Латыши — простой и трудолюбивый народ, который представляет собой яркую палитру старинных обычаев, современного уклада жизни и традиционной культуры. Латыши гордятся своей историей, а фольклор считают главной сокровищницей наследия предков.
Латыши составляют основное население современной Латвии. Также проживают в США, Ирландии, Великобритании, Канаде, Бразилии.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 8 516 латышей. Большинство представителей этой национальности — 1 037 человек, проживают в Москве.
Число латышей в других регионах России:
Красноярский край — 747;
Санкт-Петербург — 707;
Омская область — 628;
Московская область — 459.
Основной и официально признанной религией латышей является лютеранство – доминирующее среди латышского народа направление. Связанно данное обстоятельство с её сильными историческими связями со странами Северной Европы и северной Германией.
У лютеран вся духовная жизнь строится на Священном Писании, как едином источнике божественного откровения. Они стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства, предпочитают оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые.
Католицизм наиболее распространен в восточной Латвии (в области Латгале), в основном по причине польского влияния. Латвийская православная церковь является третьей по величине конфессией в Латвии, приверженцами которой, в свою очередь, является в основном русскоязычное население.
Латышский язык относится к индоевропейской языковой семье. В языке выделяются четыре самых распространенных диалекта: ливонский, латгальский, средне-латышский и верхне-латышский.
Согласно переписи 2020 года на латышском языке говорит более 8 565 жителей России.
Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. При этом русским языком владеет более 81% населения. Это связано с давними отношениями между странами.
Народный костюм различается в зависимости от региона. Многих историков удивляет, насколько сложными являются элементы исполнения, ведь в давние времена люди шили традиционные наряды вручную. Изготовление одного костюма могло занять целый год. В основном использовали шерсть и лен. Шерсть требовалось промыть, расчесать и высушить. Пряжа вилась исключительно ручным методом. Лен требовал еще больше внимания, ведь он добывался из стеблей дерева. Чтобы получить пригодный для изготовления наряда материал, требовалось проводить комплексную и длительную процедуру подготовки нитей. Далее следовало отбеливание. Красители использовали исключительно натуральные, что еще больше осложняло процесс.
Основным элементом одежды у латышей служила рубашка, причем женские достигали голени. У мужчин были полукафтаны и длинные штаны.
Головным убором пользовались мужчины и женщины, причем у незамужних женщин был простой венок из цветов, а замужние красавицы носили платки. Мужчина был обязан надевать шляпу. Основным вариантом обуви у женщин служили маленькие туфли черного цвета, у мужчин — сапоги. Одежду украшали брошью и подвязывали тканым поясом.
Зимой латыши празднуют Рождество, весной — Пасху, летом — праздник Лиго, а осенью — Апъюмибас.
Лиго является главным праздником. Вместе с ним отмечают Иванов день, 23–24 июня. Большинство латышей уезжает поближе к природе. Лиго считается языческим праздником. В этот день люди пекут хлеб, варят сыр и пьют пиво. На Лиго принято плести венки, чтобы пустить их по реке. Народ поет песни, а парни с девушками прыгают через костер.
В период Рождества люди стремятся посетить церковь и поучаствовать в организуемых повсеместно уличных сценках, посвященных празднику. Латыши едят в этот знаменательный день серый горох.
Пасху празднуют примерно так же, как и в России. Правда, есть одна примечательная особенность: яйца не только красят, но и устраивают соревнование, в ходе которого одно яйцо должно перекатываясь «обогнать» другое.
Апъюмибас традиционно отмечался с окончанием работ в поле. Сейчас празднество отмечают довольно редко. Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан.
Большинство исследователей сходятся во мнении о значении определенных черт, связанных с небом. Само небо обозначается как Дебескалнс («Небесная гора»), Oļu kalns («Гора из камешков»), Sudraba kalns («Серебряная гора») или Ledus kalns («Ледяная гора»).
Диевс (Бог) также является символом неба и считается верховным божеством. Другое небесное божество — богиня солнца, Сауле, имя которой дословно переводится как «солнце», обеспечивала плодородие земли и была хранительницей неудачников, особенно для детей-сирот и молодых пастухов.
Море и другие водоемы обозначают границу между мирами живых и мертвых. На латышском языке слово «мир» происходит от слова, обозначающего Солнце, и эти миры называются «этим солнцем» и «тем солнцем», и это тесно связано с концепцией смерти.
Мир мертвых называется Aizsaule или Viņsaule. Zemes māte (Мать Земли), иногда называемого «Наве», что буквально означает «смерть». Она изображается одетой в белоснежную мантию и иногда с косой или серпом.
Вера в то, что все колдуны и ведьмы — зло, возникла только после христианизации. Раньше считалось, что, как и все, колдуны могут быть как злыми, так и добрыми. После христианизации считалось, что колдуны были слугами зла, которых называли бурвджи (волшебники) и раганас (ведьмы).
Зверем, который находился на службе у колдуна, был пукис (дракон) — существо, которое крало зерно и другие богатства и приносило их своему хозяину. Его держали в отдельной комнате, куда никто не мог войти без разрешения. Если дракон чувствовал, что его недостаточно уважают, он нападал на хозяина и сжигал дом. Иногда драконы могли говорить.
Вадатайс — это призрак преждевременно скончавшегося человека, стремящийся убить способом, похожим на его собственную смерть. Он нападает на путешественников, сбивая их с пути. Часто его цель — привести людей к ближайшему водоему, где они могут утонуть.
Самая важная богиня — Лайма (Богиня удачи). Она живет на Земле и активно участвует в жизни человека. Ее основная функция связана с родами и решением судьбы ребенка. Традиционно женщины рожали в банях. Дорожку, ведущую в баню, расчищали, чтобы Лайма могла легко найти дорогу и помочь в процессе родов.
Первые важные шаги в развитии латышской национальной художественной школы связаны с творчеством кружка «Рукис», основанного 31 января 1891 года. Латышских художников и музыкантов, которые в то время жили и учились в Петербурге, объединяла общая задача – создавать национальное, но в то же время современное латышское искусство. Они развивались в различных направлениях и за очень короткий срок сумели поднять латышское искусство на уровень ведущих мировых школ, а также заложить основы визуальной культуры, традиции которой станут в дальнейшем основополагающими.
Именно тогда публика впервые увидела работы Розенталса, Валтера, Пурвитиса, Алксниса и др. Можно считать, что с этого момента благодаря «Рукису» появился новый феномен – латышский художник.
Карл Гун (1831–1877) – значимая фигура в истории латвийского искусства. Он стал первым латышом, который окончил Академию искусств в Санкт-Петербурге с большой золотой медалью и не раз участвовал в главных по тем временам смотрах искусства – выставках Парижского салона.
Одновременно с Гуном развивается деятельность латышского портретиста Яна Розе (1823—1897), который за автопортрет получил звание академика Петербургской Академии художеств. В серии портретов представителей латышской буржуазии, созданных в 60-х гг., Розе сумел в характере моделей подчеркнуть их внутреннее волевое начало, отвечающее той объективной прогрессивной роли, которую они играли в период формирования латышской нации.
До появления письменного латышского языка традиции передавались в народных песнях, которые сохранились до сих пор. До 19 века несколько авторов начали писать стихи и прозу (наиболее важным из них был Готтхард Фридрих Штендер). Но можно сказать, что латышская литература по-настоящему зародилась только в девятнадцатом веке, с книги «Песни» Юриса Алунанса, где он хотел показать, что глубокие и благородные чувства также могут быть выражены на латышском языке. Этот сборник стихов был опубликован в 1856 году.
Райнис был поэтом, драматургом, переводчиком и политиком на рубеже веков; его классические пьесы «Огонь и ночь» (1905) и «Индулис и рия» (1911) оказали глубокое влияние на литературный латышский язык и этническая символика, которую он использовал в своих основных произведениях, были центральными для латышского национализма.
Писателем, который, как и Райнис, искал новые пути для латышской литературы, был Викторс Эглитис. Он находился под влиянием русской символики и стал представлять декадентское движение в Латвии. В начале ХХ века он агрессивно внедрял модернистскую поэтику. Позже обратился к патриотической исторической литературе.
После Второй мировой войны латышская литературная деятельность разделилась на три части: писатели, которые все еще находятся в Латвии, и те, кто находится в ГУЛАГе (после двух массовых депортаций в 1941 и 1949 годах) и писателей, бежавших на Запад.
В Советском Союзе Никита Хрущев выявил сталинские эпохи преступлений против человечности на 20-м съезде Коммунистической партии в 1956 году. В литературе это привело к так называемому поколению 56, а среди латышей были известные представители: Оярс Вациетис, Имантс Зиедонис и Визма Белшевица.
В последнее время новые писатели пишут на двух и трех языках, причем тексты на русском или английском языках появляются рядом с текстами на латышском или латгальском литературных языках.
К самому молодому поколению латвийских писателей относятся Инга Абеле, поэт, прозаик и драматург; поэты Карлис Вердиньш и Инга Гейле; прозаики: Гундега Репше, Андра Нейбурга, Лайма Муктупавела, Кристине Улберга и Нора Икстена.
Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой.
Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект.
Самые известные архитектурные шедевры сосредоточены в Риге. Ее исторический центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность архитектуры страны заключается в использовании готического модерна. Примером ярчайшего достижения архитектуры является здание братства Черноголовых. Многие дома и крепости строились из дерева.
Музыка у латышей изначально была народной. После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы. Сюда приезжают именитые музыканты со всего мира.
Кокле (kokle) - самый старинный музыкальный инструмент Прибалтики, национальный музыкальный символ латышского народа.
Используется и множество других народных музыкальных инструментов: дудас (dūdas) – волынка, тридекснис (trideksnis) - металлический стержень с металлическими предметами, стабуле (stabule) - свистковая флейта из дерева, ганурагс (ganurags) - духовой язычковый деревянный инструмент, дига (diga) - струнный смычковый инструмент.
Одно из уникальных наследий латышей — это народные песни, называемые дайнами. В древние времена песнопения сопровождали любые события в жизни народа. Их распевали во время выполнения обрядов, на работе и народных празднованиях.
Самые старые образцы латышских танцев обрывочны, и их трудно интерпретировать. Это по сути истории путешествий XVII – XVIII веков и протоколы посещений церкви, где танец описывается как «бесстыдная ловкость».
Исследователь латвийских танцев Харри Суна разделил фольклорные танцы на четыре жанра: «Rounders» (круговые игровые танцы), «Rounder dance» (круговой танец), «Народная игра», «Народный танец».
Латышские народные танцы можно разделить на парные и групповые. Парные обычно исполняют по кругу против часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также делятся на пары (чаще всего — 4 или 8 пар, а в некоторых — 3 пары). Основные движения в этих танцах простые: обычные шаги, бег, подскоки, галоп и т. д. А вот фигуры латышских народных танцев — сложные, и именно они отражают всю красоту танца.
Наиболее распространены в Латвии танцы «Раундер». Это по сути групповые постановки с тремя обязательными элементами — хореография, текст песни и мелодия. Танцуют их в основном степенно, в умеренном темпе, с простыми танцевальными движениями. Особой отличительной чертой является то, что все участники танца подпевают. Обычно это двухэтапный танец — в первой части участники ходят по кругу, а во второй — поворачивают локти или выполняют «венок». Импровизации в раундерах мало, и обычно все подчиняются строгому порядку в том что и как нужно делать.
Популярность раундеров процветала в XIX веке, когда различные композиционные решения были заимствованы из польки, вальса, шагов галопа и кадрилей, после чего были ассимилированы под более ранние версии раундеров. Сложные и быстрые движения затрудняли пение участников, поэтому часто использовалась инструментальная музыка.
Основное занятие латышей — земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, конопля, бобовые, картофель, лен) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье — рыболовство. Традиционные ремесла — обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество.
Наиболее развитые виды прикладного искусства — художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже.
Традиционные поселения — однодворки (виенсетас), на востоке — деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом — истаба, хозяйственные постройки — клеть, рига, хлев, баня) в разных районах различно.
Основной тип традиционного жилища — сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединенных холодными сенями (синцес).
В селах дома строились в виде срубов. В различных регионах постройки домов значительно отличаются и не имеют единой концепции. Также дома разделяются на три типа в зависимости от класса крестьянства.
Семья малая патрилинейная, состоящая из супругов и их детей. Полновластным хозяином в семье был отец и оставался им только до тех пор, пока сохранял трудоспособность и мог управлять хозяйством. Когда же ему становилось не под силу возглавлять хозяйство, вся власть переходила к старшему сыну, который обычно наследовал дом и земельный участок.
Младшим сыновьям доставалась лишь небольшая доля имущества, дочери получали приданое. Нередко младшие братья становились, по сути дела, батраками в семье старшего брата.
Интересно выбирается имя для своего ребенка. Все родственники собираются вместе, каждый из них высказывает свои предложения по этому поводу. Особое значение имеют имена, выбранные старшими. Получается, что самостоятельно молодые родители не могут подобрать имя для своего малыша, им нужно принимать тот вариант, который предложили бабушки и дедушки. Кстати, часто детей называют в честь предков или святых.
У латышей есть традиция справлять свадьбы осенью при новолунии либо при полной луне. Данный обычай по преданиям старины сулит новобрачным счастливую и благополучную жизнь. День свадьбы был для девушек последним, когда они имели право надевать на голову венок. Далее пришла мода на фату, и вместе с ней появился еще один обряд, соблюдая который, ровно в полночь в присутствии гостей невеста должна была снять ее. Взамен фате на голову девушки надевали косынку и повязывали фартук. В свою очередь жениху надевали шляпу. Данный ритуал означал вступление молодых в самостоятельную семейную жизнь.
Кухня напоминает белорусский, эстонский и русский аналоги, однако сохраняет некоторые особенности, свойственные лишь латышским кулинарам.
Большинство блюд представляют собой сытные и питательные продукты, которые позволяют зарядиться энергией на целый день. Повседневным угощением стали котлеты, салат, запеченная рыба.
Особым продуктом считается хлеб. Он не только дополняет блюда, но и служит самостоятельным лакомством. В латышских магазинах можно приобрести изделия с добавлением изюма, сухофруктов, арахиса. Такое угощение станет очень вкусным и в качестве самостоятельного продукта.
Одним из известных национальных блюд является скабпутра — кислая каша, хотя сейчас она утратила былую популярность. Повседневная еда латышей хорошо знакома каждому, кто родился и вырос в России или на Украине — это котлеты, овощные салаты, запеченная рыба.
Из наиболее популярных видов мяса латыши предпочитают свинину. Раньше в пищу шла вся тушка — от хвоста до ушей. Во многих рижских ресторанах можно попробовать средневековые блюда из свинины. Самым популярным мясным блюдом остается свиная рулька.
Овощи всегда должны присутствовать на столе. К ним добавляют тмин, картофель, капусту. Многие предпочитают гороховые супы, а на Рождество бобовые похлебки становятся главным блюдом на столе.
Наиболее распространенными десертами являются булочки. Они уступают место тортам и пирожным. Булочки выпекают простые: с маком, повидлом или творогом. Экзотическими десертами являются буберте, которые готовятся из манки и взбитых сливок, и хлебный суп с добавлением варенья и изюма.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.