Источник фото : fotovmire.ru
Название народа в литературном русском языке – русские, название для мужчины – русский, для женщины – русская.
Древнерусское прилагательное «рѹсьскъ» или «рѹсьскыи» образовано от корня «рѹсь» и суффикса «-ьск-», который обычно использовался для образования названий, связанных с местностью. Название «Рѹсь» / «Русь» одновременно было и названием государства восточных славян, и их ранним этнонимом. При этом самоназвание «русь» (с формами единственного числа мужского рода «рѹсинъ» / «русин») использовался в качестве самоназвания вплоть до XVIII века. Письменные источники Московской Руси конца XV - конца XVII века подтверждают, что «русин» служил самоназванием в различных текстах, включая разговорники, деловые документы и художественную литературу.
Начиная с XVI века, самоназвание «рѹсь» в письменных документах постепенно заменяются формами «рус(с)ы», «россы» или «россияне». Позднее, в XVIII-XIX веках, распространилось название «великорусы».
В современном русском языке самоназвание русского народа - это слово «русский», которое произошло от более раннего словосочетания «роусьскыи люди» / «русские люди», где слово «люди» со временем перестало употребляться.
Истоки истории русского народа уходят в эпоху Древнерусского государства, возникшего в IX веке в результате объединения восточнославянских племен полян, северян, древлян, радимичей, вятичей, дреговичей, кривичей, волынян, белых хорватов, уличей, тиверцев, ильменских словен. Способы хозяйствования (подсечно-огневое земледелие), а также постоянная угроза набегов степных кочевников способствовали волнам миграции из южнорусских земель на северо-восток, в Волго-Окское междуречье («Залесье», «Ополье»). Сюда же направлялись колонизационные потоки из северо- и западнорусских земель.
Основным территориально-политическим образованием, в рамках которого шел процесс формирования великорусской этнической группы, стало Владимиро-Суздальское княжество, выделившееся из состава Древнерусского государства в XII веке. В дальнейшем, в результате возвышения Москвы и ее политики по объединению удельных княжеств, образовавшихся в результате распада Древнерусского государства, в этот процесс было вовлечено население Муромского, Рязанского, Смоленского и Северских княжеств, а также Новгородской и Псковской земель.
Монгольское нашествие в XIII веке стало причиной, с одной стороны, новых волн миграции из южнорусских земель, подвергшихся наиболее сильному разорению и оказавшихся в условиях постоянной военно-политической нестабильности (территории Киевского, Черниговского, Переяславского, Галицко-Волынского княжеств), а с другой стороны, привело к постепенной колонизации новых земель в направлении к северу от Волго-Окского междуречья вплоть до Северной Двины, Белого и Баренцева морей. На этих обширных территориях, ранее принадлежавших Новгороду и именовавшихся «Заволочье», «Двинская земля», в XIV-XVI веках шло формирование специфического экономического уклада и культурных особенностей, обусловленных их природно-климатическими особенностями и в последующем объединенных понятием «Русский Север». Одновременно шла колонизация в северо-восточном направлении, к Северному Уралу, где русское население осваивало Вятку и Пермскую землю.
Расширение территории проживания русского населения способствовало выработке новых приемов ведения хозяйства, приспособленных к географическим условиям новых земель, и соприкосновению с другими народами, что, в свою очередь, приводило к частичному смешению и формированию новых этнографических групп русских.
Крупнейшим историческим событием, способствовавшим преодолению региональной разобщенности, сохранявшейся со времен удельной раздробленности, и формированию общерусской идентичности, стало преодоление последствий Смутного времени начала XVII века. Усилия «всей Земли» по восстановлению Российской государственности и изгнанию интервентов способствовали росту самосознания и сплочению русского народа.
История русского народа неотделима от истории России и развития российской государственности. Кардинальные трансформации русской традиционной культуры произошли на протяжении ХХ века: если в его начале подавляющее большинство русских были крестьянами, то уже со второй его половины доля горожан среди русских превышает долю сельских жителей. По данным Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов 76% русских – городские жители, 24% - сельские.
Русские – крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Проживают во всех регионах страны и составляют большинство населения России.
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 года более 105 млн. человек указали себя русскими.
За пределами Российской Федерации русские составляют значительную часть населения государств постсоветского пространства, большие диаспоры проживают в США, Германии, Канаде, Аргентине, Бразилии и ряде другие стран.

Источник фото : dv-news.ru
В духовной жизни русских особую роль занимает православное христианство. Принятие христианства как государственной религии в 988 году имело решающее значение для дальнейшего цивилизационного, политического и культурного развития восточных славян, русского народа и российской государственности.
Церковь, сталкиваясь с народными обычаями, выбрала стратегию адаптации большей их части к христианской идеологии. Следует отметить, что слово «крестьяне», ставшее названием и самоназванием исторически самой большой части русского народа, происходит от слова «христиане». Народ, принимая христианство, сохранял свои традиционные практики и многие представления, облекая их в новую религиозную форму, придавал праздникам церковного календаря дополнительное аграрное прочтение, приспособленное к своим хозяйственным нуждам.

Источник фото : foma.ru
Русский язык - язык восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи.
Русский язык делится на два основных диалектных наречия: северное и южное. Между ними находятся среднерусские говоры, которые легли в основу современного литературного русского языка. Диалектные различия в русском языке не настолько велики, чтобы мешать взаимопониманию между носителями разных говоров или между ними и носителями литературного языка. В XX веке массовые коммуникации (СМИ), всеобщее образование и миграции населения способствовали сглаживанию диалектных различий. Традиционные говоры сейчас частично сохраняются в основном среди пожилого сельского населения, а городские жители используют их лишь в размытом виде, через просторечие.
Современный русский язык использует кириллицу в ее гражданской модификации. Кириллица появилась на Руси не позднее X века и распространилась с принятием христианства. Гражданский шрифт, введенный Петром I в 1708 году для светских книг, претерпел дальнейшие реформы в 1917-1918 годах, когда были исключены некоторые буквы и изменена орфография.
Русский фольклор - словесная составляющая русской традиционной культуры. Одним из его древних пластов был обрядовый фольклор, связанный с семейными и календарными ритуалами. Со временем календарные обряды утратили свое значение, и песни либо забывались, либо превращались в развлечение. Основу этого фольклора составляли разнообразные песни, среди которых дольше всех продержались свадебные - величальные, шуточные и другие. К календарным относились колядки и их региональные варианты («виноградье», «овсень»), а также весенние песни-веснянки.
К архаичным жанрам относится героический эпос, бытовавший вплоть до XX века. Его уникальной русской формой были былины - эпические песни, которые сказители исполняли особым речитативом. Центральными фигурами в них выступали богатыри, такие как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
С XVI века широкое распространение получили исторические песни о событиях эпохи Ивана Грозного, восстания Разина и Пугачева, освоения Сибири Ермаком. Особые циклы песен сложились в петровскую эпоху и во время Отечественной войны 1812 года. В XIX веке народные исторические песни начали вытесняться авторскими, написанными поэтами на ту же тематику.
Важнейшим прозаическим жанром была сказка, особенно популярная в быту. Наиболее характерными считаются волшебные сказки и сказки, основанные на бытовых, сатирических и анекдотических сюжетах. Также были широко распространены несказочная проза: легенды и предания, в которых реальные исторические события переплетались с фольклорными мотивами. Воспоминания о древних верованиях сохранились в быличках - рассказах о духах природы и дома. Жизненная мудрость отражалась в пословицах, поговорках и загадках.
В XIX веке был популярен народный театр, известный своими условными и сатирическими представлениями, такими как «Царь Максимилиан» и «Лодка». Среди кукольных театров выделялся рождественский «вертеп» и «Петрушка» - остросатирическое представление с вечно побеждающим кукольным героем.


Источник фото : ross-bel.ru , dou99.ru
Универсальным жанром, отражавшим все стороны народной жизни, была необрядовая лирическая песня (любовные, солдатские, ямщицкие и др.). С распространением грамотности в народный репертуар вошли и стали поистине народными песни на стихи русских поэтов. Близки к необрядовым песням частушки - короткие рифмованные куплеты на любые темы.
Важнейшей чертой русской народной музыкальной культуры является хоровое многоголосие, отличительная особенность которого - использование «подголосков», свободно варьирующих основную мелодию.
Праздничный календарь русского народа претерпевал существенные изменения на протяжении веков, подстраиваясь под новые исторические реалии. Он не оставался неизменным, а постоянно обогащался под влиянием исторических событий. Особенно значимые трансформации произошли трижды: с принятием христианства, во время реформ Петра I и после революции 1917 года.
Изначально основу календаря составляли древние земледельческие праздники, связанные с природными циклами, которые имели магическую направленность и были нацелены на обеспечение благополучия и плодородия. С принятием христианства в конце X века появились новые, церковные праздники, посвященные ключевым событиям библейской истории и святым. Эти новые праздники зачастую накладывались по времени на старые, сливаясь с ними.
Традиционная русская общественная жизнь была тесно связана с календарной обрядностью, проявляясь в совместных гуляниях и развлечениях, которые циклически повторялись в течение года. Зимний праздничный цикл, приуроченный к зимнему солнцевороту, назывался Святками (период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника). Основной целью этих обрядов было обеспечение плодородия и благополучия в наступающем году. Широко распространенным обычаем было рождественское и новогоднее колядование. Группы молодежи обходили дома, желая хозяевам достатка и получая за это угощения, такие как кутья, пироги и специальное печенье («козули» или «коровушки»). В этот период были популярны гадания, которые, утратив свое первоначальное ритуальное значение, стали молодежным развлечением. Девушки гадали о будущем замужестве, при этом особую роль играли крещенские гадания с подблюдными песнями. Веселье также обеспечивали ряженые.
Весенний цикл открывался Масленицей - неделей, предшествующей Великому посту. Гуляния сохраняли древние элементы, связанные с культом плодородия и культом предков. Обязательным требованием была обильная еда, но без мясных блюд. Самой любимой забавой было катание с гор на различных приспособлениях. Люди активно ходили друг к другу в гости («перегащивались»), при этом обязательным было посещение семейными парами родителей жены («к теще на блины»). В городах устраивались балы и посещения театров. Также популярны были игры в снежки и «взятие снежного городка» (последняя традиция долго сохранялась в Сибири).
После Масленицы общественная жизнь замирала на период Великого поста и вновь оживлялась с наступлением Пасхи. Всю пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Характерными были массовые игры со спортивным уклоном (лапта, городки). Женщины и дети играли крашеными яйцами (били их друг о друга, катали с горок), обменивались ими при христосовании и дарили в подарок.
Весенний цикл завершался Троицей (на 50-й день после Пасхи), которая знаменовала начало лета. Гуляния проходили в лесах и лугах. Дома и церкви украшали молодой растительностью. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и молодые женщины. До конца XIX века сохранялся старинный праздник Семик (четверг перед Троицей), отмечавшийся пирушкой. Березка была центральным символом: ее прославляли в песнях, приносили в деревню, а затем разламывали или бросали в воду.
Празднование Ивана Купалы у русских было менее насыщенным, чем у белорусов и украинцев. Оно сводилась к молодежным гуляниям, зажиганию костров, играм с обливанием водой. Летние праздники завершались на Петров день (12 июля). В ночь перед праздником молодежь бодрствовала до рассвета, «встречая солнце». Обычай разрешал и поощрял определенные виды озорства, подшучивания над односельчанами, припрятывание неприбранных вещей, шумные игры, пение и битье в печные заслонки.



Источник фото : fancyhost.ru , smartik.ru , multiurok.ru
Традиционные черты русского национального костюма оставались относительно устойчивыми и были заметны во многих региональных вариантах вплоть до конца XIX - начала XX века.
Процесс унификации и выработки общенациональных форм раньше и сильнее затронул мужскую одежду. Почти повсеместно русские мужчины носили прямые туникообразные, а затем и выкройные рубахи-косоворотки (с воротником или без него), отличительной чертой которых был разрез ворота сбоку (обычно слева). Рубаху носили навыпуск поверх нешироких штанов (портов) и подпоясывали.
Что касается головных уборов, то преобладали валяные из шерсти шапки. Наиболее распространенной была высокая, почти цилиндрическая коричневая шапка «грешневик», которую производили ремесленники. В западнорусских губерниях еще носили старинную полусферическую «валенку». Зимой надевали овчинные шапки различных фасонов: треухи, малахаи, кубанки, папахи. У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором как летом, так и зимой. К концу XIX века повсеместно распространились матерчатые картузы с козырьком.
Традиционная женская одежда русских значительно дольше сохраняла свои местные особенности, причем главные различия наблюдались между северорусским и южнорусским костюмами, а также выделялись особенности некоторых других региональных групп. Основу женского костюма составляла длинная рубашка из белого холста с особыми вставками на плечах (поликами) и собранным в сборку воротом.



Источник фото : ru.pinterest.com , ast-ohota.ru , gravitsky.ru
Поверх рубахи в центральных и северных областях носили сарафан - длинную плечевую безрукавную одежду, которую подпоясывали тканым поясом. Сарафаны были разнообразны по покрою, ткани и расцветке. Замужние женщины по праздникам носили с сарафаном различные кокошники - твердые головные уборы, богато украшенные вышивкой, парчой и жемчугом. Из жемчуга на севере и в центральных губерниях также низали серьги в виде желудей или кистей винограда, а также ожерелья. В будни на голове носили повойник (небольшую шапочку с завязками) и платок. Древний обычай, по которому замужние женщины должны прятать волосы от посторонних, долго сохранялся в быту, особенно среди крестьян и мещан (незнатных городских жителей).
Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы и волосы оставались открытым; он повсеместно представлял собой тканевую полоску или ленту, повязанную вокруг головы. Девушки заплетали волосы в косу, украшая ее лентами и нарядными косниками. Северорусскому костюму были свойственны вышитые украшения со сдержанной цветовой гаммой, где белый цвет сочетался с красным, дополненным синими, зелеными и желтыми вкраплениями.
Южнорусский женский костюм состоял из длинной холщовой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканым поясом, и поневы – набедренной одежды из клетчатой шерстяной ткани, как правило, домотканой. Понева, подобно родственным ей видам несшитой или не до конца сшитой поясной одежды славянских народов (украинская дерга, запаска, белорусская и украинская плахта, болгарская престилка), вероятно, относится к архаичным формам славянской женской одежды. У некоторых южнорусских групп женщины также носили сарафаны или домотканные полосатые юбки-андараки. Девушкам не полагалось носить поневу до тех пор, пока они не становились невестами. Спереди поверх рубахи и поневы надевали передник.
Замужние женщины носили сложный так называемый кичкообразный головной убор («сороку»), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов (что также, по-видимому, указывает на его чрезвычайно древнее происхождение). Этот головной убор существовал во множестве вариантов. Шею и грудь украшали ожерельями, цепочками (гайтанами), в том числе из разноцветного бисера. Традиционный южнорусский костюм был очень красочным. В нем сочетались украшения различных видов: тканые, вышитые, нашивные, бисерные. Все убранство отличалось яркой полихромностью, интенсивностью колорита и плотным заполнением фона геометрическими узорами.
Верхняя одежда русских была представлена разнообразными кафтанами, такими как «сермяги» и «зипуны», которые имели клинья по бокам и запахивались на левую сторону. Среди зажиточных крестьян и купцов в конце XIX века широкое распространение получила кафтанообразная поддевка со сборами сзади. Зимой одевались в овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, которые подпоясывали яркими кушаками. Верхняя одежда казаков формировалась под сильным влиянием соседних народов и включала в себя такие элементы, как черкеска, бурка, бешмет. Женская верхняя одежда была схожа с мужской.
Наиболее распространенной женской и мужской обувью были лыковые лапти и, в меньшей степени, примитивные поршни (или моршни) из 1-2 кусков сыромятной кожи, считавшиеся специфически крестьянской обувью. В казачьих регионах и Сибири лаптей не знали. Лапти носили с суконными или холщевыми онучами (портянками) и привязывали к ногам ткаными тесьмами или веревочными оборами. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги. Женщины носили коты - тяжелые кожаные туфли с широким каблуком, которые надевали на чулки. В качестве рабочей обуви кое-где также носили поршни, сделанные из целого куска сыромятной кожи. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны русским с древности, но валенки, или пимы, в виде твердого сапога широко распространились с начала XIX века из Нижегородской губернии, где их впервые начали валять.
Традиционная экономика русских формировалась на основе природных условий и исторически сложившихся форм земледелия, скотоводства и ремесел. Земледельческие традиции легли в основу формирования русской народной культуры.
Система земледелия у русских различалась в зависимости от природных и социально-экономических условий. Господствовала паровая зерновая система с трехпольным севооборотом (яровой хлеб, озимый хлеб, пар). На Севере, в лесистых местностях, сохранялось подсечно-огневое земледелие, сочетавшееся с паровой системой. В Сибири трехполье было заменено паровой системой с залежным или подсечным земледелием.
Основным направлением земледелия у русских было выращивание зерновых. Традиционно главной культурой считалась рожь, занимавшая значительные площади, особенно в северной и средней полосе России. На юге развивалось производство пшеницы. Важными культурами были овес и ячмень, а главными крупяными растениями - гречиха и просо. С древности русские выращивали лен и коноплю для волокна и масла. К XIX веку сложились целые специализированные районы, а русские лен и конопля были известны на мировом рынке. Внедрение картофеля в сельское хозяйство, начатое правительством в конце XVIII века и встретившее народное сопротивление, оказалось успешным. К концу XIX века картофель быстро распространился и занял важное место среди сельскохозяйственных культур.
Наряду с полеводством, были развиты огородничество и садоводство. Выращивали капусту, огурцы, лук и другие овощи. На юге - арбузы и дыни. В XIX веке, помимо усадебного, развивалось промышленное огородничество и бахчеводство, особенно в южных районах благодаря железным дорогам. Хмелеводство также имело промышленное значение.
Животноводство, известное с древности, всегда было подсобной, но необходимой отраслью, тесно связанной с земледелием. Держали коров, лошадей, овец, коз, свиней и домашнюю птицу (в основном кур). С развитием капитализма сложились районы специализированного молочно-мясного животноводства (например, вокруг Петербурга и Москвы). Лошадь была жизненно необходима для сельскохозяйственных работ и транспорта.
Разнообразие природных условий России (леса, степи, реки, озера, морские побережья) издавна способствовало развитию не только сельского хозяйства, но и промыслов: охоты, рыболовства, собирательства дикоросов.
В XIX - начале XX века рыболовство было широко распространено и имело большое значение в питании русских, особенно в постные дни. Рыбу ловили повсеместно, при этом бассейны крупных рек (Волга, Урал, Обь) славились осетровыми, а Север и Дальний Восток - лососевыми. Обработка рыбы зависела от региона: на Севере ее коптили и сушили, на Юге - вялили и сушили на солнце, а вблизи соляных промыслов - солили. Орудия лова оставались традиционными: использовались сети, разнообразные ловушки (морды, верши, вентери) и крючковые снасти («переметы», «яруса»). Модернизация сводилась к усовершенствованию этих традиционных снастей. Рыбными угодьями владели и пользовались коллективно, работая артелями, которые формировались по принципу родства или соседства.
На планировку, размер и местоположение русских поселений влияли природные условия, способы заселения и хозяйственного освоения земель. Хотя с XVIII века правительство пыталось внедрить правильную квартальную планировку, большинство старых поселений сохраняло традиционный облик. У восточных славян преобладали многодворные (групповые) поселения, а не одиночные, что было тесно связано с общинным землепользованием. У русских это были деревни и села (крупное поселение с церковью и административными функциями, которые были распространены в центральной России и связаны с помещичьим землевладением). Помимо деревень и сел, у русских существовали и другие типы сельских поселений, развитие которых зависело от особенностей конкретного региона: «станицы» на казачьих территориях, «погосты» на Севере и Северо-Востоке, «починки» и «займища» в северной лесной полосе и Сибири, «хутора» в Северо-Западной части европейской России, а также в казачьих районах.
Преобладала линейная (уличная) планировка. Поселения состояли из крестьянских усадеб, объединенных общинным землевладением. Хозяйственные постройки (риги, амбары) часто выносили на окраину, а общие сооружения (мельницы) ставили за селом. В крупных селах центр формировался вокруг церкви, где располагались правление, школа и лавки.
Старые города часто сохраняли историческую планировку с укрепленным центром, а новые строились по квартальному принципу. Рост промышленности в XIX - начале XX веке усилил социальное расслоение, что ярче всего проявлялось в контрасте между центром и рабочими окраинами.



Источник фото : eamebel.ru , multiurok.ru , dzen.ru
Традиционное русское жилище характеризовалось срубной конструкцией из дерева. Стены возводились из горизонтальных бревен («венцов»), соединенных в углах способами «в обло» (с остатком) или «в лапу» (без остатка). В безлесных южных районах для строительства использовались глина, камень, саман.
Сложились три основных региональных типа жилища, различавшихся архитектурой и планировкой:
1) Северорусское жилище (например, Архангельская, Вологодская губернии):
• Высокие большие дома на подклете (хозяйственном ярусе).
• Жилые и хозяйственные помещения объединены под одной двускатной крышей.
2) Среднерусское жилище (Поволжье, центральные губернии):
• Меньшие размеры, низкий подклет.
• Двор примыкает к дому, но находится под отдельной крышей.
3) Южнорусское жилище (Воронежская, Курская губернии, казачьи области):
• Низкие дома, часто без подклета.
• Преобладали четырехскатные крыши.
• Дом вытянут вдоль улицы, двор - открытый, «круглый».
Независимо от региона, внутреннее пространство организовывалось по единому принципу: в углу русская печь для отопления и готовки; по диагонали от печи - красный угол - почетное место с иконами и столом; спальные места - полати, припечье (голбец); у входа - мужская рабочая зона, у окон - место для женского рукоделия (прядение, ткачество).
К концу XIX века единое пространство избы начало делиться на комнаты, появилась городская мебель. В городах сформировался собственный тип жилища - многокомнатный дом с коридорной или анфиладной планировкой.
Русская кухня отличалась богатством продуктов и разнообразием методов приготовления. Основой ежедневного питания для большинства русских на протяжении всего года служили хлеб и разнообразные хлебные изделия. Доминирующим был черный ржаной хлеб. Помимо него, из кислого теста готовили разнообразные пироги с начинками, лепешки, оладьи и блины. В северных регионах, Приуралье и Сибири особенно ценились открытые шаньги, тогда как в центральной и южной полосе праздничный стол украшали сдобные пироги из лучшей муки, но без начинки. Особое место в русской кухне занимают блины – изначально связанные календарными и семейными обрядами. Также были распространены толокно, кисели (овсяный, ржаной, гороховый), служившие как повседневным, так и обрядовым блюдом.



Источник фото : www.binoculars-travel.ru , туристыч.рф , foodam.ru
Из крупы готовили жидкие блюда – похлебки. На севере и в Приуралье популярны были «толстые щи» из ячневой крупы с мучной заправкой, а на юге – пшенный кулеш. Рис, заимствованный у местного населения, получил распространение среди русских в южной Сибири и Средней Азии, а к концу XIX века стал доступен и широким слоям населения других регионов. В Приамурье переселенцы употребляли местное пшено – буду. Каши ели практически ежедневно.
Овощи и огородничество имели региональные особенности. Капуста, свежая и особенно квашеная, занимала важное место в питании, ее заготавливали осенью и варили из нее щи. Вместе с кашей, щи символизировали традиционную русскую трапезу и имели множество рецептов. Для картофеля за короткое время появилось множество способов приготовления: вареный, жареный, толченый, битый (как густой кисель) и как заправка для различных блюд.



Источник фото : kulturologia.ru , lifehacker.ru , gorelka-optimus.ru
Потребление мяса было ограничено ограниченным развитием животноводства, а также многочисленными постами, занимавшими около половины года. Несмотря на это, мясная пища была традиционной для русских, что отразилось в разнообразии рецептов: засолка, копчение, вяление, а также приготовление похлебок, жаркого, запеченных блюд, пирогов и студня. Мясо употребляли как свежим (в Сибири – замороженным), так и соленым (солонина) в течение большей части года. Рыба служила важной заменой мяса в постные дни.
Традиционными напитками у русских были квас (хлебный, свекольный, грушевый) пиво (в том числе и медовуха), сбитень и взвар. В праздничные дни подавали алкогольные напитки: водку, настойки и наливки. С конца 18 – начала 19 вв. широкое распространение в городской среде получило употребление чая. Чай пили с сахаром (вприкуску), медом или вареньем, а у русских, соседствующих с монгольскими и тюркскими народами, существовал обычай пить чай с мукой, солью и маслом.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения