Источник фото : modawomen.ru
Ненцы - самодийский народ в России , населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра . Название народа в литературном русском языке – не́нцы, название для мужчины – не́нец, для женщины – не́нка. Самоназвания ненцев - ненэц’, хасава (тундровый диалект) и нещанг (лесной диалект) - переводятся как «человек» или «мужчина». Тундровые ненцы называют себя ненэй или ненэй ненэц’, что буквально означает «настоящий человек». Своих лесных сородичей они именуют пян-хасава («лесной человек») или «пяками» (по названию крупнейшего рода). В русских источниках тундровые ненцы известны как «самоядь», «самоеды» и «юраки», а лесные - как «кунная» (казымская) самоядь. Этноним «самоед», используемый в русском языке для обозначения группы родственных народов, предположительно происходит от саамского «самэ-еднэ» («земля саамов, земля людей»). По мере освоения Сибири русскими, это название распространилось на соседние народы.
В первые века нашей эры, в результате давления гуннов, часть самодийцев, живущих вдоль среднего Иртыша, переместилась в лесную зону Европейского Севера, что стало основой для формирования европейских ненцев. В ходе расселения в приполярных регионах ненцы ассимилировали коренное население севера Восточной Европы и Западной Сибири, которое жило там ещё до прихода самодийских племён. Уже к XVII веку они заселили северное Приуралье и Ямал, а затем продвинулись восточнее, вытеснив предков современных энцев - охотников на дикого оленя - вплоть до берегов Енисея.
Контакты восточных славян с народами Северного Урала и Зауралья начались задолго до присоединения этих земель к Русскому государству. Первое письменное свидетельство о ненцах относится к XI веку и зафиксировано в рассказе Гюряты Роговича, включенном в «Повесть временных лет»: «…Послах отрок свой в Печору, люди, яже суть дань дающие Новугороду; и пришедшю отроку моему к ним, оттуда иде во Югру; Югра же людье есть язык нем и соседит с самояди на полуночных странах». Таким образом, уже к XI–XII векам «самоядь» (включая ненцев, энцев и селькупов) и югра представляли собой сформировавшиеся североуральские сообщества, хорошо известные северорусским жителям. Лесные ненцы, вероятно, впервые косвенно упоминаются в 1525 году в контексте прошения о подданстве великому князю Василий III, где «князь Белоголов» может быть связан с родом Айваседа («Белоголовый»). К середине XVI века русские установили прямые торговые связи с кунной (пяками) и тазовской (молгомзеями) самоядью, освоив пути в низовья Оби, Пур и Таз. После присоединения Сибири к Русскому государству, сбор ясака стал основной формой государственного управления кочевниками-самодийцами.
Тундровые ненцы занимают обширные территории на севере Евразии, простирающиеся от Кольского полуострова до Таймыра. Лесные ненцы живут в северной тайге, в основном в бассейне реки Пур, на плато Нумто и в верховьях рек Казым, Надым, Пим и Агана.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, общая численность ненцев в России составляет 49 787 человек. Ненцы разделены на европейскую и азиатскую группы, и их расселение весьма неравномерно. Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе (7504 чел.), ряде районов Архангельской области - Мезенском, Лешуконском и Приморском – (8020 чел.), а также в Республике Коми, Мурманской области и Санкт-Петербурге. Основная часть азиатских ненцев проживает в Ямало-Ненецком автономном округе (29772 чел.) и Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края (3633 чел.). Территории традиционного проживания лесных ненцев находятся в смежных районах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
В основе традиционных ненецких религиозных представлений лежит вера в духов, иерархия которых достаточно сложна: от духов-помощников (сядай, мяд-пухуча, ңытарма) до могущественных богов.
Нум, обитатель небес, считался творцом всего сущего. Я-миню была богиней земли и помогала женщинам в родах, а Илибем-пэртя – повелителем диких оленей. Злые силы воплощал Нга, владыка подземного мира, куда отправлялись души после смерти. Кроме того, существовали духи-хозяева воды, огня, ветра, а также конкретных мест и объектов, таких как сопки, рощи, камни. Перед началом охотничьего или рыболовного сезона ненцы обязательно приносили им жертвы. Изображения этих хозяев, называемые сядэи, из дерева, устанавливались в священных местах, где им жертвовали оленей, оставляли кусочки ткани и монеты.
Каждый чум также имел свои домовые изображения, размещаемые на особом шесте-симсы за очагом. Между этим шестом и задней стеной чума хранились антропоморфные изображения, символизирующие умерших предков, которые часто наряжались в миниатюрную одежду.
Посредниками между миром людей и духов были шаманы (тадебя), чей дар, как правило, передавался по наследству. К шаманам обращались в случаях болезней, неудач в промысле (например, «неурожая» песцов или плохого улова рыбы). Неотъемлемыми атрибутами шаманов были костюм с металлическими подвесками, бубен и колотушка. Во время камлания шаман: как считалось, мог путешествовать в другие миры в сопровождении своих духов-помощников.
Шаманы также участвовали в погребальных обрядах. Умершего выносили из чума не через дверь, а поднимая полог в месте его последнего покоя. На кладбище забивали оленей, которые доставляли покойного. Все личные вещи умершего (нарты, оружие, инструменты для мужчин; посуда, швейные принадлежности для женщин) ломались и оставлялись у могилы, поскольку считалось, что в загробном мире они восстановятся и будут служить покойному. Тело помещали в деревянный ящик головой на запад, который оставляли на поверхности земли. Рядом устанавливали хорей с колокольчиком, призванным отгонять злых духов. После возвращения с кладбища все участники похорон проходили ритуал очищения сюрт”ма’ пуд нибтрава, для которого используются угольки на чугунной сковороде или на железной пластине, кусочек шкурки бобра или шерсть вместе с внутренним салом дикого оленя.

Источник фото : www.ebirds.ru
Ненецкий язык относятся к самодийской группе уральской языковой семьи.
Лингвисты разделяют ненецкий язык на тундровый и лесной диалекты (сейчас все чаще их считают самостоятельными языками). Тундровый диалект, в свою очередь, подразделяется на две группы говоров: западную (включающую колгуевский, канинский, тиманский, малоземельский и большеземельский) и восточную (приуральский, ямальский, надымский, тазовский и таймырский). Названия тундрового ненецкого языка на нем самом - «ненэй вада», «ненэця’ вада».
В лесном диалекте выделяются пуровский, ляминский и нялинский говоры.
Ненецкий язык распространен на огромной территории около 1 миллиона квадратных километров, охватывающей побережье Ледовитого океана от устья Северной Двины до устья Енисея, полуострова Канин, Большеземельскую и Малоземельскую тундры, Полярный Урал, полуострова Ямал и Гыдан, тундры Обской губы, северную тайгу плато Нумто и бассейна реки Пур. Примечательно, что, за исключением лесного диалекта, ненецкий язык обладает незначительной внутренней дифференциацией, что позволяет носителям из разных регионов легко понимать друг друга. Лесной диалект, распространенный на площади около 50 тысяч квадратных километров, демонстрирует более глубокие различия между говорами, значительно отличается от тундрового и в некоторых аспектах имеет сходство с энецким языком.
Среди ненцев юга Большеземельской тундры (Республика Коми) распространён ижемский диалект языка коми, оседлые ненцы, проживающие в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области, говорят преимущественно на русском языке.
История ненецкой письменности на тундровом ненецком языке началась в 1931 году с введения латинского алфавита, разработанного на основе большеземельского диалекта, как центрального в географическом отношении. Важным событием стало издание первого букваря «Jadəj wada» («Новое слово») в 1932-1933 годах под авторством Г.Н. Прокофьева. После этого статьи и заметки на тундровом ненецком языке стали регулярно публиковаться в газетах «Narjana wьnder» («Красный тундровик») и «Narjana Ŋərm» («Красный Север»). В период с 1932 по 1936 год были созданы учебные материалы для начальной школы, а также осуществлены переводы классической русской литературы и агитационных материалов. В 1937 году произошел переход от латиницы к кириллице, при этом новый алфавит, основанный на русской графике, был дополнен символами, отражающими уникальные звуки ненецкого языка, и знаками для обозначения долготы гласных.
Традиционный ненецкий фольклор представлен героическими песнями (сюдбабц), сюжетными рассказами (ярабц), исполняемыми в форме песен, прозаичными произведениями (исторические предания), сказками (надако или лахнаку), загадками. Очень распространённым жанром являлись лирические песни-импровизации (хынбац).
В основе традиционного ненецкого летоисчисления лежат три главных календарных обряда: «Срединный день» (август), отмечающий переход от летнего к зимнему циклу, Едей хаяр яля - «Солнце нового года» (январь), празднуемый после зимнего солнцестояния, и Лимбя яля - «Орлиный день» (март), приуроченный к весеннему равноденствию. Эти традиционные ненецкие праздники дополнились введенными в советское время праздниками профессиональными – Днем оленевода и Днем рыбака, – которые, тем не менее, базируются на обрядах и ритуалах коренного населения. Особенно значим День оленевода, ежегодно проводящийся в марте-апреле. Он объединяет представителей тундры в национальных поселках, районных центрах и даже городах, предлагая соревнования по национальным видам спорта, кульминацией которых являются захватывающие гонки на оленьих упряжках. Победители мужских и женских заездов традиционно награждаются ценными призами, такими как снегоходы или лодочные моторы. Среди северян также очень популярен ставший уже традиционным конкурс народной одежды.
Ненецкая одежда идеально приспособлена к суровым северным условиям. Мужской костюм включает малицу – шубу из обработанных оленьих шкур мехом внутрь, с пришитыми рукавицами из камуса (шкуры с ног оленя) и двойным капюшоном из пыжика (шкур новорожденных телят). Зимняя малица сибирских ненцев имеет широкий меховой подол. Поверх малицы носят матерчатую накидку и кожаный пояс с медными украшениями, к которому подвешивают нож, мешочек для трубки и огнива.
Для промысла или зимних перекочёвок поверх малицы надевают сокуй (или совик) – верхнюю одежду из двух-трех взрослых оленьих шкур, отличающуюся одинарным капюшоном и отсутствием пришитых рукавиц. Мужские штаны шьют из пыжика или шкур взрослых оленей мехом внутрь, а их концы заправляют в меховые чулки-тяжи из зимних оленьих шкур. Зимняя обувь – бакари или пимы – изготавливается из камуса, с подошвами из оленьего лба или щеток с ног.
Верхняя женская зимняя одежда ненцев состоит из ягушки (паницы), шапки и бакарей (пимов). Ягушка шьётся двойной (мехом внутрь и наружу) из шкур осенних телят (неблюев) или молодых рослых оленей, требуя до трех шкур. Воротник украшен опушкой из песца или зайца. Подол и борта орнаментированы полосами из черно-белого меха, а плечи и рукава – вшитыми цветными суконными полосками и бисером. Ягушки носят как с поясом, так и без, причем женский пояс отличается обилием бисерных украшений. Рукавицы, как и у малицы, наглухо пришиты, но шапка изготавливается отдельно. Для шапки используют два камуса и шкуру с оленьего лба. Её внешний край окантован песцовым мехом, а подкладкой служит заячья шкурка. С внутренней стороны шапки сзади на ремешках подвешиваются украшения из бусинок, медных цепочек, трубок, колец и покупных медных фигурок.
Традиционная нижняя женская одежда, напоминающая передник из оленьей шкуры мехом внутрь, крепилась на шее и украшалась бисером, металлическими пуговицами и даже серебряными рублями. Однако в настоящее время эта нижняя одежда, а также ровдужные рубашки и штаны, которые ранее носили мужчины, практически вышли из употребления.
Летом ненцы используют ту же малицу, что и зимой, но изношенную, с вытертым мехом и без подола. Иногда мужчины носят сокуй из цветного сукна. Женщины летом надевают ягушку без подкладки или суконную ягушку с меховой опушкой. Летняя обувь – бакари из ровдуги (замши) – одинакова для мужчин и женщин.
В поселках покупная одежда вытеснила многие элементы национального костюма. Сокуй носит в основном старшее поколение, а шапка становится праздничным атрибутом женского нарда. Малицу надевают, как правило, только для работы в тундре.



Источник фото : www.shutterstock.com , goarctic.ru , yamal-media.ru
Основные традиционные занятия ненцев - это оленеводство, охота и рыболовство.
Ненецкая культура, изначально основанная на охоте на дикого оленя, эволюционировала благодаря увеличению поголовья домашних оленей. Северный Урал стал центром развития самодийского оленеводства с XIV века. В XVII-XVIII веках произошла «оленеводческая революция», превратившая охотников на дикого оленя в скотоводов-оленеводов. Позднее оленеводство стало основой экономики тундры. Прибрежные группы самоедов при этом сохраняли промысел морского зверя, охоту и рыболовство, поддерживая торговые связи с оленеводами.
Традиционное ненецкое оленеводство отличается большими стадами (от 200-300 до 2000-3000 голов) и меридиональной системой кочевания. Ненцы совершают частые перекочевки по определенным маршрутам, круглогодично охраняя стада с помощью собак-оленегонок. Тундровые ненцы кочуют вместе со стадами от границы леса зимой до побережья арктических морей или горных тундр летом, преодолевая в год 1000-1500 км. Продолжительность стоянок варьируется от нескольких дней (весна, осень) до 2-3 недель (зима), в зависимости от пастбищ и размера стада. Летом стойбища могут объединять 6-9 чумов для охраны общего стада, тогда как зимой они разделяются. Каждая семья или бригада совершает в среднем более 100 перекочевок в год, преодолевая ежедневно от 5 до 20 км.
Для передвижения по тундре и охраны оленьих стад ненцы используют два основных типа оленьих нарт: легковые и грузовые, каждый из которых имеет несколько разновидностей. Грузовые нарты применяются для перекочевок между стойбищами, при осмотре охотничьих ловушек и для окарауливания стад. Легковые нарты используются для более быстрых поездок, например, в гости. Особенностью ненецкой запряжки является то, что передовой олень всегда располагается слева. Зимой в легковые нарты запрягают 4-5 оленей, летом – до 6-7. Грузовые нарты требуют 2-3 оленей.
Охотничий промысел является также традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей их территории. Они охотятся на разнообразных пушных зверей, таких как песцы, горностаи, зайцы-беляки, полярные волки, росомахи, лисицы, а в таёжной зоне – на белок, соболей и колонок. Также объектами охоты являются бурый медведь (в тундре), выдра и, с недавних пор, ондатра (в таёжных водоёмах), дикий олень (в тундре) и лось (в тайге). Основными орудиями для добычи песца и горностая служат капканы и самодельные ловушки давящего типа.
В пищу употребляют в основном зайцев, а в прошлом также белок и песцов. Птицы (куропатки, гуси, утки) также являются объектом охоты.
Рыболовство – важная часть промыслового комплекса. Зимой используют ставные сети, а летом – закидные и ставные невода, а также прочные капроновые сети. Традиционные орудия лова (запоры, морды, котцы из тальника) используются в таёжной зоне, преимущественно лесными ненцами.
Ограниченные торговые контакты позволили хозяйству лесных ненцев надолго сохранить архаичные черты. Основными занятиями были рыболовство (с помощью запоров, сетей и неводов), охота (на крупную дичь и птицу, используя загоны и засеки) и пушной промысел (с применением капканов и лука со стрелами). Оленеводство у лесных ненцев отличалось небольшими стадами (10-300 голов) и короткими миграционными путями (200-300 км). Система выпаса была полувольной, с использованием традиционных деревянных приспособлений. Домашние олени использовались для транспорта, а также для получения пищи и сырья. Стоянки, как правило, были малочисленными, состоящими из 1-2 домохозяйств.


Источник фото : ppt-online.org , ru.pinterest.com
Основное поселение ненцев оленеводов – стойбище, состоящее из нескольких чумов родственных семей, совместно пасших оленей. К концу XIX – началу XX века этот родственный принцип сменился объединением стад по социальному признаку. Стойбища формировались либо малооленными семьями для эффективного выпаса и охраны, либо безоленными и малооленными семьями, которые присоединялись к владельцу крупного стада, работая пастухами за еду, телят и деньги.
Кочевые ненцы живут в чумах (мя), который имеет прочный каркас из 25–50 еловых шестов (5–7 м), которые устанавливаются конусом, начиная с двух скрепленных между собой основных шестов. Покрытие чума (нюки) изготавливается из оленьих шкур. Для зимнего периода используются двойные нюки (мехом внутрь и наружу из старых шкур), обеспечивающие максимальное тепло. Летом применяются одинарные нюки (мехом наружу) для лучшей вентиляции. Для постройки одного чума требуется 70-80 шкур.
В таежной зоне лесные ненцы летом используют берестяные нюки и специальные берестяные двери для защиты от комаров. Сегодня для летних покрытий также популярен брезент.
Центральным элементом чума является очаг, который со временем эволюционировал от открытого костра на железном листе до современной металлической печи. Над очагом расположены горизонтальные шесты, используемые для подвешивания котлов и чайников, а также для просушивания обуви. Жилое пространство по обе стороны от очага обустраивается широкими досками, поверх которых кладутся циновки (из травы или ивовых прутьев) и оленьи шкуры. Традиционно, место справа от входа отводится для гостей, а слева – для хозяев чума.
В стационарных поселках жилища ненцев идентичны квартирам, которые занимают русские и представители других народов.


Источник фото : goarctic.ru , novate.ru
Основу традиционного питания составляют оленье мясо и рыба. Оленина употребляется преимущественно в вареном, но также ценится в мороженом и копченом виде. Среди традиционных лакомств – молодые оленьи рога, которые перед подачей слегка обжигают над огнем. В холодное время года широко используется строганина, приготовленная из замороженных нельмы, муксуна, чира или сига, нарезанных тонкими стружками. В теплое время года предпочитают свежевыловленную или малосоленую рыбу. Важное место занимает заготовка сушеной рыбы, известной как юкола.

Источник фото : dzen.ru
Рацион оленевода представляет собой уникальное сочетание традиционных продуктов, таких как свежая оленья кровь и жир, с покупными элементами, включающими чай, сахар, соль, хлебные изделия (лепешки, хлеб, сухари, сушки), масло и варенье. Ненцы отдают предпочтение чаю, а также напиткам, приготовленным из даров местной природы: компотам и морсам из брусники, морошки и черники, а также киселю из ягодного сока и крахмал.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения