Источник фото : kraslat.ru
Латгальцы — малочисленный народ, проживающий на территории Латвии и России.
Официально латгальцы, большинство из которых населяет восточную часть Латвии, считаются латышами. От последних они отличаются религией и языком.
Источник фото : raki-67.ru
Латгальцев относят к потомкам латгалов, живших на востоке современной Латвии. Эта территория находилась под контролем Речи Посполитой вплоть до 1772 года. В те времена существовали междоусобицы из-за различий в религиозных взглядах: латыши в основном были протестантами, а латгальцы всегда оставались приверженцами католицизма. Усилению разрыва способствовало вхождение Латгалии в состав Российской империи.
Правительство Российской империи стремилось искоренить латиницу, заменяя её кириллическим письмом. Дети латгальцев обязаны были посещать русские школы, проводилась пропаганда православия.
Благодаря Столыпинской аграрной реформе многие латгальцы переехали в Сибирь. В родной Латгалии многие семьи жили в бедности, земли не хватало. В Сибири им были предложены условия, о которых они и не мечтали — свободные земли для освоения. Они основали в Сибири латгальские деревни и старались сохранить язык и традиции.

Источник фото : www.rubaltic.ru
Сегодня латгальцы в Российской Федерации — это потомки тех, кто переехал в Сибирь во времена Столыпинских реформ Российской империи, а также переселенцы из восточной части Латвии.
Большая часть латгальцев проживает в Латвии. В других странах их насчитывается не более нескольких десятков человек. Проблема подсчёта заключается в отсутствии отдельной национальности в официальной статистике: в Латвии латгальцев не выделяют отдельно, а указывают общим национальным признаком.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, в России проживает не менее 371 латгальца. Большинство из них — 170 человек — проживают в Красноярском крае.
Число латгальцев в других регионах России:
— Новосибирская область — 76;
— Томская область — 29;
— Кемеровская область — 15.
Большинство латгальцев — католики. Некоторые религиозно относят себя к католической традиции. Среди латгальцев немало староверов.
Многоконфессиональность, пусть и в рамках общей христианской культуры, стала неотъемлемой частью культурного кода сибирских латгальцев.
В бытовой жизни российские латгальцы с удовольствием празднуют обе рождественские даты и Пасху по всем календарям, особенно если в одной семье есть, например, католики и православные или староверы и лютеране.
Одни языковеды считают латгальский отдельным языком, другие включают его в состав латышского. Следует различать диалекты и самостоятельные языковые формы.
В переписи 2020 года латгальский язык отдельно не выделен, однако на латышском языке в России говорят 8 565 человек.
В школах латгальский не преподают, только в некоторых вузах и культурных центрах. Поэтому его осваивают самостоятельно — в семьях, где, как правило, используются латышский или русский, а иногда и все три языка сразу.
Система латгальского языка близка к латышской, однако ему свойственны некоторые архаичные черты: например, различие глагольных тематических гласных не только по долготе (a, ā), но и по тембру (i, ē). Есть и некоторые инновации, например, ряд именных окончаний.
У латгальцев издавна принято разжигать большие костры. Раньше латгальские племена считали, что всему, что попадает в поле освещения костра, он приносит счастье. Поэтому костёр должен гореть всю ночь до самого утра. Эта традиция изначально служила для призыва урожая. Позже её стали использовать иначе: вокруг костра бегали дети, а их родители верили, что тепло огня принесёт им здоровье.
Источник фото : dzen.ru
Традиции проникли и в пивоварение — ремесло с давней историей, ведь латгальцы очень любят пиво. Одна из традиций пивоваров — выдержка напитка в течение двух недель.
Латгальцы бережно хранят традиции. Одна из них — банные процедуры. Люди с особым уважением относятся к банщикам: считается, что банщик сродни священнику, ведь ему человек полностью доверяется. Банщик, в свою очередь, должен уметь подобрать веник индивидуально для каждого клиента, понимая, что нужно конкретному человеку. В арсенале латгальских банщиков — традиционные берёзовые и дубовые веники, еловые — для тех, кто часто простужается, ольховые — от ломоты в костях, кленовые — для душевного равновесия. Кроме того, используются лечебные травы, делающие банный ритуал одновременно лечебным и приятным.
Источник фото : tulpar.info
При подготовке к свадьбе невеста должна связать носки, а жених — наколоть дрова для дома, в котором они проведут ночь после окончания свадьбы. Жених и невеста вместе разжигают очаг с помощью свечи. Эту свечу положено хранить как можно дольше, зажигая только в годовщину свадьбы и при рождении каждого ребёнка.
Огонь является олицетворением жизни в браке и символизирует домашний очаг. Молодожёны обязательно зажигают его вместе — это обеспечивает им взаимопонимание в браке. Обряд бракосочетания длится довольно долго — обычно целых семь дней и завершается в следующее воскресенье. В течение этих дней жениху и невесте предстоит выполнить множество ритуалов, посетить баню, а завершать обряд нужно в доме родителей невесты.
Национальный костюм латгальцев отличается яркими цветами, пёстрой гаммой и необычными орнаментами, перекликающимися с промежуточными полосами. Уникальность одежды заключается в наличии лентообразных манжетов, создающих особый шик. Эти кисточки могут образовывать косички, а иногда ленточки имитируют зубчики.

Источник фото : pokazuha.ru
У латгальцев есть праздник стропил — момент, когда на высшую точку вновь возведённой кровли вешают венок. Он символизирует окончание капитального строительства и взаимопонимание между мастерами и хозяином будущего дома. Раньше венок обычно плела супруга хозяина, но сегодня это чаще делают сами строители.
Латгальцы также отмечают Лиго, также называемый Яновым днём. Люди выезжают на природу, разводят костры, поют песни, характерные только для этого праздника, с припевом «Лиго-лиго». Российские латгальцы зачастую отмечают два праздника: традиции Лиго напоминают славянский День Ивана Купалы и приходятся на один и тот же день — 24–25 июня.
Древние латгалы поклонялись Матери-Природе, и языческие знаки, которые они использовали, сегодня переживают возрождение. Не только сами латгальцы, но и представители других культур, жители разных стран стремятся приобрести изделия, украшенные языческими латгальскими знаками, или обереги.
Каждое время года у древних латгалов олицетворялось своим божеством. Наши предки использовали множество знаков, связанных с солнцем, звёздами и Богом.
Часто упоминаемая в Латгалии Мара — это, по сути, прототип Богородицы, которая, как и Бог, жила на небесах. Мара — символ женского и семейного благополучия.
Часто встречается и знак Аусеклиса — звезды, появлявшейся на небосклоне перед самым рассветом и предвещавшей восход солнца.
Латгальцы испокон веков устанавливают вдоль дорог распятия. Когда человек проезжает мимо дорожного распятия, он совершает крестное знамение, получая таким образом божественное благословение на дальнейший путь.
Знаковым художником латгальцев считается советский художник Анатолий Васильевич Малиновский (1933–1992). Родился в Латгалии (Латвия) в деревне Воноги. Главные работы — картины «Весна» (1983), «Вечер» (1988), «Воскресное утро» (1986).
Источник фото : sovcom.ru
Вскоре после Октябрьской революции в Латгалии нашли приют несколько видных российских художников. Среди них — член знаменитого «Товарищества передвижных художественных выставок» Сергей Виноградов (1869–1938). В Латгалии художник создал множество работ, признанных лучшими в его творчестве: «Усадьба летом», «Шоссе», «Усадьба осенью», «У озера» и другие пейзажи.
Источник фото : ru.pinterest.com
Начало латгальской письменности восходит к середине XVIII века и связано с первой сохранившейся до наших дней книгой на латгальском языке — «Евангелием для всего года».
Возникновение латгальской письменной традиции обусловлено исторической, административной и культурной обособленностью Латгалии, которая сначала входила в состав Речи Посполитой, а с XVIII века — в Российскую империю (как часть Витебской губернии). Создатели латгальской книжности — деятели католической церкви, в первую очередь иезуиты, известные своим вниманием к языку местного населения, обращаемого ими в христианство. Поэтому издания XVIII — первой половины XIX века в основном религиозного характера: молитвенники, сборники песен, фрагменты Библии.
В СССР на латгальском языке издавались книги от «Спартака», выходившие в Пскове, а позднее — московские и новосибирские издания культурно-просветительского общества «Прометей».
Во второй половине 1920-х — первой половине 1930-х годов, в связи с национальной политикой советского государства, усиленное внимание уделялось развитию культуры национальных меньшинств России. Это касалось и латгальцев, заселивших внутренние губернии Российской империи (в первую очередь обширные территории Сибири). Для латгальцев разрабатывались учебники, создавалась (с определённой идеологической окраской) художественная литература, делались переводы с русского и латышского языков.
Традиционная музыка латгальцев — духовные песнопения в честь популярной в Латгалии раннехристианской святой мученицы Аполлонии.
В 1983 году в СССР была основана латгальская поп-рок-группа ELPA. Группа получила признание и выступала по всему Советскому Союзу; за 9 лет существования музыканты выпустили 3 альбома.
Ещё одни знаковые латгальские музыканты — группа «Автопортрет» (или «Балтийский АукцЫон»). История коллектива началась в 2006 году в латгальском городе Резекне. Группа долгое время существовала в андеграунде, но с 2014 года активизировала участие в сборных концертах и фестивалях. После записи на студии «Добролёт» в Санкт-Петербурге в 2017 году альбома «Цивилизация» коллектив стал ещё более заметным в музыкальном пространстве. Санкт-Петербург стал для участников любимым городом для выступлений и записи, но от своего латгальского происхождения группа не отрекается.
Латгальские танцы родственны латышским. Их можно разделить на четыре жанра: «Rounders» (круговые игровые танцы), «Rounder dance» (круговой танец), «Народная игра», «Народный танец». Танцы бывают парные и групповые.
Парные обычно исполняются по кругу против часовой стрелки. В групповых танцах участники также делятся на пары (чаще всего — 4 или 8 пар, а в некоторых — 3 пары). Основные движения просты: обычные шаги, бег, подскоки, галоп и т. д.
Наиболее распространён танец «Раундер». Это групповые постановки с тремя обязательными элементами — хореографией, текстом песни и мелодией. Исполняются они в основном степенно, в умеренном темпе, с простыми движениями. Особенность — все участники танца подпевают.
Источник фото : travelask.ru
Белокаменные барочные храмы, воздвигнутые по замечательным итальянским прототипам, алтари и капеллы в стиле рококо, хоры и органные прелюдии — всё это на протяжении нескольких столетий формировало эстетическое восприятие простого латгальца.
Дворцовое строительство получило главный импульс в период, предшествовавший первому разделу Польши в 1772 году и последовавший за ним, когда Латгалия вошла в состав России.
Русские мастера возводили иезуитскую коллегию в Динабурге. Русский мотив прослеживается то тут, то там: на деревянном католическом двухбашенном костеле вдруг обнаруживается миниатюрная главка-луковичка над алтарной частью здания; в пространной напрестольной надписи вилянского костела встречаются несколько русских букв вместо латинских; готический портал заменён русским крыльцом в резекненском соборе; на фасаде аглонской базилики красуются орнаменты московского барокко.
Основным ремеслом латгальцев испокон веков была керамика. Гончарные традиции передавались из поколения в поколение, а к 1930-м годам сложилась узнаваемая местная школа декоративной керамики, вскоре ставшая известной и за пределами СССР. 
Источник фото : www.showbell.ru
В 1937 году латгальская керамика была представлена в Европе. Два советских мастера из восточной Латвии — Андрей Пауланс (Andrejs Paulāns, 1896–1973) и Поликарп Вилцанс (Polikarps Vilcāns, 1894–1969) — получили золотые медали Всемирной выставки; ещё четыре серебряные медали достались другим латгальским мастерам. Часть изделий, созданных лауреатами из Латгалии, хранится в Музее Человека в Париже.
Традиционным жилищем латгальцев была истаба. Это жильё мало чем отличалось от латышского и было распространено до конца XIX века. Сибирские латгальцы и латыши жили в деревнях.
Источник фото : dzen.ru
Постепенно распространились сени, которые латгальцы называли намс.
Ещё одним типом постройки была клеть, характерной особенностью которой стало расположение торцом к дороге. Клети строили так, чтобы между ними образовывался двор. В результате получалась постройка с воротами, выходящими на улицу. Для латгальских жилых построек в Сибири характерна русская печь.
Кухня латгальцев похожа на кухню других народов Прибалтики. Однако есть несколько блюд, характерных именно для латгальцев:
Источник фото : dzen.ru
• Овсяный кисель. Кисель также использовался как одно из традиционных похоронных блюд, а также для угощения участников навозной толоки (коллективных работ по удобрению полей). Варится из молока, овсяных хлопьев и чёрного хлеба.
Источник фото : postila.ru
• Фирменное блюдо — соус из зелёного лука. Основные ингредиенты — молодой зелёный лук и сливки. Лук обжаривают на сковороде в сливочном масле, затем варят до жидкого состояния, получая соус.
Источник фото : ru.pinterest.com
• Вейстекнис — разновидность ржаного хлеба, традиционно выпекаемого в Латгалии. Тесто готовят, проливая ржаную муку горячей водой, затем добавляют соль, сахар, тмин, опару, тщательно вымешивают и долго настаивают в тёплом месте. В поднявшееся тесто добавляют мелко нарезанное копчёное сало; некоторые хозяйки также кладут нарезанный лук. Буханки формируют и выпекают в горячей печи.
Источник фото : nn44.org
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения