Источник фото : t.me/sibrednek
Название народа в литературном русском языке – осетины, название для мужчины – осетин, для женщины – осетинка.
Самоназвание - ирон, дигорон; внутри осетинского сообщества также до сих пор используются названия для определенных локальных групп: туалаг или туаллæгтæ (туальцы) – группа осетин, происхождением связанная с несколькими ущельями на юге Республики Северная Осетия-Алания; хусайраг (дословно «южанин») – так себя могут называть осетины из Южной Осетии. Но сегодня осетин Южной Осетии часто могут назвать кударцами – къуыдар или къуыдайрæгтæ.
История формирования осетинского народа связана с жителями Северного Кавказа, создавшими кобанскую культуру, и переселенцами иранского происхождения, такими как скифы, сарматы и аланы, которые начинали поселяться на Кавказ с I века нашей эры. Когда аланы обосновались в Центральной части Кавказа, местное население переняло их язык и культуру. Возникший здесь альянс аланов создал основу для формирования осетинского народа. В XIII веке аланская государственность была уничтожена нашествием монгольских войск, вынудивших аланов отступить с плодородных низменностей юга в труднодоступные горные долины центральной части Кавказа. На северном склоне возникли четыре больших территориальных «общества»: Дигорское, Алагирское, Куртатинское и Тагаурское; на южном склоне Кавказа сформировалось большое количество небольших объединений, зависимых от власти грузинских князей. Со второй половины XVIII века развиваются связи между осетинами и Российской империей. Российское правительство создало специальную организацию – Осетинскую духовную комиссию, члены которой инициировали отправление осетинского посольства в Петербург в 1749-1752 годы, содействовали переселению осетин в район города Моздок и сопредельные территории для освоения новых земель. Из-за нехватки земель осетины обращались через данную комиссию к российскому правительству с ходатайством о предоставлении им территорий в предгорьях Северного Кавказа. В 1774 году территория Осетии официально присоединилась к Российской империи, ускорив процесс национального сплочения осетинского народа. На рубеже XVIII-XIX веков началась постепенная миграция части осетинского населения из горных районов в равнинные области. После 1917 года последовала новая волна массового переселения осетин на равнинные местности. В 1922 года создается Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, а в 1924 году - Северо-Осетинская автономная область, впоследствии преобразованная в 1936 году в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР (с 1993 года – Республика Северная Осетия, с 1995 года - Республика Северная Осетия - Алания (Республикӕ Цӕгат Ирыстон – Алани). Сегодня почти 63% осетин являются городскими жителями – это самый высокий уровень урбанизации среди народов Северного Кавказа.

Источник фото : tanci-kavkaza.ru
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 года осетинами себя назвали 485 тыс. человек, из которых более 439 тыс. проживают на территории Республики Северная Осетия-Алания. Почти 7 тыс. осетин проживают в Кабардино-Балкарской Республике (преимущественно в столице – Нальчике и Лескенском районе на востоке республики, примыкающем к Северной Осетии), столько же – в Москве, также более 5 тыс. осетин живут в Ставропольском крае.
Осетинский язык – ирон ӕвзаг, дигорон ӕвзаг - относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков.
Согласно современной классификации в осетинском языке выделяют два основных диалекта – иронский, на котором говорят большинство осетин в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Южная Осетия, и, как считается, более архаичный дигорский, на котором говорят в основном в Дигорском, Ирафском и Моздокском районах Республики Северная Осетия-Алания. На основе иронского и дигорского диалектов в конце XIX столетия сложились и развиваются два письменных литературных варианта осетинского языка. В 1844 году российским языковедом, историком и этнографом Андреем Михайловичем Шёгреном написана «Осетинская грамматика с кратким словарём осетино-российским и российско-осетинским» и был составлен осетинский алфавит на русской кириллической основе, на котором стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, учебники для школ. С 1923 по 1938 год осетинский язык использовал латиницу, с 1938 года в Северной Осетии – кириллическая графика. В Южной Осетии до 1954 года применялся грузинский алфавит, с 1954 года – также кириллица. В современном осетинском алфавите 43 буквы – все буквы русского алфавита, несколько диграфов и одна лигатура ӕ для обозначения специфических звуков осетинского языка.
Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. Главной составляющей комплекса мужского костюма была рубаха хæдон туникообразного покроя, с узким воротником-стойкой, длинными рукавами. Рубаху обязательно заправляли в штаны, поверх нее надевали бешмет. Штаны салбар, которые шили из домашнего или покупного сукна, заправляли в ноговицы зæнгой. В зимнее время мужчины носили штаны из овчины – халын салбар, а старики иногда и летом, особенно в горах. Бешметы куырæт чаще шили из холста или бумажной материи – они служили повседневной домашней и рабочей одеждой. В качестве выходной одежды было принято надевать черкеску цухъхъа. У осетин, как и у адыгов, кроме черкесок с длинными узкими рукавами, шились также черкески с откидными рукавами, незашитыми от подмышки до локтя – такие рукава свободно свисали сзади с плеч. Мужчины носили головные уборы разных видов: чаще всего это папаха из овчины или каракуля (уæлдзарм худ), башлык, войлочную шляпу с широкими полями. Обувью служили сапоги и самодельные чувяки. Неизменной принадлежностью костюма был пояс рон, на который подвешивали кинжал.

Источник фото : mur-mur.top
Женская повседневная одежда до середины XIX века практически повторяла мужскую по покрою и состояла из рубахи и штанов. Женская рубаха была более длинной, одновременно она заменяла платье. На праздники поверх рубахи надевалась верхняя одежда. Со второй половины XIX века уже считалось обязательным надевать поверх рубахи распашное или закрытое платье. Как и многих других народов Северного Кавказа девушки из высших слоев осетинского общества до свадьбы должны были носить корсет хæлынкæрц, который снимали только во время купания. В первую брачную ночь корсет снимал муж и больше женщина его никогда не надевала. Поверх рубахи надевали кафтанчик цыбыр куырæт (то есть «короткий бешмет»), который был короче мужского и отличался наличием крупных металлических застежек. Впоследствии этот кафтанчик редуцировался до нагрудника, с нашитыми на него застежками, воротничка и нарукавников – то есть тех частей, которые были видны из-под верхнего парадного платья разкъæрткъаба, которое существовало в четырех разных вариантах. Праздничный костюм девушки был одновременно и свадебным, который отличался только большим платком, закрывавшим голову и фигуру невесты. Одним из главных украшений женского костюма был пояс камари с большими пряжками тонкой ювелирной работы. В начале ХХ века у осетин, как и у народов Северного Кавказа, а также в Дагестане, Азербайджане, Армении, у крымских татар и караимов имели широкое распространение пояса, сделанные целиком из металла без применения ремня. Очень пышные по декору такие пояса считались самыми модными и были очень дороги. Праздничные женские пояса были большой ценностью и передавались по наследству.


Источник фото : cvr-sysert.ru , hksbs.ru
Фольклор осетин представлен разнообразным жанровым спектром: мифы и легенды, эпические сказания, сказки, песни, причитания, пословицы, загадки, скороговорки и многое другое. Самым популярным и любимым эпическим произведением были сказания о нартах. Как считают ученые, на определенном этапе развития общества эпос о нартах вмещал в себя познание окружающей действительности, был кодексом поведения, являлся вместилищем знаний и руководством в действиях, имевшим огромную воспитательную силу. Именно у осетин, у которых еще в XIX веке появилась собственная интеллигенция, проявившая большой интерес к фольклору своего народа, запись, публикация и изучение текстов о нартах нашло наиболее раннее и полное развитие. Нарты – могучие воины, богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. В образе жизни нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса - от родового строя до зачатков феодализма. Природа образов некоторых нартов связана, по-видимому, с солярными мифами: Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества. В осетинском эпосе гибель нартов связана с волей богов. Поставленные перед выбором между бесславным существованием и посмертной вечной славой, они отдали предпочтение славе.
Особое место в фольклоре занимает песня как наиболее демократический вид музыкального искусства. В отдельные жанры выделяют обрядовые песни, сопутствующие отправлению культовых, семейных и календарных обрядов. Историко-героические песни были наиболее распространенным видом песенного творчества. Подобные песни обычно складывались по свежим следам отображенных в них событий, а одним из основных поводов возникновения такой песни является трагическая смерть главного героя. Подавляющее большинство известных сегодня песен возникло в XIX и XX веках, меньшая часть – в XVIII веке и лишь немногие восходят XVII веку или более раннему времени. К числу наиболее старинных относят песни о Задалески Нана – «маме из села Задалеск», о пастухах Черной и Белой горы, о Есене Канукове, о Таймуразе, о Чермене, о Куртатинцах и некоторые другие. Героические песни также помогают лучше понять реалии староосетинского общества, его быт, идеологию, характерные для него противоречия и конфликты.
Наиболее древние виды танцев осетин по характеру исполнения относятся к массовым. Среди них самые известные – это симд, чепена, цоппай. Основным и повсеместно распространенным композиционным рисунком осетинских массовых танцев был круг, в котором танцующие двигались вправо, в то время как движение в обратную стороны, справа налево, как считалось, могло приводить к несчастьям.

Источник фото : theatremuseum.ru
В осетинской традиционной культуре был очень хорошо развит годовой круг праздников, которые складывались в зимний, весенний и летне-осенний циклы. В сроках проведения праздников и приуроченных к ним обрядах исследователи находят тесное переплетение и взаимопроникновение дохристианских и христианских практик и представлений. Среди праздников зимнего цикла наиболее известным является Ног бон или Анзисæр, который справляли в ночь с 13 на 14 января. Этот праздник символизировал начало нового года и солнцеворота, считался одной из критических точек, когда закладывается благополучие на весь наступающий год. Поэтому к этому празднику готовили определенные обрядовые блюда, а после семейной трапезы мальчики и молодые люди небольшими партиями обходили дома односельчан с пением специальных песен. Весной выделяются праздники, соответствующие христианскому пасхальному циклу. В субботу за неделю до Пасхи отмечается Зазхæссæн («принесение тиса») или иначе – Назуихист («поминальная ель»). В то время как Зазхæссæн связан с поминальной обрядностью, следующий день, воскресенье, у осетин был ярким и радостным праздником. Он назывался Къутугæнæн и отмечался в день Вербного воскресенья, ровно за неделю до Пасхи. Это был народный праздник, к которому хозяйки готовили конусообразные булочки, символизирующие сапетки для хранения зерна и называвшиеся къуту. В этот день повсюду высказывались пожелания, чтобы в наступившем году при сборе урожая сапетки были полны зерна. Еще один ритуал, предшествующий наступлению Пасхи, Беркъатæ –обычай, когда дети, а раньше и молодежь, обходят дома и собирают крашенные яйца и сладости. Шествие начиналось после захода солнца, дети наряжались в яркие одежды, красили лица, подойдя к дверям жилищ, пели песни, исполняли танцы, играли на музыкальных инструментах, устраивали мини-представления. В награду за эти импровизированные концерты их одаривали крашеными яйцами и сладостями. Большой популярностью пользовались игры с пасхальными яйцами – тулæнтæ и къуырццытæ – когда их соревновательно катали по земле или полу, или состязались, стараясь разбить яйцо противника. Сама Пасха – Куадзæн – отмечалась в Осетии по-разному в разных селениях.
Символическим завершением годового круга праздников является общеосетинский праздник Уастырджымæ кувæн къуыри (буквально «неделя молитв к Уастырджы» - небесному покровителю Осетии). Праздник длится целую неделю, сопровождается жертвоприношениями, ритуальными семейными и общественными трапезами.
Основой хозяйственной деятельности в равнинной зоне Осетии являлось земледелие. Здесь выращивали пшеницу, кукурузу, просо и ячмень. В горных районах, наряду с земледелием, значительную роль играло скотоводство, представленное разведением овец, коз и крупного рогатого скота.
На равнинах применялась трехпольная система земледелия. Существовали различия в орудиях обработки почвы: в горах использовали рало с железным сошником, в которое запрягали двух быков, а на равнинах - тяжелый плуг, для которого требовалось 8-10 волов. В конце XIX века начали распространяться легкие железные плуги зарубежного производства, постепенно для пахоты стали использовать лошадей. Для рыхления почвы в горах применяли плетеные волокуши адæг, а на равнинах - квадратные деревянные бороны похци или асойнæ, которые позже были усовершенствованы железными зубьями. В горах уборку хлеба серпом æхсырф часто выполняли женщины, потому что в это время мужчины занимались заготовкой сена.
В горных условиях скотоводство часто было основным источником существования, обеспечивая население питанием, сырьем и тягловой силой. В горах преобладало овцеводство и козоводство, на равнинах - разведение крупного рогатого скота и лошадей. Развитие животноводства ограничивалось недостатком пастбищ. Во второй половине XIX века в Осетию проникли новые сельскохозяйственные культуры, стало развиваться садоводство. В советский период была создана кормовая база в степях Предкавказья, увеличилось поголовье тонкорунных и полутонкорунных овец.
Наряду с сельским хозяйством, важное место занимали традиционные ремесла: производство сукна, валяние войлока, вышивка, выделка кож и овчин, мебельное дело, резьба по дереву и камню. Особым уважением пользовались кузнецы и ювелиры, мастера по изготовлению оружия.
Традиционные поселения осетин формировались под влиянием рельефа местности. В горных районах преобладали небольшие поселения кау с кучевой или рядовой планировкой, где дома располагались компактно. На равнинах поселения были более крупными и имели уличную планировку.
Основными строительными материалами служили камень и, в лесистых районах, дерево. Типичное жилище представляло собой одно- или двухэтажное строение, где на первом этаже содержали скот. Крыши были плоскими, земляными. Внутреннее пространство характеризовалось простотой: земляные полы, стены, обмазанные глиной (с распространением печей с дымоходом их стали белить), небольшие четырехугольные окна. Дома имели несколько помещений и были рассчитаны на проживание большой семьи.
Конструкция и материалы жилищ варьировались в зависимости от природных условий и социального положения владельцев. Строительство жилища начинали с возведения одного универсального помещения с неугасимым очажным огнем – хӕдзар, которое служило одновременно кухней, спальней и столовой. После этого к нему пристраивался ряд помещений: хлев - скъæт, кладовая - къæбиц, комнаты для молодых супружеских пар - уат, кунацкая – уазæгдон. В осетинском языке понятие хӕдзар означает не только дом, жилище, не только весь комплекс жилых и хозяйственных построек, но и хозяйство всей семьи, всю семейную общину.
Важное место занимал открытый очаг артдзæст с надочажной цепью рæхыс и центральный опорный столб цæджындз, которые имели сакральное значение. Помещение разделялось на мужскую - лæгты фарс и женскую – устыты фарс половины. Для приема гостей предназначалось специальное помещение - кунацкая.
Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные – от трёх до пяти ярусов – боевые башни, замки – галуан, жилые двух- или трёхэтажные башни – гæнах, разнообразные склеповые сооружения – зæппадз, святилища – дзуары.


Источник фото : ru.pinterest.com , turist15.ru
Традиционная кухня осетин схожа с кулинарными традициями соседних кавказских народов. В горных районах основу рациона составляют мясо и молочные продукты, а на равнинах основу рациона составляли мучные и овощные блюда. Хлеб пекли из ячменной, просяной или пшеничной муки. С распространением кукурузы повсеместно распространились кукурузные лепешки. Особую известность приобрели традиционные осетинские пироги с различными начинками: мясом - фыдджын, сыром - хæбизджын, æхцин, фасолью (хъæдурджын), картофелем (картофджын), тыквой (насджын), капустой (къабускъаджын), зелёными листьями свёклы (цæхæраджын). Из молока делали сыр, масло, кисломолочные продукты. Особенностью кухни является блюдо дзыкка, которое варят из осетинского сыра, сметаны и муки. Среди популярных мясных блюд выделяется шашлык (физонæг). Широко используются свежие овощи: лук, чеснок, черемша, свёкла, тыква, фасоль, красный острый перец, с середины XIX века – картофель, капуста, помидоры, огурцы. Ко многим блюдам во время трапезы подают цæхдон соус на основе кисломолочных продуктов с добавлением свежей зелени, чеснока и специй.



Источник фото : belarusstrana.ru , arfa-pirogi.ru , adygsalt.ru
Особым почётом пользуется традиционный напиток – ячменное пиво (бæгæны), которое специально готовят к торжественным случаям. Все ритуально-престижные трапезы начинаются именно этим напитком, изобретение которого нартовский эпос приписывает Сатане – щедрой и гостеприимной хозяйке, неоднократно спасающей богатырей-нартов от голодной смерти и прочих бед. Как прохладительный напиток, особенно в время полевых работ, готовили къуымæл – квас или брагу из кукурузной муки.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения