4726
Мегрелы

Источник фото : stihi.ru

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которой до сих пор остаётся предметом научных дискуссий. Они выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком с древними корнями. В остальном мегрелы имеют множество общих черт с этими народами.

История

Существует две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, который в X веке простирался от территории современного Казахстана до Днепра. Элита каганата исповедовала иудаизм, хотя хазары не имели семитского происхождения — для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями; впоследствии потомки хазар постепенно перешли в христианство под влиянием грузин.

мегрелы.jpg

Источник фото : pravinst.ru

Территориальное расположение и численность

Около половины мегрелов проживает в Грузии, остальная часть — в России. Несколько десятков тысяч человек живут в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединённых Штатах Америки и европейских странах.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживает 391 мегрел. Из них 82 — в Краснодарском крае, 65 — в г. Москве, 36 — в Московской области.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. В настоящее время они исповедуют православие и относятся к Грузинской православной церкви. Для них совершенно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространён зороастризм, который, вероятно, принесли персы.

Язык

В связи с исторической близостью к абхазам и грузинам многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.

Существует два диалекта мегрельского языка — сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести чёткую грань между ними чрезвычайно сложно: даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном касаются фонетики и лексики.

Корни мегрельского языка сформировались ещё в VII веке до нашей эры, что свидетельствует о высокой степени его самостоятельности. Мегрельский активно используется в устной форме, тогда как основным литературным языком остаётся грузинский.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России мегрельским языком владеют 584 человека, из них 330 используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Костюм

Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало быть всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

1.    При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху — шелковую рубаху свободного покроя.

2.    Женщины носили платья, расширявшиеся книзу и имевшие глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник из парчи. Пояса у женщин были шире, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело также надевали рубаху, на манжеты которой наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.

3.    Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, но имела множество украшений и помпезных деталей, включая наплечники с тесьмой.

026.jpg025.jpg027.jpg

Источник фото : fondnv.ru , velikolepnyvostok.ru , cyrillitsa.ru

Музыка

Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим четыре струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырёхструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском языках, в основном о любви и трагических историях.

Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных. Мужчины обычно поют хором, иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.            

Литература

Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является труд итальянского миссионера Ламберти, написавшего книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.

Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и выплачивать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска для похода на Эривань. Леван ответил на его просьбу предельно твёрдо, заявив, что в случае вторжения султан навсегда лишится подати и встретит мощный отпор. Султану пришлось считаться с Мингрелией: природные условия — труднопроходимые леса и заболоченная местность — делали военные действия чрезвычайно затратными, а возможные завоевания не окупали бы расходов.

Дадиани также прибег к другой хитрости, убедив турок в бедности своей страны. Для этого он отправлял посыльных встречать турецких послов у границы и велел вести их самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчёркивая, что «вся Мингрелия такая». Послов часто проводили опасными тропами, где они едва не теряли жизнь. При речной переправе посыльные выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян. Турецкие гости вынуждены были спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование: правитель встречал их в бедной одежде, расстилал старый ковёр под деревом и приглашал усесться в тени. Его сопровождало много людей, одетых скромно, в грубых одеждах, похожих на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом без надёжной крыши. Их кормили хлебом в таком малом количестве, что насытиться было невозможно. Вино наливали плохого качества, и турецкие гости отказывались от него, прося обычной воды. Вернувшись к султану, послы во всех красках рассказывали о бедности князя и его земли, поэтому султану не было смысла даже думать о завоевании края или повышении дани.

Традиции и обычаи

Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Эта традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью соблюдения уважительных норм общения.

Мегрелы, особенно жители сёл и деревень, строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим членам семьи вступать в брак до женитьбы старших. Кроме того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, невеста обязана делать первый шаг с правой ноги и закрывать лицо накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.

Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для многих кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что демонстрирует её мастерство в рукоделии. Даже сегодня, когда многие кавказцы отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны своим традициям.

Смерть у мегрелов оплакивается открыто и интенсивно. В сельских и городских регионах смерть подчёркивает родственную связь и единство рода. Для семьи покойного собирается финансовая помощь. Многие традиционные обряды, связанные с поминками и погребением, до сих пор соблюдаются. С телом прощаются в течение четырёх дней, в течение которых в доме не готовят пищу, хотя для гостей родственники и близкие организуют поминальные трапезы. Поминки также проводятся на сороковой день и через год после смерти. По традиции близкий родственник-мужчина не бреется и не работает по субботам в течение года. Траур может продолжаться от 10 до 15 лет, в течение которых на могилу приносят подношения, свечи и продукты. У мегрелов также есть свой эквивалент Дня всех усопших — сунтаоба, когда семьи посещают могилы родственников.

Быт

Жизнь

Земледелие и скотоводство остаются основными занятиями сельских жителей. Выращивают овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьём для изготовления сыров. Распространено огородничество: мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Традиционно большинство семей у мегрелов занималось ткачеством из шёлка и хлопка. Также были развиты плетение корзин, гончарное ремесло и изготовление деревянной посуды. Горцы делали шерстяные ковры и одежду. Сегодня народные ремёсла продолжаются, хотя и в гораздо меньших масштабах.
Раньше мегрелы славились своим торговым искусством на всём побережье Чёрного моря. Сегодня торговля регулируется государством и ведётся в магазинах в западном стиле, хотя во всех городских районах есть рынки под открытым небом и крытые частные рынки, где местные фермеры продают свою продукцию.

В традиционном патриархальном обществе мегрелов разные мужские и женские качества принимались как данность. В прошлом гендерное разделение труда подчёркивалось уже при рождении: мальчикам давали прикоснуться к плугу или мечу, девочкам — к наперстку или ножницам. Сельскохозяйственные обязанности были раздельными, хотя и мужчины, и женщины работали на полях. Работы в помещении — такие как сыроделие, уборка, приготовление пищи, уход за детьми и ткачество — были почти исключительно обязанностями женщин. Мужчины занимались гончарством, плели корзины и делали кухонные принадлежности, но женщина — и до сих пор так считается — является хозяйкой дома. Сегодня женщины по-прежнему ведут домашнее хозяйство, а мужчины помогают с ремонтом, покупками и, в некоторой степени, уходом за детьми. Девушки до замужества выполняют лёгкие работы по дому. Рост числа занятых женщин свидетельствует об их равенстве в домашних условиях.

В советский период земля принадлежала государству в форме колхозов. Небольшие частные землевладения, фруктовые сады и огороды были разрешены, и много времени уходило на сельскохозяйственную деятельность. После смены власти в Грузии колхозы были добровольно расформированы, а земля приватизирована.

Семейный уклад

Свадьба не могла состояться, если пара имела одну фамилию, была связана через искусственное родство или принадлежала к одному роду. Кроме последнего случая, запреты остаются в силе и сегодня. Браки с односельчанами избегали, и старшая дочь всегда выходила замуж первой. В течение одного года после свадьбы молодожёны не могли общаться друг с другом в общественных местах. Средний возраст вступления в брак в сельской местности составлял 13–14 лет, и похищение невесты было допустимо при соблюдении ряда сложных правил. В современности браки уже не устраиваются, и хотя пары по-прежнему женятся относительно рано и вскоре после этого имеют детей, минимальный возраст вступления в брак сейчас составляет 17 лет. Разводы случаются редко, особенно в сельской местности, но добиться их несложно, и права женщин в любом населённом пункте соблюдаются и охраняются законом. Официальная церемония бракосочетания теперь светская, хотя пары часто венчаются в церкви. После свадьбы молодожёны проживают патрилокально.

Общество патрилокальное, патриархальное и патрилинейное. Линии родства основаны на мужских связях и экзогамны. Кроме того, существуют важные формы искусственного родства, такие как молочное родство детей, вскормлённых одной женщиной, названное родство (возможное и между женщинами), а также крёстные отношения. Из этих форм сегодня наиболее распространены последние два. Хотя женщины часто сохраняют девичью фамилию после замужества, дети принимают фамилию отца. Некоторые исследователи предполагают, что элементы матрилинейной культуры до сих пор можно обнаружить в грузинском и мегрельском обществе, что отражается в некоторых религиозных обычаях и языковых конструкциях. Патриархальные аспекты мегрельского общества несколько ослабли, особенно в городских районах. Отсутствие наследников мужского пола больше не считается социальной трагедией, двустороннее родство постепенно заменяет исключительно мужские родственные связи, а проживание с родителями невесты возможно без социального осуждения.

Жилище

Традиционное жилище мегрелов было простым. Ламберти в своём труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в доме была только одна комната. Главной задачей жильцов было поддержание огня. Дома строили без окон, поэтому свет проникал только через входную дверь. По описаниям миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния люди спали на циновках или деревянных кроватях. Посуду хранили на полках и возле очага.жилище.jpg

Источник фото : picnes.ru

Кухня

Мегрельская кухня относится к грузинской и является её региональным вариантом. В Грузии её считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает её отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, что также повлияло на особенности кухни. Употребление острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порции красного молотого перца. Такой соус подают в глиняной ёмкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая в него стручки перца и закусывая хлебом. Получается очень острая смесь, обжигающая нёбо.

Особенностью мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус: сначала ощущается сыр, а уже потом тесто.

Мегрелы считают, что бажа, популяризированная в Грузии, является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо скорее относится к соусам и часто подаётся с рыбой и курицей. Отличие мегрельской бажи — в добавлении орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, тогда как у грузин он обычно тёмный.

бажа.jpg

Источник фото : vkusno.mirtesen.ru

Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви.

сациви.webp

Источник фото : lafoy.ru

Мясо едят с аджикой, что способствует его усвоению.

Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. На первый взгляд блюдо кажется простым, однако требует использования молодого сыра и сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр и перемешивают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.

гебжалия.jpg

Источник фото : lifehacker.ru

Ещё одна визитная карточка — эларджи. Это мучное блюдо, которое готовят из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения