Источник фото : funny.klev.club
Название народа, принятое в русском языке – лезгины. Для мужчины – лезгин, для женщины – лезгинка.
Самоназвание народа – лезгин, лезги (ед. ч.) и лезгияр (мн. ч.). Термин «лезгин» в нынешнем его значении - поздний. Еще в XIX в. лезгинами называли всех горцев нагорного Дагестана. У античных и арабских авторов, а также в более поздних армянских, грузинских, азербайджанских и персидских источниках и кавказских хрониках («Дербент-наме», «Ахты-наме», «Тарихи-Дагестан», «Гюлистан- Ирам», «Асари-Дагестан») мы находим сведения о «гелах», «леках», «лакзах» и других, как о народах, живущих на востоке Кавказа. Как считают историки, под названиями «гелов» и «легов» указываются дагестанские народы вообще, в том числе представители лезгинской группы. С конца XIX - начала XX в. термин «лезгин» стал употребляться в основном применительно к нынешним лезгинам, используя экзоэтнонимические традиции азербайджанцев по отношению к дагестанцам и прежде всего к собственно лезгинам. До этого остальные дагестанцы чаще всего применяли по отношению к ним экзоэтноним ахта-куралал (ахто-кюринцы), по названиям двух наиболее исторически известных селений (Ахты, Курах). В русской литературе в это время утвердилось название «кюринцы».
Лезгинский народ сформировался на территории Южного Дагестана, где его предки последовательно входили в состав древних государственных образований - Кавказской Албании (до V века) и средневекового царства Лакз (до XV века). Начиная с XIII-XIV веков здесь складываются автономные политические структуры – «вольные общества», объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-пара, Курах, Алты-пара и другие). До XVI века отдельные общества (Ахты-пара, Курах) периодически находились в зависимости от Ширванского ханства. В XVIII веке часть лезгинских земель вошла в состав Кубинского и Дербентского ханств, а в 1812 году образовалось независимое Кюринское ханство со столицей в Курахе. Союзы Самурской долины сохраняли автономию. В начале XIX века лезгинские территории постепенно вошли в состав Российской империи: кубинские лезгины - в 1806 году, остальные - по Гюлистанскому договору 1813 года. С 1920 года произошло административное разделение: кубинские лезгины оказались в составе Азербайджанской ССР, а кюринские и самурские - в Дагестанской АССР. Со второй половины ХХ века среди лезгин нарастают процессы урбанизации и сегодня больше половины всех лезгин России проживают в городах.

Источник фото : визитдагестан.рф
Во Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. лезгинами себя назвали более 488 тыс. человек. Большая часть лезгин – около 417 тыс. человек – проживает в Республике Дагестан, где доля лезгин составляет 13,1% населения республики. Лезгины населяют южные районы Дагестана, Крупные лезгинские общины проживают в Ханты-Мансийском автономном округе – 15 тыс. человек и в Ставропольском крае – 7 тыс. человек.


Лезгинский язык - лезги чӀал - включается в лезгинскую подгруппу дагестанской группы нахско-дагестанской семьи. Носители лезгинского языка проживают в юго-восточной части Дагестана и в северной части Азербайджана. В Дагестане они населяют Сулейманстальский, Курахский, Магарамкентский, Ахтынский, Докузпаринский, частично Хивский, Рутульский, Дербентский, Кизилюртовский и Хасавюртовский районы.
В лезгинском языке различаются три наречия. Кюринское наречие включает в себя гюнейский диалект, который лег в основу лезгинского литературного языка, яркинский и курахский диалекты. Самурское наречие включает в себя докузпаринский и ахтынский диалекты. Третье наречие – кубинский диалект.
Литературный лезгинский язык сложился в советский период на базе гюнейского диалекта. До 1928 г. ограниченно использовалась письменность на арабской графической основе. Затем письменность перевели на латиницу, а в 1938 г. – на кириллицу. В современном алфавите 45 букв. Специфические звуки лезгинского языка на письме отображаются диграфами, например, къ, кь, кӀ, уь.
Народная медицина лезгин представляла собой сложную и развитую систему знаний. Она существовала в двух формах: бытовой, где каждая семья владела основами лечения с помощью подручных средств, и профессиональной, представленной народными целителями - «жерягь». Эти знахари владели искусством вправления вывихов и лечения переломов, знали особые лечебные ритуалы и хранили секреты, недоступные обычным людям. Основу лезгинской фитотерапии составляли многочисленные растения: крапива, подорожник, полынь, мята, шиповник, черемша и многие другие. Широко применялись и природные дары: мёд, чеснок, молочные продукты, а также мясо различных животных. Особое место занимала гидротерапия - лезгины издавна использовали целебные свойства ахтынских серных источников и вод каракюринского озера для лечения ревматических заболеваний.
Не менее богатым было устное народное творчество лезгин, служившее своеобразной живой летописью, в которой народ сохранял свою историю и духовные идеалы. Центральное место в фольклоре занимает героический эпос, воплотивший народные представления о доблести и патриотизме. Легендарный богатырь Шарвили стал олицетворением народного духа - бесстрашным защитником отечества. К эпическим произведениям относятся и такие поэтические сказания, как «Каменный юноша», «Счастливый» и «Сила ашуга» («Къванцин гада», «Бахтавар», «Ашукьдин къуват»).
Особой популярностью пользовались сказки, где в метафорической форме отражались народные чаяния о справедливости: «Морская дева», «Морской конь», «Бедняк, принявший царя», «Ум и счастье» («Гьуьлуьн руш», «Гьуьльуьн шив», «Пачагь кьабулай кесиб», «Акьул ва бахт»).
Важное место занимали пословицы и поговорки - сжатые, но глубокие изречения, основанные на многовековом жизненном опыте. Например, «Хъсанвал ануна гьуьлуьз вегь» («сделай добро и бросай в море»), «Ламраз пурар ягъунал, адакай шив жедач» («оттого, что положишь на осла седло, он не станет конем»), «Итимдиз гаф лугьун бес я» («настоящему мужчине хватит одного слова»). Многие афоризмы используются в речи и сегодня.


Источник фото : multiurok.ru , vnru.ru
Большую роль в общественном быту играли различные религиозные и календарные праздники. Широко отмечали религиозные праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни резали скот, готовили угощение, все ходили друг к другу с поздравлениями, угощались во всех домах. Обязательными были посещение кладбища и жертвенная раздача хлеба, мяса, сладостей на могилах умерших сородичей. С хозяйственной деятельностью народа был связан ряд календарных праздников и обрядов. Первый день весны - 22 марта, который у лезгин совпадал с началом нового года, отмечался как праздник встречи весны «Яран-сувар» или «Навруз-байрам». Праздник сопровождался рядом обрядов, корни которых восходили к еще домусульманским верованиям, смысловое значение которых направлено на обеспечение урожая, защиту от болезней и действий нечистой силы на людей, домашних животных (разжигание костров и прыжки через них, качание на качелях, обновление одежды и воды в кувшинах и т.д.). В праздничной, торжественной обстановке проходили и перегон скота на летние пастбища и обратно, праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни Шинирин сувар. В летний период проводили обряды вызова дождя Пеш апай, вызова солнца Гуьнуь, построенные по принципу «подобное вызывает подобное», которые представляли в сущности магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая и приплода скота. В зимний период женщины собирались на посиделки, сопровождаемые танцами и угощениями.
Традиционная одежда лезгин имела общие черты с костюмами других народов Дагестана и представляла собой устоявшийся комплекс, соответствовавший местным климатическим условиям и образу жизни. Она служила не только утилитарным целям, но и являлась важным маркером социального статуса, возраста и семейного положения ее владельца.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и штанов из домотканого сукна, поверх которых носили бешмет, а в особых случаях - черкеску, которая являлась парадным вариантом одежды. Головным убором служила папаха из овчины. Обувью были чарыки из сыромятной кожи или сапоги на мягкой подошве. Для зимнего периода использовалась одежда из овчины. Были распространены два основных типа шуб: длинная шуба кавал с ложными рукавами и большим воротником, а также более короткая - с настоящими рукавами и меньшим по размеру воротником. Также носили утепленные куртки длиной до колен.
Женский костюм состоял из длинного платья-рубахи из темного сукна, под которое надевали штаны. Обязательным элементом костюма замужней женщины был головной убор чухто, включавший чепец и мешочек для волос, поверх которого повязывали платок. Обувь состояла из узорных вязаных носков и кожаных чарыков. В холодное время года носили овчинные шубы, куртки и безрукавки.
Лезгины не имели специальной обрядовой одежды, а детская одежда по покрою повторяла взрослую, отличаясь только размерами.
Важной частью костюма для всех возрастов были украшения. Женщины носили украшения из серебра и золота: подвески, браслеты, серьги и кольца, часто с использованием монет. Мужской костюм дополняли кинжал и пояс с серебряной отделкой. Детская одежда украшалась бусами и амулетами.


Источник фото : akusha-dargo.ru , www.grozny-inform.ru
Традиционные поселения в плане кучевые, террасообразные в горах и разбросанные с относительно правильной планировкой на низменности. При выборе места для поселения у лезгин, как и всех горцев Дагестана, учитывался ряд факторов - наличие вблизи земельных участков источников воды, солнечная ориентация, обороноспособность и др. Главными типами поселений были селение - хуьр и отселки – къазмаяр. В горных селениях были четырехугольные и круглые каменные сторожевые и оборонительные башни с бойницами. В больших селениях были квартальные и пятничные мечети. Большое значение в быту лезгин выполняла сельская площадь (ким), где собирались жители (главным образом, мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села. Поселения лезгин на равнине по структуре, форме и планировке принципиально отличаются от поселений горцев. Вместо скученности, характерной для поселений горцев, они имеют свободную застройку, обусловленную рельефом местности. Вместо отчасти сохраняющегося в горах территориально-тухумного принципа расселения планировка новых поселений осуществлена по сугубо территориальному принципу, когда учитываются как культурно-бытовые и хозяйственные интересы семьи, так и принципы планировки и благоустройства села в целом. Особенность новой планировки - выход дома фасадом на улицу, тогда как традиционные дома горцев были обращены на улицу глухими стенами.
Традиционные жилища кIвал представляли собой двухэтажные сооружения, иногда с лоджиями, галереями и верандами. Строительным материалом служили горный и речной камень, саманный кирпич и глина. Дома плотно примыкали друг к другу, а дома родственников соединялись между собой внутренними ходами или переходами над узкими улочками внутри селения. В плане дома имели квадратную или круглую форму, иногда с крытым двором, предназначенном для хозяйственных целей. Хлевом для скота служил первый этаж дома, а сарай для хранения кормов для скота и хозяйственной утвари возводился в углу крытого двора или недалеко от жилого дома. Полы были земляными, крыши плоскими, глинобитными.



Источник фото : nshc.pro , dzen.ru , habr.com
Хозяйственный уклад лезгин, как и других народов Дагестана, формировался под влиянием высотной зональности. Сложились три основные хозяйственно-культурные зоны с различной специализацией. В равнинно-предгорных районах преобладало пашенное земледелие в сочетании со стационарным скотоводством. В среднегорной зоне - практиковалось террасное земледелие и отгонное скотоводство, а в высокогорных районах земледелие велось на горных склонах, а скотоводство имело подвижный характер.
Земледелие являлось основной отраслью хозяйства, особенно в Сулейман-Стальском и Магарамкентском районах. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобовые культуры, а с XIX века - картофель. В некоторых районах также культивировали рис. Лезгины использовали различные виды сельскохозяйственных орудий: горский плуг-рало (туьрез), отвальный плуг (куьтен), серпы (баскIум), молотильные доски (ругунар), а также ручные и водяные мельницы.
Скотоводство, преимущественно овцеводство, было развито в горных районах - Курахском, Хивском и Ахтынском. Зимние пастбища традиционно располагались на территории Северного Азербайджана. В XX веке в хозяйстве лезгин получили развитие шелководство и садоводство.
В традиционном хозяйстве существовало разделение трудовых обязанностей. Мужчины выполняли пахоту, сев, орошение и выпас скота. Женщины занимались прополкой, мотыжением и уходом за домашними животными. Уборка урожая и молотьба осуществлялись совместно. Такая организация труда позволяла эффективно вести хозяйство в горных условиях.
В начале XX века на землях лезгин было широко развито свыше двадцати видов кустарных промыслов и ремесел. Большинство изделий, таких как продукция деревообработки, войлочного и трикотажного производства, сукноделия, а также выделки кож предназначалось для местного потребления. В то же время такие ремесла, как гончарное дело, металлообработка и в особенности ковроделие, приобрели статус самостоятельных промыслов. Их продукция имела широкий сбыт и пользовалась спросом за пределами Дагестана. Наиболее известными по ковроделию селениями считались Касумкент, Аликент, Койсун, Орта-Стал, Ашага-Стал, Юхари-Стал, Магарамкент, Гильяр, Ашага-Араг, Куркент, Юхари-Ярак, Зизик и все селения Кутур-Кюринского участка. В предреволюционные годы в этих селениях ткали ковры и сумахи (безворсовые ковры), паласы, которые продавались не только на местных рынках, но и вывозились в различные города России и за границу. Ковры составляли значимую часть приданого невесты: к свадьбе у девушек, которых учили ковроткачеству с очень раннего возраста, обязательно должно было быть несколько ковров. Об этой традиции говорит лезгинская поговорка «Пара рушар - пара гамар, пара гадаяр - пара балкIанар» («если много девочек, то семья будет богата коврами, если много мальчиков, то богата лошадьми»).

Источник фото : mkala.mk.ru

Источник фото : народы74.рф
Пища лезгин отличалась большим разнообразием блюд. Основой питания служили хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах, - хъаре, тондыре, садже. Из мучных блюд наибольшей популярностью пользовался хинкал - галушки с мясом или без него, но обязательно с подливой из простокваши и чеснока. Из мясных блюд наибольшее распространение имела шурпа (мясной суп). Мясо применяли как в свежем, так и сушеном виде. Из напитков наибольшее распространение имел тIач - слабокислый напиток, изготовляемый из проросших зерен пшеницы, предварительно высушенных и перемолотых на ручных жерновах. Ритуальной едой служили: гитI - сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки с добавлением молока и зажарки из масла и лука; исида - халва из пшеничной муки, масла и сахара; хаьиил - густая мучная каша, которую по готовности ели с маслом и сахаром, иногда и с дуьиаб - патокой из ягод тутовника. Значительное место в рационе блюд у лезгин занимали молоко и молочные продукты. Молоко употребляли в свежем виде, из него готовили простоквашу (къатух), сливки (къаймак), из которых сбивали масло. Жидкость, оставшуюся после сбивания масла (тугъ), широко применяли как прохладительный напиток, так как он приятен на вкус и хорошо утоляет жажду. Молоко, оставшееся после снятия сливок, шло на изготовление сыра (ниш). Сыр готовили также и из неснятого молока. Большое место в рационе блюд отводилось различным пирогам с начинкой из съедобных трав, мяса, картошки и т.д. Излюбленными блюдами лезгин являлись плов с мясом и кишмишем и долма из виноградных листьев и мяса.

Источник фото : dagestan.club
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения