Родиной мишарей считают правый берег Волги. Население селилось вдоль реки до правого берега Оки. Мишарям пришлось претерпеть сложные изменения; ряд историков относит их к финно-угорским племенам, которые видоизменились под влиянием половцев.
В XV веке субэтнос называли мещеряками, а позднее стали называть татарами. Мишари расселялись в связи с обустройством засечных линий, что было связано с включением в состав Московского государства территорий, на которых они ранее проживали. Другой причиной стала колонизация Среднего Поволжья. Всё это способствовало расселению по территории современной Российской Федерации. Многие мишари уходили на службу, примыкая к военному сословию. К XX веку уровень ассимиляции мишарей сильно возрос, поэтому сейчас весьма затруднительно точно сказать, каково происхождение субэтноса и насколько велики его различия с другими татарами.
Существует несколько теорий, объясняющих происхождение мишарей:
• Буртасская теория предполагает, что предками мишарей были буртасы и маджары. Их косвенно связывают с булгарами, которые после появления Наровчатского улуса перестали именовать себя таковыми и в дальнейшем оставались известны как мишари.
• Мещерская теория гласит, что субэтнос произошел от племени мещёра, поглощенного татарами.
• Золотоордынская теория считает мишарей потомками золотоордынцев. Согласно ей, после распада Золотой Орды часть татар осталась у берегов Оки.
• Смешанная теория базируется на ассимиляции нескольких народов, включая булгар, кипчаков и буртасов. Она учитывает влияние Золотой Орды, смешение населения и принимает во внимание роль Московского государства.
Мишари внесли вклад в развитие Русского государства. Они участвовали в строительстве ряда городов, сражались в Куликовской битве и способствовали укреплению Московского государства.
Отчасти вхождение мишарей в состав России было обусловлено давлением со стороны касимовских татар.

Источник фото : ru.pinterest.com
Мишари являются субэтносом татарского народа. Их формирование началось в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем они расселились по территории России. По данным Переписи населения 2020 года, численность мишарей в РФ составляет 787 человек. Большая часть проживает в Республике Татарстан — 374 чел. Мишари в других регионах:
• Республика Башкортостан — 149 чел.;
• Москва — 26 чел.;
• Санкт-Петербург — 10 чел.
Большинство мишарей исповедует ислам. Сохранились и элементы традиционных верований, имеющих ряд особенностей.
В традиционных представлениях многих духов отождествляли с животными. Душа, например, могла представляться в виде бабочки или птицы, а враждебное начало — в образе огненного змея, способного обернуться человеком. Считалось, что нечистые люди после смерти могли становиться вредоносными существами.
Большое значение имел дух земли Джир Иясе, которому приносили дары. Весной в дар приносили овцу, кости которой закапывали в землю. Существовала вера в то, что осквернение земли может повлечь последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества: он мог наслать наводнения, засухи, размывать берега. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, охраняющим дом, и являлся в образе зайца. Считалось, что болезни также могли быть вызваны духами.

Источник фото : reshenie-tut.ru
Мишари говорят на западном диалекте татарского языка. В нем прослеживаются древние черты, присутствует множество говоров. Исследователи относят мишарский диалект к кыпчако-половецкой группе. Говоры во многом близки друг к другу, что обусловлено длительным проживанием различных групп мишарей в непосредственной близости.
Морфология мишарского диалекта сохранила древние формы, восходящие к кыпчакскому языку. Отмечается влияние старотатарского литературного языка, что видно на примере наклонений и причастий. Универсальность касается в основном грамматики, охватывающей все говоры. Например, наречие образуется с помощью слова «ката». Глаголы в 3-м лице сохранили древнюю форму.
В лексике мишарей много слов огузского и кыпчакского происхождения. Присутствуют заимствования из мордовского языка. Очень велико влияние русского языка. В мишарском диалекте сохранились архаичные слова из русского языка, которые активно используются. Также присутствуют арабские и персидские слова, некоторые из которых в настоящее время вышли из употребления в языках-источниках.
К обрядам весенне-летнего цикла относится наблюдение за ледоходом, символизирующим пробуждение природы. На ледоход выходили все жители. Молодежь наряжалась: юноши приходили с гармонистом, устраивали танцы. Часто по воде на льдинах пускали зажженную солому.
Одним из ожидаемых весенних событий был подворный сбор крашеных яиц. Его приурочивали к Сабантую. Жителей деревни оповещали заранее, и хозяйки красили яйца, обычно в отваре луковой шелухи (получая цвета от золотисто-желтого до темно-коричневого) или березовых листьев (разные оттенки зеленого). Кроме того, пекли тестяные шарики, булочки, крендели, покупали конфеты. Обряд бытовал под названием «Кызыл йомырка». Считалось, что если в этот день в дом первым войдет человек с «лёгкой ногой», то в хозяйстве будет благополучие. Первый вошедший заносил щепки и разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым». Заходя в дом, произносили благопожелания.
Накануне посевной топили баню, чтобы выйти в поле очистившимися. Сеятель надевал чистое белье. В день сева встречающим давали яйцо для удачи. С пожеланием хорошего урожая в пашню бросали зерно и яйца. После приглашали соседей на трапезу, завершавшуюся пожеланиями благодатных дождей, мира, хорошей уборки и крупного зерна. Во время роста хлебов перед колошением проводили общественное жертвоприношение, обычно овцы, с пожеланиями плодородия и благополучия. Мужчины забивали животное и готовили в котлах густой суп с крупой и картофелем. В назначенное время на место жертвоприношения собирались все жители.
В осенне-зимний период особое место занимали помочи — совместное выполнение трудоемких работ. Среди молодежи популярны были гусиные помочи (обработка заколотых гусей), проводившиеся поздней осенью. Этот труд был и праздником, дававшим девушкам возможность продемонстрировать умение. Девушки собирались с утра, работа сопровождалась разговорами, шутками, песнями. Затем гусей несли на родник промывать в ключевой воде. Девушкам помогали юноши с гармонистом. Хозяйка готовила угощение, после чего все расходились, а вечером снова собирались в этом доме на посиделки с играми и песнями.
Одной из главных традиций является Сабантуй — праздник в честь окончания весенних полевых работ.
Мишарский Сабантуй имел свою специфику, так как его устраивали служилые татары, чье положение в иррегулярных войсках Российской империи определялось военной подготовкой. Поэтому на празднике особое внимание уделялось состязаниям, отражавшим воинские навыки: борьбе, джигитовке, байге (скачкам), борьбе на поясах верхом и поднятию тяжестей (камней, позднее гирь). Историки полагают, что приемы из этих видов борьбы применялись в боевых походах и для обороны территорий.
Изначально это были простые схватки (бэрелеш), но со временем мероприятие стало массовым и популярным.
Важным религиозным праздником является Курбан-байрам.
В этот день совершается ритуальное заклание животного (обычно барана). Сакральный смысл праздника заключается в проявлении сострадания и помощи нуждающимся.
Время для жертвоприношения наступает после праздничной молитвы и завершается перед заходом солнца третьего дня. Если животное забито до завершения самой ранней праздничной молитвы в мечети, оно не считается жертвенным.
Мясо жертвенного животного делят на три части: одну раздают неимущим, вторую — соседям и родственникам, третью оставляют себе. Разрешается оставить себе не более двух третей. Продавать мясо жертвенного животного запрещено.
Фольклор мишарей включает сказки и легенды о самых разных событиях жизни. Важным персонажем является Койгорыш — птица счастья. В сказках часто действуют животные.
Мишари создавали баиты — произведения различных жанров, которые исполнялись под музыку речитативом, часто в память о трагических событиях, таких как войны.
Поэзия мишарей представлена сюжетными песнями с общими по смыслу куплетами. Мелодия припевов обычно отличается от основной. Многие произведения посвящены любви.
Традиционную одежду мишари шили из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные люди могли позволить себе одежду из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха (выдры, лисицы). Для украшения использовали ленты, шнуры и тесьму.

Источник фото : sntat.ru
Мужской костюм включал тюбетейку, длинную рубаху с прямым разрезом на груди и стоячим воротником, широкие штаны. Верхней одеждой служил кафтан (чапан).
Женский костюм состоял из длинной льняной рубахи, фартука, камзола, лаптей (чабата) и головного убора (тайки). Также носили бархатный колпак (калфак). Шею повязывали шерстяной шалью. Одним из украшений был кулмак — амулет, в котором, по поверьям, могли обитать духи.

Источник фото : sntat.ru
Среди молодежи были широко распространены подвижные игры, являвшиеся неотъемлемой частью праздников. Дети и подростки состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры проводились на свежем воздухе.
Народные игры часто сопровождались считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют художественную ценность и составляют важную часть игрового фольклора.
Дети играли в такие игры, как: «Йөзек салу» (Колечко), «Бармак» (Палец), «Яулык бәйләше» (Завязывание платков), «Шар сугу» (игра с мячом), «Чыпчык, чык» (Воробушек), «Самавыр» (Самовар) и другие.
Молодежь собиралась на «Аулак» — посиделки. Их устраивали в доме, где на вечер оставалась молодежь. Все приходили нарядные, приносили угощение, девушки брали с собой рукоделие. За песнями и разговорами засиживались допоздна. Популярной игрой на посиделках была «Йозек салу» (Колечко). Участники садились в ряд со сложенными ладонями. Один из двух ведущих, обходя всех, незаметно вкладывал кому-то колечко. Второй ведущий должен был угадать, у кого оно. Если угадывал, тот, у кого было колечко, исполнял шуточное задание.
Благоприятные климатические условия позволяли мишарям заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Ситуация изменилась с начала правления Петра I, когда многие привилегии были отменены. Многих привлекали к лесозаготовкам, люди лишались земель. Восстановить земледелие в полной мере удалось к XX веку. Современные мишари используют достижения сельскохозяйственной техники, но сохраняют знания о старых орудиях труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари традиционно занимаются скотоводством (разводят овец), ткачеством и пчеловодством.
Традиционное поселение — большая деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трехкамерного типа.
Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным или вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен — узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы также имел лавку и назывался «путмар». Позднее распространились «белые печи», что привело к исчезновению нар и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища стала ближе к русской. Одна из частей двух-трехкамерных домов выполняла функцию чистой горницы.
Отличительной особенностью жилищ мишарей были матерчатые декоративные украшения — чебелдек, чаршау (занавеси около спальных мест), а также развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца — кашага.

Источник фото : ru.pinterest.com

Источник фото : dzen.ru
Типичным супом были щи, которые могли есть без мяса, добавляя лапшу (салму). Также в суп клали клецки. Распространены были каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были лесные ягоды и плоды.
Хлеб имел крайне важное значение. Его пекли из пшеничной муки или муки грубого помола. Готовили пресные булки, в том числе с начинками (например, с картофелем). Популярны были эчпочмаки (пирожки с мясом) и корнеки (пирожки с начинкой из яблок и ягод).
Как и другие татары, мишари употребляют в пищу говядину, баранину, конину. Свинина запрещена к употреблению в соответствии с нормами ислама. Также не употребляется мясо животных, забитых без соблюдения обряда.

Источник фото : tnv.ru
Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Растительное масло делали, например, из конопли. Также в почете было конское масло. Самый распространенный напиток — чай.
Трапезы делятся на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, обильнее всего — в обед. Перед посещением мечети не едят, завтракают после совершения обрядов. Хлеб на столе не оставляют, съедая его полностью.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения