Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.
Не более 596 русин проживает в России (по данным переписи населения 2020 года), а наибольшая по численности русинская община сформировалась в Словакии, где насчитывается около 26 тысяч человек. На исторической родине — Украине — точное число русинов подсчитать трудно. В результате переписи многие русины относят себя к украинцам. Предположительно количество людей не превышает 20 тысяч человек. Интересно, что часть русинского сообщества живет в Соединенных Штатах Америки (примерно 9 тысяч человек). Также люди расселились по некоторым странам Восточной Европы.
Представители данной народности проживают и на территории России, но больше всего в столице нашей Родины:
Г. Москва – 68 чел.;
Московская область — 56 чел.;
Краснодарский край – 34 чел.;
Тюменская область – 33 чел.;
Санкт-Петербург – 30 чел.
Христианство у русинов появилось еще во время Великоморавского княжества. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов.
Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси.
Русинская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Она разделяется на 3 части, одна из которых подчиняется Ватикану, другая принадлежит Мукачевской епархии, а третья —Чешской Республике. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами грекокатолицизма.
Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:
Различаются гласные «э» и «о». Русины часто произносят слова, привычные русскому человеку так, что он невольно рассмеется. Например, слово «небо» звучит у них как «нэбо». А еще есть слово «дэрэво».
Две буквы «о», одна из которых звучит как обычная русская, а другая более звонко и протяжно.
«Р» часто произносится смягченно, словно к ней добавляют мягкий знак. То же самое касается буквы «в».
Более того, у русинского есть несколько говоров. В целом русинский алфавит очень похож на русский. Помимо русинского, есть южно-русинский, разделяющийся на диалекты. В его случае алфавит выглядит несколько иначе. Его примечательной особенностью можно считать наличие двух букв «г». Большинство русинов владеет украинским, а жители Восточной Европы знают языки, соответствующие стране проживания.
Самые почитаемые праздники у русинов — Зимний Никола (покровитель домашних животных), Рождество с его колядками и весенний Юрьев день. Сохраняется богатый песенно-музыкальный фольклор: исторические баллады, бытовые спиванки, частушечные коломийки.
И самым важным праздником для русинов было Рождество, подготовка к которому начиналась задолго до 7 января — ведь они, как православные, так и греко-католики, отмечали и отмечают его по юлианскому календарю.
Во время поста, предшествующего Рождеству, русинская молодежь собиралась на «вечерки», поводом для которых было прядение льна. А перед самим праздником проходила вечеринка, на которой молодежь играла в «ломаник». Игра заключалась в том, что юноши, переодетые в костюмы медведя, барана и других животных, приходили в хыжу (так называли свои дома) к девушкам, прядущим лен. Ребята хватали лежащих на полу девчат за ноги и таскали их туда-сюда по комнате под общий визг.
Самым серьезным днем перед Рождеством был, конечно же, сочельник, или Святой Вечер. Было много традиций, связанных с этим днем, нужно было быть внимательным и осторожным, чтобы не нарушить ни одного из запретов и не забыть ни об одной традиции, потому что считалось, что в следующем году судьба отомстит за это человеку или даже всей семье.
Прежде всего, в этот день нужно было соблюдать строжайший пост. Было запрещено есть свежие овощи и фрукты — иначе, согласно поверьям, на теле появятся фурункулы. Ни в коем случае нельзя было дуть на огонь при его разжигании, поскольку это может вызвать в следующем году болезни кожи. Было также принято ходить в лес или к соседу, чтобы «украсть дерево». Речь не шла о краже в буквальном смысле, а о том, чтобы принести в дом палку или даже щепку, но чтобы никто не заметил этого по дороге. Русины также верили, что если в этот день взять взаймы у еврея деньги, то это принесет счастье в следующем году. Нельзя также было садиться за рождественский стол с неоплаченными долгами.
Во время приготовления праздничных блюд хозяйки следили за тем, чтобы дети ничего не утащили из кастрюль — потому что иначе летом волк похитит овец. Когда хлеб уже был посажен в печь, хозяйка вынимала несколько углей и присваивала каждому название разного злака — пшеницы, ржи и т.д. На каком угольке в результате оказывалось больше всего золы, тот вид зерна должен был дать лучший урожай в наступающем году.
А когда на небе зажигалась первая звезда, вся семья с хлебом и зажженной свечой шла босиком к реке или ручью, чтобы омыться и «быть здоровыми, как чистая вода». Иногда во время таких купаний люди раздевались донага, несмотря на морозы, которые тогда были куда крепче нынешних, но при этом никто не заболевал. После купания каждый набирал в рот немного воды, которую так приносили домой и выплевывали на разогретую печь — чтобы в следующем году не страдать от зубной боли.
Перед праздничным ужином в углу светлицы размещали необмолоченный сноп овса. Хозяин покрывал стол сеном, затем посыпал его овсом, чтобы в доме было много денег, и только после этого застилал подготовленный стол скатертью. На столе вначале должно было быть несколько буханок хлеба, соль, чеснок, и горшочек со всеми видами зерна, в котором и зажигалась свеча. Под стол хозяин клал косу, топор — чтобы ноги не болели, другие металлические инструменты или предметы, которые должны было принести удачу. Например, цеп под столом — чтобы в следующем году было, что молотить после жнив, связанные цепью ножки стола — чтобы семья держалась вместе и т.д.
На Святой Вечер готовились 12 постных блюд, главным из которых была кутья. Перед ужином по три ложки каждого блюда откладывались в кувшин для молока и давали коровам — чтобы ведьмы не забрали их молоко. Другим домашним животным давали хлеб и чеснок — чтобы те были здоровы. Только после ритуального кормления животных семья могла сама приступить к праздничной трапезе.
Хозяйка перед началом ужина нарезала много хлеба и складывала его на тарелку в виде пирамиды, чтобы с другой стороны стола не было видно хозяина из-за ломтиков хлеба. При этом хозяин приговаривал: «Чтобы меня никогда не увидели из-за нашего зерна в поле». Начиналась трапеза с молитвы, потом съедали по дольке чеснока, который макали в соль, и выпивали по рюмке водки — за всех присутствующих и отсутствующих.
После этого подавали капусту, ленивые вареники с маком, голубцы с грибами, цельный картофель, печеные яблоки, горох, бобы, фасоль, кашу со сливами, юху — узвар из сушеных фруктов, и киселицу — специальный суп, приготовленный на закваске из овсяной муки (чем-то похож на польский журек). Блюда заправлялись домашним растительным маслом и, конечно же, их ели из одной миски, при этом до окончания трапезы ложки нельзя было класть на стол. Кроме того, было запрещено опираться на стол — чтобы хлеб на поле не полег, а вставать из-за стола могла только хозяйка, чтобы подать блюда.
Первый день Рождества, 7 января, согласно поверьям, определял погоду на целый год, а последующие 12 дней — погоду в каждом из месяцев наступающего года. Лемки в этот день умывали лица водой, в которую были брошены мелкие деньги — это должно было обеспечить богатство. В некоторых селах хозяин приводил в хату овец или даже лошадей — в память об обожании новорожденного Иисуса животными. В первый день Рождества по хатам начинали ходить колядники, причем дети могли прийти с самого раннего утра.
Второй день Рождества лемки называли «вымётным», потому что в этот день впервые после сочельника можно было подмести в хате, причем это нужно было сделать сразу после восхода солнца. Собранный мусор девушки выбрасывали в укромном месте в саду, при этом изображая крик пастуха. С какой стороны слышно было эхо, с той должен был появиться будущий жених. Собственно, значительная часть лемковских традиций — как на Рождество, так и на Щедрый Вечер и Крещенье, которым заканчивался цикл зимних праздников, — имеют явно языческие корни, связаны с повседневной жизнью и сельскохозяйственной деятельностью лемков.
Конечно, со временем многие традиции, которые сохранялись на протяжении сотен лет, либо исчезли, либо потеряли свой серьезный характер, превратившись в забаву. Большинство и описанных обычаев, особенно суеверия или гадания, ушли в забытье. Даже те немногочисленные лемки, которые вернулись в свои села на польских склонах Карпат (тут их называют бещады), больше не придерживаются этих старомодных практик. Фестивали «Лемковская Ватра» (проходит в Польше с 1982-го) и «Колокола Лемковщины» (на Украине с 1999-го) собираются в конце июля, поэтому рождественские ритуалы там не воспроизводят.
Русинская и шире – закарпатская музыка, несомненно, испытала на себе культурное влияние окружающих народов, но, несмотря на это, как всякий талантливый народ, русины, взяв лучшие образцы и переработав их, смогли выработать свой оригинальный и узнаваемый стиль исполнения.
Музыкальные инструменты русинов — цимбалы, флуеры (свирели), скрипки, сопилки, трембиты.
Помимо бартки, гуцулы славятся своим музыкальным инструментом - трембитой. Тремби́та - род деревянной трубы длиной до четырех метров, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придает трембите уникальное звучание (впрочем, скорее в этом проявляются языческие представления гуцулов). Диаметр - около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от ее величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. Трембита исполняет роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры.
В лемковском костюме рубашка отрезная, нижняя юбка шилась отдельно и завязывалась шнурочком, к ней пришивалось кружево.
Кстати, именно определенная деталь национального костюма лемков дала название этой национальности. Лемки так называют «лепестки» на одежде, которые пришивались ниже талии. Костюмы шились отдельно – будничный, праздничный, свадебный. Но эта деталь присутствовала на каждом из них.
Юбка и фартук в костюме – плиссированные. Гладить их было невозможно, поэтому они складывались так, чтобы потом их можно было достать из сундука и сразу надеть. Фартук, например, складывался в гармошку, получалась собранная полоска ткани, ее складывали пополам и перетягивали шнурочком. Так и до сих пор складываются фартуки – они не так выглядят, как лемковские, но хранятся точно так же. Головной убор лемков сохранился частично – в музеях есть только хустка, у них она называлась «тебетівка», – а вот обрус теперь можно увидеть только на фотографиях.
Поскольку гуцулы жили в горной местности и ездили на конях, их одежда была приспособлена для верховой езды. Для одежды мужчин были характерны белые сорочки и длинные белые, красные или черные штаны. Также гуцулы одевали кептар, чоботы, торбу через плечо.
В одежде женщин была сорочка и две запаски, связываемые красным поясом. На Буковине вместо запасок носили обгортку. Женщины также надевали сверху кептар и носили торбу. Праздничная одежда включала сиряк или байбарак, а также праздничный капелюх с перьями и кутасами. Праздничные женские вышиванки на гуцульщине густо вышивались в области предплечий. Часто рукава были вышиты полностью. Сейчас купить женскую вышиванку с расшитыми рукавами можно и на Западной Украине, и в столице.
Мужские гуцульские сорочки были без ворота и сборов, с очень простым кроем. Они шились из льняной или конопляной ткани. Их украшали вышивкой по подолу, плечевым швам, краям пазухи, рукавам и обшивкам. Женские сорочки были длиннее — до косточек.
На гуцульских вышиванках встречались очень разнообразные орнаменты – и геометрические, и растительные, и их сочетания. Геометрический орнамент является основным в гуцульской вышивке. Из геометрических узоров часто вышивали ромбы и полуромбы, сочетая их горизонтально и вертикально. Также на гуцульских сорочках вышивались квадраты, треугольники, круги, кресты, плетенки, зубцы и другие фигуры.
Вышивали на гуцульщине шерстяными, льняными (спряденными вручную), металлическими, золотистыми, серебряными нитями, блестками, бисером, кораллами. Одежду также украшали пуговицами, лентами, аппликациями из меха. Среди техник наиболее часто используемыми были косичка, настил (сосновка), крестик, низина, стебнивка, ключка, крестик, штапивка, обмитка и другие.
Что касается цвета, то для гуцульских сорочек характерна полихромность. Красный цвет был доминирующим и встречался во множестве оттенков. Помимо красного в вышивке гуцулов было много синего, зеленого, желтого и черного цветов.
Наиболее интересной представляется культура закарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве. Закарпатские русины многое позаимствовали у европейцев. В их постройках заметно влияние готики и стиля барокко. Зодчие были достаточно умелые, чтобы строить из дерева. Первыми свое распространение получили культовые сооружения. Они сохранились и до наших дней. Такие постройки появились в начале 17 века и строились до 19-ого. Есть и довольно старые постройки, которые относятся к древней эпохе. Их можно найти в Новоселице. Ярким примером народного творчества служат храмы, в которых сохранились образцы древней живописи, вышивки, книги со старославянской письменностью и другие значимые в культурном плане изделия.
Церкви русины делали из сруба, выстраивая шатры. Ряд русинских церквей оказался разобранным и перевезенным в Чехию. Сейчас они есть в ряде чешских городов, в том числе в Новой Паке и Праге.
Жилище русинов более всего напоминает избы. Их характерной особенностью являются большие крыши, нависающие над основной (жилой) частью. Крышу в традиционном доме могли делать из дерева или плотно связанных ветвей. Внутри обстановка напрямую указывает на влияние славян. Потолки в домах низкие, под ними располагаются деревянные балки. Мебель сделана из дерева, для освещения используют лучину, подвешенную на балку. Посуда и столовые приборы тоже сделаны из дерева.
Спали в традиционном доме на маленькой кушетке, на которой могло быть разложено несколько подушек. Скатерти и прочие используемые в быту вещи делали вручную. Пили из больших кружек, напоминающих пивные. Обедали за маленьким столом, сидя на табуретках. Интересно, что большинство русинов всегда было крестьянами. При этом их дома отличались ухоженностью и некоторым минимализмом. Вещи хранили в сундуках, если могли себе подобное позволить
Кухня русинов сложилась под влиянием разных народов. В ней явно прослеживаются украинские, русские и даже венгерские корни.
Традиционно кухню русинов принято относить к закарпатской. Главная особенность всех блюд — простота и легкость приготовления.
Распространен картофель, капуста, кисломолочные продукты, кукуруза и сыр.
Обязательным блюдом и по сей день остается суп, который подают первым. Они часто едят домашнюю лапшу с куриным бульоном. К каждому гарниру подаются овощи и зелень, часто в пищу употребляют мучное, осуществляя приготовление из пшеничной муки.
Самой распространенной культурой считается кукуруза, поэтому и муку русины делают кукурузную. Иногда кукурузу едят, посыпая солью и намазывая маслом. Рецептура может быть довольно разной, так как распространение этой культуры действительно велико. Главным образом, отличия сводятся к особенностям температурной обработки.
Из манки и творога делают гомбовцы, представляющие собой отварные шарики. В них иногда добавляют начинку, чтобы получить своеобразный десерт. Самым распространенным типом животноводства является пастбищное, что позволяет готовить мясо рогатого скота. Довольно велико многообразие молочных продуктов и рецептов, с ними связанных.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.