1933
Марийцы

Источник фото : montefm.ru

История

Само название народа — «мари» — происходит от слова «мар» — «человек». Иногда оно звучит как «мер», что вызывает ассоциации с соседним народом «меря». Долгое время считалось, что летописная «меря» и жители междуречья Вятки и Ветлуги — это один и тот же народ. Впервые это отметил в 1845 г. известный финский языковед М. Кастрен. До середины XX века эта теория была самой популярной. Советские ученые установили, что меря и марийцы — родственные народы, но не один этнос. В 1949 году археолог А. П. Смирнов заявил, что мари ближе к мордве и так называемой городецкой культуре. В конце 50-х начала работать регулярная Марийская археологическая экспедиция. Ее участники выяснили, что марийцы сформировались на стыке городецкой (волжской) и азелинской (пермской) культур. Как стало ясно позже, участие в этногенезе принимала также «дьяковская» культура.

-4KmTgda5oI.jpgмарийская свадьба.jpg1387474574.jpg

Источник фото : narodovmnogo-omsk.ru , яранск-рднт.рф , olacity.ru

В первом тысячелетии нашей эры предки марийцев под давлением славянских племен начали заселять территории между реками Ока и Сура (некоторые этнологи считают, что марийцы — более древний народ и их предки пришли с территорий нынешнего Ирана). Здесь они познакомились с представителями всех вышеописанных культур. Особенно тесными были контакты с южными пермяками — в марийском языке есть целый пласт заимствованных слов из пермского. В это же время, скорее всего, народ начал делиться на горных — кырык мары — и жителей равнин — олык марий. Первые живут в Горномарийском районе национальной республики, вторые — на левобережье Волги. 

В VIII–XI веках мари снова мигрировали на восток. Так они оказались в Вятско-Ветлужском междуречье, где в большинстве своем проживают до сих пор. В VII–VIII веках в Среднее Поволжье начинают проникать булгары. Вятско-Волжское междуречье, скорее всего, в состав их государства не входило. Тем не менее племена марийцев поддерживали с тюркскими соседями тесные связи. Булгары открывали на их землях торговые фактории (Мари-Луговское селище), а в некоторых регионах даже собирали дань. Сначала для хазарских каганов, потом — для своих правителей. Вплоть до XIII века местные жители платили булгарам харадж (десятинную подать) и джизью (налог с немусульманского населения). 

К 1127 году относится упоминание о первой русской крепости у границ марийских земель — Городец Радилов. В будущем основную часть населения города составят потомки обрусевших местных жителей. Каких-либо упоминаний о серьезных военных столкновениях местных жителей с монголами пока не найдено. Известно лишь, что с XIII века их земли входили в состав Золотой Орды. Как и другие покоренные народы, они должны были платить ясак (в основном пушнину, мед и воск) и нести различные повинности (в основном воинскую). Особенно сильно было давление Орды на горных жителей, которые проживали на стратегически привлекательном междуречье. 

На них же все большее влияние продолжали оказывать русские. Черемисы даже во времена ига сохранили тесные контакты с князьями, те часто звали их в совместные походы, просили о помощи во время междоусобиц и заключали с родовой знатью политические браки. Особенно сильное влияние оказывало Нижегородско-Суздальское княжество. В 1372 году князь Борис Константинович подчинил себе горных черемисов на левом берегу Суры, основав там крепость Курмыш. В XIV–XV веках во владения князей и монастырей вошло и правобережье. 

После распада Орды большая часть региона вошла в состав Казанского ханства. Хоть местные жители и оказались втянуты в строительство Татарского государства, они сохраняли свою религию и социальную иерархию. Обычные общинники считались зависимым населением, но были лично свободными, хоть и военнообязанными. Родоплеменная знать не была связана с казанской аристократией, однако оставалась мелким служилым феодальным сословием. При этом мари оставались серьезной военной силой, с которой считались и в Казани, и в Москве. 

Первыми российское подданство в 1551 году приняли кырык мары, за что Иван Грозный даже на три года освободил их от дани и «дал им грамоту со златою печатью». Вместе с ними к Московскому царству присоединились все соседние народы — чуваши, татары, мордва. В 1552 году пало Казанское ханство, и на верность царю присягнули и олык марий. Но далеко не всех обрадовало присоединение к России. Так называемые черемисские войны шли до 1585 года. Местные жители привлекали к своим походам как другие племена, так и другие государства. Так, вторая война шла параллельно с походом крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Стараясь укрепить свою власть над регионом, цари строили здесь крепости — Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царевосанчурск и другие. Последнее — третье — восстание удалось подавить не столько оружием, сколько подарками. Борис Годунов пообещал прощение всем, присягнувшим ему. Но и это не остудило черемисов, которые активно принимали участие в волнениях «Бунташного века», а также поддержали походы Разина и Пугачева. Закончилось тем, что Екатерина Великая запретила им заниматься кузнечным делом и селиться рядом с реками. 

Положение мари в Российском государстве усложнилось при Петре I. Резко увеличились налоги (например, с 1724 года жители Среднего Поволжья были обложены подушной податью). Все крестьяне-ясачники были включены в список государственных и были обязаны исполнять рекрутскую повинность. Часть приняла христианство, обрусела и вошла в состав служилого сословия. Другая часть бежала на территорию современного Башкортостана (та самая восточная группа) и северного Казахстана. Еще сильнее миграцию подстегнула принудительная христианизация 30–40-х годов. Те же, кто остался, часто крестились формально, на деле оставаясь язычниками.

1550686838_02-p6xpvex0sni.jpgbc0uWOgnyPo.jpg1550686803_04-gcuijkdpotg.jpg

Источник фото : www.perunica.ru , vstarineurzhuma.orgs.biz , ok.ru

Крепости, которые нужны были последним Рюриковичам и первым Романовым для удержания контроля на территории, превратились в промышленные города. Местные мануфактуры выпускали стекло, купорос, кожи и ткани, стремительно развивалась лесная промышленность. Открывались школы и училища, а в 1775 году даже вышла первая марийская грамматика. После губернской реформы Екатерины II регион поделили на шесть губерний — Казанскую, Вятскую, Нижегородскую, Костромскую, Пермскую и Оренбургскую. Весь XIX век этот край оставался сырьевым придатком России, живя на сельском хозяйстве и легкой промышленности. Любые земельные реформы (киселевская, столыпинская и даже отмена крепостного права) вызывали в регионе нехватку земель и крестьянские бунты. 

Тем не менее именно отмена крепостного права дала черемисам толчок к разрушению старого патриархального строя и росту национального самосознания. Вступив в капиталистические отношения, мари начали открывать магазины, аптеки, больницы, развивались промыслы и культура земледелия. Открывались библиотеки и учебные заведения, на марийском языке начала печататься переводная литература. Проводились научные краеведческие исследования. К началу XX века национализм вырос в освободительное движение. Во время первой русской революции начались выступления крестьян и распространение листовок на черемисском языке. 

На Октябрьский переворот местные жители возлагали большие надежды. И коммунисты, борясь за поддержку национальных меньшинств, постарались их не разочаровать. В 1920 году между Вяткой и Ветлугой наконец появилась автономия. Причем не черемисская, а Марийская, чье название было образовано от самоназвания народа. Марийцы получили самоуправление. Их язык преподавали в учебных заведениях, он широко использовался в делопроизводстве. Национальная литература и театр получили государственную поддержку. В 1936 году была провозглашена Марийская АССР. 

Радость от достижений коммунизма серьезно омрачил голод в Поволжье 1921–1922 годов, от которого пострадали 466 486 человек. А в 30-е гг., как и во всей стране, в регионе начались репрессии. Направлены они были в основном на местную интеллигенцию с целью слегка «притормозить» национальное возрождение. Тех, кто успел получить образование и поработать еще в царское время, обвиняли в национализме, контрреволюционной деятельности и даже сотрудничестве с разведками Финляндии и Эстонии. Под раздачу попали и те, кто имел смелость критиковать партийную политику в регионе (например, за чрезмерную вырубку местных лесов). Все они получили тюремные сроки, после чего были высланы. 

Во время Великой Отечественной войны на фронт отправились 130 тысяч человек, из которых вернулись лишь чуть более 56 тысяч. В республике разместили производства, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов. После распада СССР республика получила современное название — Марий Эл.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 года, порядка 423 803 марийцев проживает на территории России. Основная зона проживания народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки.

марий эл.jpg

Источник фото : extraguide.ru

Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев: 

Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев. 

Горные. В настоящее время малочисленны — порядка 30–50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X–XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность. 

Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан. 

Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группу лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью. 

Проживают: 
В Республике Марий Эл — 246 560; 
В Республике Башкортостан — 84 988; 
В Кировской области — 18 766; 
В Республике Татарстан — 15 666; 
В Свердловской области — 13 995; 
В Тюменской области — 7 610; 
В Удмуртской Республике — 5 983.

Религия

Марийцы — верующие, преимущественно православные и приверженцы «марийской веры», сочетающие христианство с традиционными верованиями. Восточные марийцы в основном придерживаются традиционных верований. У марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В традиционных обрядах и верованиях существуют культы предков и божеств (верховного божества Кугу Юмо, божеств, обитающих на небе, земных и водных божеств и духов). 

Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева. Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

проводятся моления в священных рощах 4.jpgпроводятся моления в священных рощах 5.jpgпроводятся моления в священных рощах 3.jpg

Источник фото : prufy.ru , www.ufa.kp.ru , pg12.ru

Развитию национального самосознания и политической активности марийцев способствуют Межрегиональное общественное движение марийского народа («Марий калык толкын»), Марийская региональная общественная организация «Марий Ушем» («Союз мари»), региональное общественное движение «Марийский национальный конгресс» и другие марийские национальные общественные организации. Раз в четыре года созывается Съезд марийского народа («Марий калык погын»).

Язык

Говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Письменность разработана на основе русского алфавита. Согласно переписи 2020 года, в РФ на марийском языке говорит более 318 495 граждан.

Традиционная и современная культура

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учат детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

шувыр волынка.jpgволынка (шувыр).jpg

Источник фото : dzen.ru , народы74.рф

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Ansambl_Marij_Jel_6_dek_2014.jpg805807.jpg

Источник фото : www.culture.ru , kitap.tatar.ru

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа. 

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них: льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»; ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир; скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути; кусок холста, по которому как по мосту душа через пропасть попадает в загробный мир и т.п. 

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Национальный костюм

Комплекс традиционного костюма включает рубаху туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы — войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь — лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца. Существовали три вида головных уборов замужних женщин: шымакш — конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и тарпан — головное полотенце с очельем. Высокий женский головной убор шурка (на берестяном каркасе, напоминающий мордовские и удмуртские уборы) вышел из употребления в XIX в. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Сейчас традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды — рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

DSC_6268.jpgscale_1200.jpgd4c257e6fcb5a3fbcadd668c7db694b1.jpeg

Источник фото : www.culture.ru , dzen.ru , gkuz-dpb.ru

Изобразительное искусство

Художественные традиции народа издавна существовали в форме различных видов и жанров народного декоративного искусства. Свое стремление к красоте, богатство творческой фантазии марийский народ проявлял в оформлении предметов быта и ритуала, одежды, в мелкой пластике и ювелирных украшениях. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа.

Быт

Жизнь

Основное традиционное занятие марийцев — пашенное земледелие. Главные полевые культуры — рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лен; огородные — лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Жилище

Разбросанная планировка селений во 2-й пол. XIX в. стала сменяться уличной: начал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище — срубная изба с двускатной крышей — двухраздельная (изба-сени) или трехраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу — стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери — деревянная кровать или нары, над окнами — вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.). В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

i (1).jpgМар-изба.jpg

История фото : www.workshome.ru , rkruf.ru

Семейный уклад

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, однако большая часть народности их не придерживалась. 

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5–7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15–16 лет. 

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3–4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. 

Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы в знак того, что она больше не является замужней.

Кухня

Основу традиционной марийской пищи издавна составляла продукция земледелия и животноводства, немалое место занимал в ней и древний пласт, представленный продуктами охоты, рыболовства и собирательства. В марийской пище выявляются общие и сходные с кухней народов Поволжья и Урала черты, однако она имеет определенную специфику в составе потребляемых продуктов, в способах приготовления и в наборе блюд. 

В марийской национальной кухне распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп — каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха — картофельные пельмени, картофельные оладьи. Широк ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, меда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, овсяный кисель, колобок, караваец особый, пирог с клюквой.

Щи из квашеной капусты.jpgсуп с клецками.jpgСуп с калиной.jpg

Источник фото : saenta.ru , dzen.ru , здоровое-питание.рф


При изготовлении первых блюд используют говядину, свинину, баранину, рыбу, овощи, изделия из муки (лапшу, лашку), весной употребляют раннюю зелень (щавель, сарде), очень распространен квас — для изготовления первого блюда и как напиток.

вареники c топленным маслом.jpgслоёные блины команмелна.jpgсочень с толчёным картофелем.jpg

Источник фото : silkway12.ru , avtoklav-dz.ru , lady.mail.ru


Марийская кухня богата по количеству и разнообразию супов (щей). Они бывают чисто картофельные, с зеленью (капуста, сныть, борщевик, щавель, крапива), с мясом, с рыбой, с калиной, с клецками и т.д. Для кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушёной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях — на журавлей.

кыравец.jpgПулашкамуно.jpgватрушки (перемеч).jpg

Источник фото : mrj.ruwiki.ru , dzen.ru , in.pinterest.com

Национальные блюда марийской кухни: 
· Щи из квашеной капусты; 
· Суп с простоквашей или окрошка крестьянская; 
· Суп с капустой и коноплей; 
· Суп с калиной; 
· Похлебка (простой постный суп-похлебка); 
· Шокта (кровяная колбаса); 
· Пура (квас свекольный); 
· Колан лашка (рыбная лапша); 
· Паренге перемеч (ватрушки с картошкой); 
· Ржаные лепешки с медом; 
· Шурашан студень (студень с крупой); 
· Брюква пареная; 
· Пироги со щавелем и ревенем; 
· Салат из стерляди; 
· Шергинде, эгерче (лепешки); 
· Пироги с сырым картофелем и мясом (Шыл дене ыштыме паренге когыльо); 
· Тыквенная каша; 
· Пулашкамуно (омлет с картошкой, запеченный в печке); 
· Слоёные блины команмелна.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения