Их ели при подготовке зерна для толокна. Щивщу считалось лакомством и часто брали с собой в дорогу дети и молодёжь.
Для приготовления толокна (ини) прожаренные зёрна щивщу перемалывали, получая толокно, из которого готовили различные блюда или добавляли его к другим. Кроме того, делали къяс — вытянутые кусочки теста, которые ели вместо хлеба.
В прежние времена одним из главных блюд было толокно с мелко измельчённой брынзой. Также в каменных ручных жерновах крупно перемалывали ячмень, кукурузу и пшеницу и готовили хъурунхъусса — густую кашу с молоком.
Самое популярное блюдо лакцев — хинкал ххункIру, который чаще всего едят со свежим или сушёным мясом. Древнейший вид хинкала — хIюхчил ххункI (чабанский хинкал) или хъат рирщу ххункI — сплющенный ладонью из раскатанного колбаской пресного теста. Такой хинкал ели с мясом и сыром.

Источник фото : dzen.ru
Особой любовью пользуется гьавккури — один из видов хинкала, который подают с бульоном, приправленным чесноком и уксусом из сыворотки (кьурчIисса).
На свадьбах и праздниках готовили сладости. Мёд или сахарный сироп варили до загустения, затем смешивали с поджаренными ядрышками орехов, сладких абрикосовых косточек или лапшой, получая вкусный натIюхI.
Во время весеннего праздника интнил хьхьу готовили ницIал къахъну («медовая перепелочка»). Тягучую массу из густого варёного мёда с гвоздикой, мускатным орехом и корицей закручивали в виде птицы. Это лакомство готовили также в доме невесты и отправляли в дом жениха. Аналогично готовили кIиянна — медовые конфеты, которые раздавали гостям, пришедшим от имени жениха.
Источник фото : www.gorodche.ru , dzen.ru , woman.rambler.ru , kitchen.727go.com
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения