Источник фото : travelask.ru
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
После распада Золотой Орды на части её территории появилась Ногайская Орда. Предками ногайцев были средневековые тюркские и монголоязычные племена. Они посредничали в торговле между соседними государствами, а также собирали дань с башкир, сибиряков и казанских татар.
Благодаря хорошо организованному войску ногайцы успешно отстаивали свои территориальные границы, а также оказывали военную помощь ханствам и русским царям. В распоряжении Ногайской Орды в XVI веке было 300 000 воинов. При этом они получали экономическую поддержку из Москвы.
Формирование ногайской нации происходило в Евразийских степях. Некоторые историки утверждают, что родина этого народа находится в районе Днестра и Днепра — это улус темника Ногая.
По мнению учёных, в этногенезе ногайцев участвовали причерноморские половцы, уйгуры и монголы. Нация сохранила черты монголоидов, а имя своё получила от беклярбека (так называлась чиновничья должность в Орде) Ногая, создавшего одно из первых поселений.
Со временем ногаями стали именовать себя все кочевники, осевшие на территории от Дуная до Яика.
Как самостоятельное кочевническое объединение Ногайская Орда существовала с XV по XVII век. В это время у Орды установились крепкие отношения с Московским княжеством. Одновременно Орда развивала экономические связи с государствами Средней Азии, Поволжья и Причерноморья.
После захвата Москвой Волго-Уралья и Северного Кавказа в Орде начались междоусобицы, а затем изменилась система кочевания и разразилась чума. До начала XVII века продолжался распад племени, из-за чего ногайцы больше не могли противостоять калмыкам.
Вхождение кочевников в Российскую империю тоже оказалось для ногайцев непростым испытанием. Из-за противостояния Турции и России они оказались между двух огней. В результате войска Суворова нанесли по ногайцам удар.
В рамках СССР ногайцам не удалось создать отдельное национально-территориальное образование. В 1957 году их традиционные территории обитания административно вошли в Ставропольский край, Чечено-Ингушскую АССР и Дагестанскую АССР.
В 1990-х годах они пытались оспорить данное решение и создать вместе с казаками отдельную республику, но из этого ничего не вышло.

Источник фото : tre-i-dnr.ru
Народ проживает на территории Северного Кавказа — в Дагестане (Ногайский, Бабаюртовский, Кизлярский, Тарумовский районы, Махачкала, Кизляр), Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
По данным переписи 2020 года на территории РФ проживает 109 042 человека, из них:
— в Дагестане — 36 944,
— в Ставропольском крае — 22 569,
— в Карачаево-Черкесии — 17 368,
— в Москве — 539.
Стоит отметить, что ногайцы проживают и за пределами России — в Казахстане, Болгарии и Румынии.
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедующие ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в X–XI веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама в Золотой Орде началась массовая исламизация.
До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришёл образ духа джинна.
Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
У ногайцев было два вида мечетей:
— открытые — в тёплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины для совершения молитв;
— стационарные крытые — строились в оседлых аулах и местах зимовий.
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 1990-х годов в Ногайской степи осталось лишь 2–3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, всё проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии: не употребляли свинину, проводили обрезание.
В последние годы религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведётся строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождения Пророка, а также главные мусульманские праздники — Курбан-байрам и Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы и медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

Источник фото : dzen.ru
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широкого географического расселения народа образовалось три диалекта:
— караногайский,
— ногайский,
— акногайский.
Литературный ногайский язык создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нём издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась: до 1928 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на латинице, с 1938 года и по настоящее время — на кириллице.
Согласно переписи 2020 года, число говорящих на ногайском языке в России — 85 640 человек.
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая взаимопомощь в XIX веке заменилась соседской. До сих пор распространён обычай гостеприимства: ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами и укладывают спать на лучшем месте. Считается, что если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, — это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребёнка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы — в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребёнку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду и одевают в специальную рубашку («ийт коьйлек»). Младенец, которому больше 40 дней, называется «кыркынан шыккан бала».
Тело младенца считается сырым; чтобы оно поскорее «затвердело», 40 дней ребёнка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребёнка со стороны матери — «нагаш атасы». Он не приходит сам — ему привозят новорождённого домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребёнку в дар бычка или барана.
Первые волосы называются «карын шаш», что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят: если их не сбрить, ребёнок будет постоянно болеть, у него будет «дурной глаз», и его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади — это сделает ребёнка сильным, быстрым и выносливым, как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой и хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожиданий, говорят: «Его утробные волосы, наверное, дома оставили».
Первая рубашка ребёнка называется «собачья» — её шьют из подола нательной рубахи свёкра матери новорождённого или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость и был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные — детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывают собаке на шею. Дети гоняют её, чтобы она унесла всё плохое от младенца. После обряда детей угощают сладостями и чаем.
У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать или кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе на праздник Тепреш. В этот день красят яйца и скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью и источником мироздания и по сей день широко применяются как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение жениха никто не спрашивал — все вопросы решали старшие братья и мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивая материальный статус, внешность, воспитание и хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции и обряды. Даже если жених не нравился семье и девушке, его всегда принимали с почестями. Сразу ответ давать не принято — сваты должны прийти ещё один–два раза. В это время семья невесты узнаёт о женихе и оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы и размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой; помимо него жених должен заплатить дополнительно деньгами. Из-за отсутствия больших средств иногда невесту «воровали», чтобы её родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовит приданое и шьёт одежду для членов своей будущей семьи. На это уходит много времени и сил. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передаёт калым, а невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, и невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд и белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходит в дом будущих родственников — это означает приглашение на торжество.
Свадьбу проводят осенью или весной. На торжестве не только едят и пьют, но и устраивают скачки, различные состязания и танцы. Молодожёны танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки и деньги — это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа и отличается неповторимой самобытностью и красотой. В основе костюма — элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили много времени верхом на лошади, что отразилось на покрое одежды: сапоги были с высокими голенищами, штаны — широкого кроя для удобной езды.

Источник фото : admsurgut.ru
Мужской костюм включал рубаху, штаны, кафтан «елень», бешмет, безрукавку «къыспа». Верхней одеждой была черкеска. Сначала её носили, лишь запахивая и подпоясывая кушаком или сложенным по диагонали платком (что придавало ей сходство со среднеазиатским халатом), и только в конце XIX века её покрой стал похож на общекавказский. Ногайская черкеска была длинной, иногда доходила до щиколоток. Праздничные черкески подбивали яркой контрастной подкладкой. В начале XX века рубаху и бешмет сменила «кавказская рубаха» — «койлек», которую надевали непосредственно на тело под черкеску. Верхней одеждой служила бурка — «ямыши».
Бешметы и безрукавки мальчиков, а также тюбетейки отличались от тёмных костюмов взрослых ярким цветом и украшениями-оберегами из лент и серебряных монет. Головными уборами ногайских мужчин были каракулевые шапки «борьк», папахи, войлочные шляпы и капюшоны-башлыки.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой и пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — не менее важная деталь костюма — представлял собой сложенную или скатанную полосу из шёлка длиной два метра.
Из обуви носили чувяки, «бапиш» с кожаными чулками, подобие лаптей — «ыдырык», сапоги из кожи вола, верблюда или коровы с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь и сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием — «савыт» и воинскими доспехами. Кочевник был вооружён следующим: лук со стрелами, меч, боевой топор, копьё, красиво отделанный колчан для стрел, шлем и футляр для боевого лука с орнаментом.

Источник фото : uk.pinterest.com
Женский костюм состоял из нательной рубахи-платья «ич-койлек» туникообразного покроя (её шили из ткани всех оттенков красного цвета), штанов «дон», платья «каптал» из плотного шёлка или кашемира красного или оранжевого цвета, а также бешмета на подкладке «зыбын», украшенного застёжками из серебряных пряжек и петель — «тестюйме».
Женщины никогда не ходили с непокрытой головой. Девичьим убором была тюбетейка, поверх которой повязывали большой красный или пёстрый платок «тастар». Замужние женщины на тюбетейку надевали ещё папаху из меха выдры и уже поверх неё — белый «тастар». Украшения ногаек — огромные серьги, височные подвески, кавказские пояса и носовые кольца — были сделаны из серебра.
Источник фото : fb.ru
Ногайские музыкальные инструменты:
— домбра,
— кобыз,
— сыбызгы,
— дутар,
— карнай,
— кабал,
— даулбаз,
— зурнай.

Источник фото : dzen.ru
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство. Разводили лошадей, верблюдов, овец и крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни: выращивали овёс, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством и пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами — ястребами, соколами, беркутами — а также с собаками.
Источник фото : dzen.ru
Из ремёсел развиты обработка кожи, овчины и дерева; производили войлок и сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги и ковры-«арбабаши». Из пуха гусей делали подушки, одеяла и перины; гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, в том числе Великий шёлковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым или каменным забором, обмазанным глиной. Дом («уьй») строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью или мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей и помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком; у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Такие лежанки встречаются и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество и радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место («тер»). Справа от входа складывали вещи и домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь для молодняка. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей.
Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40–60 таких жилищ. Расставляли их по окружности; внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял место жительства, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Ещё один тип жилища кочевых ногайцев — юрта — был двух типов: разборная («терме») и неразборная («отав»). Остов жилища делали из деревянных складных решёток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева; в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решётчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой её утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком; внутри в зимний период утепляли циновкой, а зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока («серпик»). На пол стелили войлок и ковры. Очаг располагался в центре жилища — на нём готовили пищу и обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоёв и украшали красными лентами и тесьмой.

Источник фото : fb.ru
Юрты ногайцев стояли рядами; каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, который был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины — с восточной стороны; там же располагались провизия, посуда и вещи. На северной стороне было почётное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многожёнство; старшей жене всегда прислуживали остальные жёны. Справа от мужа сидели мужчины, слева — все жёны по старшинству.

Источник фото : runivers.ru
Среди рецептов традиционной кухни ногайцев на протяжении многих столетий преобладали блюда из мясных и молочных продуктов. Современная ногайская кухня весьма разнообразна: сохранив свою самобытность, она обогатилась множеством интересных яств, заимствованных у соседних народов — русских и черкесов, украинцев и абазинов, аварцев и даргинцев.
Из мучных блюд любимым считался у ногайцев «инъкал» — особый вид галушек из пресного теста, сваренных на мясном бульоне. Изделия из теста с начинкой, своеобразные ногайские пельмени, именовались в национальной кухне «къазан боьрек». Самыми популярными блюдами были лепёшки, лукумы, хворост и «катлама», жаренные в кипящем масле. Такой способ приготовления позволял долго сохранять вкус и мягкость еды, что было немаловажно для кочевого народа.
Отдельная глава в истории национальной ногайской кухни — сытные и вкусные каши, например «мамырса» — кукурузная каша на баранине с фасолью, или «ботка» — пшеничная каша с кониной. К кашам было принято подавать вкуснейший ногайский сыр «ауырша».
Значительное место в рационе ногайцев отводилось и супам. Любимая многими куриная лапша в национальной кухне носит название «калжа». А «сорпа» с рубленым мясом известна в других культурах как бульон с фрикадельками. Популярны у ногайцев и супы с изделиями из теста, в их числе, например, кисломолочный суп «унаш». Сырный суп «буламык» просто заправляется просеянной пшеничной мукой.
Главным национальным напитком, как и у других степных народов, у ногайцев считается кумыс. Также ногайцы пьют кисломолочный айран, хмельной сладкий напиток буза, медовый «сербет сув». Удивителен и чай по-ногайски, приготовленный с добавлением специй, сметаны и молока. Хотя считается, что у ногайцев есть не меньше пяти видов чая.
Самый известный рецепт блюда традиционной кухни ногайцев — это «соьк»: необычная сладость из пшена и сметаны. Хотя она чрезвычайно трудоёмка в приготовлении, но достаточно популярна.
Есть у ногайцев и специальные блюда, имеющие особое ритуальное значение. Так, на свадебные торжества варилась баранья грудинка и выпекался «баурсакъ». Роженицу непременно кормили куриным бульоном и шейкой птицы. А к поминальным трапезам обязательно готовились супы и мясные блюда.
Источник фото : www.gastronom.ru , pikabu.ru , o-planete.ru , gorodzovet.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения