Нганасаны — коренной самодийский народ Сибири, самый северный во всей Евразии. Потомки самого древнего населения Таймыра.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 687 нганасанов. Большинство представителей этой национальности — 663 человека в Красноярском крае.
Традиционная религия народа — анимистический пантеизм, шаманизм. Развито почитание родовых покровителей в виде гор, камней, скал, деревьев, зооморфических фигур.
С 1639 года начались попытки христианизации нганасан, которые потерпели неудачу. В 1834 году удалось крестить только 10% нганасан. До сих пор народ исповедует свою древнюю религию.
Нганасанский язык относится к самодийской группе уральской семьи. Различают два говора:
Вадеевский;
Авамский.
Впервые нганасанская письменность была разработана в 1990 году. Алфавит был основан на кириллице с добавлением букв. В 1991 году на нем была выпущена первая книга — русско-нганасанский разговорник. Новый вариант алфавита был принят в 1995, до сих пор его используют в учебной литературе.
Согласно переписи 2020 года на нганасанском языке говорит около 300 жителей России. Основная часть народа говорит, в основном, на русском языке, уже мало кто владеет родным языком.
Нганасаны — народ суеверный, а многие его представители по-прежнему придерживаются старинных верований и традиций. В их обществе существует ряд правил, которых обязаны придерживаться все — как местные жители, так и путешественники.
К примеру, нельзя переступать через спящих людей (особенно через их ноги), разбросанные на земле вещи или костер. Последнее и вовсе является священным для нганасан, а пренебрежительное отношение к огню, как они верят, приносит беды человеку.
Для женщин существует особый свод подобных «норм». Им запрещено переходить дорогу, по которой прошел аргиш (так нганасаны называют свои северные караваны), если его путь проходил мимо жилища женщины. В таком случае расстояние в несколько шагов, придется преодолеть обходной дорогой, что займет немало времени.
«Нечистыми» у нганасан считаются роженицы. Они должны находиться в отдельном помещении. Впрочем, в этом обычае оскорбительного ничего нет. Напротив, изоляция роженицы позволяла оградить ее и малыша от возможных заболеваний, которые могли переносить другие члены общины.
К одежде детей было принято пришивать звуковые обереги — подвески-погремушки в форме кольца с нанизанными трубочками. По дуге над колыбелью скребли трубочкой или палочкой, чтобы успокоить ребенка и одновременно аккомпанировали колыбельной песне. Игрушки, которыми сейчас играют нганасанские дети: жужжалка (сани херы), вращаемая зазывалка (биахеры), раньше были ритуальными предметами.
Среди нганасан есть немало поддерживающих традиционные верования и считающих, что мир наполнен духами-покровителями, что сопровождают человека с рождения до смерти.
Нганасаны считают, что беды, неудачи и болезни человека также связаны с проделками духов. Чтобы защититься от них, используют специальные обереги, читают определенные заговоры и заклинания. Производить такие ритуалы позволительно лишь «специалистам», а именно — шаманам.
Одежду шили из шкур оленей. Костюм нганасанских мужчин состоял из двойной глухой малицы (лу), которую изготавливали из белой шкуры, отороченной белым собачьим мехом. Если предстояло идти в дорогу в мороз, поверх малицы надевали сокуй с капюшоном, высоким меховым султаном надо лбом. Женщины носили распашную парку, комбинезон из ровдуги (фоние), украшенный на груди бляхами-лунницами из металла. Голову покрывали шапкой-капором из шкуры белого оленя с опушкой из черного меха собаки. Раньше белье не носили, это стало распространяться гораздо позже. Летом современные нганасаны носят европейскую покупную одежду.
Мужчины вместо штанов носили натазники из меха, цветной ровдуги. Поверх надевали пояс, украшенный сбоку кольцами. К ним привязывали голенища обуви, подвешивали огниво, нож в ножнах, кисет, футляр для курительной трубки.
Вещи нганасаны украшали аппликациями, геометрическими орнаментами — мули. По таким узорам определяли возрастную, социальную группу обладателя одежды.
Украшение одежды — процесс довольно трудоемкий, поэтому часто аппликации снимали со старых вещей и использовали несколько раз. На ногах носили обувь (файму), сделанную из белых шкур с ног оленей. Подошвы делали изо лбов оленей, лесенкой подстриженных камусов. Так они не скользили при ходьбе. Обувь была без подъема и походила на чехлы цилиндрической формы. Под обувь надевали меховые чулки (тангада). Женская обувь шилась с более короткими голенищами.
Весной глаза защищали от яркого света специальными снеговыми очками — сеймекунсыда. Они представляли собой пластину с прорезями, из кости или металла, на кожаных ремешках. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, смазывали их оленьим жиром. В косы вплетали подвески из металла (няптухяй).
Во время летнего солнцестояния отмечается Аны’о дялы — большой праздник в честь матери природы. Руководит праздником самая старая женщина. Совершаются обряды инициации молодежи, которая устраивает состязания и игры.
Важное место занимает праздник «чистого чума» Мадуся, проводившийся после окончания полярной ночи. Он обычно длился от трех до девяти дней. Иногда вместо праздника «чистого чума» устраивается праздник прохождения через «каменные ворота» фала-футу. В течение трех дней шаман проводит камлания, и в завершение все присутствующие трижды проходят через специально устроенный каменный коридор.
В старом миропонимании нганасан отсутствовало деление на естественное и иррациональное. По их мнению, вся вселенная разделяется на три мира: верхний, нижний и средний:
Верхний мир населяют добрые божества и духи. Они живут в достатке, носят богатую одежду, владеют множеством оленей, обладают приятной внешностью, в походке неторопливы, в поступках рассудительны. В общении с ними человек выступает лишь просящей стороной.
Средний мир — это наша земля. Каждое растение или животное, гора или озеро, любое явление природы несет в себе жизненное начало, представленное самостоятельным духом. Поэтому не следует без необходимости бросать в воду камни, громко кричать, ломать кусты, рвать траву, рубить деревья. Духи бывают добрыми (нгоу) и злыми (баруси). Злые духи вредят человеку, защититься от них или влиять на них можно, прибегнув к помощи шамана. Любопытно, что с распространением православия в добрых духов у нганасан превратились и некоторые христианские святые. Так, Николай Чудотворец стал Никулуска-нгоу.
Нижний мир находится под землей. В нем обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы всячески человеку навредить. В виде теней мелькают они в полумраке, освещенные луной, среди скудной железной растительности и уродливых животных, в непроходимых озерах грязи, где увязают даже пауки. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы провести туда душу умершего либо отнять у злого духа душу тяжелобольного человека и вернуть ее в средний мир.
Нганасаны верят в существование духов хранителей (койка). Главные сверхъестественные существа: баруси, нгуо, дямады, коча. Духи делятся на женских и мужских. Женские нгуо — матери явлений природы, стихий, животных, например, Воды мать — Быды-нямы, Земли мать — Моу-нямы, Жизни и диких оленей мать — Нилу-нямы.
Мужской дух Дёйба-нгуо является главным покровителем нганасан, культурным героем. Противостоят ему семь или девять сыновей Сырада-нямы, у каждого из них есть свое имя.
Коча — это олицетворение заболевания, но большие болезни называются нгуо. Одной из самых больших нгуо у нганасан считается оспа. Верит народ в обычных сверхъестественных существ баруси, которых представляют с одной ногой, глазом и рукой, но бывают они и нормальными внешне. У народа принято сравнивать глупого, неловкого человека с баруси.
Нганасаны занимались обработкой дерева: лиственницы, березы, березового нароста — капа. Особенно интересны деревянные резные фигурки духов, которых еще в 30-х годах нашего века нганасаны окружали большим почетом и заботами. Назывались они койка, хорэду. Деревянные боги должны были отплачивать своим хозяевам удачей во всех их делах и одарять дом благополучием.
Из кости нганасанами, так же как долганами и эвенками, делались рукоятки ножей, ложки и детали оленьей упряжи — околощечные и налобные изогнутые пластины и цилиндрические фигурные детали, сквозь которые продевались ремни узды и недоуздки. Оформлены эти изделия из кости полосовым геометрическим узором, процарапанным на поверхности и иногда слегка подкрашенным синим цветом; узор включает зигзагообразные полоски, наклонные штрихи, кружочки.
Также нганасаны проявляли свой художественный вкус в покрое и конструкции своей одежды, особенно верхней зимней. Для ее украшения ими применялся, во-первых, геометрический полосовой орнамент, выполненный в технике мозаики из кожи, а во-вторых, разрисовка или раскраска.
Мотюмяку Турдагин (1939–2002) создал сотни рисунков тушью и тысячи тонких акварелей, которые будто продолжают жизнь художника, рассказывая о его любимой тундре и древнем народе ня, как называют себя нганасаны. Знаменитые работы мастера: «Детское захоронение», «Следопыт», «Гость пурги», «Просьба у духов», «Стойбище нганасан», «Проводы в нижний мир», «Кормление идола», «Очищение после похорон». Из названий следует, что художник словно проиллюстрировал материальную культуру и религиозные представления нганасан, хотя все создавалось без справочников и пособий. Возможно, ему помогала коллекция нганасанской одежды, где были экземпляры из ХIХ века.
Музыка делится на несколько жанров:
Эпическая традиция;
Песенная традиция;
Танцевальная традиция;
Инструментальная традиция;
Традиция шаманских песен «нада балы».
Иносказательные песни нганасан кэнгэйрся — уникальный жанр музыкального фольклора, представляющий собой песенный разговор между людьми в зашифрованной форме. С помощью песенных диалогов кэйнгэйрся общались половозрастные группы — юноши и девушки, между которыми прямой словесный контакт был запрещен. В поэтических текстах этих песен смысл высказывания зашифровывается благодаря использованию аллегорий, архаических и специальных слов, а также перестановке слогов при пении.
Напевы кэйнгэйрся отличались от напевов других жанров, но впоследствии кэйнгэйрся стали распевать на мелодии личных песен. В настоящее время жанром кэйнгэйрся владеют только знатоки фольклорной традиции. Лучшие образцы кэйнгэйрся записаны в 1990–2000-е гг. от С.М. Порбина, Н.Ф. Порбиной, В.Б. Костеркиной, Т.Д. Костеркина.
Обрядовый танец нганасан называется «Медвежий». Медведь для этого этноса являлся тотемным животным. Во время исполнения «Медвежьего танца» люди двигались по ходу солнца. При этом не было никакой музыки. Вместо нее горловым пением изображался рык медведя.
У коренных народов танцы никогда не исполняли на прямых ногах, как в балете. Все они исполнялись в небольшом полуприсяде, на согнутых ногах. У нганасан своеобразная обувь — как нога мамонта, труба. Поэтому они носок не тянули, а направляли на себя. Стопа получалась полностью открытая.
Во время танца впереди ставилась правая нога, сзади — левая, и так передвигались. Причем как медведь, прежде чем наступить, прощупывает землю, чтобы не провалиться, так и в танце каждой ногой дважды наступали: раз, два — шаг. При этом руки согнуты дугой, как у медведя лапы, и пальцы слегка растопырены, как когти. Взгляд направлен не вперед, а слегка на землю, вниз.
«Медвежий танец» исполнялся в основном в тундре — например, вокруг большого озера. Танцевало очень много народа. Один раз даже был случай, когда этот процесс занял трое суток. Люди входят в транс и танцуют до тех пор, пока не останется один человек, — тогда танец заканчивается.
Нганасаны занимались гравировкой по кости, инкрустацией, штамповкой металла, окрашиванием кожи, узорным шитьем с использованием оленьего подшейного волоса.
Основные занятия нганасан — охота на пушного зверя, оленя, птицу, рыболовство. До 19 века было распространено домашнее оленеводство. Олени у нганасан низкорослые, не очень сильные, но отличаются выносливостью, способны быстро восстанавливаться после истощения. В одном стаде от 2 000 до 2 500 оленей. Каждого метили с помощью клейма на шерсти или фигурным вырезом на ушах. Разводили собак, для помощи на охоте, шерсть использовали для пошива одежды.
Основное оружие нганасан: лук со стрелами, копье, нож. Огнестрельное оружие стало широко распространяться с 19 века. Рыбу ловили сетями, костяными спицами, железными крючками.
Ездили, перевозили грузы на нартах различного типа, в зависимости от назначения:
Ирянка — легкие ездовые, трехкопыльные, запрягались 2-3 оленями. Весной, когда животные были истощены, запрягали по 4-5. Чаще на таких нартах ездили мужчины, с правой стороны к ним привязывали чехол для оружия;
Курсыбы’э — грузовые, перевозили на них вещи, которые накрывали полотнищем из оленьих камусов;
Инсюдаконто — женские нарты, запрягались 3-5 оленями. Оснащались спинкой и передком, сверху был меховой полог для защиты головы, спины от сильного мороза;
Нарты для перевозки шестов и оленьих покрышек для чума, дров, лодок, постели.
Традиционное жилище нганасан — чум конической формы (ма). Размер чума зависел от количества проживающих в нем человек. В одном чуме обычно жило от одной до пяти семей. 20-60 длинных жердей устанавливали в виде конуса, покрывали оленьими покрышками (нюками). Летом жилище накрывали изношенными старыми нюками, уложенными в один слой. Зимой они были двойными. Чум был стационарным, земляным, остов покрывали слоем мха, дерна. Из двух сшитых изнанками шкур делали дверь, открывали ее в зависимости от направления ветра слева или справа. В зимнее время снаружи жилища насыпали завалинку (токеда), которая заслоняла от ветра.
В центре чума был очаг, над ним подвешивали крюки для котлов, чайников. Дымоход в виде отверстия располагался в верхней части жилища. За очагом было «чистое место», куда женщинам запрещалось наступать. Место для женщин, домашней утвари было у входа. Правая сторона чума была жилой, левая предназначалась для хранения хозяйственных принадлежностей и гостей.
Пол в жилище застилали досками, циновками из тальника. Спальные места были из досок, покрытых циновками, невыделанными шкурами, выскобленными подстилками хонсу.
С 1930-х годов в качестве жилища нганасаны стали использовать прямоугольный возок на полозьях с остовом — балок, заимствованный у долган. Такой возок покрывали оленьими шкурами, брезентом.
За весь год нганасаны-оленеводы три раза меняли жилье. Зимой жили в балоке, летом — в чуме, осенью — в брезентовых палатках. Зимние вещи и оленьи покрышки весной складывали на нарты, накрывали продымленной шкурой оленя, которая не пропускала влагу, и так оставляли до следующей зимы в тундре.
До начала 1970-х годов не только браки, но и половые связи с иноплеменниками считались недопустимыми и сурово наказывались вплоть до ритуального убийства нарушителя. Последний известный случай подобной казни относится к 1967 году, когда по особому ритуалу были убиты молодая женщина и ее ребенок, родившийся от русского. Исключение при заключении браков составляли энцы-сомату, которых нганасаны воспринимают скорее как свой отдельный род. В то же время браки между родственниками до третьего колена у нганасан запрещались.
До недавнего времени нганасаны сохраняли (а люди старшего поколения стараются сохранять до сих пор) архаичный уклад жизни: в больших семьях по три-четыре поколения старики пользовались огромным уважением, более молодые члены семьи беспрекословно им подчинялись, младшие долгие годы учились у старших, а затем передавали свои знания следующему поколению. Такая организация веками обеспечивала стабильное существование всего этноса.
Родами нганасан руководили старейшины, которых позже начали выбирать в «князцы». Эти люди занимались сбором ясака, представляли свой род перед русской администрацией, разбирали конфликты. У каждого рода был обычай взаимопомощи, нетрудоспособные из обедневших семей жили на иждивении в зажиточных хозяйствах.
У каждой группы, состоявшей из 6 или 7 семей, были места традиционных поколок и кочевий. Это была собственность рода, границы этих территорий тщательно соблюдались. Семьи нганасанов патриархальные, многопоколенные. Запрещались браки между родственниками с обеих сторон до третьего поколения, но сейчас это распространено. Был распространен левират, редко встречалось многоженство, которое наблюдалось в основном у зажиточных. Сегодня у нганасан много межнациональных браков. Выплата калыма и отработка за невесту в случае его отсутствия были обязательными.
Основу питания составляло мясо оленя. Если все части туши, в том числе утробный плод, содержимое желудка (тайба). Осенью, летом заготавливали впрок мясо. Вяленое мясо тириби длинными полосами развешивали на вешалах (чиедр), которые делали из подставленных друг на друга нарт. Готовый продукт мелко резали, перемешивали с жиром, снова вялили на шкурах. На зиму замораживали кровь оленя, откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Жир хранили в снятых целиком шкурах телят, пищеводах, желудках оленя, для этих целей использовали плавательный пузырь, кожу кунжи.
Рыбу, жир, мясо оставляли на осень в тундре, поместив в ящики изо льда. Помимо оленины ели куропаток, гусей, зайцев, песца, яйца птиц. Рыбу употребляли сырую, вяленую, замороженную. Юкола — вяленая рыба, заготавливалась практически так же, как оленина, хранили ее в мешках.
В зимний период питались строганиной. Хлеб нганасаны раньше почти не ели. Из покупной муки готовили лепешки кириба, которые считались лакомством. Из любимых народом блюд можно выделить «чириме дир» — варенное с икрой сало, лепешки из муки с икрой «чирима кириба».
Из привозных продуктов покупали табак, чай.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.