Источник фото : dzen.ru
Нагайбаки — этнорелигиозная группа татар, малочисленный коренной народ России. Входили в состав Оренбургского казачества во времена Российской империи.
Нагайбаки известны с XVIII века под названием «уфимские новокрещёны». В основном исповедуют православие. Учёные полагают, что у народа казанско-татарское, арско-татарское или ногайско-татарское происхождение. Императрица Анна Иоанновна в 1736 году создала Нагайбакское казачье войско для укрепления пограничного района с казахскими степями в Южном Зауралье. На реке Ик была заложена Нагайбакская крепость. Туда на службу приехали уфимские новокрещёны вместе с семьями.
Нагайбаки несли воинскую повинность, но изначально включались в сословие крестьян и выплачивали дань. В 1730-е годы произошло восстание башкир, во время которого нагайбаки встали на сторону властей. За это они были освобождены от уплаты дани, включены в казачье сословие и наделены землёй.
Нагайбаки принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и отличились во многих сражениях последовавшего заграничного похода. В той кампании им довелось сражаться у города Кассель, в битве при Лейпциге, штурмовать Фершампенуаз-на-Марне и закончить войну в столице Франции — Париже.
В конце XIX и начале XX веков казаки-нагайбаки приняли участие в Русско-японской войне, Первой мировой войне, а также в походах в Туркестан. В последовавшей Гражданской войне они выступили на стороне «белых».
Источник фото : dzen.ru
После ликвидации казачества в 1920 году нагайбаки снова стали крестьянами. Спустя семь лет власти организовали Нагайбакский район. Лишь в конце XX века начало постепенно возрождаться национальное самосознание, а в самом конце 1990-х годов нагайбаки были законодательно признаны отдельной этнической группой.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 5 719 нагайбаков. Большинство представителей этой национальности — 5 343 человека — проживают в Челябинской области.
Число нагайбаков в других регионах России:
Тюменская область — 121;
ХМАО — 83;
Республика Башкортостан — 39;
Свердловская область — 32.
Видео взято с ВК канала: Блог-тур малые народы России
Представители народа в основном исповедуют христианство, но встречаются и случаи принадлежности к исламу. По данным некоторых исследований, ещё в XX веке православные местные жители стали тайно принимать ислам. Такие перемены связаны с тесными контактами нагайбаков и татар.
Язык нагайбаков является говором среднего диалекта татарского языка. На татарском языке, согласно переписи 2020 года, говорит более 3 261 155 жителей России.
Наряду с нагайбакским диалектом к этой группе относятся также два кряшенских говора. Отличительные особенности нагайбакского от литературного татарского — отсутствие в языке арабизмов и фарсизмов, пришедших в татарский язык из религиозных текстов, а также тесные связи с русским народом и языковое влияние русского языка. Кроме того, нагайбакский язык содержит значительный пласт архаичной лексики, связанной с языческими обрядами (особенно культом предков).
Доминирующим языком межличностного общения является русский, что связано не только с современной ситуацией, но и обусловлено историческими факторами: нагайбаки на протяжении почти всей своей истории являлись двуязычным народом, так как использовали русский язык на военной службе и активно взаимодействовали с русскими.
В настоящее время предпринимаются попытки «очищения» нагайбакского говора от литературных татарских заимствований. Например, был издан «Нагайбакcко-русский и русско-нагайбакский словарь», в котором авторы постарались представить именно народный вариант нагайбакского языка.
Обряды и традиции нагайбаков играют большую роль в их жизни.
Перед свадьбой девушки готовили приданое — вышивали полотенца, покрывала. Та, у которой не было вышитых вещей, считалась плохой невестой. На свадьбу со стороны невесты приезжал целый «поезд», на котором везли приданое — сундук, кровать, перину, подушки, рушники. Всё это девочка начинала готовить с пяти лет; к моменту выхода замуж должно было собраться пять узелков.
Родственники и гости съезжались в лучших повозках. Впереди «свадебного поезда» ехал вожак (аргыш), за ним везли постель молодой и всё приданое, следом двигались деверь и другие участники. На постель сажали двух мальчиков. Навстречу этому «поезду» из дома жениха выходили с хлебом-солью и пивом. Когда привозили приданое, собирались соседи и зеваки и осматривали, сколько полотенец, подзоров и т. д., давая оценку: хорошая невеста или нет.
Позднее наступало время бэби мае (торжества по случаю рождения ребёнка), бала чукындыру (дня крещения ребёнка с обязательным церковным обрядом). Принимала роды абей (бабушка или повитуха), она же совершала бэбэй мучасы (омовение ребёнка в бане) с приговорами и заклинаниями (от сглаза, порчи, болезней), а также «правила» (массировала) роженицу. Крёстные отец (жэш ата) и мать (жэш инэ) почитались на протяжении всей жизни и обязательно присутствовали на семейных торжествах.
Во времена Российской империи существовала традиция «бала сатыб алыу» — символическая «покупка» ребёнка в семьях, где умирали дети. Сразу после рождения ребёнка его забирали от матери и отдавали кому-то постороннему. Через определённое время мать стучалась в окно и спрашивала: «Вам не нужен ребёнок? У меня есть для продажи дитя». Специально для этого случая шилось лоскутное одеяло. Девочку после этого звали Сатук, мальчика — Сатый. В документах стояли другие имена. При возможности меняли даже дату рождения.
Существует обряд поминовения усопших «ашбиру» (самый значимый в жизни народа) — подача пищи. Он приурочен к Михайлову дню — 21 ноября по новому стилю. До сих пор умерших родственников поминают в нечётную годовщину, не ранее чем через три года после смерти. Для поминальной трапезы закалывали корову, желательно белого цвета, который олицетворяет чистоту помыслов. Ворота широко раскрывали. Во дворе дома устанавливали стол с хлебом-солью и большой казан, в который пришедшие хозяйки складывали принесённые продукты на «помин души».
Поскольку исторически нагайбаки были оренбургскими казаками, традиционной мужской одеждой у них была форма оренбургских казаков. О каких-либо других типах одежды, распространённых ранее, данных почти не сохранилось.
Нижней одеждой являлись белая рубаха, домотканые брюки и косоворотка; материалом для их изготовления служила пестрядь — одна из разновидностей грубой ткани. Низ рубахи украшали оборкой, ворот — как правило, стойкой, рукава были прямыми. Рукава и ворот нередко отделывали рюшами.

Источник фото : www.1obl.ru
Особой оригинальностью отличалось оформление женских рубашек, не имевшее аналогов ни в одной другой группе татар волжско-уральского региона. В области груди и на талии наносили аппликации в виде круговых композиций; куски ткани для них отличались яркостью и контрастностью.
Верхняя одежда была либо суконной, либо шилась из дублёной кожи. Её подпоясывали кушаками различных цветов, длина которых доходила до трёх метров. Завязывали их традиционным способом — обматывая вокруг пояса, а концы прятали либо, наоборот, выпускали, если на них были кисти. Традиционная обувь — прямоплетёные лапти, известные как «татарские».
В летнее время главным мужским головным убором неизменно была фуражка, в холодную пору — каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, который носили вместе с головной повязкой. В начале прошлого столетия большинство нагайбаков стало одеваться в городскую одежду казачьего образца.
Источник фото : dzen.ru
Годовой цикл праздников у нагайбаков открывает Нардуган — двухнедельное празднование Нового года. Ряженые Дед и Бабка Нардугана ходят по домам в сопровождении своей свиты из «солдата», «врача», «вдовы солдата» и других персонажей. Во время праздника разыгрываются юмористические музыкальные спектакли. Сюжетами становятся истории о неудачливых сватах, затерявшихся путниках. Они сопровождаются пением специальных такмаков (частушек), игровых песен и плясками. Праздник завершается гаданиями, на которых каждая девушка могла исполнить около ста специальных святочных песен.
Первый весенний праздник — «проводы льда» — связан с пробуждением природы (на нём устраивают костры). В Вербное воскресенье юноши раздают по домам ветки вербы и собирают продукты на коллективную «вербную кашу».
На «Олокон» (Пасху) варят и красят яйца и вместе с другими лакомствами раздают детям. Устраивают игры на улицах, катание на качелях, состязания в борьбе и конных скачках.
Перед посевной нагайбаки устраивают Сабантуй, до начала сенокоса — Жыен, как у татар.
Сохранился также обычай на Троицу плести берёзовые венки и посещать кладбища.
Петров день нагайбаки считают началом сбора поспевших ягод, из которых в каждом доме пекут пирожки.
Осенью нагайбаки празднуют Покров день, пекут «пыкраупиругы» — особые пирожки размером немного больше пельменей из пресного теста на сметане с начинкой из пшеничных зёрен.

Источник фото : dzen.ru
Мифология нагайбаков тесно переплетается с русскими и татарскими поверьями. Например, согласно древним обычаям, каждый домохозяин нагайбак должен раз в год сварить кашу для угощения (умилостивления) темных сил, леших, домовых.
Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. Широко распространены песни-сказания; активно исполняются и русские произведения. Песни-проводы занимают особое место — они передают ностальгию по родным местам и ожидание встречи с родными.
Источник фото : rtraveler.ru
Один из ранних пластов песенной культуры нагайбаков — это цикл песен, известный в народе как җыен көйләре (джиенные напевы), которые включают туй көйләре (свадебные напевы) и казак озату көйләре (напевы проводов казаков).
Музыкально-фольклорное наследие нагайбаков включает ряд песенных произведений, характеризующихся наличием небольшой сюжетной линии, отражающей широкий круг явлений повседневности — трагических или комедийных, а также исторических, религиозных и мифологических легенд.
В 2000 году в Нагайбакском районе Челябинской области был образован Центр национальных культур. В процессе работы был накоплен богатый материал по культуре, и в 1992 году был создан ансамбль казачьей песни «Талица». На сегодняшний день коллектив «Талица» — единственный в Нагайбакском районе, занимающийся песенной традицией Уральского казачества.
14 января 1990 года был организован ансамбль «Сак-Сок». Уже в 1992 году ему было присвоено звание «Народный». С момента своего создания «Сак-Сок» завоевал сердца любителей народной музыки. Ансамбль дал большое количество концертов, исполняет нагайбакские песни, сохраняет местные обычаи и традиции. В их исполнении звучат весёлые и протяжные лирические песни, песни-легенды, обрядовые и застольные, шуточные песни и частушки. Часть песен ансамбль исполняет а капелла.
Источник фото : народы74.рф
Нагайбакская танцевальная традиция включает русские и татарские танцы. По жанровому составу танцы нагайбаков можно разделить на хороводы, пляски и кадрили. Записанные в полевых исследованиях хороводы в быту нагайбаков занимали чётко определённое место: их водили как в избах, так и на уличных гуляниях, исполняя под пение а капелла или под наигрыши гармони. Хороводы включались как в календарные, так и в семейные обряды и были направлены на формирование будущих брачных пар из незамужней молодёжи, сопровождали проводы молодых людей на военную службу, предсвадебные и свадебные ритуалы, праздничные и досуговые мероприятия. В осенне-зимнее время хороводы водили на вечерках и посиделках, а летом игрища устраивались на улице.
Источник фото : novayagazeta.net
Традиционное занятие нагайбаков — залежное земледелие. Выращивают ячмень, пшеницу, овёс, полбу, рожь, коноплю, лён. Занимаются животноводством: разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу. Зажиточные отдавали скот казахам на выпас или держали его на отдалённых хуторах (кырга чыгу).
Занимаются пчеловодством; ранее была развита добыча камня. Традиционное пахотное орудие народа — сабан, тип плуга на двух колёсах. Хлеб мололи молотильным катком. Из промыслов занимались производством экипажей и плотницким делом.
Дома нагайбаков внешне мало отличались от русских, но существовала и разница. Большинство дворов нагайбаков — однодверные избы. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Зимнее жилище делалось на основе сруба, летнее — саманное.
Источник фото : pomnirod.ru
Стены домов обмазывались и белились. Внутренняя планировка жилища походила на русскую. Сбоку печи вмазывался чугунный котёл (казан), в котором ежедневно варили пищу. Напротив печи устраивались нары и широкие лавки, служившие и залавком, и кроватью. В летнее время нагайбаки готовили кушанье не на кухне, а во дворе. Для этого под навесом отгораживалось место, и там устраивалась печь с казаном.
В праздничные дни горницы особенно украшались: по стенам развешивались лучшие полотенца собственной работы, вышитые по концам различными узорами из чёрного и красного шёлка, вывешивалась лучшая праздничная мужская и женская одежда.
Источник фото : www.1obl.ru
Поселения нагайбаков располагаются неподалёку от рек, отличаются правильной квартально-уличной планировкой. В каждом селении есть церковь, площадь-плац, провиантские склады, магазины. Основная часть усадеб — однодворная. Отдельно от жилища строились хозяйственные постройки. Жилища одноэтажные, состоят в основном из двух комнат.
У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты у живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей.
Источник фото : www.kp.ru
Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне; готовят их как к повседневному, так и к праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепёшки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свёклой, морковью.
Источник фото : lafoy.ru
Из сушеной вишни делают вишнёвое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики и замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки.
Источник фото : вкусняшка-тут.рф
Кухня нагайбаков в 1996 году получила бриллиантовую звезду на конкурсе в Мексике за экологическую чистоту и качество.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения